Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Галина Николаевна Николаева
       В 5-ю неделю по Пасхе — о самаряныне — святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин.4: 5–42)..
       В службе этой Недели говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», подавшего ей воду жизни, и «напившись обильно водой Премудрости Божией», унаследовала Царство Небесное и явилась «приснославной».

       В толковании беседы Иисуса Христа с самарянкою  протоиерей Александр Шаргунов говорит, что  «в сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Спаситель пришел к колодцу Иакова, чтобы встретить там женщину-самарянку. Он долго шел к этой женщине, к одному человеку, совершая Свой путь под палящим солнцем. Был шестой час, то есть полдень по тогдашнему исчислению – самый пик жары – и Он изнемогал от усталости и хотел пить.
       Почему, спрашивают святые отцы, Он шел не ночью, когда прохладнее и гораздо легче идти? Потому, что всю ночь, как мы знаем, Он посвящал молитве, а день, не теряя ни часа, – служению людям.
       И мы видим, что это наш Господь – Бог, ставший человеком. Тот, Кто плачет, видя умершего. Тот, Кто на Кресте будет страдать. А теперь Он изнемогает от жажды. Почему же Он, будучи Богом, не может преодолеть Своею Божественною силою эту жажду? Конечно, все в Его власти. Но тогда Он не был бы подлинным человеком. И победа, которую Он одержит, не была бы той победой, к которой мы можем быть причастны.

       Разве не насытил Он пятью хлебами пять тысяч человек? Разве не Он шел по воде? Что Ему стоит одним словом, одною мыслью повелеть, чтобы из скалы или из песка забил источник и утолил Его жажду? Но именно здесь открывается нам самое главное. Никогда, ни разу в Своей жизни не совершил Он ни одного чуда ради Себя: ради того, чтобы накормить Себя, утолить Свою жажду, облегчить Свою боль.
       С самого начала, с Рождества, Он приобщается всей нашей немощи. Младенцем Он бежит от меча Иродова как простой человек. И это Он тоже делает ради нас, а не ради Себя, потому что не пришел еще час Его. Но когда придет Ему время сразиться со смертью, Он выйдет навстречу ей для того, чтобы спасти всех и для того, чтобы смерть каждого из нас обернулась вечной жизнью.
       Все в Нем исполнено безконечной Божественной любви ко всему человеческому роду и к каждому отдельному человеку. Все взвешено на каждый час и на всяком месте. Все содержит Господь и весь мир несет как Крест, на котором Он скажет Свои святые слова: Жажду.

       И вот к колодцу, у которого сидит Христос, приходит самарянка – простая женщина, у которой нет слуги для того, чтобы принести воды. И мы видим, как Божественный Промысел достигает великих целей через события, как будто ничего незначащие. Ученики Спасителя ушли в город, чтобы купить еду, а Христос не пошел с ними. Не потому что Он гнушался есть в самарянском городе, но потому что Ему предстояло совершить важное дело.
       Мы знаем, что Он часто проповедовал множеству народа, а здесь Он бережно склоняется к одной душе – одной женщине, простой бедной чужестранке, чтобы научить Своих апостолов, Свою Церковь делать точно так же, чтобы знали, что радость для Господа – спасти одну только душу от смерти.
      
       Господь начинает беседу с просьбы дать Ему пить. «Дай Мне пить», – говорит Он женщине. Он, Который содержит в руках Своих источники всех вод, Творец мира, обнищал до конца и просит у Своего творения. Он просит у этой женщины, потому что хочет вступить с нею в подлинное общение. Он и поныне просит у нас через всех алчущих и жаждущих, и говорит: Кто во имя Его подаст только одну чашу холодной воды, тот не потеряет награды своей (Мф.10:42).
       Женщина поражена, потому что между иудеями и самарянами – смертельная религиозная вражда, и они не общаются друг с другом. Ибо гордостью иудеев было претерпеть любые лишения, только бы не принять ничего от самарян. А Христос пользуется случаем повести душу этой женщины на большую глубину. Он как будто бы не замечает ее слов о вражде иудеев и самарян.
       Бывают такие расхождения между людьми, к которым нельзя относиться как к чему-то второстепенному, но иногда эти расхождения лучше врачуются, когда мы намеренно избегаем повода вступать в споры относительно этих расхождений. И точно так же дальше мы увидим, Господь в беседе с самарянкой обойдет вопрос относительно того, где лучшее место для поклонения Богу, «ибо приходит время, когда вы будете поклоняться Отцу не на горе сей, не в Иерусалиме», – говорит Он.

