Что вы об ЭТОМ думаете?

Союз Татьян
Рецензия на «Татьяна Важнова. Путь Творчества» (Союз Татьян)

                ПУТЬ ТВОРЧЕСТВА

Я жертва этих рук – пусть изувечат.
Великой низостью любви предельной -
Сухим поленом, идоловой свечкой –
Сгореть готова страстью неподдельной.

О, как изнемогая тело пело,
Разбуженное опытным Никколо.
Как беспощадно, ласково, умело
Меня теснил к скуле иссиня-колкой,

Муаровой, как мрак катаны чёрной.
Клал на моё бедро тугое ухо.
Я – грифа шею длинную покорно
Жестоким пальцам подставляла. Глухо

Шипел смычок, такой же раб галерный,
Тянул из тела воющие жилы.
Кровь – музыкою назовут манерно
Укутанные в кружева. Служила

Им боль моя - душе казалась сладкой,
Берущей сердце в колдовские клещи.
Я – музыка его, восторг припадка.
Он – о душе напел такие вещи…

Измученной – она спускалась в бездну,
Оплаканная – поднималась в небо.
Так – только творчество способно:между
Двух ипостасей быть насущным хлебом.

Он понял всю тщету и глупость чаянья.
Чем он сильнее и мудрей, тем горше
Смотреть на бездну тёмного отчаянья:
Не оправдать, не состояться больше…

Играл наотмашь – каждый звук пожаром
Трещало тело дерева, пылая
От рук. Дыхание – смертельным жаром –
Чахоточным… В последний раз, прощаясь

По сердцу розгой: «Я – подарок миру!
Я – боль и яд, музЫкой оскопивший
Свои желания. Но мне она, как миро.
Отравленный… и досыта вкусивший».

И поражения тоска «сдаюсь!» кричала
В попытке быть собой, а может – выше.
Жизнь цену смерти в личный счёт включала:
Не так уж высока за сбывшееся. Слышал,

Как музыка лилась, и жгла, и пела,
Свободная в звучанье и во мне.
В моём роскошном теле беспредела
Изодраны все струны. На войне,

В сражениях с самим собой нет правых:
А Гений – вектор уходящий в вечность.
Путь творчества – всеядность и отрава,
Где пройдена отметка «человечность».

***
Дорогая моя, я уже откликалась на твои великолепные стихи:
.
"Путь творчества – всеядность и отрава,
Где пройдена отметка «человечность»


Сумасшедшая точность. Разновидность мыслительной нормы? Да это открытие, Таня!

Добавлю к сказанному. У каждого дорога в Храм Поэзии своя... Наверное, путь страдания короче, точнее, глубже наконец.
Тем радостнее осознавать сопричастность к Творчеству, как Доверие. Самосожжение? Да, Да и Да!
Поэтому последняя моя книга так и называется "Аутодафе". Это стихотворение из неё:

***

Не говорите - умерла.
Скажите так:
- Сгорела!
Звонят вовсю колокола,
Я, как они, пропела
Всю жизнь свою,
не зная путь.
Но ведая - горенье
Слова любви из божьих уст,
Сердечные... А тленье -
Не жизнь!
Вы слышите меня?
Дрова и Печь -
В них Смысл!

- Горишь?
- Горю. Хвала корням.

- Бог выслал Выси?
- Выслал.

05.11.2009

Татьяна Костандогло   29.06.2016 17:20   
.
Думаю, ради этой строки и состоялось это стихотворение. В какой-то момент поняла, что нет темы, мысли, чувства, эмоции которые не могла бы "проглотить". Иногда понимаю, что втягиваюсь в абсолютно запретные вещи, балансирую на краю. Нельзя провоцировать тех, чьим проводником являюсь. Но это такая радость постижения, такая "отрава" - наркотик, что готова идти на саморазрушение. Но ведь оно в свою очередь толчок к самовыражению и самосозиданию. Многие вещи начала постигать только теперь. Наверное, путано объясняю? Но такая тема манкая, давно хотелось обсудить её.

Спасибо, Танюша.

