Читта-вритти-ниродха. Джанака и Нарада

Космос Онлайн
Над Митхилой утро
озаряет земли
Нарада* склонился и ответу внемлет.
Джанака* был спрошен:
"Царь Видехи* мудрый,
озари нас светом -
поясни не в сутрах:
почему "Видеха"** тебя называют,--
"развоплощенным",   "
как нам понимать?"

"Прежде чем ответить
возьми этот сосуд молока",--
улыбнувшись, молвит Сира-Дхваджа Джанака.
"Мы пойдем в ашрамы, в широту полей,
за мной всюду следуй - капли не пролей
молока, а позже - после
дел государства --
чаяний царства и забот столицы
может и само уж
что-то прояснится )"

Нарада, стараясь не пролить ни капли,
осторожно ходит за царем как цапля
и как кот он ходит,
как бесшумный тигр,
увлечен дивной
мудрости игрой:
"не споткнуться б", -- думает, --
и замрет змеей.
Так был безупречен,
что не расплескал.
Время скоротечно, к вечеру -- устал.

Царь без остановки в центре постановки:
"Как тебе процессия в честь мою пришлась?
Люди танцевали, веселились всласть!"
"Не увидел, махариши, ровно ничего.
Были все события -- словно далеко,
Но зато не расплескал
в сосуде молоко!"

"О, дитя мое, - так и я ничего не вижу,
время все посвящаю Свободе:
наблюдать за вниманием
-куда оно уходит?
Как и ты с молоком сегодня
хранил в равновесии сосуд,
так и я всегда свободен:
когда поносят иль чтут.
Занят делом важнейшим -
не расплескать внимание,
читта ниродха -- мощнейшая
практика:
в это мгновение
возможно (ниродха) управление
течением мысли (вритти)
если мгновение длить
,то ум (читта)
целостный, без изъяна,
посредством медитации (дхьяна)
,как в лампе полностью сгорает священное гхи,
приводит к созерцанию (самадхи).

Единственная практика настоящего мгновения.
Что в свою очередь
ведет от разделения и различения (вивека)
к духовной независимости (кайвалья)
или ... как-бы там То ни называли,
нет ни названия здесь,
ни какой - либо меры.
Это - как проснуться", -- ответил
и улыбнулся Джанака (16-10 тыс. лет до н.э.)
он был королем Видеха солнечной расы --
объединил поклонением солнцу
разные веры,
исцелив сознание от двойственности мук
Его называли Сира-Дхваджа
 (тот, в эмблеме которого плуг).

30.05.2016

Нарада* -- в индуизме — полубожественный мудрец, которому приписывают несколько гимнов «Ригведы» и который играет большую роль в некоторых пуранических писаниях, в особенности в «Бхагавата-пуране».

Нараду причисляют к семи великим мудрецам (саптариши). Он известен тем, что предрёк грядущее рождение Кришны и первым научил людей знаниям в математике, астрономии и земледелии.

В пуранической литературе Нарада описывается как монах-путешественник, который обладает мистической силой, позволяющей ему свободно путешествовать с одной планеты (локи) на другую в материальной вселенной, и даже посещать планеты духовного мира Вайкунтхи.

Джанака* — правитель царства Видеха, жизнь которого описывается в индуистском эпосе «Рамаяна». Столица государства Видеха, Митхила, по преданию находилась на месте современного города Джанакпур в Непале. В «Рамаяне» Джанака описывается как отец Ситы. Упоминания о нём также содержатся в «Брихадараньяка-упанишаде», «Махабхарате» и Пуранах.

Видеха* -др.-инд. гос-во в сев. части нынешнего шт. Бихар в 6-5 вв. до н. э. Столица В. - Митхила (в совр. Непале). В "Махабхарате" царь Видехи упоминается как союзник Кауравов. По нек-рым источникам В. - рабовладельч. республика, к-рая с рядом соседних республик входила в конфедерацию Вадджи. После разгрома конфедерации магадхским царем Аджаташатру в 5 в. до н. э. В., по-видимому, вошла в состав гос-ва Магадха.

Видеха** -  Иногда понятие "видеха" применяется также к божествам и девам, освобожденным существам, которые в прошлом были людьми. Эти существа не отделены от Божественного бытия, или Брахмана, но исполняют различные его функции и свойства.