       Господь, беседуя с женщиной, подводит ее к мысли, что она нуждается в Спасителе. Она действительно начинает понимать, что теперь она может обрести через Господа то, что явится для нее самым драгоценным в жизни. «Если бы ты знала дар Божий», – говорит Христос, – и Кто Тот, Который просит у тебя пить». Она до этого думала, что перед ней просто иудей, просто бедный измученный странник, а перед нею – дар Божий, предельное явление любви Божией к человеку – Сам Бог.
       Как может этот Божий дар предлагаться людям? Бог просит у человека: дай Мне пить. И Господь говорит этой женщине, что бы сделала она, если бы знала Его: Ты бы просила. Кто нуждается в каком-либо даре, пусть просит у Него.

       И далее Господь открывает нам всю тайну молитвы, всю тайну общения нашего с Богом.
       Те, кто однажды узнал Христа, будут всегда искать Его. И уже ничто другое на свете никогда не будет им сладким, никогда не сможет утолить их жажду. Он даст воду живую, и эта вода живая – Дух Святой, который нельзя сравнить с водою на дне колодца, даже святого колодца, но которую Он сравнивает с живою (то есть текущею) водою. Благодать Духа Святого подобна этой воде.
        Христос может дать, и Он хочет дать эту воду живую всем, просящим у Него. И женщина самарянка с изумлением и недоверием глядит на Господа. «Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок», – говорит она Ему. - Откуда же у Тебя вода живая? И к тому же неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец?»

       Подобно Никодиму, тайно ночью пришедшему ко Христу беседовать с Ним о Царствии Божием и не понимающему, как это человек должен снова родиться, так и эта женщина все слова Христовы понимает буквально. И Господь поддерживает ее, укрепляет ее, ведет ее дальше, показывает, что вода из колодца Иакова давала только временное утоление жажды, и телесной, и духовной. А кто будет пить воду, которую Он даст, не будет иметь жажды вовек.
       Человеку не нужно обращаться к кому бы то ни было за утешением в скорбях. Верующий во Христа будет иметь в самом себе источник воды живой вечно текущий. И эта вода всегда в движении, потому что благодать Духа Святого дает новизну жизни, непрерывную, постоянно чудесную. Все, что в этом мире – все уже старо, каким бы оно новым ни казалось. А то, что Господь дает – это абсолютно новое, и оно делается безпрерывно новым, оно находится в безпрерывном движении жизни.

       Господь одновременно предупреждает, что, если великие истины, которые нам открывает Он, становятся в душах наших, как стоячая вода, это значит, что мы не живем этими истинами, что мы не приняли еще их, как нужно нам принять. «Господи, – говорит Ему женщина, и веря, и не веря, – дай мне воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Может быть, в ней уже рождается смутное прозрение, что здесь происходит что-то необыкновенное, самое главное.
       Внезапно Господь соединяет разговор о живой воде с ее личной жизнью, с глубинами ее совести. И вот это то, о чем каждый из нас должен хорошенько задуматься, увидеть эту неразрывную связь самых глубочайших тайн жизни с нашей судьбой. «Пойди, – говорит Господь, – позови мужа твоего и приди сюда». Позови твоего мужа, чтобы он помог тебе все понять. Позови его, чтобы он мог научиться вместе с тобой, и вам обоим стать наследниками благодатной жизни. Может быть, он сказал ей больше, чем то, что записано в Евангелии, потому что там написано, что Он сказал ей все, что она сделала в жизни. Как будто дал описание всего ее прошлого.

