Гераклит. Личный Логос

Анатолий Осовский
"Я вопрошал себя
и понял в себе главное":

Мое личное эго,
одухотворенное
живым огнем Логоса, -
это единое космическое эго.

"К Логосу единому всегда
непонятливы бывают люди".
Они погружены в себя,
"присутствуя, отсутствуют"".
Они видят лишь сновидения.

Трепет огня страстью дает
о себе знать в мистериях.

Если бы не в честь Диониса
простые люди совершали шествия
и распевали фаллический гимн,
они поступили бы
бесстыднейшим  образом.

А ведь Дионис (Вакх) во имя
которого они безумствуют
и неистовствуют,
приводит к Аиду.

Дионис - бог умирающей
и возрождающейся природы -
совмещает в себе жизнь и смерть.

Возвышенный восторг
ниспровергается
в царство бога смерти Аида.

Поистине "путь вверх и путь вниз -
один и тот же".

"Многознающие уму не научают".

"Они не уразумевают
как расходящееся с самим собой
согласуется упругим соединением.
Не ведают сколь гармонична
находящаяся под встречным
напряжением связь, -
как у лука и лиры".

Эго Логоса, недоступное
человеческому уму,
ощутимо приближено
к эго человеческому.

"По какой бы дороге
ты ни пошел, пределов
души не найдешь,
столь глубок ее Логос".

Логос - вечный поток огня,
возгорающегося и угасающего
в меру. Поток бесцельный
и неповторимый.

С одним и тем же человеком
все случается, происходит
всего один раз.

Огонь же "все обоймет
и всех рассудит"

Всё сущее едино в Логосе,
однако в непредсказуемом
потоке Логос остается
непостижимым для самого себя.

Так "выпытал самого себя" Гераклит,
полагая, что в Логосе
как и в человеке
огонь иногда безрассуден.

Он играет с самим собой.
Это напоминает "игру в шашки
несмышленого ребенка".

Всё у людей подвержено
внезапным переменам.

"Трудно бороться со страстью.
Ведь всякое желание сердца
исполняется ценой души".

Поэтому "людям не стало бы
лучше, если бы исполнилось
всё, что они желают".

В жизни души заключена её смерть.
Человеку невозможно ни избавиться
от желаний и страсти,
ни быть побежденным ими.

"Без надежды не найдешь того,
на что надеешься, так как оно
станет тем более недостижимым".

Логосом вовлеченные в бесцельный
поток, скользящий вдоль бытия,
люди, обреченные на сгорание,
охвачены вечным беспокойством.

Единый и всеобщий миропорядок
Гераклит не решается назвать
именем Зевса.
"Единое единственно мудрое
не желает  и желает называться
именем Зевса".

Гераклит по выдумке скорее поэт,
чем философ.
Единое и всеобщее начало
приобретает у него различные
названия:
Логос,
вечно живое,
наилучшее,
огонь,
мудрость...

Гераклит отличал
мудрое от всего остального.
"Мудрое в мире управляет
всем через всё".

"Всё остальное" - это когда
обыкновенный человек
"забывает, куда ведет его путь".

Для Гераклита Космос -это его
личный Космос (ощущение ребёнка).

Гераклит одушевляет Логос
подобно первобытному,
а, может быть, - будущему человеку.

Гераклит влюблен в красоту мира,
в его естественную стройность,
гармонию. Природа - произведение
искусства, не созданное поистине
"ни богами, ни людьми".

При том, что прекрасное
и гармоничное "таится"
"скрывается".
"Скрытая гармония лучше явной".

Похоже как "Владыка,
чье прорицалище в Дельфах,
не говорит и не спрашивает,
но знаками показывает
чистую правду.

Гераклит представлял,
что это через него
действует оракул
и вещает Сивилла.

Человеческий личный Логос
по Гераклиту не менее
глубок и беспределен,
чем  Логос, присущий Космосу.

Такова природа и происхождение
самоощущения, самоочевидности,
искренности и тайны человека.

При том, что и Логос и человек
непостижимы, потому что постигнуть
начало самого себя, свою судьбу
не представляется возможным.