Праздник Святой Троицы

Екатерина Грузкова
На Троицын день есть обычай прекрасный
С цветами во храм приходить:
Как много в нем силы и нежной и властной
Застывшее сердце смягчить.

И молятся люди молитвой прилежной
Творцу мировой красоты,
И дышат в руках у них свежестью нежной,
И льют ароматы цветы...

                *    *   *

...Господь мой и Бог мой! Твой храм вожделенный
В душе непорочной, в любви,
О, даруй мне, Господи, дух умиленный
И чистое сердце яви! (священник Ф. Пестряков (1862-1911))   

       Троицын день. Церковь украшена берёзовыми ветками, травой и цветами. Празднично одеты люди, спешащие в храм с цветами и ветками. Празднично одета вся земля –  во всю свою разноцветную красоту!  В этот день мы молимся и славим Бога – Отца, Который всё сотворил,  Бога – Сына, Который пришёл в мир спасти нас, и Бога – Духа  Святаго,  Которым всё живёт. Бог – Один, но Он Троичен в Лицах. И в этот радостный праздник славословится вся Святая Троица Единосущная и Нераздельная.
- Кто бог велий, яко Бог наш?  Ты еси Бог, творяй  чудеса!» - возносится к Небу великий прокимен, и замирает сердце от непостижимости величия Божия и Его великой, долготерпеливой, всепрощающей любви к нам, людям.
В этот день (единственный раз в году!) читаются коленопреклоненные молитвы ко Святой Троице.  А в последней из этих трёх молитв мы дерзновенно просим у Господа ослабления мук, мира и утешения в этот день для тех, кто находится в аду: «…Иже во аде держимым… свободу и ослабу даруй».
И в первый раз после Пасхи поётся всеми молящимися молитва Святому Духу «Царю Небесный».
Какое же событие воспоминает святая Церковь в этот день?
…Иерусалим. Начало нашей христианской эры. Пятидесятый день после Воскресения Христа. Город переполнен паломниками, съехавшимися на праздник  иудейской Пятидесятницы (в память о синайском законодательстве). Среди множества людей выделялась группа  галилеян.  Эти люди говорили громко, вдохновенно и убедительно. Причем, их понимали все – даже те, которые не знали арамейского наречия.   Пётр, ученик Христа, вышел и сказал: «Люди израильские! Вы распяли Иисуса Назорея, но Он воскрес из мёртвых и вознёсся на Небо. Оттуда Он ниспослал Святого Духа. Покайтесь! И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа  для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа». От слов  Петра шла такая сила, которая  была ни с чем несравнима. И в этот день крестились около трёх тысяч человек. Так началась на земле Церковь Христова.
Что же случилось с учениками Христа? Ведь о том, что Христос воскрес, они знали, но до этого дня не было их слышно, они не  проповедовали об этом. Что же внезапно превратило их в смелых проповедников Христа?
С того момента, когда над учениками пронёсся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки пламени над каждым из них (то есть на каждого из них сошёл Дух Святой в виде огненных языков), они стали другими людьми.
И вот те, которые совсем недавно в страхе отрекались от Спасителя и бежали из Гефсимании, начинают всемирную проповедь учения Христова. И их уже  не остановят ни угрозы, ни тюрьмы, ни пытки. После них придут новые поколения. И если Спасителя мир не принял, то и против них  вооружится весь этот мир -   власти, чиновники, полиция, философы…  Но, распинаемые, сжигаемые на кострах, терзаемые на аренах цирков, они устоят в силе Духа.  И ничто не сможет сокрушить Церковь Христову. Это тайна и сила Духа Божия – Третьего Лица Святой Троицы, посланного Спасителем для укрепления Его рождающейся Церкви.
В одной из коленопреклоненных молитв мы просим в этот день, чтобы и нас Господь вразумил, привёл в Церковь Свою Святую, без которой нет спасения ни в будущем веке, ни в этой жизни: "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий"...(пс.126).
Эти строки из псалма прекрасно изложил  Н.Переяслов:
         Если дом не молитвою строится,
         То напрасно стучат топоры.
         Если град охраняем не Троицей,
         То надежность его до – поры…
               

Пресвятая Троица, помилуй  нас!