В Италии. Из дневника. 1996 год. 2Р

Владимир Гоголицин
                Римини (продолжение ).


                От места расположения нашей гостиницы к железнодорожному вокзалу и в Старый город ведет длинная улица (via), вытянутая на несколько километров вдоль побережья. Именно вдоль этой улицы и расположен курортный район города с многочисленными большими и маленькими, но невысокими отелями, магазинчиками, кафе и другими нужными туристам заведениями, а также несколькими церквами не очень старой постройки. Наша гостиница находилась  несколько в стороне  от  этой шумной улицы -шоссе, перейдя которую можно сразу попасть на пляж.
                Если выйти на неё из нашего проулка и повернуть направо, можно, воспользовавшись транспортом,  добраться до городка Градара с его крепостью и знаменитым замком с тем же названием. Именно в этом замке и разыгралась трагедия двух любовников, Паоло и Франчески, ставшая одним из волнующих сюжетов «Ада» — первой   части «Божественной комедии» Данте.
                Я повернул налево и пошел пешком в направлении  Старого города, чтобы присмотреться к медленно  просыпающейся в этот  воскресный день курортной жизни.  Действительно, только начинали работу  частные магазины и кафе, о характере собственности которых с гордостью вещали вделанные в тротуар мраморные дощечки с надписью «Proprieta privata». Хозяева или служащие магазинов с лязгом поднимали железные жалюзи, официанты протирали столики и расставляли стулья. Супермаркеты, банки и многое другое в выходной день закрыты — в Италии мощные профсоюзы защищают права объединенных ими трудящихся даже на курортах.
                По пути подошел к одной из церквей на этой улице. которая, что тоже интересно, после каждого небольшого поворота меняла свое название. На ограде церкви во множестве висели большие и маленькие афиши с  портретами, крестом и текстом под ними — характерная особенность жизни многих южных католических стран. Это родственники приглашали всех помнящих усопших почтить их память в годовщину смерти в заказанном церковном богослужении.
                Я вошел в церковь. Шла утренняя проповедь. Итальянцы внимательно слушали,  время от времени аплодируя, видимо, самым красноречивым и важным сентенциям пастора. Тот, сидя на паперти за столом с красной горящей лампой  читал текст по бумажке, что почему-то напомнило мне приглашавшихся на предприятия  лекторов, рассказывавших о международном положении, у которых, правда, вместо лампы на столе стоял стакан с водой.
                Как мне показалось, современность вторглась в церковную жизнь здесь основательно. Поминальные свечи в этой церкви были электрические и включались на подсвечнике с помощью множества тумблеров в соответствии с количеством опущенных в прорезь монет.  У входа стояли четыре будочки, которые я принял за телефоны — автоматы: в них сидели люди и, держа в руке телефонную трубку, разговаривали. Оказалось , я напрасно так думал, подойдя слишком близко: эти люди исповедовались сидящим на другом конце провода служителям этой церкви, что, конечно, удобно для обеих сторон. Интересно, нужно ли  опускать в такой телефонный аппарат монеты? Я вышел из  церкви с непривычки   несколько  удивлённый такой модернизацией религиозной жизни и снова устремился к Старому городу,
                Центральную часть Римини пересекают почти из конца в конец две перпендикулярные друг к другу улицы: Corso d Avgusto и улица, большая часть которой называется via Garibaldi.  Поэтому заблудиться и без карты и путеводителя трудно. Но у меня с собой было и то и другое. И я начал ими пользоваться с переменным успехом.
                Красоты Венеции или Флоренции в Римини, конечно, нет. Но город имеет свое лицо, морщины которого,  несмотря на сглаживание их новым строительством и реставрацией, производят впечатление очень  старых. Это чувствуется и в узости древних улочек, разбегающихся от главных магистралей, и в остатках ренессансных украшений на фасадах, и в многочисленных мраморных и бронзовых табличках с латинскими надписями и цифрами на аттиках и стенах зданий, и в облике стариков с почерневшими от солнца лицами, часами сидящими за столиками кафе на площадях Tre Martiri и Cavour и обсуждающими, казалось, с незапамятных времен всё на свете.
                Лица некоторых из этих стариков напомнили физиономии персонажей фильма Ф.Феллини «Амаркорд», в котором режиссер, родившийся и проведший начало жизни  в Римини, выразил в своих образах-фантазиях  воспоминания детства и юности. Как известно, он со своей женой Джульетой Мазиной и их рано умершим маленьким сыном похоронены на местном кладбище. Над их могилой — гранитный  памятник в виде носа корабля. «Корабль плывёт»...
                Средневековый дух  города, конечно, сильнее всего передает замок «Сиджизмондо»  герцогов Малатеста, сохранивший все боевые черты таких сооружений — мощные стены, четырехугольные башни, подъемный мост.... Там городской музей, но замок продолжает реставрироваться. На древних стенах его цветет и плодоносит всепобеждающая жизнь: зеленые свисающие побеги неприхотливых каперсов украшены редкими уже бледно-фиолетовыми цветочками и похожими на маленькие огурчики плодами.
                Рядом находится   площадь  Cavour со средневековой и ренессансной архитектурой.  На площади еще три древних здания: дворцы Общин, Старосты и Городского собрания, а также Рыбный рынок с ажурными готическими арками и колонками, фонтан с гордым названием «Шишка» и статуя папы Павла V. 
                Украшением города и средоточием его духовной жизни, скрепляющим её началом являются и древние церкви. Красивейшая среди них — Tempio Malatestiano (Собор герцагов Малатеста). Проходя мимо него утром, я видел у входа большую толпу людей, собравшихся  вокруг пастора, только что прочитавшего в храме проповедь и, видимо,  продолжавшего теперь неформальный разговор со своими прихожанами. Церковь в Италии очень близка к своим подопечным...
                Днем я зашел в собор. Шла служба с чтением Евангелия и молитв. Сидевшие на скамьях в огромном зале церкви люди  слушали текст на итальянском языке, иногда вставали, молча молились и снова садились, поглощенные службой. А потом, после окончания, стали пожимать друг другу руки в знак христианской любви. Это трогательное действо особенно впечатлило именно в этом храме, где нет ни росписей, ни икон, а стены украшены только каменными резными рельефами  исключительной красоты, изображавшими сцены из Писания, и скульптурами. Над всем этим парят мраморные крылатые  ангелочки — путти, как бы благословляющие пришедших молиться и поощряющие открывать  Богу и людям сердца с благодарностью и любовью.

               

                13.07.2016 г.               


                Окончание можно читать по ссылке:

                http://www.stihi.ru/2016/07/14/7340