Пески

Елена Липаткина
 Praefatio 

Девочка примостилась на телеге среди вещей, прижимая к себе  щенка. Девочка неотрывно смотрела на котёнка, сидящего на крыльце уже  охваченного пламенем дома.
Его нельзя было забрать, подвода уже ехала со двора и мир, в котором девочка жила, горел.

Это было последним воспоминанием о родном доме, воспоминанием немолодой финки о 1939 годе, когда к ним на хутор пришли и велели в два часа(в два часа!) освободить его.      Быстро побросав, что мог увезти, на подводу, хозяин поджег дом.
 
------

Мы ехали на автобусе из Зеленогорска до остановки Пески, в сторону Финской границы.   Погода , хоть и была обещана солнечной, настораживала тяжелыми тучами, закрывавшими небо,местные в автобус заходили в осенних куртках, дети в шапках и  капюшонах. На шорты и футболку моего мужа косились,и я уже начала предполагать  скорую простуду у него и у себя. Наконец, автобус остановился, высадив нас , по первому впечатлению - посреди трассы, вокруг которой расстилались леса с тонкими по-северному соснами.



Мы вышли втроем - мама, муж и я - огляделись,  и  тут стало понятно, что цивилизация в виде автобусной остановки с людьми находится на противоположной стороне.
Нас встречали. Нина Яковлевна повела нас, как мне тогда показалось, тайными тропами ( на обратном пути я увидела ту же дорогу хоженой-перехоженой), по пути указывая на чернику в лесу, землянику на краю канавки, ежика.  Но первое, что нас окатило, ошарашило ,  лишь ступили в деревья , - это запах, немыслимый аромат северной хвои, смешанной с частицами  моря.


Запах.. этот запах входит в грудь , в желудок и в душу, им начинаешь жить, и такого не встретить на югах.


Наконец мы пришли.


Дом Нины Яковлевны отличался необычностью по всем фронтам: необычность сада, необычность "начинки" дома.


Сад - это плод творчества сына хозяйки, Кости, хорошо известного на сайтах садоводов.


Сад хвойный, все деревья и кустарники необычной формы. Нина рассказала нам, что ее сын как-то раз озарился   идеей:  что будет, если привить " ведьмину метлу" ( шаровидное образование из веток, похожее на гнездо, все его видели, но название для меня оказалось незнакомым, чаще всего встречается на хвойных деревьях, но может быть на любых) с одного дерева на другое ?      Уже спустя годы Константин узнал , что он не первый, в Европе этим занимаются  давно, тем не менее, в России это было инновацией.


Весь сад Константина состоит из этих чуднЫх деревьев и кустов, каждое не устремляется пикой ввысь, а заканчивается "шляпкой", "плоскогорьем", чувствуя   себя   комфортно в окружении причудливых коряг,  альпийских  горок с небольшим количеством гармонирующих цветов, мхов,  старой скамейки,  вписывающейся в это мистическое пространство.


Я обратила внимание на оригинальные колокольчики, развешенные декоративно на кустах и деревьях, нестандартного вида и формы : "Это поделки тоже Ваших рук?" "Это не поделки,
это металлические конусы для сбора смолы с сосен из Новгородской области, куда мы ездим за грибами." В доме была свадьба, и необычные "колокольчики" украсили в тот день сад, да так и прижились.


Конечно, мы спросили, были ли сюжеты об этом саде на ТВ, и в ответ получили забавную историю о том,  что как-то раз, приехав на свой участок в незапланированное время, хозяева обнаружили сьемочную группу, перемахнувшую через символический заборчик и снимающую сад.   Все закончилось  вполне мирно, правда,  после отьезда группы Константин недосчитался нескольких образцов своих саженцев,  прихваченных "в карман" особо ретивыми поклонниками садоводческого таланта.



Дом внутри - царство мамы Константина Нины Яковлевны. Человек с редким талантом, способная из любого  мусора   сотворить божественную красоту: из ржавых гвоздей, выброшенных на помойку предметов, из битого стекла автобусной остановки - прекрасная мозаика на столе,  созданном из выброшенной основы, шкаф - из рамы для огромного зеркала, найденной на помойке,   изящная инсталляция на полстены  - из разбитой посуды,  сахарниц, чашек, блюдец,   обычные прозаические банки и бутылки,    обклеенные автомобильным битым стеклом, блистают чарующим светом.   



Светильники из досок, выброшенных на берег морем. Часы из тех же досок и старой  швейной машинки.  Идеи рождаются ежеминутно и ежедневно претворяются в жизнь.