Татьяна Важнова   29.06.2016 20:20 
.
Так ведь и сама жизнь наркотик, да ещё какой... Но разве привнесение в неё законов небушка, не делает тебя хозяином положения? Человек начинает УПРАВЛЯТЬ ситуацией, не понимая, но принимая происходящее. Я говорю сейчас только о творческой личности. Каждый, кто вступает в добровольные переговоры с невидимым планом инобытия, становится соучастником творческого процесса, то бишь соавтором. Только так в жизнь могут постучаться ОТКРЫТИЯ. Поэзия - своеобразный инструмент, именуемый Диктом от сердца - к сердцу. Умом этого никогда не понять. Интересно, ты согласишься или возразишь?

Татьяна Костандогло   29.06.2016 21:12
.
Не знаю, насчёт ситуации, но я и словом не способна управлять. Начинаю писать с твёрдым намерением озвучить что-то и ... когда заканчиваю стих-е, обнаруживаю, что написала совсем о другом. Такое ощущение, что мысль скользнула на совсем иную тропу. Это не значит, что не согласна с написанным, но искренне удивлена тем, что вышло из-под пера. Хотя, именно когда отпускаю подкорку (самый прямой путь на небушко, как ты говоришь) и возникает лучшее. Не знаю о том ли я говорю... но путь творчества для меня непостижим до сих пор. Никогда не знаю о что споткнусь, иногда достаточно запаха, гримасы собственного лица, да что там мусора на полу чтобы начать шарить руками в поисках ручки...

Татьяна Важнова   29.06.2016 22:44
.
Об одном и том же говорим... Под управлением ситуацией подразумевается осознанное сМИРение с Диктом. И умение, не сопротивляясь, принимать информацию. Ты - пустой сосуд. Потому и получаешь! А сЛОВо - одежда чувств. Оно владеет тобой, а не ты им. Отсюда и твоё удивление сказанному не тобой, а ЧЕРЕЗ тебя. Ведь наш мозг двухспутниковая антенна. Правое полушарие принимает посыл, левое - отдаёт... Объяснить зарифмованные (зашифрованные) волновые колебания ритма-света-звука невозможно, и слава богу! Однако, результат в виде рождённого стихоТворения налицо. Напрашивается вывод. Поэты - добровольные посредники между небушком и землёй. Своего рода информационный "спецназ"... (шучу!) Тем не менее, этот бескровный спецназ страшнее ядерного оружия, ибо Дух способен мощно влиять на физическую материю, в которой наши тела обитают. Такие вот пироги с покойничками... Ну, да будет нам в прозе плавать. Приятных сновидений, дорогая. Онера глика! (с греческого - "спокойной ночи!")

Татьяна Костандогло   30.06.2016 01:22
.
На пустой сосуд не согласна, так как поневоле задумаешься откуда в него наливают вино поэзии. Ведь некоторое пить почти невозможно. И зачем именно ты выбран этим сосудом, и почему говоришь присущим только тебе языком? Знаю что одно стихотворение пишу в полном разуме и сознании, а другое в сумеречном состоянии, но написаны они моим языком, эпитетами присущими только мне, облечены в форму моего сосуда...

Татьяна Важнова   30.06.2016 14:03 
.
Танечки, простите, что вклиниваюсь в ваш диалог, надеюсь, не помешаю... Тема очень интересная и, думаю, животрепещущая для многих.
Мне кажется, что говорите и правда об одном и том же. Главное сказано сразу - "эта тропка у каждого своя". Исчерпывающе. Но обобщать тут, давать процессу названия, "определять цели и задачи", а так же "роль" или "миссию" творческих личностей - это, мне кажется, невольно отрезает некоторые тропки, а те, что оставлены, несколько сужает, а самому идущему задаёт направление, а не позволяет его выбирать...
А сами "творческие личности", представляется мне, не только проводники, антенны для улавливания информации. Хотя бы в силу того, что люди - разные, разные их пути. И не только это. Каждому идущему светит свой маяк, каждый ищет своё сокровище: кто истину, кто себя; кто узнаёт, кто создаёт, кто придумывает, кто исправляет. И этим определяются и формы творчества, и источники, откуда черпается "строительный материал", тоже разные (не всегда это небо, не всегда это только бездна - такие сплавы способны рождать человеческие души, если подпалили себя!)
Опять же, своё место в этом процессе каждый видит по-своему - кто-то из души вытягивает нити и плетёт из них, кто-то поджигает её и плавит что-то стороннее, кто-то освещает невидимое. Кому-то надо выразить себя в первую очередь, кому-то истина дорога так, что для выражения её он способен на полное самоустранение - высочайшая жертвенность... И самосозидание в этом процессе приводит к разным результатам - "творческие личности", они ведь кто ангел, кто невыносимый деспот, кто снаружи серая мышь, кто титан...
Мысль о пустом сосуде неоднозначная, пожалуй. Пустой вбирает всё, что ни налей, и что с этим делать, не сосуд решает. И разбить его легко, и плюнуть... Я много размышляла о том, не что такое творчество, а что такое доброта, и возник образ человека-сосуда, который добр просто потому, что собирает и рассветы, и росу с травы, и нежность рук, и добрый взгляд. Собирает и хранит. В мире много есть и другого, но пустой внутри не способен фильтровать - что впускать в душу, чему дать отпор. А для того, чтобы из сосуда могли напиться, он должен быть изначально чистым. Хранить чистоту: это подсознательное чувство, думаю, и заставляет часто "творческих личностей" самоустранятся и от пустой суеты, и от подлостей - иначе угаснет пламя в сосуде. И постоянно, всё время лепить себя, строить себя, чтобы хранить принятое и уметь отдать, обогатив целебными свойствами, а не отравив... Может быть, из подобного ощущения и родилось когда-то: "Суть творчества - самоотдача..." Это, пожалуй, для меня очень дорогая фраза. Хотя и тут всё ох, как неоднозначно. Но это уже, пожалуй, довольно далёкое ответвление от темы :)

