Окно, распахнутое в сад...

Юрий Киркилевич
*
В Михайловском саду жил очень интересный человек. Звали его – дедушка Перов. Он был потомком художника-передвижника Перова – по крайней мере он сам это утверждал, а проверить точно было невозможно. Но и не верить ему оснований тоже не было.

Я не оговорился, что жил он именно в Михайловском саду. Точнее – он жил с женой в 12-метровой комнате в подвале Русского музея. Комната его на 2/3 была заставлена картинами великого деда, теми, которые не были выставлены в основной экспозиции. Дверь в музей была заставлена так, что пользоваться ей было проблематично.
Дедушка пользовался окном, к которому была приставлена деревянная скамеечка.
Каждое утро он выходил в сад, где его ждали «экскурсанты» - он проводил экскурсии по саду, рассказывал о каждом дереве в саду, иногда – о картинах, не выставляемых в музее…
Те, кто жил в Ленинграде в 60 – 80-е годы наверняка помнит его. Он был не по годам бодр, и, опираясь на свою сучковатую палочку так «бегал» по саду, что поспевать за ним было нелегко!
Но самым главным подвигом дедушки Перова стало… спасение Спаса-на Крови!!!
Дело в том, что когда Никита Сергеевич Хрущёв посетил Ленинград (в середине 60-х) ему очень не понравилось, что кортеж тормозил, поворачивая по мостам при выезде с ул. Халтурина (ныне Миллионная) на наб. канала Грибоедова!
Придворные «искусствоведы» довольно быстро обосновали ненужность данного сооружения. Мол, является он лишь неудачной копией собора Василия Блаженного, мол слишком вычурен архитектурный стиль… И здание реально (сейчас в это трудно поверить!) готовили к сносу.
Дедушка написал письмо в ЮНЕСКО.
ЮНЕСКО пригрозил исключением Ленинграда из списка городов-памятников… Подействовало. На 30 лет после этого Спас окружили лесами. Успокоили общественность – сносить не будут, будет реконструкция, а потом в нём будет открыт музей керамики…
А. Розенбаум поёт: «Желаю снять леса со Спаса-на-Крови»…
Дедушка Перов не дожил до дня снятия лесов. Но Спас-на-Крови – жив. Радует нас и является одним из символов города…