Колодец

Андрей Незбайло
Колодец

В одной непроходимой пустыне уже несколько лет стоял пересохший колодец.
И пусть бы  с миром стоял, да только ходили про него нехорошие слухи. Рассказывали, что  кто бы к нему ни приближался, тот уже не возвращался обратно, а пропадал без вести.
 И мало кто знал, что там видели люди, и что стало тому причиной, да только много караванщиков рассказывали странные байки. Мол, частенько, ночью, к этому колодцу приходила некая черная фигура и набирала в пересохшем колодце воду.
- Почему воду? - спрашивали у вольных торговцев местные люди – Колодец же сухой?
- Может быть, уже не сухой, - отвечали им торговцы, вспоминая, как шли через пустыню и слышали скрип от колодезного барабана.
Но мало кто осмеливался, путешествуя по пустыне, приближаться к этому колодцу, и проверить так ли оно, или нет. А кто ходил, тот уже не возвращался.
- Может быть, их забирает смерть… - сплетничали местные жители, пуская слезы – Ах, бедненькие, что же с ними сделало это чудовище?
 А проклятье так и продолжало мучить прохожий люд, отбирая жизни у всех, кто осмеливался приблизиться.
Что с ним можно поделать, никто знал, и только смерть, набирая из колодца воду, ворчала себе под нос, сетуя на людей:
- Вы сами и есть причина своего проклятья... - говорила она, взирая на пустыню по которой путешествовали бедные и богатые путешественники.
Среди которых однажды нашелся человек, привлекший ее внимания больше всех остальных.
Это был побитый путник, которого ограбили и бросили в пустыне умирать, но он все равно шел, пытаясь хоть как-то спасти свое жалкое существование.

О своем будущем Михаил еще ничего не знал, да и не догадывался вовсе.  Да и о чем ему было догадываться, когда голова было забита мыслями, как прокормиться и найти источник влаги. Денег не было, сил уже тоже, а пустыня так и не кончалась.
И бродил Михаил из стороны в сторону, голодный, нищий,  и никому не нужный. Его отталкивали проходящие караваны, даже не рассказывая ему как выйти к ближайшему городу, а быстрота их лошадей и усталость Михаила не позволяла несчастному поспешить и проследовать за ними.
- Помогите, помогите!!! - кричал он и днем и ночью, еле сохраняя силы, чтобы не умереть от жажды и голода. И вдруг посреди ночи он услышал какие-то звуки за перевалом, словно колесо на чьей-то повозке скрипело.
Оно скрипело медленно, но так громко, что было точно слышно, откуда доносился звук. Собрав все свои силы, Михаил побежал к нему на встречу, надеясь настигнуть ее хозяина и, если не выпросить у него помощи, то хотя бы проследовать вслед за ним.
Но как только несчастный путник вновь набрал силы и закричал «помогите», скрип колеса затих, кто-то холодно засмеялся, то ли, приближаясь к нему, то ли удаляясь от него прочь.
- Кто вы, где вы, помогите мне!- звал на помощь путник.- Я умираю, мне плохо, дайте воды!
 Ему не ответили ничего в ответ, но какая-то манящая сила  щелкнула по щекам, заставив посмотреть на что-то дивное, стоящее совсем рядом перед ним.
- Колодец, колодец, вода!- закричал в изумлении Михаил, бросившись к источнику, надеясь прикоснуться сухими губами к его питательной влаге.
Но как только он наклонился за известняковую стенку, он не почувствовал приятной живучей прохлады, он не услышал звука булькающей воды, но зато он увидел проклятье, которое таилось внутри колодца – это были горы золотых монет.
С первой же секунды он был заворожен увиденным так, что забыл про все свои проблемы и злоключения, и про жажду, о которой раньше не переставая думал.
Это было что-то поразительное, завораживающее, неописуемое! Перед Михаилом предстала целая гора золотых монет, которая лежала далеко-далеко, на самом дне пересохшего в пустыне колодца. 
Откуда они взялись, путник и не задумывался, главное было для него, что он нашел их и теперь все это принадлежит только ему.
