И...так!
Накануне дня рождения Пушкина (какого по счёту? а 216-го!) сам Бог распорядился писать о нём, великом нашем и могучем , как русский язык. Вот и Моцарт с Сальери тут как тут, в неразрывной связке у нас под рукой. Как ДЕНЬ и НОЧЬ, как ДА и НЕТ, как ДОБРО и ЗЛО, как ГЕНИЙ и ЗЛОДЕЙСТВО... Нет, с последним погодим, ведь "гений и злодейство - две вещи несовместные", как сказал в пьесе, не сомневаясь, Моцарт и повторил с сомнением Сальери. Диалектическое единство противоположностей можно продолжить в длинном парном списке, а заодно вспомнить о том, что одно не может существовать без другого: ДЕНЬ без НОЧИ, ДА без НЕТ, ДОБРО без ЗЛА, ГЕНИЙ без ЗЛОДЕЙСТВА... Задумалась по поводу последнего... Может, и тут эту сладкую парочку убрать? Не буду пока. Ибо существование ГЕНИЯ не даёт спокойно жить тем, кто в гениях не ходит. Что уж тут говорить: все это давно уже знают! Примеров бесконечное множество... И ведь наказание всегда находит героя, а всё равно на те же грабли наступают (и те, и другие!):
- Не высовывайся!
- Не лезь поперёд батьки в пекло!
- А ещё в шляпе!
- Если ты такой умный, почему такой бедный?
И т.д. И т.п.
И тянет одних к другим с какой-то самопожирающей силой. Как Добро ко ЗЛУ, как мышку к кошке, как женщину к мужчине... И наоборот. Порою знают, гибелью грозит!
Но "всё то , что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья, бессмертья, может быть, залог..." (Тот же Пушкин, его излюбленная тема, стоившая ему самой жизни! "Типа" доказал на собственном примере своё открытие в области человековедения.)
Вот и Моцарта всё время тянет к Сальери! Зайти, пошутить, музыканта привести уличного развлечь, сыграть только написанную пьесу... И Сальери тоже. Если не ногами к Моцарту, так мыслями постоянно...
Вопрос только. А знают и они, что о них думает противоположная сторона? Ведь на словах:
1. САЛЬЕРИ МОЦАРТУ(выборка обращений по всему тексту): - Ты, Моцарт, бог...Друг Моцарт... (Но чаще - просто Моцарт, Моцарт...)
2.МОЦАРТ САЛЬЕРИ: - Мой друг, Сальери ... Он же гений, как ты да я... За твоё здоровье, друг, за искренний союз, связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии... (Но чаще - просто Сальери, Сальери...)
Про ГАРМОНИЮ тоже подумать надо в этой связи. Не идёт ли она в связке с дисгармонией( какофонией, хаосом)? И в конце концов ЖИЗНЬ в связке со СМЕРТЬЮ? МОЦАРТ в связке с САЛЬЕРИ.
Всё , вроде, понятно. О чём тут и говорить? Всё лежит на поверхности. Но разве так уж поверхностен Пушкин? Значит, придётся ещё поискать его алмазы среди наших камней.