2016 - 5 конкурс. Итоги. Наталья Крофтс

Золотой Пегас
1 место - № 8

Разговор с рыбой  

К полуночи белесая луна
селедочным хвостом стучит по крыше.
Вином не запивается вина.
И лишь луна хмельные мысли слышит.
Давай, луна, помянем разговор,
который не случился не случайно.
Слова стучат в затылок до сих пор,
невысказанной вымученной тайной.
Садись, луна, за мой дощатый стол,
покрытый ею купленной клеёнкой.
Я сам бы от неё давно ушёл,
да только смех не отпускает звонкий,
обидный, до печенок самых, смех.
А вот она ушла, не испугалась.
Давай, луна, давай за них, за всех,
кому не по плечу любовь и жалость.
А вот меня, не надо, не жалей,
плыви себе по небосводу дальше.
Спасибо, что зашла, луна. Налей.
Глоток вина. Глоток  вины и фальши.

Про абсолютно прекрасные стихи писать трудно – в них всё на месте, не знаешь, с чего начать: автор уже и сам всё сказал, а дальше – «имеющий уши». Мелодия стихотворения чудесна: спокойная, естественная. И – по контрасту с последним словом в стихотворении – я не увидела в нём ни грамма фальши, ничего надуманного и «вымученного». Спасибо автору.

2 место - № 9

Он шёл в ночи

Он шёл в ночи, черней, чем дым
Над прахом деревень,
И тьма лежала перед ним,
Как собственная тень.

Он шёл быстрей, чем время шло,
Быстрей, чем мог идти...
Пустое, мёртвое село
Лежало на пути.

В дом постучал, но звук во тьму
Прочь унесли ветра,
И не открыли дверь ему
У этого двора.

Стучал он в дом другой, и вновь
Стучался в третий дом,
Но стук проглатывала ночь
На много верст кругом.

Холодным ветром пальцы жгло,
Но и в домах других
Они не слышали его,
И он не слышал их...

И тяжелела на плечах
Ночная круговерть,
И каждый звук, и каждый шаг
Был обречён на смерть.

... Он уходил на шум реки,
Как будто в мир иной,
И зажигались огоньки
В окошках за спиной.

Второе место в моём списке этому стихотворению досталось за картинку: я её увидела, за что автору большое спасибо. Убедительная картинка. И ритмика очень подходящая – будто сам шагаешь. «Не первое» место за пару досадных мелочей. Лично меня немного коробят иногда выскакивающие приблизительные рифмы: вновь – ночь, жгло – его (хотя на этот счёт мнения довольно сильно расходятся, многих такие рифмы не смущают). И, на мой взгляд, построение первой же фразы не очень внятно: «черней, чем дым» - относится к подлежащему или к последнему слову? (Может, случись это немного попозже в тексте, я бы и «проскочила», но в самом начале такая двусмысленность лично меня отвлекла от стихотворения, и я стала соображать «кто на ком стоял»).

3 место – №2

птица

прилетала птица бела бледней,
истончался свет на конце крыла.
ворковала песню семи дождей
у семи холмов, на семи ветрах.

и ползло–сползало с души рваньё.
и в глазах рождался нездешний свет
от щемящей веры, а песнь её
о корнях и небе лилась окрест.

я давала птице пшена с горсти.
и трещали почки на ветках верб,
а в земле, ворочаясь, шли ростки
неизменно вверх.

Красивая «старорусская» мелодия. Кстати, здесь как раз интересный контраст к технике предыдущего стихотворения: в «птице» все рифмы неточные, но это не коробит по двум причинам. Во-первых, из-за стилизации: в фольклоре как раз преобладают неточные рифмы. И во-вторых, из-за последовательности автора: когда на фоне преобладающих точных рифм вдруг возникают неточные, создаётся ощущение, что автор «не дотянул» (если, конечно, не оправдывать смыслом: например, вы начинаете ругать точные рифмы – и рифмы в стихотворении начинают синхронно «плыть»). А когда рифмы везде неточные – то воспринимаешь это как должное.
Ещё понравился «срезанный» кончик стихотворения. Ставит хорошую жирную точку.

4 место – №3

С той стороны дождя

С той стороны дождя
солнце стоит чужое,
стайка слепых котят
движется к водопою.
Сыплются серебром
с неба осколки света.
Есть на ответ вопрос -
нет на вопрос ответа.
В городе миражей
грустно, на самом деле.
Тесно его душе
в этом безликом теле.
Плоские облака
цвета паленой ваты,
как ни о ком тоска,
как ни за что расплата.
Солнечный апперкот,
радужная кулиска ...
Счастье недалеко,
только, увы, не близко...

«Стайка слепых котят движется к водопою» очень понравилась. Понравилось звучание. Пара слов «царапнула» (опять-таки, лично меня) не-необходимостью и (на мой взгляд) не-совсем-достоверностью: «на самом деле», «увы».

5 место – №4

Шум звёздных морей

Шумели звёздные моря
в далёких гаванях Вселенной,
мечта бросала якоря
во всех портах попеременно.
И брал космический пират
с курносым профилем знакомым
на абордаж чужой фрегат
парсеков за полста от дома.

Манили со страничек книг
улыбки звёздных капитанов,
и мой отчаянный двойник,
набив припасами карманы,
бежал по улице ночной
к вот-вот стартующей ракете,
прощаясь мысленно со мной
и с остальными на планете.