- Мое богатство, мое счастье, - закричал он – вы мне дадите все-всё! Вы дадите мне воду, еду, дом, счастливую жизнь! Чтобы я ни захотел, я получу это вместе с вами….
 Обезумев  от радости, путник протянул свои руки к золоту, словно пытаясь достать его с глубины колодца.  Странная жажда преследовала его, жажда, которую он был неспособен в себе укротить ни на секунду.
И вдруг случилось страшное. Стена колодца не выдержала и провалилась на дно, утаскивая Михаила за собой.
И через какое-то время, лежа на золотых монетах, несчастный путник проснулся посреди ночи, еще не осознавая, в какое страшное узилище он угодил по своей глупости.
Для него было чудом, что он не покалечился и не убился, но несчастный не радовался этому чуду, для него главным счастьем было прижаться к своему золоту, и повозиться руками в монетах, перебирая их из кучи в кучу. Эти процессы вызывали в нем такое наслаждение, словно он ласкал женщину, а не бездушный кусок дорогого метала.
- Мое золото, мое счастье! Ты, ты построишь мне красивый дом, ты выберешь мне самую богатую жену, ты выкормишь моих детей…- Безумец еще много говорил и говорил, но вдруг он осознал весь ужас своего положения.
Ведь теперь он стал пленником колодца, из которого не было выхода. А когда он увидел чьи-то высохшие кости, лежащие то там, то сям, несчастный путник совсем потерял самообладание и закричал во всеуслышание: 
-Кто вы такие, я вас не боюсь! Уйдите, уйдите прочь, я вас не боюсь, я вас не боюсь!!!- кричал Михаил, пытаясь выбраться из колодца всеми доступными силами.
Но все попытки оказались напрасны, впрочем, как и у его предшественников, им оставалось только лежать на золотых монетах и ждать, что кто-нибудь придет на помощь. Так же как и Михаилу...
Сначала несчастный истязал себя ожиданием, а потом, когда никто к нему не приходил, начал медленно сходить с ума.
То и дело Михаил разговаривал с мертвыми, лежавшими вокруг него, и спрашивал у них совета, высказывая предположения, что они и есть те самые путники, которые пропадали без вести в пустыне, став жертвой какого-то таинственного проклятья. 
Но, никто из них не отвечал ему, а Михаил, наблюдая за ними, лишь сильнее осознавал, чем кончится его страшное заключение. Единственное, что его утешало, это золото. Но сидя взаперти на дне колодца, несчастный человек стал переосмысливать его значения для своей жизни.
Надежды построить счастливую жизнь рушились все сильнее.
И всю ночь, не проспав ни часа, Михаил мучился и бранил сам себя, а с утра он потратил весь день на попытки докричаться до внешнего мира, который так и не услышал его мольбы.
 
На следующую ночь, прикрыв чуток глаза, прижав золото к себе словно мягкую подушку, нищий вдруг услышал, как заскрипел колодезный барабан.
Открыв глаза, он закричал со всей силы:
- На помощь, на помощь, помогите мне! - но лишь он поднял голову ввысь, как в ту же секунду опустил ее от страха, увидев страшное обличие, которое посмело нарушить его покой.
Это была высокая и статная фигура, одетая в темное полотнище с головы до ног, прикрывая своим одеянием мертвое, костлявое тело.
И это существо крутило ручку колодезного барабана, без веревки и ведра, словно издеваясь над несчастным пленником в его страшном узилище.
И хотя смерти было жалко его, но она ничего не могла с ним поделать, разве что поговорить и облегчить его душу перед началом страшного конца.
- Ты просил о помощи и прошлой ночью, - отвечала  ему смерть - да только зачем тебе помогать? Ты ведь безумец, как и все эти безумцы, что рядом с тобой. Они полезли за выгодой в пропасть, а вслед за вами пойдут и другие такие же глупцы.
- Это не так, это не так! - отвечал Михаил закрывая глаза от страха. – Тебя нет, тебя не может быть!!!
