У кого правду искать?

Светлана Каплун
    Сегодня особенный день.  Ровно 75 лет назад началась Великая Отечественная война.  Заметили? Мне даже не нужно давать  каких-либо пояснений. Достаточно сказать Великая Отечественная, и уже понятно, какая. Исчерпывающая характеристика масштабности события, о котором пойдёт речь.

    Итак, сегодняшнее утреннее прочтение прессы (с учётом  достижений современности, новости за чашечкой кофе я теперь узнаю через интернет) совершенно выбило меня из равновесия. Причина и вынесена мной в заголовок статьи. Почему нашему народу, ценой колоссальных жертв победившему фашизм, сейчас пытаются навязать точку зрения нацистских приспешников? Какую правду мы надеемся от них услышать?!  Речь пойдёт вот об этой статье - http://rusnext.ru/news/1466551890. И пусть вас не введёт в заблуждение определение «финский правозащитник-антифашист» в отношении доцента Хельсинского университета Йохана Бекмана. Судить нужно по поступкам, а не этикеткам.

    «Акт вандализма в Санкт-Петербурге, когда памятная доска была залита красной краской, видимо, провокация. Данный акт вандализма — это нападение на нашу совместную историю и попытка ее фальсификации. Я вижу, что определенные иностранные агенты, тесно связаны со Швецией, начали провокационную деятельность с доской. Провокации направлены против добрососедства России с Финляндией…» Это правда?

    Да, доску Маннергейма залили красной краской, но разве её открытие было актом волеизъявления российского народа? Вот результаты опроса «Рады ли вы появлению мемориальной доски Маннергейму в Петербурге?»: да – 28, 49% (1024), нет – 45,10% (1621), мне всё равно – 26,41% (949). Вообще-то величина выборки микроскопическая. Но там же есть и другая цифра: в интернете собрано под петицию о снятии доски около 6 тысяч подписей. Где эта петиция? Теперь там 6 562 подписи, вместе с моей. Кстати, впервые слышу, что Швеция как-то связана с движением «Новороссия», от которого я узнала об акте надругательства над памятью о жертвах ленинградской блокады! Даже если этот бред несёт доцент Хельсинского университета.

    «Фигура Маннергейма может объединить наши государства, Финляндии и России, и укрепить дружбу наших народов. Основную часть жизни, до своего 50-летия, Маннергейм жил в России и служил генералом Русской армии. Как и все великие личности, он спорная фигура, но открытие дискуссии о нем между российскими и финскими историками и публицистами также может укрепить наши взаимоотношения…»

    Фигура Маннергейма НЕ может объединить наши государства. Именно в виду её спорности как в оценках русских, так и в оценках самих финнов. Точно также как дата крещения Руси очень спорна в качестве Дня России. Директивы, спущенные сверху, иногда ничего не решают, превращаясь в игру в хотелки. Обсуждать можно, но у меня сложилось впечатление, что именно этого обсуждения некоторые хотели бы избежать.

    «Нельзя забывать о том, что с осени 1944 года Маннергейм и сам укреплял советско-финские связи. Тогда Финляндия отказалась от союзничества с Гитлером и стала союзником СССР против нацистской Германии. Именно Маннергейм осенью 1944-го отправил письмо Гитлеру и категорически отказался от дальнейшего сотрудничества. В нем финский маршал заявил о намерении спасти свою нацию…»

    Обратите внимание, что уважаемый доцент сперва говорит о следствии и лишь затем указывает причину: желая спасти свою нацию при очевидности поражения гитлеровской Германии, Маннергейм повёл себя как крыса на тонущем корабле. Вот единственная причина укрепления Маннергеймом советско-финских связей в 1944 году.

    «Напомню, что Президент РФ В. В. Путин возложил венок на могилу Маннергейма в Хельсинки в ходе визита в сентябре 2001 года…» Так и доску Маннергейма открывал Сергей Иванов, комментарии излишни.