Татьяна Туль   30.06.2016 19:34   
.
Таня, спасибо за участие в нашем разговоре. Разумеется, ты права - каждый говорит ТОЛЬКО о своём! И этот момент я сразу же озвучила в самом начале. А вот то, что божественное суждение не есть человеческое - однозначно. Мы привыкли наделять Создателя своими представлениями о добре, зле, справедливости, милосердии, чистоте и прочими понятиями. Но в природе вещей и событий многое ( если не всё ) совершенно иначе... И тому яркое подтверждение ( опять же, лично для меня!) последние строки стихотворения Т.В.
.
"Путь творчества – всеядность и отрава,
Где пройдена отметка "человечность"
.
Моё поэтическое пространство (к счастью) не знает ни всеядности, ни отравы. Но я хорошо понимаю о чём идёт речь. Многие прекрасные поэты были подвержены насилию со стороны своих "покровителей". В этом случае ( как мне кажется) в доме отсутствует хозяин, увы. Ну да ладно... А вот как мой любимый Николай Бердяев говорит о Творчестве очень интересно:
.
«Поэт настраивается на приём свыше, потому что он чувствует, что там есть жизнь, которая когда-то проявится на земле. Молчание при этом – не цель, а средство; по мере того, как растёт молчание, он начинает получать по адресной пневматической почте сотни маленьких, почти неуловимых переживаний, прорывающихся из Безграничного кажущего молчания свыше. Например, поэт ни о чём не думал, а тут вдруг приходит мысль – даже не мысль, а какой-то щелчок, и поэт знает, точно знает, что и как ему надо делать, в малейших деталях, словно все кусочки разрезанной на части голограммы в мгновение ока сошлись в единое целое и срослись, и целое ожило....
.
А если поэт ощущает вдохновение, он ощущает над своей головой некое пространство, откуда он тянет мысль, как шёлковую нить из кокона; поэт просто стоит под потоком и записывает, и ничто не шевелится в его голове. Но если хотя бы чуть-чуть вмешивается его ум, как всё исчезает или, скорее, искажается, поскольку ум пытается имитировать указания свыше и быть редактором неведомого текста. И чем больше поэт учится слушать указания свыше и следовать им (а эти указания не настоятельные, не кричащие, а едва уловимые, как дуновение ветерка; они больше похожи на ощущение, чем на мысли, на тёплый воздух, поднимающийся над ночным костром; и к тому же они невероятно скоротечны, как зарницы или всполохи над русской степью), - тем более частыми, точными и несомненными они становятся: все снаряды, в отличие от войны, ложатся точно в одну воронку.
.
Постепенно поэт начинает видеть, что все его действия, могут безраздельно направляться этим молчаливым источником свыше, что все его мысли, лучезарные и бесспорные, приходят оттуда, что внутри него рождается некое спонтанное знание не от мира сего. Вся его жизнь тогда становится чередой маленьких чудес. Как только это пространство наверху становится конкретным, живым, подобным краю света за каждым углом, поэт чувствует потребность войти в прямую связь с ним, выйти на простор – только теперь с такой беспризорной тоской он начинает чувствовать, насколько узки и лживы ум и память.
.
У поэта возникает чувство-ощущение, что его наделили чужой жизнью, что он живёт в темноте, натыкаясь на всевозможные предметы и препятствия, что он нигде не дома, что всё ложно – слова, идеи, чувства, что везде подделки и имитация, везде разлад. Всё это не То, всегда не То и ни ЭТО, всегда около, приблизительно, недостаточно и неточно. Иногда во сне, как предзнаменование, его охватывает свет, не отбрасывающий тени. Теперь нужно только внимать в состоянии полной открытости и быть выше идей, ведь поэт нуждается не в идеях, а в пространстве, которое может войти в его душу и какое-то время погостить в ней. И теперь поэт всё сильнее тоскует о чём-то ином, о более истинной жизни, о более истинных знаниях, в более истинной связи с миром и существами…»