- Меня нет! – засмеялась смерть -  Что теперь тебе еще остается, кроме этого? Лучше подумай, как избавить всех остальных от своей участи, тебе-то все равно конец!
- Я не хочу здесь умирать, я не хочу!!! – закричал Михаил, впервые посмотрев в глаза собственной смерти.
- Не хочешь умирать. – усмехалась смерть - А я, думаешь, просто так здесь жду? Сталкивая маленькие камушки, шатавшиеся на стенках колодца, она продолжала:
- Ах, милый мой, тебе уже так немного осталось, еще одна ночь, две, и ты навечно станешь богатым, в богатой компании. Не горюй, милый, тебе было не суждено родиться богачом, ну так стань им хотя бы после смерти. И не беспокойся, ты не обеднеешь, скольких в долю ни бери, золотая гора скуднее не станет... - говорила смерть, посмеиваясь над ним с доброй улыбкой.
Но Михаила задели эти страшные слова, он зарыдал и, обливаясь слезами, стал пытаться изо всех сил выбраться на поверхность.
- Помоги мне, пожалуйста!!! Подай руку. - обращался он к смерти, но она только смеялась над ним еще сильнее:
- Напрасный труд, лучше бы подумал о других.
- Тогда скажи мне смерть, - обратился к ней ее пленник - чье это золото и что за проклятье лежит на этом колодце?
- Золото  и есть его проклятье! – ответила ему она, обезумев от злости – Бросили однажды его сюда убийцы и воры, скрыть хотели золотишко свое, думали, убегут от правосудия, заберут назад, да только их переловили и отправили ко мне, а золото осталось там, где и лежит сейчас. И с тех пор оно и продолжает свои злые дела... Сначала воду в колодце высушила, а потом и за людей взялось.
- И много людей полегло?
- Много ли? Посчитай сам, с десяток-другой уже наберется, а вместе с тобой и того больше….
- Но я не хочу, не хочу умирать…- взвыл Михаил, прыгая на стены колодца, словно стараясь вырваться из него вновь и вновь - я не хочу умирать, не хочу!!! И на что мне тогда нужно это золото, если я не смогу им воспользоваться?! Послушай, послушай меня, пожалуйста, -обращался он в который раз к своей смерти -  а, может быть, я у тебя выкуплю свою свободу, может быть, за часть этого золото ты  поможешь мне хоть чем-нибудь?
 - За часть…- вновь хохотала смерть - да все золото мира не позволить тебе выкупить свою жизнь… Тем более, ты не первый, кто пытался откупиться от смерти деньгами, ну и что, посмотри, где они? - ответила она, указав на мертвых в колодце.
- Тогда, - вновь пуская слезы, отвечал ей Михаил – я ничего тебе не отдам!- говорил он, пав лицом в золотые монеты - Это только мое, мое, поняла?!
- Твои предшественники говорили так же, глупцы, им бы подумать о других, да и дело с концом, ан нет - все себе, все себе гребли…
- А так они поступали?!- взвыл Михаил, взяв горсть монет и кинув их за пределы колодца, пытаясь попасть в старуху-смерть.
- Нет, так они не поступали, - ответила ему она, теребя своей ногой золотые монеты, валявшиеся на песке. - А ты зачем это сделал? Из злости ко мне, а может быть, всё еще надеешься меня купить? - спрашивала она, удаляясь.
- Подожди, подожди!!!- закричал ей Михаил, обливаясь слезами - Хотя бы ты останься со мной, я не хочу быть один, я не хочу!!!
- Чувствуется, с тобой мне придется слишком долго ждать...- услышал несчастный путник ее последние слова, которые, издавались все дальше и дальше.
А Михаил, оставшись один одинешенек, сел на свою гору золота и внезапно задумался о тех монетках, которые он выбросил за пределы колодца. Словно завидуя им, что они, в отличие от него, теперь оказались на свободе. А ему, а ему ее было не купить за все золото мира, оставшись сидеть в своем страшном узилище.
Всю ночь обезумевший путник пытался кое-как выбраться, но каждый раз какая-то сила возвращала его вниз, уж слишком было высоко, уж слишком стенки колодца были скользкими. И никакой надежды самостоятельно вылезти не было и в помине.