    «Я уверен, что Маннергейм всегда скучал по своей России и мечтал вернуться в свой Петербург. Эта памятная доска и есть его посмертное возвращение. Для Маннергейма существовала только одна Россия — Российская империя. Он был верен императорской семье. Мне кажется, сегодняшняя Россия, которая возвращается к своей дореволюционной истории, очень бы понравилась Маннергейму…»

    Во-первых, куда движется современная Россия?

    Во-вторых, в Великую Отечественную Маннергейма в его Петербург почему-то не пустили. На всякий случай напомню, что значит «город-герой»:

    «В битве за Ленинград свыше 350 тыс. воинов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза, около 1,5 млн. человек награждены медалью "За оборону Ленинграда".

    Героическая оборона Ленинграда - это массовый, всенародный подвиг. 1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего Ленинград объявлен городом-героем. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Ленинграда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в тяжелых условиях длительной вражеской блокады, городу-герою Ленинграду, ранее награжденному за эти заслуги орденом  Ленина, была вручена медаль "Золотая Звезда"…»

    В-третьих, а какие планы вынашивал Адольф Гитлер в отношении славян и Российской империи, столь священной для Маннергейма?

    «Теперь черные пятна истории. Их, кажется, три: блокада Ленинграда, этнические чистки в концлагерях Карелии и личная дружба Маннергейма с Герингом. Можно еще добавить массовую гибель советских военнопленных в Финляндии и, конечно, само союзничество Финляндии с нацистской Германией. Все это страшно, и отвечать на эти вопросы сложно. Безусловно, Маннергейм ответственен за это. Но он не был коллаборационистом, сравнивать его с Бандерой, Шухевичем, Власовым нельзя. Маннергейм был финским маршалом. Он не служил у немцев и не был нацистом. Он был ярким антибольшевиком и был готов использовать любые меры в борьбе против большевизма, в том числе сотрудничество с нацистами со всеми страшными последствиями…»

    Со всеми страшными последствиями… Ответьте мне, пожалуйста, цена действительно может быть любой? Можно сотрудничать с Гитлером, а можно всего-лишь с Петром Порошенко…

    «Понятно, что историки Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда не могут быть согласны с тем, что в городе есть доска Маннергейму…» Это и есть единственная чистейшая правда во всей статье. Понятная даже финскому правозащитнику-антифашисту.

    «Финляндия была участником блокады Ленинграда, но не ее инициатором. Ответственность за союзничество Финляндии с нацистской Германией несут именно политические деятели: президент и члены правительства, которые поступали в военный союз с Германией, а затем были осуждены военным трибуналом. Предателем Маннергейм также не был — его империя уже перестала существовать, и он служил Финляндии и финскому народу до последнего…»

    Не следует преуменьшать полномочий Маннергейма. «4 сентября 1941 года в ставку Маннергейма в Миккели был направлен начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта генерал-лейтенант Альфред Йодль. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера и Волго-Балтийский путь в районе реки Свирь, блокировав тем самым ряд маршрутов для поставок в Ленинград грузов…» Вики. Сам же Йохан Бекман чуть выше утверждал: «Именно Маннергейм осенью 1944-го отправил письмо Гитлеру и категорически отказался от дальнейшего сотрудничества…»

    «Маннергейм был вашим русским генералом и нашим финским маршалом. Немецким офицером он никогда не был. Еще раз повторю: если бы он жил сегодня, ему бы понравилось, куда идет нынешняя Россия. Он всю жизнь хотел видеть великую Россию без большевиков, и сейчас он вернулся в Петербург в качестве русского генерала. Историческая память священная, но будущее важнее чем прошлое…»

    НЕ БЫЛО БЫ у великой России будущего при победе нацистов, с которыми сотрудничал финский маршал Маннергейм! Не осталось в Маннергейме ничего русского. Но, очевидно, каждый молится своим богам…