       «Пять мужей у тебя было, и тот, кто теперь у тебя – не муж тебе», то есть, она жила в блуде, в прелюбодеянии. Но как бережно и в то же время твердо обращается с ее душою Господь! Как искусно Его обличение, как оно исполнено любви к этой душе! Тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе, – с печалью, со скорбью говорит Господь и оставляет ее совести досказать остальное.
       Но даже и в этом Он предлагает объяснение ее слов, лучшее, чем она сама была способна сразу понести. «Ты правду сказала, что у тебя нет мужа». И снова говорит: «ты справедливо сказала». То, что она сказала вначале, было просто отрицанием факта – у нее нет мужа, а Господь помогает превратить это в исповедание ее грехов. И так Господь обращается с каждой душою человеческой. Так постепенно приводит Он к истинному глубочайшему покаянию, без которого мы не можем вкусить той воды, которую Он предлагает нам.

       Пусть каждый из нас поймет, о чем здесь идет речь. Эти слова сказаны не просто женщине-блуднице, а каждой душе человеческой. Потому что у каждой человеческой души было «пять мужей», говорят святые отцы, то есть пять чувств, которые даны человеку и с которыми он живет в этом мире. И человеку кажется, что можно так жить – с этими пятью чувствами, которые определяют его естественную жизнь. Но, будучи не в состоянии обеспечить жизнь собственными силами, человек отступает от этих союзов с естественной жизнью и обретает «мужа беззаконного» – грех.
       Господь хочет сказать, что естественная жизнь – даже по добру и по правде – рано или поздно неизбежно становится нижеестественной, греховной, там, где нет благодати. Пока человек не обретет благодать – новую жизнь, ради которой Христос идет на Крест, – самые лучшие, самые чистые, самые благородные из людей, тем более все человечество, как мы наблюдаем, идет именно по этой стезе. От пяти своих естественных чувств, от своих естественных даров оно ниспадает в нижеестественное состояние, так что грех становится нормой жизни для всех. Только благодать Божия, только эта живая вода, о которой говорит Христос, может спасти человека.

       И только после этого Господь говорит об истинном почитании Бога. Наступает время и наступило уже, когда не будет иметь значения, на каком месте совершается поклонение Богу, потому что существенно поклонение в духе и в истине. Все зависит от состояния нашего духа, в котором мы поклоняемся Господу.
       То, что Господь ищет поклоняющихся Ему в духе и истине, означает, что Он Сам создает таких поклонников. И женщина становится такой поклонницей. Многие самаряне уверовали во Христа прежде, чем они увидели Его, по слову этой женщины. Она не сотворила никакого чуда, она не обладала даром слова, она была простая женщина. В тяжких грехах всю жизнь она пребывала, но какую жатву приносит ее слово, потому что она по-настоящему встретилась со Христом!
      
       То, что женщина не могла удержать для одной себя этот дар Господень, то, что она поспешила принести его к другим, чтобы поделиться радостью о обретенной истине, показывает, что Господь неслучайно избрал ее. Поистине, она подобна евангельской женщине из притчи о тайне Царства Небесного, нашедшей потерянную драхму, созвавшей соседей и пригласившей их возрадоваться вместе с ней.
       И самаряне умоляют Господа, чтобы Он пребыл с ними. И Господь пребывает с ними в течение двух дней. И сказано в Евангелии: многие еще уверовали в Него по слову Его.
       Мы помним, как жители страны Гадаринской умоляли Христа отойти от их пределов после того, как Он совершил чудо, можно сказать почти из мертвых воскрешения, бесноватого человека. А эти умоляют, чтобы Он пребыл с ними. И Господь повинуется и тем, и другим. О, если бы жители нашей страны уподобились сегодня не гадаринцам, а самарянам! Но для этого нужно, чтобы и мы стали, как женщина самарянка. Чтобы и мы узнали и вкусили, как благ Господь. И вода живая стала в нас источником жизни и для других людей.
      
       Самаряне сказали этой женщине: «уже не по твоим словам веруем, но сами слышали от Него и знаем, что Он воистину Христос Спаситель». Мы не знаем, о чем говорил Христос с самарянами, но нам ясно, что они напились той самой живой воды, вкусив которую человек уже не жаждет. И доныне Христос стоит посреди всех наших праздников и всех наших будней и громко зовет, как сказано в Евангелии, чтобы все услышали: Если кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пиет (Ин.7:37).
       Только Он, и никто больше не может дать жизнь посреди раскаленной пустыни мира изнемогающим, умирающим от жажды людям.