Татьяна Костандогло   30.06.2016 23:28 
.
Никак не могу принять эти слова, всё во мне противится этому. Возможно частично испытываю это ощущение "странности и отстранённости" от самоё себя, но всегда это подконтрольно моему сознанию. Даже в сумеречном состоянии написания он (холодная глыба) рядом, пусть где-то на краешке, но жёсткий контролёр лавины слов, ассоциаций, метафор, рифм... Пожалуй только форма неподвластна, она складывается сама и управляет всем остальным. И только, когда стих-е уже состоялось приходит радость творчества работы над ним. Именно поэтому абсолютно не способна к экспромтам. Вещь должна войти в меня, обустроиться, поворочаться, пораздрожать даже, прежде чем появиться на свет. А потом Сизифов труд - до 5, 10, 20 вариантов... Есть (и немало) вещей, которыми недовольна до сих пор, и искренне удивляюсь, почему именно они так нравятся читателю?

Татьяна Важнова   01.07.2016 10:21   
.
Да, да, да... Каждый идёт своей тропой и дышит своим воздухом под своим небом... Сегодня перечитывала Анну Альтер... Она уже не с нами, но стихи её в наш разговор стучатся:

***

Сгорает нерв бикфордовым шнуром -
И взрыв не опоздает разразиться.
Подобно маскам с нас срывают лица,
Чтоб беспрепятственно мы слышали нутром.

На душах нет печатей слов и лет,
Нет прошлого - и будущее слепо.
Немой вопрос рождает свой ответ.
Мы кончимся, когда начнется небо.

Татьяна Костандогло   01.07.2016 11:43
.   
http://www.stihi.ru/2014/11/08/7690

Татьяна Важнова   01.07.2016 15:34   
.
Это правильно, Танечка. http://www.stihi.ru/2011/02/24/10

Татьяна Костандогло   01.07.2016 17:11

Ой, девочки! Зачиталась вас так, что голова вконец набекрень съехала:)
Любопытно же знать, как ПОЭТЫ видят и суть, и смысл, и назначение поэзии, и как рождаются настоящие стихи. Дошла до самосожжения и поняла - пора линять, не готова:)
Вот и Есенин говаривал:
"Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка..."
Однако, повесился...
И, всё-таки, Танечка, Ваше
"Не говорите - умерла.
Скажите так:
- Сгорела!"
очень даже мне по душе. Умереть так банально. А вот сгореть...

Удачи всем! Не обижайтесь на мой шутливый тон, пожалуйста, стихи трёх участвующих в разговоре Танечек ценю очень высоко. Но общий тон показался мне выспренным, а это всегда наводит меня на шутливый лад:)

Мировая Татьяна   03.07.2016 23:50   
.
В этом, наверное виновато название моего стихотворения (надо видимо переназвать)и моя вечная косноязычность. Но патетикой точно не грешу, всегда как на духу... Жаль, Танюша, Вас бы послушала... Как? почему именно так? почему именно эта тема? как находите форму для вещи? когда это обычно приходит? Столько всего хотелось бы спросить...

