ПВД на Сарлык

Иван Друг
ПВД – это поход выходного дня, это когда в полноценный поход сходить не получается, а уже так жжёт в одном месте, что невмоготу, вот туристы сбиваются в стаи и убегают на выходные куда-нибудь в лес, в поле, а лучше всего – конечно же, в горы. Хороший турист никогда не упустит своего шанса просто потусоваться на природе. Потому что на маршруте не до тусовок – там работа, и при том частенько тяжелая.

Поступило предложение от старого приятеля-радиолюбителя Михаила поехать на выходных в радиоэкспедицию. Вот он, шанс покинуть железобетонные стены! Сколько же мы с ним проколесили... Сколько у нас было вылазок, успешных и не очень. Но могучая алтайская природа с лихвой нас всегда одаривала незабываемыми впечатлениями и скрашивала наши даже не очень успешные вылазки.

На сей раз план был более чем реалистичен. Антенны со всеми радиолюбительскими причиндалами общим весом в девяносто килограмм предполагалось забросить на вершину Тияхты, у подножия которой примостился учебно-тренировочный центр (УТЦ) «Семинский», база олимпийского резерва страны по биатлону. Крайне рекомендую к посещению эту базу всем критикам отечественного спорта – понаблюдайте вживую за тренировками, весьма благотворно влияет.

На вершину ведет горнолыжный подъемник – к сожалению, летом он не работает, поэтому весь груз понесем на себе. Зато недалеко и невысоко, дистанция с километр, набор высоты сто-двести метров, сущие пустяки.

– За бензин плачу я! – гордо сказал Миша, и это решило дело. Но, допустим, забросим мы его на вершинку, и он там целые сутки будет заниматься своим любимым делом, а что делать мне? Скучно. Может, устроить прогулку, на так хорошо видную гору Сарлык? Но не в одиночку же.

– Миша, ты не против, если я кого-нибудь приглашу? – Миша был не против. И я кинулся по знакомым туристам с супер-предложением – сгонять на ПВД! На Сарлык! Нахаляву!!!

Все охали, ахали, но дела не позволяли, жизнь цепко не выпускала из своих цивилизованных лап. Наконец, удача улыбнулась во всю широту своей улыбки, если можно так выразиться. В качестве товарища со мной будет Зина, красавица-интеллектуалка-блондинка, такой вот взрывоопасный сплав, но я человек исключительной смелости, не боюсь.

Миша со своей стороны пригласил Вовчика. На самом деле Вовчика, конечно же зовут Владимир, и лет ему достаточно, чтобы попытаться вспомнить и об отчестве. Однако он весь настолько светился и излучал жизнерадостность во всех ситуациях – ни дать ни взять Вовчик и есть. Так вот с детства приклеится звание и на всю жизнь.

Именно Вовчик будет нынче ассистентом радиста, а мы с Зиной будем просто туристами, выехавшими нахаляву на ПВД на Сарлык. Отлично, мне это нравится.

Переписка велась в соцсети, и чем ближе ко времени «Ч», тем она была активней, как только не повисли их, соцсетевские, сервера. Договорились, что старт будет дан в пятницу, после работы – чтобы лишний раз не отпрашиваться. С утра заеду к Михаилу, загрузим машину, привяжем антенны, и, как только удастся сбежать с работы, в путь!

Главный вопрос – когда сможет это сделать Вовчик, ибо ему драпать аж из Колывани. Но Вовчик проявил спецназовскую выучку и сумел оторваться от преследующей его бухгалтерии. Отлично! Первый раунд наша команда выиграла!

Тимлидер посмотрел на меня с тоской – как бы он хотел тоже так вот подорваться и сбежать куда-нибудь... Ладно, иди, живи. И я пошел, точнее, побежал – бежал я от радости и чтоб не успели тормознуть, да и только до машины. В условленном месте посадил на борт Мишу, Вовчика и мы выдвинулись. Было около двух часов дня. Неплохо.

Зина новоалтайка, и она нас ждет в Новоалтайске, и даже может выйти на трассу.

– Зина, а как мы тебя узнаем? Давай ты будешь держать в руках бутылку коньяка «ХО»?

– Если я буду держать в руках бутылку коньяка, тогда я могу вас не дождаться!

Ладно, заедем за Зиной домой. Судя по гуглу, ехать совсем недалеко, как оказалось, все давно зафотографировано и можно виртуально проехать весь путь. А как же национальная безопасность, куда смотрят компетентные органы?

Едем. Вот поворот на Новоалтайку. Нет, это не он, там на плакате было указано совсем другое расстояние до Бийска! Едем дальше. Вот следующий поворот... Э, нам надо было все-таки там повернуть. Разворачиваемся через мост, т.е. через мощную развязку, возвращаемся. Вот так и достигается национальная безопасность – всеобщим бардаком, бесполезно фотографировать. Видимо, вот эти ямы на новоалтайских улицах были сделаны с той же целью в достаточном количестве – на фотках из гугла их не было.