       «Это событие является очевидным свидетельством Божественной славы Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и ее сограждане убедились, что Иисус воистину Спас мира – Христос (Ин.4; 41,41). В лице этой женщины Святая Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному гласу Божию, повсюду непрестанно взывающему к ним о восстании духовном.
       Самарянка, “терпящи зной премногих страстей”, все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась беседы со Спасителем, Который напоминанием ей об ее греховной жизни возбудил в ней искреннее раскаяние во грехах.
       Он соделал ее способной понять Его возвышенное учение о “спасительной воде” и возжег в ее сердце пламенное желание “прияти воду жизни, из Него изливаемую”, “юже пивши”, самарянка “всем проповеда” Христа, “пришедша плотию, за еже спасти человека”. Всем этим Святая Церковь напоминает нам, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим святые истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение, а через них и спасение других».

       «Почему Христос именно ее избрал для этих замечательных слов, которые и мы теперь услышали, – о воде живой, о Духе Святом? Она ведь не могла ведать этого Духа – блуд недаром считается грехом смертным, он мгновенно лишает человека благодати Божией, - продолжает протоиерей Димитрий Смирнов. - Но Господь не раз повторял, что пришел спасать не праведников, но грешников. И действительно, распяли Его именно праведники. Фарисеи, которые науськивали народ, чтобы распять Христа, конечно, не блудили. Они исполняли все, что положено: молились, посещали храм, многие из них наизусть знали целые куски из Священного Писания.
       Но когда они повстречались с Христом, ничего, кроме ненависти, Его образ, Его слова, Его поступки в них не вызвали. А вот женщина-самаряныня, еретичка и грешница, мгновенно расположилась к Нему. И произошло дальнейшее чудо.
       Когда она пришла в свой город и сказала: вы знаете, я встретила Христа, – люди по ее слову тоже начали в Него веровать. Христос на глазах иудеев мертвых воскрешал, а они от этого только еще больше скрипели зубами с ненавистью. А тут еретики, имеющие неправильное учение об истинном Боге, – и тем не менее такое глубокое восприятие, такая доверчивость.

       Это все и к нам имеет непосредственное отношение. Очень важно нам понять, что слово Божие усвояется не умом, оно усвояется сердцем. Чтобы его воспринять, совершенно недостаточно оценить все философские категории, которые в нем заключаются. Слово Божие обращено к душе человека, поэтому его можно усвоить только духом, а для этого необходимо сердце умягченное.
       Каждый человек грешен, и его сердце невосприимчиво к истине. Оно бывает восприимчиво лишь в детстве, до определенного возраста, а потом начинает постепенно каменеть, каменеть, и уже трудно в него чему-либо доброму войти.
       Поэтому Господь однажды, обращаясь к ученикам, призвал их: будьте как дети – потому что это даст возможность усвоить слово Божие. И если мы посмотрим на учеников Христовых, то увидим, что среди них немного мудрых и совсем мало образованных, а все больше люди очень простые, непосредственные.

       Самарянка тоже была из этой породы людей. Поэтому, когда Он ей сказал: Я Христос, – она Ему сразу поверила. Как дитя, которое, когда ему говорят о Боге, верит этому слову и запоминает его навсегда, и оно становится его жизнью.
       А человек взрослый, огрубевший от греха, либо не хочет этого слышать, либо ему это неинтересно, либо он никак не может уразуметь, никак не может связать одно с другим, все ищет какой-то логики. А логики тут нет, тут главное – есть ли открытое сердце навстречу слову Божию.
       Поэтому нельзя убедить человека в том, что надо веровать в Бога. Нельзя убедить человека в том, что нельзя блудить. Нельзя убедить человека, что нельзя убивать. Человек это должен чувствовать сердцем – или хотя бы иметь над собой закон. Вот иудеи имели закон, который над ними довлел. Этот закон запрещал и блудить, и убивать, и многое другое, и причем за его нарушение во многих случаях полагалась мучительная смерть. И человек из страха наказания повиновался, страх его удерживал от греховных поступков. Но на сердце человеческое это не оказывало никакого воздействия.