Татьяна Важнова   04.07.2016 10:14   
.
Танечка, да я знаю, что Вы всегда, как на духу. И смутило здесь меня, скорее, не содержание (оно интересно и полезно для многих), а показавшая мне, видимо, некоторая пафосность. Не переношу ее применительно к себе самой, хотя, возможно и грешу, не замечая, и принимаю с улыбкой, когда кто-то применяет к себе. Все Вы, любимые мной Танечки, люди несомненно одаренные, но тон Ваших рассуждений здесь очень смахивает на высоту Олимпа:)
А форму, Танечка, я выбираю при выпечке: по высоте (чтобы пропеклось внутри и не сгорело сверху), по размеру (на число едоков), по торжественности выпекаемого изделия (это к празднику):))) Тут я отношусь более ответственно, чем к своим рифмованным строкам:) А в стихах, Танечка, в форме не разбираюсь, так что что Бог подаст:) В своём невежестве признаться вынуждена. Так и с темой, её диктует внутреннее состояние сегодняшнего дня.
Извиняюсь, что вроде как взялась судить, совсем нет, Танечка, писала с улыбкой и любя.

Мировая Татьяна   04.07.2016 11:49   
.
В Вашем доброжелательном отношении, Танюша не сомневаюсь. Планка изначально оказалась задана слишком высоко, возможно от сюда ощущение пафосности. Это я спровоцировала тему, много попадалось стихов-размышлений. Показалось, что кому-то будет интересно. Но видимо на некоторые темы лучше не говорить, или говорить шёпотом, или глаза в глаза, наедине. И, тем не менее, на свою "кухню" Вы намекнули и за это поклон Вам. Спасибо, что не прошли мимо.

Татьяна Важнова   04.07.2016 14:10   
***

Не пойму при чём здесь... пафосность? Специально пошла знакомиться с этимологией этого слова.
И вот что нашла: "Па;фос или патетика — приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю,
манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью,
воодушевлением, драматизацией. Как категория риторики пафос впервые был полно разработан Аристотелем."
.
Чувствуете разницу? Пафос или патетика отнюдь не превосходство над аудиторией. Это попытка настроить аудиторию на должную волну общения. Возможно ли говорить о ТВОРЧЕСТВЕ с позиции обывателя? Увы, разговор не получится. Менять название стихотворения - увы, снижение планки...
.
Разве реальность в состоянии объяснить импульсную природу духа и поэтическую бездну образов?
Куда делся отрывок из книги Гуго Фридриха "Структура современной лирики" в переводе филолога,
культуролога и литературоведа Е.В.Головина? Придётся его восстановить нашей ТЕМЫ ради:

***
"Слово не является случайным человеческим изобретением, но соответствует космическому Единому. Оно погружает и создателя, и читателя в сакральное. Художественно понятый язык есть разновидность магических заклинаний. Лирика постепенно отступает от логического и даже грамматического порядка, содержание рождается от вербального импульса,
а не из предварительных размышлений. Начинают проявляться энергии чистых тонов.

Итак, цель поэта: проникнуть в неизвестное, услышать неслышимое, увидеть невидимое. Поэт - рабочий, взрывающий мир возможностью повелительной фантазии. Поэтическое действо есть авантюра самосозерцающего духа. "Новый дух" есть дух абсолютной свободы. Свобода в поэзии ведёт к неограниченной рецепции любых данных независимо от их иерархии. Поэзия вспыхивает в звёздных туманах и океанах...

Абсурдное и героическое имеют равные права. Поэты, словно "алхимики", должны углубляться в редкие исследования и формулы, поэзия должна стать "лирической алхимией". Как "новый дух" поэзия полна опасностей и несчастий, это рискованный эксперимент, где надо полагаться не на удачу, а на мужество. И главное в поэзии - сюрприз. В направленном против читателя агрессивном драматизме текста - основное отличие новой поэзии от старой. Поэт, ищущий неизвестного, дабы высказать это в анормальном языке, должен быть одинок, осмеян или оклеветан..."
.
Что, кстати, к большому сожалению из века в век и происходит...

Татьяна Костандогло   04.07.2016 14:52   
.
Танечка, прошу пардонс, что принято за осмеяние и клевету. В мыслях не было ни того, ни другого. Но...как принято - вольному воля.
Пойду к Серёге, он далёк от алхимии, но так близок душе и сердцу:)

Мировая Татьяна   04.07.2016 15:04   

Да разве о ком-то из нас или об алхимии идёт речь? Речь о Творчестве, Танечка! Но вполне возможно, что эта тема не для обсуждения...  Т.К.

Союз Татьян   04.07.2016 19:09