Дальше без приключений. В Сростках съели по традиционному дранику, Миша взял не менее традиционной медовухи и в путь. Ночевать решили на Семинском перевале, на полянке. Так и сделали. Готовить ничего не стали, быстро перекусили, тем, что было, и спать.


13 августа, суббота

Сквозь сон слышу полицейскую сирену. Видимо, приехали ВИП-спортсмены и делают ВИП-забег под охраной полиции. Стоп. Какой-такой забег? Еще полная ночь! Наконец, просыпаюсь окончательно, выбираюсь. Все затянуто туманом. А, вот и они, с сиреной. Действительно это хмурые сотрудники полиции на УАЗике-буханке. Кто-то потерялся? Да, вчера потерялась женщина, 81-го года рождения. Спортсменка? Нет.

Вот ужас ужасный. Но как тут можно потеряться? Днем и ночью гудит-шумит трасса, слышно ее отовсюду. Просто иди на звук и все. Найдись, девушка!

Начинаю греть чай – это самое актуальное. Нормальным завтраком для скорости решили пожертвовать.

Соседняя палатка спит. Нет, так не пойдет. Начал их потихоньку будить – еще не хватало, чтобы они нас тормозили, а ведь нам еще топать на Сарлык, далеко. Потихоньку поднимаются. Подарил им немного кипятка.

Пакуемся, переезжаем на исходную позицию – на неохраняемую стоянку УТЦ. Там мы быстро отвязываем антенны и забираем все радиолюбительское барахло, оставляем лишь небольшой груз для одной ходки, и идем вверх, на Тияхты. Зине доверили нежную антенну тонкой работы, и она уходит вперед.

Мы же пыхтя проходим метров сто и сдыхаем. Ладно, делим груз на куски и будем его таскать перебежками. Пока мы так покрываясь потом доползли до вершины, Зина успела подружиться с местным зайцем. Живи, зайчик, долго, не попадайся диким охотникам.

Спускаемся с Владимиром к машине, разбираем поклажу, прощаемся – и в путь. Не зря утром бодрил радистов – времени у нас вагон, и мы выбираем легкий прогулочный стиль, так сказать, себе в удовольствие.

Идем, любуемся красотами, заодно даем консультации встречным и поперечным, может, в гиды податься? Наконец, добираемся до родника у подножия Сарлыка. Здесь у нас привал и обед.

Встретили пару моих коллег по работе, на Сарлык они поднимались быстро и там не задерживались. Они сообщили ценную информацию, что в этом году на северной стороне Сарлыка лежит сугроб, а это бывает не каждый год, и это ценно – значит, не надо будет за водой бегать вниз.

Место довольно людное, до Серых Скал едут на джипах и квадрациклах, а дальше только пешком. Встретились несколько групп спортсменов, в том числе детская группа – они преодолевают этот путь бегом, бегут почти всю дорогу. Также видели интересную спортивную пару с маленьким ребенком в подвеске – очень быстро они поднялись, причем по камням, поскольку потеряли тропу, чем меня очень сильно удивили. По курумам ходить еще то удовольствие. Но на тропу еще надо выйти, местами туры стоят очень редко, легко сбиться.

Поднимаемся долго, не спеша. Наконец, поднялись. Видимость плохая, мы практически сидим в облаке, сильный, холодный ветер. Хорошо бы поставить палатку до дождя, чем мы без промедления и занялись.

Здесь только одна площадка, нами же подготовленная в прошлые годы. И та не совсем свободна от камней. Для комфорта подкладываем под коврики рюкзаки.

У нас была бутылка воды и Зина принялась готовить, а я отправился добывать воду из сугроба. Можно конечно просто набрать снега в мешок и топить – но это дополнительный расход газа. Поэтому нахожу струйки, наиболее бодро выбегающие из этой глыбы и подставляю всю свою посуду.

Удивительно, но чтобы наполнить всю посуду, а значит, обеспечить себя водой на все время пребывания, потребовалось совсем немного времени. А тут и Зина зовет к столу. Эх, хорошо!

Уже часов девять вечера, делать решительно нечего. На улицу нос не высунешь, холодный ветер, пытаемся спать – хотим встать утром, чтобы наблюдать рассвет. Но не спится, пошли разговоры, о том, о сем.

Наконец, уторкались и уснули.


14 августа, воскресенье

Часа в четыре утра сначала просыпается моя совесть, потом и я сам. У Зины плохой спальник, а температура ночью резко упала. Зина, как ты?

– Да вот, что-то ноги замерзли...

Да, пора применять известный способ, ибо, в вопросах выживания средства не обсуждаются. И мы это сделали.