Все два этажа и крыльцо несут яркий отпечаток личности хозяйки, кажется, не осталось места для воплощения новых идей, но творческий поток не остановишь.



То,  что не нашло гармоничного места в стенах дома,- к слову, небольшого по нынешним меркам, - находит гостеприимство в сарайчике,  куда всех гостей отводят, как в музей, только бесплатно - расплачивались мы нашим искренним изумлением , непониманием ( " из чего это?...не может быть..!") и , наконец, восторгом.


Завершением чудесного дня был поход к морю.


Раньше участок был предпоследним,  и от залива его отделял лишь душистый луг с мягкими травами и алыми ягодками в траве


Теперь же надо идти крюком, огибая стройку и новые богатые коттеджи, владетели которых тоже некоторым образом стараются проявить фантазию: средневековый замок, белокаменный московский кремль, точная копия Покрова-на-Нерли - лишь немногое из того, что  можно увидеть.


Но, к сожалению, и выходы к заливу амбициозные фантазеры посчитали частью своих владений, поэтому мы долго выходили к одному из двух оставшихся узеньких проходов к валунам и волнам, прежде не знавших ограничения со стороны берега.



Долго уходить не хотелось от ярких суровых волн, раскаленных на солнце валунов, теплого нынче ветра, но даже при том требующего у гостей наличия капюшона, который можно трепать , напоминая о том, где они - на севере, на бывшей финской земле.


Но надо было успеть на автобус, который увозит прочь, такой же, как все автобусы увозящие нас прочь - от любимых, от городов, от мест...навсегда ли?..



Вместе с хозяйкой была дружно приготовлена  картошка, пожарено мясо, сделан салат, хозяйка выставила селедочку и грибы своего приготовления, - на стол из мозаики в саду, также своего изготовления, мозаики, выполненой из битой бытовой керамики ( его младший брат скромничал в спальне, будучи еще более блистательным , недаром - из обкатанного морем бутылочного стекла).



Сказка подходила к концу, таяла с каждым шагом, приближавшим нас по поселковой дороге, мимо канавки с ягодами по лесной тропинке - к бескрайней трассе, обрамленой худыми северными соснами на много миль.
 


Conclusio


Девочка , увезенная с родного хутора, жила и росла в Финляндии, а на месте ее хутора был пустырь - цветущий луг с земляникой, с 39-го по 90-е годы - только травы, звери и насекомые хозяйничали на месте девочкиного дома, с которого так внезапно,   вдруг, в два часа пришлось сняться и уехать в другую жизнь. 



И лишь в конце 90х в поселке "Пески", там, где паслись местные коровы, на месте, где когда-то был хутор, от которого остался лишь заросший фундамент и яблони, посаженные хозяевами еще в 1930 году, снова появились люди.
 


И участок на месте, где находился непосредственно дом, достался семье волшебников, ведунов от Бога и от природы.


До сих пор сохранена на участке каменная ступень, поросшая  многолетними мхами - порог дома прежних хозяев финнов. На нее хотели поместить фигурку котенка, выполненную из шамота ( вид глины), но так как шамот плохо переносит внешние условия, перенесли котенка в дом, - и, Господи, как это хорошо!..



Теперь семья Нины Яковлевны тесно дружит с семьей той бывшей девочки-финки, превратившейся в респектабельную пожилую даму.  Наш облик меняется, но самые яркие воспоминания  навсегда с нами. 


Признаюсь, я несколько дней после услышанной истории мучилась мыслью, -  жив ли тот котенок, там, в том куске прошлого, оставшись в  воспоминании девочки один, в охваченном пламенем куске плоти пространства,    корчащегося от боли и несправедливости, которая , увы,  всегда и во все времена сгоняет со своих дворов, ломает судьбы ?..  Что мы можем сделать, как противостоять этой всеразрушающей силе , для которой нет ничего запретного ?


Ответ пришел сейчас, когда я пишу эти слова :  сила любви, проявленная в творчестве.


Взять - закончившее жить, выброшенное, сломанное, давно списанное со счетов, и оживить.


Наполнить любовью, жизнью, живой водой. 


Разбитую лампу  превратить в картину, и она будет светить.


Швейную машинку - в часы, которые будут показывать новое время, не позволяя забыть о старом, том, что прошло.


Пока жива память, всегда жива надежда, что прошлое не повторится.


Хутор, переживший непростую и трагическую судьбу,  нашел любовь и внимание в добрых и творческих руках.