       Поэтому Господь и говорит: кто смотрит с вожделением, тот уже блудник; кто гневается, тот уже убийца. Потому что будут благоприятные условия – и он совершит грех, который живет у него в сердце. Очень часто люди говорят: так бы и убил. Да, дай волю, и убьет. Вот представим себе, что милиция исчезнет на неделю – ну и, конечно, как только люди поймут, что можно безнаказанно убивать, все улицы всех городов зальются кровью. Так бывало в истории уже неоднократно. Когда внешний запрет существует, это как-то сдерживает – удерживающий есть. А когда он отнимается, все приходит в упадок.
       Господь прекрасно знает нашу падшую природу, и Он бы хотел, чтобы грех, который есть в нас, осознавался нами как преступление, чтобы мы стремились от него избавиться, чтобы мы хотели начать новую жизнь вне этого греха, чтобы мы возненавидели грех. Поэтому Спаситель этой женщине-самарянке задал, как на экзамене, некоторые наводящие вопросы.
       Он говорит ей: пойди приведи своего мужа. И ждет. Она отвечает: у меня нет мужа. Правду ты сказала, у тебя было пять, и тот, с которым ты сейчас живешь, он тебе не муж, сказал Христос. И она тут же во всем призналась, тут же во всем покаялась. То есть она знала, что делает нехорошо, ей не хватало только одного последнего толчка, и это и совершил с ней Господь.
 
       В предании Церкви осталась память о том, что она потом и крестилась, и стала ученицей Христовой, и даже приняла мученическую кончину (2 апреля - день памяти мч. Фатинии и ее сыновей мучеников Виктора и Иосии. Во времена императора Нерона в Риме, в 65 году, проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотиния жила с детьми в Карфагене и там безбоязненно проповедовала Евангелие).
       Христос ее переродил, но перерождение это стало возможным только потому, что у нее было детское, непосредственное сердце, и потому, что она покаялась, пусть этому покаянию и помог Господь.
       Господь каждому человеку хочет спасения. Господь хочет, чтобы человек пришел к познанию истины. Он каждого хочет к этому покаянию подтолкнуть, потому что если нет покаяния, то тогда эту новую жизнь никак невозможно начать. Господь хочет каждому человеку дать воду живую, которая не иссякнет в нем никогда.

       Человек по своей природе изначала существо духовное. Поэтому к чему бы он ни стремился на земле, он никогда не бывает удовлетворен. Художник не бывает удовлетворен картиной, родители никогда не бывают довольны детьми, учителя – учениками, граждане – устройством государства. Не было такого в истории, чтобы граждане были довольны государственным строем.
       Потому что все, что связано с жизнью человека, – все заквашено на грехе, все на зле, везде есть порча, потому что человеческая природа извращена грехом. И конечно, самому человеку выйти из этого зла невозможно.
       Поэтому Христос на землю и пришел. Пришел не праведников спасать, потому что праведников, оказывается, спасти невозможно. И мы видим, как Господь обращался с блудницами, с людьми, которые согрешали смертным грехом: очень ласково, с любовью. И с каким гневом Он говорил с фарисеями, потому что хоть как-то пытался сбить с этой их праведной позиции.

       Труднее всего обратить к Богу человека, который сознает, что он праведник, что все у него хорошо, что он всегда поступает правильно, никаких грехов у него нет. Такое сознание есть глубочайшее заблуждение, потому что человек полностью удовлетворен той степенью духовного развития, которая в данный момент у него есть. Он не видит перед собой Бога, у него нет никакого стремления Его обрести, он полностью самодостаточен. И это означает духовную смерть, потому что из этого нет развития.
       Духовное развитие возможно только тогда, когда человек постоянно кается в грехе, то есть постоянно видит, что ему в себе самом нужно исправить, и, как бы снимая слой за слоем, исправляет свою жизнь: исправил одно – сразу вырастает другое. Вернее, не вырастает, оно было всегда, просто этого не было видно, поскольку один грех заслоняет тысячу других.
       Поэтому если человек покается в грехе (а покаяться не значит его назвать, покаяться – значить его исправить), если он исправит этот грех, один булыжник своротит – за ним оказывается тысяча более мелких. Когда он вынимает эту тысячу, за ней оказывается десять тысяч других. Поэтому чем ближе человек к Богу, тем больше он кается; чем ближе он к вечной жизни, тем больше в нем слезы покаяния. А если у нас нет этих слез, если мы не чувствуем себя падшими, если мы довольны собой, то значит, мы от Бога ушли очень далеко.