Но шёпот волн у берегов
инопланетных континентов
не перетёк из детских снов
в озвучку взрослой киноленты.
Свезла мечта в металлолом
все якоря и кулеврины,
а звёздный крейсер сдан внаём
под юбилеи и крестины.

И лишь порою по весне,
окно открытое заметив,
ворвётся в комнату ко мне
пропахший звёздной солью ветер,
а со странички, что в конце
почти забытого романа,
с моей улыбкой на лице
шагнёт один из капитанов.

Здесь опять-таки понравилась картинка: близкая и знакомая. Но, конечно, палка о двух концах: знакома картинка потому, что очень это близко к знаменитой песне Аделунга (плюс «звёздно-космический» ракурс) и прочим любимым с детства бригантинам Когана и капитанам Крапивина.

6 место - № 10

Человек дождя

Бабы твердят - дурак,
место таким в психушке,
хоть и не буйный, всё ж
 лучше б свезла в район;
Воду Иван с утра
 сам наливает в кружку
 и на обоях дождь
 кистью рисует он.

Мажет то вниз, то вверх -
стены пошли коростой...
выгнать пыталась дурь
(сыну неполных семь),
доктор сказал: - Поверь,
он не болеет, просто
 мальчик твой, на беду,
ну... не такой, как все.
 
Бросив себя винить,
справилась постепенно -
если надежды нет,
то ничего не ждёшь;
бывший порой звонит:
  - Как там Ванюшка, Лена?
Та лишь вздохнёт в ответ:
  - Ваня рисует дождь!

Красивый образ мальчика. Интонация стихотворения, в общем, лично мне показалась довольно убедительной.

7 место - № 7

В пять утра без будильника солнце... 

В пять утра без будильника солнце
прорвалось из-за дальних холмов.
Рыжий кочет на крыше колодца
прокричал, что он жив и здоров.
Рощу ветер погладил по кронам,
свистнул сыч в ожидании сна,
и страну покрывалом зелёным
застелила к восходу весна.
У ворот самодельную флейту
в руки взял деревенский пастух.
Под мелодию близкое лето
тополёвый приветствовал пух –
он вздымался, кружился, вертелся,
и носился легко по дворам, 
а совсем не имеющий веса
плыл пастух и на флейте играл.

Хорош образ плывущего пастуха под звуки флейты.

8 место - № 1

Грека   

В провинциальном  днесь, под кукареку
маститых петушиных теноров,
течет  река, где раки ловят Греку.
А раньше было все наоборот.

Имеет Грека гордый профиль грека,
но вдаль мыслишки Грекины бегут -
туда, где  скачет в гречку* -верный Грека.
А жабий джаз, и комариный гуд,

и небо, распростертое над  Грекой,
и сарафан соседкин голубой -
тревожат подсознанье имярека,
теряющего почву под собой.

       *Скакать в гречку -совершать измену.

Заключительные 2 строки понравились. Надо признаться, с трудом воспринимаю стихотворения с авторскими пояснениями (если вы, конечно, не Т.С. Элиот – хотя и тому за обширные схолии к собственному творению порядком досталось). Наверное, у меня это возникло из-за убеждения, что всё, что поэт хочет сказать, он умещает в стихах, а если что-то «вытекло за пределы» - то, скорее всего, автору технически не удалось это всё «впихнуть» в тело стихотворения.

9 место - № 6

В час, когда дожди шагами шаткими

В час, когда дожди шагами шаткими
Скучно-скучно ходят у порога,
Я хочу быть доброю лошадкою,
Чтобы с сыном поиграть немного.

На спине возить его по комнатам,
Оживляя всех захожих взгляды.
Мне не надо бить о пол подковами
И овса, конечно же, не надо.

Отложив до вечера поэзию,
Словно конь по полю командира,
Повезу веселого наездника
По полу двухкомнатной квартиры.

И в атаку кинемся бесстрашно мы.
Зарумянятся в азарте лица.
А потом наездник мне, уставшему,
Из ладошек даст воды напиться.

Добрая, хорошая картинка. Сыну автора, похоже, очень повезло с «лошадкой».

10 место - № 5.

Где ты, жизнь?

Выпадающий снег умирает в апреле,
Заразившись весной в лихорадочном марте.
Отлюбили меня пустыри и аллеи,
И друзья, и враги, и соседки по парте.

Одному не напиться... А хочется яда...
Только, хватит ли сил на поступок напрасный?
Только, хватит ли боли на крест и ограду,
И на холод земли, и на сон безучастный?..

Кто не знали меня, никогда не поверят,
Что я был вообще, что ушёл навсегда я,
Распахнув в одиночество окна и двери,
Задыхаясь цветением пышного мая.

Где ты, жизнь? Курс бездарно прочитанных лекций,
И зюйд-вестом разорванный розовый парус.
Что-то билось в груди - даже, может быть, сердце.
Покупалось за рубль, а за два продавалось.

На холодных сиденьях в пустой электричке
Фонарём одиноким в вагоне обласкан.
Где-то там, где любовь - это просто привычка,
Кумачовые флаги парадов и сказки.

Где ещё далеко до тоски и заката,
До потери надежды, что счастье продлится.
До потери мечты, что под плач листопада,
Улетела на юг перелётною птицей.

Очень элегичное стихотворение. Не всегда понятна авторская пунктуация (почему в данном тексте стоят запятые после «только» во втором катрене и запятая после «листопада» в последнем).
© Наталья Крофтс,
http://www.stihi.ru/avtor/natashacrofts
http://magazines.russ.ru/authors/k/krofts/