А город не пришел

Алексей Евченко Ангел
… Волею судьбы я оказался в очередной раз в Иркутске летом в этом году… А этот день запомню надолго…  5 июля 2016 года…  Прощание с экипажем борта МЧС  ИЛ-76тд бортовой номер  RA-76840....
 День был жаркий,  но к вечеру над Иркутском нависли тучи, словно сама природа была готова разрыдаться, ливневыми слезами провожая тех, кто спасал город и поселки вокруг от пылающего ада.  Кто не побоялся на бреющем полете, в полной нулевой видимости от дыма сбрасывать тонны воды на горящие леса, отсекая жадное пламя от людей  и спасая  еще не тронутый огнем остальной лес.… 
1 июля они не вышли на связь в установленное время… С этого момента я следил за каждым выпуском новостей. Искали их трое суток. Им не хватило всего лишь каких-то тридцати метров….  Может даже и меньше, чтоб не задеть верхушки деревьев на склоне сопки, внезапно вынырнувшей из дыма перед ними…. 
Это были самые опытные ребята, ими восхищались иностранные пилоты и спасатели, когда они работали за рубежом. Никто из иностранцев не мог пролезть в пекло среди ложбин гор, куда пробирались наши на своем «ильюшине», спасая людей и города…  И там люди были им благодарны. … Но видимо Бог решил, что в его небесной эскадрилии не хватает именно таких парней….
На волне иркутского радио «МСМ» передали 5 июля, что в аэропорту будет проходить церемония прощания с экипажем разбившегося борта МЧС 17 часов до 18 часов местного времени, и все желающие могут попрощаться с погибшими пилотами разбившегося «ильюши». Мы рванули туда, оставалось минут сорок до начала. Хоть сам и не иркутянин, но среди МЧС есть друзья и сам ношу погоны,  да и просто по долгу, отдать последние почести людям, спасавшим всех от беды….
В аэропорту нас направили через вип-зону, где собирались те,  кто выразил желание проститься с героическим экипажем. В самом здании были долгие сорок минут ожидания....   А я увидел там только десяток человек, из которых были бабушка, принесшая целый букет гвоздик, женщина, как я понял, довольно  известная, тоже с цветами, девчонка и мама ее с букетами, парень один, еще семейная пара, две женщины, и мы - я, моя супруга, дочь и ее парень. Чуть позже провели журналистов и родственников погибших.....
Пока  ожидали приглашения на летное поле, я все это время наблюдал... Столько машин проехало мимо аэропорта!... Я все же ожидал, что гражданские придут проститься…. Понятно, что не все могут…. Но хоть по одному человеку от каждого предприятия,  банка, фирмы могли направить…. Дико было смотреть …. От МЧС, понятно, были все …. И мэр города, и от администрации города и области, от МВД тоже были…. А вот от нас, которые должны вроде чувствовать острее и быть сплочённее и отзывчивей, увы – только полтора десятка человек….
Хотелось реветь как мальчишке!.. Как же так?!... Они спасали всех от пожаров, а к ним пришло всего… десятка полтора людей, ради которых они шли на огонь!.. Это не честно - когда за тебя гибнет кто-то, да еще когда вокруг не рвутся снаряды, нет войны, а ты даже не пришел проводить в последний путь…. И это я сказал журналистам, бравших у меня интервью у выхода, что надо хоть совесть иметь! Прийти и проводить!..
На летном поле – борт МЧС, который должен доставить погибших в подмосковье.  Перед ним, по левому борту, у десяти постаментов покрытых черной траурной тканью,  на которых будут установлены цинки с телами экипажа «Николая Каманина»*, выстроились по группам парни из МЧС, по пять человек возле каждого. Тут же был и оркестр, и весь отряд принимавший участие в поисках.
…Прошел траурный митинг, панихида, мы возложили цветы на ящики с цинками, украшенными триколором…. Уже поднимался ветер, сгонявший свинцовые тучи над городом…
И вот прозвучала команда:  «Приступить к погрузке!».   Парни из МЧС под траурный марш бережно, в колонну, по одному внесли экипаж на борт такого же ИЛ-76, лишь бортовой номер его отличался всего на одну цифру – RA-76841…. Он унес ребят в подмосковный Жуковский вместе с их родственниками, выполняя, пожалуй, самую тяжелую миссию – быть сегодня в роли «черного тюльпана»**….
А за пределами аэропорта кипела жизнь людская, жизнь городская, которую защищали до последнего ребята экипажа борта «Николай Каманин»*.  Вот только город проститься с ними так и не пришел….

P.S.   Благодаря профессиональным действиям этого экипажа МЧС России в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживает более 50 тысяч человек. Ежедневно летчики-асы вели работу в тяжелейших условиях сильного задымления, высокой температуры и сложного рельефа местности. Для эффективного тушения самолету часто приходилось снижаться до минимально возможной высоты. (по данным МЧС и LIVEJOURNAL. Фото с места катастрофы взято со страницы "КП".)

Экипаж:
Леонид Филин – командир
ГеоргиЙ Петров – штурман
 АлексеЙ Лебедев – второй пилот
Виктор Кузнецов – бортинженер
 Игорь Мурахин – бортрадист
 Сергей Макаров – бортоператор
Сергей Сусов – бортоператор
Марат Хадаев – бортоператор
Вадим Жданов – авиационный техник
 Андрей Машнинов – авиационный  техник 

……………………………………………………………………………….
*- «НИКОЛАЙ КАМАНИН» - ИМЯ САМОЛЕТА ИЛ-76, БОРТОВОЙ НОМЕР RA-76840.
** - "Черный тюльпан" -  обычно АН-12, либо ИЛ-76, военно-транспортные, десантные. Используются для транспортировки павших. Название таким самолетам дали еще в Афгане. ( https://youtu.be/Zx4kWJLMKNM )