Не счесть алмазов в каменных пещерах-4... Диалоги

Кариатиды Сны
 
   Имеющиеся в наличии изображения героев " Моцарта и Сальери"  ( уличный музыкант не рассматривался) почти  исключительно  рисуют Сальери эдаким злодеем, а Моцарта, напротив, чуть ли не явлением ангела на Земле.   Александр Сергеевич вполне бы мог так думать и такими  описал этих персон в своей маленькой  трагедии.  Его герои   и раньше , и позже  имели склонность при их изображении обладать идеальными качествами " разных знаков" -  Татьяны милый идеал, И Лизы в "Пиковой даме", и Марьи Ивановны Мироновой в "Капитанской дочке" (почти все женские образы у Пушкина прекрасны и возвышенны , не будем вспоминать   злодеек в его сказках, это скорее исключение) и  достаточный набор  злодеев ( Пугачёв, Швабрин да и Евгений Онегин с Геманном, все заслуженно наказанные). Поэтому можно  было предполагать  такое разграничение и в его "Моцарте и Сальери". Вполне вероятно, что именно такими были многочисленные за  почти два века постановки пьесы. Не знаю. Но вполне вероятно, что следуя законам театра, ищущего всегда, "где злой добрый и наоборот",  могли быть и  необычные решения, может быть, даже оправдывающие Сальери.  По крайней мере, пытающиеся понять более глубинные мотивы, им руководящие, чем  просто зависть.  Хотелось бы и мне немного повернуть  читателя (зрителя) от традиционного и уже поэтому банального восприятия  ситуации  в  несколько иную сферу.  Другого инструмента , кроме анализа произведения с точки зрения драматургических коллизий, у меня нет.  Поведёт сам Автор.   И Ему решать, позволительно это будет  для меня или нет. Иногда авторы не пускают в свою святая святых таких экспериментаторов.

  А пока  предлагаю вашему вниманию  раздумия моих потрясающих  читателей, ещё раз подтверждающие  мысль, заложенную в названии публикации :" не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полудённом"...   

из глубин ума
и души добывают
лишь сокровища



...Вспомнилось свое обращение к теме "легкого дыхания" и зависти,где в цитате из "Моцарта и Сальери" приведена еще одна причина,определение зависти - когда мы считаем другого недостойным того,что он имеет (такой смысл изрекается словами Сальери ): http://www.stihi.ru/2012/03/04/7560 
                Анна Ченских
                ( http://www.stihi.ru/avtor/germinal )
 
Ты совершенно права, Сальери считал Моцарта недостойным своего таланта, тем оправдывая своё преступление.
...Очень интересно и правильно написано. Очень понравились рецензии в Твою поддержку. "Лёгкое дыхание" творца ( как пух Эола вдохновенье) требует дополнительного исследованияи - всё мало будет!

всегда в юности
дыханье лёгкое где
оно в старости)
                КС



...И среди художников, и среди музыкантов разные тоже творцы бывают.))) Что уж так к поэтам... Просто нужно найти свое место в творчестве, чтобы сам был доволен собой. Зависть плохой советчик, да и таланта не прибавит.
Моцарт всегда останется Моцартом!
                Мила Малинина
                (http://www.stihi.ru/avtor/homeart)    

душа молчит ни
одной мысли в голове
удручает что
вокруг столько талантов
как не позавидовать)
                КС


Пушкину наверняка пришлось испытать на себе зависть всех оттенков 

И белая и черная зависть зло, как черная и белая магия. Белая зависть ведет к подражательству - тем убивается на корню не раскрытый собственный талант и красота души.

------------------------
Не обделен ты
Перед другим талантом.
Будь самим собой.
Нас губят злая зависть,
слепое подражанье.

                Нина Шендрик
              (http://www.stihi.ru/avtor/ninanta)
 
  Зависть всех оттенков - это интересно! необычно и Твоё отношение к белой зависти, которая всеми признаётся как явление положительное! я готова с Тобой согласиться, нужно об этом думать. Но не вполне убедительно, что это приводит к подражательству. В какой-то степени, даже невольно, мы всегда подражаем тем, кто что-то умеет. С младенчества. Без подражания нет освоения навыков, без подражания невозможно освоить ни одну профессию, а тем более профессию в искусстве. Подражание - это основа всему, начало, точка отсчёта. А потом уж свой личный (особый )путь в ТВОРЧЕСТВО.
                КС

Согласна - без подражания ничему не научишься, но мы должны чувствовать себя учениками, а не завистниками.
                Нина Шендрик   


