Икона Божьей Матери Неопалимая Купина

Николай Коновской
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

1
Заступница, спасенье от пожаров
И от геенны огненной;
От лютых
Страстей душевных, что как злые тати
Таятся под покровом тёмной ночи;
Огнь грозный, попаляющий врага
Спасенья человеческого рода
И всех коварных недругов противных;
Святое неослабное моленье
Об исцеленье от земных недугов,
О здравии души и тела –
Эта
И кона чудотворная…

2
Царица
Земли и неба изображена
С главой, склонённой к дивному Младенцу.
Исполнен милосердья и заботы
И нежности – небесный Лик Пречистой.
Покоен на руках Её Спаситель, –
Благословляя мир, святой и скорбный…

3
Владычица написана на фоне
Звезды восьмиконечной, состоящей
Из ромбов двух; один из них окрашен
В цвет красный, знаменующий огонь;
Другой – в зелёный, что обозначает
Зелёный цвет тернового куста,
На дикой почве зримый Моисеем.

4
В углах же ромба огненного видим
Символику святых евангелистов:
То – ангел, лев, телец, орёл, – способный
Не отрывая взор, смотреть на солнце,–
Матфея, Марка, также и Луки,
И с ними – Иоанна Богослова,
Любимого ученика Христа…
В зелёном ромбе четырёхугольном
Заключены служащие Царице
Архангелы и ангелы – громов,
Дождей, ветров, морозов, мглы и молний –
Властители, держащие в руках
Вручённые им «атрибуты» власти:
Фонарь, кивот, меч обнажённый, чашу.

…И также видим: по углам иконы
Показаны видения пророков,
Предзревших воплощение Христа:
Вот боговидец Моисей, – прообраз
Святого непорочного зачатья
Сам на Синае прикровенно зревший
В кусте непалимой купины,–
Горящей и не могущей сгореть;
Исайя,
Воочью лицезревший Серафима,
Держащего железными щипцами
Огнём пылавший раскалённый уголь.
А вот виденье затворённых врат –
Прообраз Рождества и приснодевства,
Что зрел сам Иезекииль.
Последним
Изображён святой пророк Иаков,
Во сне узревший лестницу, по коей
Сходили вниз и кверху восходили
Святые сонмы ангелов; дерзнувший
Единственный из земнородных смертных
До утренней звезды бороться с Богом…

5
В самом иконы в центре – Богоматерь
Поддерживает лестницу; се – символ
Схождения на землю чрез рожденье
Пречистой и Пренепорочной Девой
Божественного Сына;
И на небо
С земли –
Нелёгкий подвиг, подвиг восхожденья
Людской души – благословеньем Девы.

6
Как куст ветхозаветный на Синае
Неопалимой купины зелёной
Горел огнём нетленным, не сгорая,–
Так воссиял Господь наш на Фаворе
Преображенья светом…
Как осталась
Неопалимой купина в пустыне
От охватившего её огня, –
Так Дева,
Приявшая в себя Святого Духа,
Родившая Спасителя Вселенной, –
До Рождества Божественного Сына,
А также в Рождестве Его и после, –
Пренепорочной
Пребывает ввеки.

(Празднование 17 сент./4 сент.)