       Самарянка чувствовала свою греховность, поэтому промыслом Божиим так было устроено, что она встретилась со Христом. Всегда, когда человек как-то задумается над своей жизнью, задумается над тем, что он живет неправильно, Господь готов выйти ему навстречу, готов его призвать. И часто бывает: живет человек, вроде где-то в душе верует, но жизни подлинной, духовной в нем нет.   
       А потом некое событие случается, и что-то в уме и сердце человека поворачивается, как бы пелена спадает с его глаз, и начинается в нем духовная жизнь, начинает течь эта вода живая, которая оживляет его, и он просыпается от сна.
      
       Сегодняшнее Евангелие рассказывает о пробуждении самаряныни. И нам нужно, чтобы с нами это пробуждение тоже произошло. А на самом деле оно должно происходить постоянно, ежедневно. Мы должны каждый день делать шаг навстречу Богу. Каждый день должно что-то для нас открываться в духовном мире. А для этого надо не спать, для этого надо все время идти навстречу Богу.
       Когда ученики вернулись и хотели разделить со Спасителем трапезу, Он обратил к ним те слова, которые обращал к самаряныне: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Если человек приближается к Богу – а Христос был Сам Богом и был всегда соединен с Отцом Небесным, – такое соединение божественное требует от человека, и понуждает его, и дает ему желание всячески исполнить волю Божию. А в нашем сердце часто рождаются греховные желания, воспаляемые от геенны.

       И когда мы не можем их реализовать, мы даже сердимся, не понимая, что это Господь охраняет нас, не попуская нам совершить какой-то грех. Вот человек говорит: так бы и убил. А Господь устраивает, что он не убивает. Это же милость Божия, ведь что бы он делал, если бы убил? Убийство страшно тем, что его поправить никак нельзя. Поправить можно воровство, поправить можно блуд, а убийство неисправимо – убит человек, все.
       Но мы, как люди грешные, постоянно творим свои желания и этим часто оскорбляем Бога, поскольку желания наши вступают в противоречие с волей Божией. И чтобы нас оградить от этого, Господь нам дал заповеди, потому что потеря Бога сделала нас слепыми и не чувствующими и мы легко совершаем всякие преступления, то есть преступаем, переступаем тот порядок, который завел Бог в этом мире.
       А из-за этого наша жизнь приходит во всяческий разлад. Наша жизнь из-за того так трудна, что мы все время идем против рожна, идем против Бога во всех наших поступках. Нам тяжело, мрачно и уныло, потому что наша жизнь никак не согласована с волей Божией.

       Христос был всегда с Богом Отцом, и все святые угодники всегда были с Богом, они полностью были в Его повиновении. В Деяниях святых апостолов мы часто встречаем слова: Дух повелел нам. Сам Бог управлял действиями апостолов, Сам Бог ими руководил.
       А у нас не так, потому что мы от Бога удалились, в нас нет Духа Божия. Поэтому мы управляемся другими духами.
       Наша душа наполнена духом зависти, духом объедения, духом злобы, духом сребролюбия, духом блуда. И как же нам выбраться из этого? Как эту пищу небесную, Духа Божия, приобрести?
       Только покаянием. Если мы опомнимся, если мы не будем слушаться этих духов, если мы всю волю свою направим на то, чтобы исполнить волю Божию, только тогда мы этого достигнем. Причем от нас не требуется, чтобы мы сами себя исправили. Это невозможно.

       Господь пришел и все Сам совершил. От нас требуется только одно: желание и решимость идти по этому пути до конца. И если будет это желание и Господь увидит, что оно настоящее, тогда Он нам даст такую возможность.
       Господь хочет, чтобы мы волю свою направили на исполнение Его воли. И если мы будем использовать Священное Писание как некую карту нашего пути, если мы, даже не понимая или не чувствуя этого текста, будем следовать ему в наших поступках и желаниях, то тогда наша порочная воля начнет выправляться и, несмотря на различные искушения, мы все-таки выйдем к источнику воды живой.

