18. 06. 2016. История Горнальского монастыря

Сольфатара
Обитель тихая, пережила расцвет.
За триста пятьдесят прошедших лет.
Тебя пожаром жгли, по камню разносили,
Служителей ссылали, в них стреляли, били.
Но те, кто выжили,святыню сохранили.*
Для будущих российских поколений,
Чтоб люди,к Вере приобщили,
Что чудо есть, узнали, не забыли.
               
Дивногорский** монастырь разоренный.
Его монахи, возродить окрылёны.
На высокой, на горе меловой,
Воздвигают новый, дивный собор.
Он как птица над землёй вознесён***,
Но в последствии, в приход обращен.
В церкви служба, как положено идёт
И не знает тайны церкви народ.
Свечи сами возгораются в ней,
Запах в храме, разливает елей.
Жил в ту пору художник Иван Белый.
Почитал пшеницы колос спелый,
Образ Богоматери с Младенцем СвЯтым
                чтил.
Живописцем иконным слыл.
И пришло ему откровение-
Божьей Матери икона в забвении****,
От того и загораются свечи,
Что хоронится она недалече.
Бог её от злого глаза сохранил,
За стеной иконостаса укрыл.
Вот достали Присно деву с Младенцем,
Обновил им художник хитоны,
Святых ликов кистями не тронул*****
И молебен пред иконой сотворил,
Исцеление от хвори получил.
С этих пор Пряжевская Богоматерь,
От недугов спасает народ
И не зря её всяк прихожанин,
Чудотворной иконой зовёт.
               
Монастырь в девятнадцатом веке
                закрыли.
Заколочен стоит,одинок.
А суджанский купец Купреев,
Получает во сне свой "урок":
Чтоб себя от недуга спасти,
В Белогородскую закрытую
             обитель пойти,
Там икону Пряжевскую нужно
                найти,
Отслужить перед нею молебен
Попросить для себя исцеление.
Так Косьма Купреев  стал поступать.
Исцелившись, пред властью решил
                хлопотать,
Чтоб открыть вновь Никольскую пустынь.
Видно в том помогал ему Бог
И Пречистая Дева, освятила порог.
С высочайшего разрешения, начинают
                восстановление.
Став монахами в возрожденной обители******
Косьма с сыновьями при ней хранителями -
Монастырской судьбы благотворной
И иконы при ней чудотворной.
Появилась традиция крестных ходов,
Чтоб народ мог коснуться иконы даров.
Так икона окрест, обойдя все пути
Всё далече,далече продолжала идти.*******
               
Знаменитый Фёдор Достоевский,
Посетил сей монастырь известный
И героев своих, близ него "поселил".
Судьбы братьев из света и тьмы
                "сотворил"********
Кто добро, а кто злобу в жизни несёт,
Кто там тёмен или светел,
Думай сам, роман ответит.
               
Вновь крутой поворот в монастырской
                судьбе,
Большевистская власть спорит с Верой
                в борьбе.
Свой в народных умах, крепя авторитет,
Лик иконный, заменит вождей портрет.
Монастырь закрывают, монахов изгнав.
В его стены вселяют антиподов - смутьян.
Молодых ото всех отступников:
Юных бандитов, воров, преступников.
Лишь позднее стал интернат для сирот.
Уцелевшие монахи икону спасут,
В город Суджа, во храм приходской
                принесут.
Так прожив, в Свято Троицком
                семьдесят лет,
В конце века двадцатого, выйдет
                "на свет"*********
Божьей Матери чудотворная Пряжевская
                икона исконная.
               
В двадцать первом векУ, где царит
                интернет,
К чудотворной иконе, что спасает от бед,
Прихожане, как в старь за советом идут
И мужской монастырь, возрождает свой
                Дух.
Крестный ход освещает леса и поля,
Оживает вокруг с крестным ходом земля,
С нею вместе воскреснет Россия моя!
               
*Монахи вынесли из разоренного монастыря чудотворную икону Пряжевской Божьей Матери.
**1672 году,иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря (Воронежская губерния), возрождена Белогородская Николаевская пустынь.
***1788 году, монастырь закрыли, а Приображенский собор, был обращен в приходскую церковь.
****Речь о чудотворной Пряжевской иконе.
*****В 1862 году, игумен Нестер писал, что обретенная Иваном Белым икона (при свидетелях священнике и дьяке),впоследствии была Иваном обновлена, лики были сохранившиеся, не нуждавшиеся в обновлении, что и было сказано в откровении.
******1863 году, 24 августа,с высочайшего повеления, обитель разрешено восстановить, под названием Белогородская Николаевская пустынь. Косьма Купреев, вместе с сыновьями Феодором и Владимиром, вложив в восстановление свои средства, остаются в пустыни монахами.
*******Первый крестный ход состоялся в 1867 году, в г. Мирополье, в память о спасении августейшего семейства, при крушении поезда. Второй крестный ход состоялся в г. Суджа. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой - икона посетила все слободы и сёла уезда.
********Речь идёт о романе Достоевского "Братья Карамазовы"
*********В 1996 году, при инвентаризации в Свято Троицком храме г. Суджа, было замечено, что икона числившаяся в описи "Смоленской", не совпадает ликом и ризой этой иконы. При обращении к архивам, было подтверждено, что образ под ризой - икона Божьей Матери "Пряжевская".