Поэзия! Как интересно!

Ольга Новодворская
Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.
Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие.
В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
               «Вы, щенки! за мной ступайте!
               Будет вам ПО КАЛАЧУ,
               Да смотрите ж, не болтайте,
               А не то ПОКОЛОЧУ». А. Пушкин

               "Область рифм — моя стихия,
               И легко пишу стихи я,
               Без раздумья, без отсрочки
               Я бегу к строке от строчки,
               Даже к финским скалам бурым
               Обращаюсь с каламбуром".
               (Д. Д. Минаев)


А вот мой каламбур - поздравление мужу.
   Именинная песенка на мелодию песни "Шаланды полные кефали"

Судьбе спасибо - МЫ ЖЕНАТЫ!
Душой всегда МЫ ЖЕ "НА ТЫ"!
Друг другу нежные фанаты!
Растут наследников кусты!

Семья - сладчайшая работа!
А рай? За жизнью! НАДО ЖДАТЬ.
Когда супруг попросит что-то,
Коль я супруга - НАДО Ж ДАТЬ!

Припев
Я вам не скажу за всю Планету,
Вся Планета очень велика.
Лучше тебя, милый, рядом нету!
Жизнь с тобой, мой дорогой, сладка!

Ты в чувствах резв, как ЖЕРЕБЁНОК!
Что починить - гигант, силач!
Болеешь - слаб, ты ЖЕ - "РЕБЁНОК"!
Тебе я "мамочка" и врач!

Промчались годы ВЕРЕНИЦЕЙ,
Тряхни, мой милый, СТАРИНОЙ!
Любуйся в светлой ВЕРЕ НИЦЕЙ,
Скажи лишь в 100 ты: "СТАР, ИНОЙ".

Припев.
Я вам не скажу за всю Планету,
Вся Планета очень велика.
Лучше тебя, милый, рядом нету!
Жизнь с тобой, мой дорогой, сладка!

Наш быт, ЕМУ ЖЕ НАДО БУДЕТ
Всё ж попытаться нас "заесть".
Мой муж! ЕМУ ЖЕНА ДОБУДЕТ
Всё, что ему позволит цвесть!

Припев


Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.
Вот как с помощью звука  -л- я передала лёгкость волны и ласковость Волги, полёт лодок в моём стихотворении о Волге.

В летнем платье шелковистом
Волге трепетной легко.
Как глаза её искристы!
В них милльоны васильков!

Летом розы рядом жили,
Флот гулял из далей в дали,
Лодки лёгкие сквозь мили,
Здесь, ликуя, пролетали!

Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Например:
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В Ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
лелею травы, лелею нивы. (К. Бальмонт).

Здесь повторяются гласные "о" и "е".

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

Вот как помог мне этот способ в моём стихотворении по картине Левитана "Над вечным покоем" передать этот самый покой с помощью повторяющейся ударной гласной 0. Я выделю букву о здесь заглавной буквой, при чтении произносите звук о удлинённо, протяжно, и вы испытаете чувство покоя, бездонности времени и пространства, что и хотел передать в своей картине Левитан.

Над вечным покОем за стОрожа сОнного
Левитановский хОлм над рекОй.
Здесь как облака по простОру бездОнному
Столетья плывут чередОй.

А вот как называется рифма в этом моём стихотворении -песне, я не знаю. Может быть вы подскажите. Здесь предыдущее слово входит в состав следующего, с ним рифмующегося слова.

Зелен воздух вольный,
Звонок шмель довольный,
Зажужжал он летом,
Закружил балетом.

Еле ветер реет,
Еле вечереет,
Еле солнце тенью,
Еле спать цветенью.

Льётся запах мяты,
Лесом тропки смяты,
Лучезарно в роще,
Летом зверю проще.

Еле ветер реет,
Еле вечереет,
Еле солнце тенью,
Еле спать цветенью.

Нежность в речке летом,
Небо с ней валетом.
Но лето тихо тает,
Неспешно отцветает.

Облако как лодка,
Осень в ней, молодка.