       Но наше большое заблуждение состоит в том, что мы часто удовлетворяемся достигнутым – тем, что Господь даровал нам веру, что мы ходим в храм, имеем возможность причащаться, что у нас дома есть Евангелие. Но все это еще не есть святость, это не есть еще духовная жизнь. «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».
       Поэтому нам надо обязательно жаждать Духа Божия, нам надо обязательно учиться жаждать этой живой воды. Мы ее пока не знаем. И самарянка не знала, но она захотела – и спаслась.
       А мы, если мы довольны своим усредненным христианством, то можем в этом фарисействе еще некоторое время побыть, но это ненадолго: когда будет какое-то искушение или когда действительно от нас потребуется оказать любовь Христу, мы окажемся несостоятельны, не сможем, не имея Духа Божия, совершать духовные дела. У нас не хватит ни сил, ни энергии любви для того, чтобы посетить больного, прийти в тюрьму, отдать себя детям.

       У большинства людей, ходящих в церковь, можно спросить: а где ваши дети? Где они? Почему мать стоит в храме, а сын ее неизвестно где? Почему у нее не хватило веры, чтобы этой верой его зажечь? Потому что ее христианство в большой степени просто мнимое, это только одна внешняя форма: хождение в храм, соблюдение поста, регулярное чтение Евангелия или чтение каких-то молитв, – что само по себе неплохо, но в этом нету Духа Божия.
       Вот лежит перед нами человек, смотрим: руки есть, ноги есть, голова есть, глаза есть – все вроде есть; дотронемся – а он холодный, толкнем – он не шевелится, откроем веко – зрачок не сужается. Мы говорим: так он мертв!
       Чего же в нем не хватает, в этом человеке? В нем не хватает души. Души в нем нет – значит, он труп. Так и христианин: внешне все хорошо, в церковь ходит, даже причащается, все вроде в порядке, а духа нету подлинного, христианского, Духа Святого нет в сердце человека. Значит, его вера – это пока еще фарисейство, одна только внешняя форма.

       Поэтому тот новый закон, который принес Господь на землю, закон благодати Божией, надо принять сердцем. И мы должны ежедневно плакать о том, что у нас нет Духа Божия и мы совершенно этим удовлетворены. Жизнь течет, день проходит, у нас встречи, друзья, веселье, застолье, поездки какие-то, какую-то книгу прочли, что-то новое увидели – это все очень интересно.
       Ну а где духовная жизнь? Где твой Бог? Покажи Его. Разве Он есть в твоем сердце? А мы с этим как-то смирились и даже не хотим иного, мы даже забываем, что подлинное христианство – это приятие в себя Духа Божия».
      
       «Чем больше мы ощущаем скорое пришествие Христово, тем больше Церковь взывает: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром!» Тем очевиднее становится, что человек духовно жаждущий, никак не может продолжать свою греховную жизнь.
       Посмотрите на поля, говорит нам сегодня Христос, как они побелели для жатвы! Но как топчут и жгут наши поля! Жатвы много, а делателей мало, скорбит Господь.
       Неужели то, что Господь смертью и Воскресением Своим посеял, мы не сумеем пожать?
       Неужели кровь новых безчисленных мучеников Российских, семя Церкви, окажется напрасной?
       Разве не научились мы ничему из опыта прошлых лет?
       Разве не упустили совсем недавно, когда народ наш на переломе истории был так восприимчив к Богу, Христову жатву?
       Как случилось, что враг нас оттеснил и занял все рубежи, и вместо воды живой напоили наш народ, каждый день продолжают поить вином блуда?

       Пусть осознание нашего безсилия что-либо изменить станет глубоким покаянием и обращением ко Господу с решимостью никогда не отступать от Него, и тогда сила Христова Воскресения откроет нам путь. С Ним, только с Ним сможем мы одолеть тех, которые столь долго одолевали нас. Скорбное время настало, но сеющие в слезах радостию пожнут (Пс.125: 5).
       И если мы не будем вкушать этой живой воды, то, каким бы ни было золотым все остальное, нет нам в этом никакой пользы".
       Поэтому будем, дорогие братья и сестры, уподобляться самарянке, а все то, что мешает этому в нашей жизни, будем стараться из нее изгонять. Аминь».

       Тропарь, глас 4:
       Светлую Воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху:  испровержеся смерть,  воскресе Христос Бог, даруяй мiрови велию милость.

       Кондак, глас 8:
       Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду: еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.


Составлено по материалам:
http://www.pravoslavie.ru/3257.html
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih/okt04_u.shtml