И только под утро, после второй ночи проведенной в заключении, опечаленный путник вдруг понял, что ему остается сделать перед своей гибелью. Он впервые решил последовать совету смерти и задумался о других.
 На тот момент уже слишком слабый и удрученный, чтобы продолжать бороться за себя, да и какой смысл? 
Испытывая безумные страдания и мучения, Михаилу вдруг больше всего на свете захотелось уберечь всех остальных от этой же участи. Золотые монеты уже не вызывали в нем того наслаждения, что раньше. Сам их вид раздражал его и выводил из себя. Эти чувства были настолько сильными, что Михаил вдруг понял, что он должен делать. Взяв в руку горсть своего богатства, он сказал, размахнувшись ввысь:
 - Это вам на еду - сказал Михаил и бросил эту горсть золота за пределы колодца.
- А это вам на красивый дом - сказал  он, взяв еще одну горстку побольше и бросив ее опять.
- А это вам на жену и детей, живите счастливо, кто бы вы ни были. А это вам на их будущее и на учебу.  А это вам на ваше прошлое, нынешнее, настоящее и будущее…- сказал он, бросая еще одну и еще одну горсть.
- А это вам,  чтобы вы не голодали. Это вам, чтобы вы не мучились в неволе, это вам, чтобы вы не умерли, как умру я. А это вам на жизнь, которой не было у меня….- все повторял и повторял Михаил, выбрасывал золотые монеты друг за другом. Через пару часов самобичеваний, в колодце уже ничего не осталось до самой последней залежалой монетки.
И только мертвые кости напоминали ему про его страшную участь, которая, слава богу, больше никогда ни с кем другим не повторится.
Ведь в колодце больше ничего не осталось, а значит, и на всем белом свете не найдется такого дурака,  кто полезет в колодец на верную гибель за богатством, которого больше нет.
 А Михаилу осталось только одно - принять свою судьбу, и он ее смиренно принял, валясь в заключении сухого колодца.
Как вдруг несчастный путник,  почувствовал лучи солнца, осветившие его целиком, в его страшном узилище. Для него это было удивительно, ведь солнце никогда еще не посещало его так глубоко под землей. Взглянув вверх, Михаил еле-еле увидел этот яркий огненный шар, нависший прямо надо ним, освещавший стенки колодца ярким светом.
Ах, как же ему хотелось, чтобы эти лучи солнца убили его окончательно, после стольких мучений пережитых в заключении. Ведь ему так голодно, так холодно, а во рту все высохло от нехватки живительной влаги.
«Ну же, ну же, убей меня, убей меня, солнце», говорил Михаил про себя, призывая смерть забрать его на свободу хотя бы мертвым.
Как вдруг несчастный путник почувствовал под собой что-то мокрое, словно под ним вылили ведро воды. Лучи солнца осветили несчастному его сердце и Михаил вскочил с земли, и увидел как пересохший колодец, избавившись от своего проклятья, стал наполняться водой.
 - Вода, вода!!!- закричал во всеуслышание Михаил, окунув лицо в эту крошечную лужицу, которая с каждым мгновеньем нарастала, и позволяла напиться и утолить свою жажду.
Михаил и представить себе не мог, с какой радостью и ликованием он встретит самые простые вещи, которые раньше даже не воспринимал за что-то важное.
Потеряв свободу, лишившись воды и еды, он был готов отдать всё ради этого и вот пришел такой час.
Шло время, вода в колодце все набиралась и набиралась, а Михаил медленно всплывал на поверхность.
А там его встречала теплая песчаная земля, осыпанная золотыми монетами. Со всех сторон колодца по ним разливалась живительная влага воды, которая уносила золотые монеты во все стороны по пустыне.
От слабости Михаил свалился на землю, и закричал, в надежде докричаться до смерти:
- Я живой, я живой, ты слышишь меня, смерть?! Я задумался о других, и я выжил, я выжил, подарив другим жизнь! Спасибо тебе, любовь моя....