Читатель... не смешите меня... что вы там своей головой вообразили – вы не правы. Нет, мы не приняли алкоголь, у нас его не было, да он и не помогает в подобных ситуациях. Нет, мы не залезли в один спальник – это могут, наверное сделать два худых туриста, если они просидят где-нибудь двадцать дней без еды, а мы не такие. Да, некоторые группы шьют специальные спальники, сразу на четверых, это помогает экономить вес и тепло, но это очень такие продвинутые туристские группы. Есть еще вариант купить два идентичных спальника, только один левый, другой правый и состегнуть их. Но у нас были разные спальники. Что, все? Сдаетесь?

Мы просто поменялись спальниками! Аплодисменты в студию! Дело в том, что по статистике женскому организму для комфорта требуется температура на пять градусов повыше. Что касается меня, то я и одет был в хороший флисовый костюм, и спальник у меня был теплый, да и сам закаленный – и я практически изнывал от жары. В результате у нас получился обоюдовыгодный обмен. Вот сразу так надо было поступить.

Прошло полчаса. Слегка приоткрываю полог у палатки – о, рассвет начинается! Все, спать не могу. Рассвет как по расписанию, часов в пять. Поэтому мы выбираемся наружу и начинаем пялить глаза сразу во все стороны (это я специально так написал, чтобы попасть на шоу к Задорнову, не подумайте чего). На самом деле мы смотрели то в одну сторону, то в другую. Небо было ясное, только с одной стороны висели кучевые облака, закрывающие горизонт.

Это надо видеть, как нежные розовые тона сменялись красными багровыми переливами, никакой фотоаппарат не в состоянии это передать.

Вот солнце поднялось над горизонтом и осветило дальние горы, мы увидели Белуху, восторгу нашему не было предела. Радость наша зашкаливала, мы прыгали от счастья как дети (предусмотрительно отошедши подальше от края).

А когда солнце поднялось еще повыше, осветило весь этот сад камней, огромное количество туров, которые зачем-то здесь сложили все, кому не лень, мы побежали, точнее, колченого похромали – по другому по этим камням никак – на другой край горы, смотреть величественную тень от Сарлыка.

Солнце приподнялось еще чуть повыше – все. Весь горизонт затянулся дымкой, Белуха исчезла.

Позавтракали. Тепло, солнце жарит. Даже не верится, что еще вот совсем недавно мы тут мерзли до колотуна. Пойдем купаться? Пойдем!

И мы спускаемся по крутому каменистому склону. Это метров двести вниз. Потихоньку, не торопясь, опасно. Спустились. Озеро – просто само красота. Изумрудная, чистейшая, прозрачная вода. На берегу лежит сугроб.

Купаемся (специально, для читателей с развитым воображением, отмечу: в купальниках). Вода холоднючая, как в Байкале. Но плюсовой температуры, это точно. Купание бодрит и освежает.

Не задерживаемся, скоро на Сарлыке начнут появляться люди, мы конечно, людям верим, но все-таки.

При подъеме склон затянуло туманом, я сбился с курса, но все равно залез, не так уж здесь и круто. Зина немного отстала, и я ее сверху направлял, благо были просветы.

Начинают появляться спортсмены. Неспешно собираемся, также неспешно выдвигаемся. Спустились практически за час, это быстро, это рекорд. Но без антенн. Опять у родника перекусили, дошли до брошенной базы ПВО. Алло, Вовчик, что у вас?

– А мы еще не спускались...

Да? А тогда... тогда, Зина, давай пойдем на Ласточкино Гнездо! Вон, видишь, там скалы?

И мы быстро пошли, просто добежали минут за сорок! Набрали воды в роднике, немного приподнялись на скалы. Зина пошла осматривать достопримечательности, я же занялся приготовлением обеда. На первое была каша из трех составных частей: пшено, гречка, рис. Благо, они были в мешочках и не перемешались при варке. Добавили к этому сайру и получилось шикарно.

На второе заварил незабываемый чай. Чай состоял из гораздо большего количества частей: бадан, листья и ягоды: смородины, брусники, шикши; ягоды жимолости – по принципу, что вижу, то и мечу в котел. Получилось изумительно. Зина проявила чудеса сообразительности и безошибочно назвала все составляющие этого чудесного напитка.

Добрались до кедровой рощи. Алло, ну, как у вас? Спустились? Да, мы тоже идем!

Приходим. Антенны спущены и привязаны, вот всегда бы так. Быстро пакуемся, занимаем свои места и в путь.

Обратная ночная дорога была не простой. Водитель (помните еще, кто это?) наглым образом горланил песни, перевирая слова и мотив, все норовил вставить в текст имена присутствующих. А зрители терпеливо слушали. Кидать помидоры не могли, и воспитание не позволяло, да и не было помидор. Выйти из зала тоже не могли. Вот и грустили, под музыку, практически, Вивальди.

Иногда водитель останавливался, бегал кругами, умывался. Но самое эффективное все же было щелкать семечки.

На следующий день выяснилось, что на самом деле никто не был против заночевать еще раз, а утром рано, часа в четыре двинуться – так и решили поступать в будущем.