 ...Не согласна с предыдущим рецензентом, что "белая зависть" рождает подражание. Во-первых, никакой "белой зависти" не существует на самом деле. Мы просто не придумали другого краткого определения чувству, которое состоит из нескольких компонентов. Это своего рода похвала автору, в которой не заподозришь лести. И у независтливого человека, умеющего радоваться успехам других, не тягу к подражанию это вызывает, а тягу к собственному росту. Если человек сознательно подражает в творчестве - это графоман, я не говорю - плагиатор. Грош цена ему, ничего существенного не добьется... Остановлюсь на этом. Кто способен понять - поймет с полуслова, а кому это чуждо - не поймет, сколько ни говори. Стой, Танюша, на своей стезе, как стоишь. !
                Татьяна Тетенькина
                ( http://www.stihi.ru/avtor/tetkis47 )



   ...душевные поиски интересны всегда. Не завидуют только святые. А ещё, как говорил доктор Хаус - все врут. Гениальный Моцарт, в силу своей гениальности, прекрасно знал, что Сальери на порядок ниже его самого. По-простому говоря, он (М.) от щедрот и с барского плеча подбадривал С., снисходительно похлопывая по плечу. Дружить нужно по достатку. Скажи М. пару критических замечаний С., глядишь, тот не был бы так уязвлён. Разозлён - да, но не унижен ласковым: мы с тобой - два гения.
  ...Поэт может не завидовать музыканту и наоборот, но поэт поэту - sorry! Иначе он просто не поэт. Другое дело, куда эта зависть приведёт: один - самосовершенствуется или просто знает своё место, а другой - яду в бокальчик сотоварищу. ...видишь какой я дала крен в трактовке темы!
 
                Ольга Кристи
                ( http://www.stihi.ru/avtor/urel5555

... Как вы мне все помогаете! Такая у Тебя интересная трактовка, что просто чудо!!! Я б до этого наверняка не додумалась бы... как это замечательно! Я хотела Сальери оправдывать, а Ты на мою удачу Моцарта обвинила! так это же ПОТРЯСАЮЩАЯ НАХОДКА! ГЕНИИ, они, однако, сами виноваты? ...Пойду на кухню - водички попью для успокоения...
                Кариатиды Сны
 

     ...Знаешь, я в детстве сначала хотела стать балериной, книгу прочла и загорелась... А потом захотела стать ботаником - так интересны были травы всякие - Пришвина начиталась... А потом хотела стать шофёром - чтоб мир повидать - ногами столько не обойти... А потом стала рассказывать подругам, что я вижу вокруг - крутили пальцем у виска - мой мир был совсем не такой, как у них...
И я замкнулась - не охота было слыть чокнутой...)
Я пыталась писать стихи в молодости, но старалась писать как великие поэты и у меня получалась откровенная чепуха... Когда я первый раз пришла на Лито и рассказала своё стихотворение про дом, который напротив, показав его живым свидетелем войны - мне сказали, что это рифмованная проза и мне никогда не написать ничего стоящего.
Я слушала стихи поэтов - такие разные, у каждого свои и поняла - нужно писать стихами свой мир - вот тот, немного чокнутый! - но своими словами... Писать, если не можешь промолчать... Или молчать, если пусто в душе...
С тех пор я и пишу свою ахинею, а настоящими стихами откровенно восторгаюсь - их уже так много в моём литературном дневнике!)))
Возможно кому-то они не понравятся, но я их искренне люблю!
А зависть... Что напрасно завидовать? - Бог талантами не разбрасывается!)))
Учусь потихоньку, но подражать боюсь - о том, чего не испытал - не напишешь искренне!)))
Вот и здесь написала только о себе!)))
Как я могу судить других, если сама несовершенна?

                Соловей Заочник 
                ( http://www.stihi.ru/avtor/vorobushka )

Благодарю Тебя за приоткрытие своей души... Со стороны она кажется не такой уязвимой, но и смотрится отлично! как лицом к лицу лица не увидать... тем более своего. Смотрю каждый день по частям в маленькое зеркало : глаз ? - мой! и нос мой, и губы... и морщинка моя, и родинка... а отодвинешь подальше - и не узнаёшь себя, когда всё вместе... И голос свой не знаешь... и походку твою люди узнают... а уж про недостатки и неприятные привычки - вообще всё блокируем! Вот и стихи свои прекрасные кто-то назовёт "ахинеей", но другим-то виднее!!!
А про Сальери? неужели это справедливо так распоряжаться талантами. Талант дан гуляке праздному, а не...
"... О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного? О Моцарт, Моцарт!..."

РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО? И вот протест человека перед вечной несправедливостью Неба! Если на это всё посмотреть ТАК, то эта пьеса совсем не о завистнике.
Моцарт - это лишь повод для того, чтобы исправить что-то в этом несправедливейшем из миров. Сальери ДЕЙСТВИТЕЛЬНО жалко Моцарта, но по-другому нельзя. Имя его теперь навсегда будет с именем гения как пример установления справедливости на Земле.
                КС