Памяти летчика аэростата

Илья Токов
   По случаю удалось купить серебряный портсигар 20-тых годов
прошлого века. Заинтересовала дарственная надпись. 
Покопался в Интернете, нашел интересную статью об этом удивительном
человеке. Представляю на Ваш суд.
       Фото сделано мною.

   <br /> «Полет аэростата «Гудок»<br /> Не менее суток в воздухе<br /> Редакция газеты «Гудок» совместно с ячейкой Осоавиахима при правлении Московско-Казанской железной дороги отправляет в свободный агитполет на продолжительность аэростат «Гудок», наполненный водородом. Аэростатом управляет известный пилот тов. А.П.Карелин.<br /> В корзине аэростата кроме пилота будут находиться 3 человека: член воздухоплавательного кружка тов. Малахов, наш специальный корреспондент тов. Крейн и радист или рабочий-железнодорожник.<br /> Вылет аэростата из Москвы со стадиона КОР предполагается в субботу, 8 июня. Полет рассчитан не менее чем на сутки».<br />
Полет воздушного шара – завораживающее зрелище. Вряд ли кто останется равнодушным, наблюдая с земли, как плавно перемещается шар в потоках воздуха, пробуждая в душе желание воспарить к солнцу. Стремление подняться в небо жило в человеке с древних времен. Кто-то изобретал «воздушных драконов», кто-то конструировал, примерял, стремясь походить на птиц, крылья. Однако вплоть до восемнадцатого века все попытки человека оторваться от земли были тщетными.

Родиной земного воздухоплавания стала наша матушка Россия. Ее дети первыми предприняли попытку подняться в воздух с помощью воздушного шара – за 52 года до знаменитых теперь повсюду братьев Монгольфье. Вот как упоминается об этом событии в рукописи русского библиографа А.И.Сулакадзева «О воздушном летании в России с 906 лета по Р.Х.»:
«1731 года в Рязани, при воеводе, подьячий нерехтец Крякутной фурвин зделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку чем звонят, и остался тако жив».

Пионерский опыт полета закончился изгнанием Крякутного из Рязани, но его последователи не заставили себя долго ждать.

В девятнадцатом веке воздухоплавание нашло себе практическое применение. Опять же в России впервые аэростаты применили для исследовательских целей: академик Я.Д.Захаров в июне 1804 года провел с аэростата исследование атмосферы, после чего этот опыт стали применять и в других странах. Вскоре на аэростаты обратили должное внимание и военные. К началу двадцатого века воздухоплавательные отряды имелись в структуре военной машины Российской империи.

Они принимали активное участие и в Гражданской войне. Аэростаты применялись для разведки, корректировки артиллерийского огня с судов речных флотилий и бронепоездов.

В 20-е годы XX века воздухоплавание уже в Советском Союзе активно развивалось. И как вид спорта, и для научных исследований, и в военных целях. Один из многочисленных в стране кружков воздухоплавания был создан на Московско-Казанской железной дороге. Возглавил его известный в то время воздухоплаватель с пятнадцатилетним летным стажем А.П.Карелин.

Газета «Гудок», уделявшая огромное внимание пропаганде научных и технических знаний, не могла оставаться в стороне от развития отечественного воздухоплавания. В июне 1929 года в газете появилось набранное крупным шрифтом объявление:

«Полет аэростата «Гудок»
Не менее суток в воздухе
Редакция газеты «Гудок» совместно с ячейкой Осоавиахима при правлении Московско-Казанской железной дороги отправляет в свободный агитполет на продолжительность аэростат «Гудок», наполненный водородом. Аэростатом управляет известный пилот тов. А.П.Карелин.
В корзине аэростата кроме пилота будут находиться 3 человека: член воздухоплавательного кружка тов. Малахов, наш специальный корреспондент тов. Крейн и радист или рабочий-железнодорожник.
Вылет аэростата из Москвы со стадиона КОР предполагается в субботу, 8 июня. Полет рассчитан не менее чем на сутки».

«Гудок» пригласил железнодорожников, членов их семей, всех желающих присутствовать при запуске аэростата. Было отпечатано 10000 пригласительных билетов. Участников полета через газету приветствовал член Реввоенсовета Семен Буденный: «Полет, организуемый редакцией газеты «Гудок» и низовой ячейкой Осоавиахима, является большим вкладом в дело обороны страны. Вопрос же обороны страны теснейшим образом увязан с благополучием социалистического строительства. Желаю полного успеха товарищам, отправляющимся с аэростатом «Гудок». Распространяйте военные знания в самых глухих местах Союза».

К сожалению, вылет аэростата дважды откладывался из-за метеоусловий. Да и с оболочкой шара было много проблем: ее забраковала экспертная комиссия. Назначенный стартер не решился запускать шар и сбежал от ответственности в день старта. Требовалось и экипажу огромное мужество, чтобы лететь на шаре, последнюю заплату на котором ставили за полчаса до вылета.

Пилот Карелин, к слову, уже имел печальный опыт за полгода до этого: в ноябре 1928 года его шар был унесен ветром в глухие леса Коми. Сев среди топей и болот, воздухоплаватели 21 день с большими трудностями добирались до железной дороги. Тем не менее от полета на аэростате «Гудок» никто из гудковских храбрецов не отказался.

Наконец 21 июня 1929 года тысячи людей собрались на стадионе Инфизкульта, чтобы проводить аэростат в полет. Оболочка шара лежала на груде каменного угля во дворе газового завода. Вид у нее был неказистый: тонкая, мятая, рыжевато-зеленая, напоминающая птичью кожу. Прошло полчаса, закачали 1437 кубических метров газа. Аэростат десятками рук перенесли на стадион Института физкультуры. В корзины положили балласт – мешки с песком. После митинга в ней разместились пилот Карелин, специальный корреспондент «Гудка» Крейн и рабочий Малахов. Четвертому – радисту – в последнюю минуту не нашлось места. Из средств связи у воздухоплавателей были рупор и почтовые голуби. Шесть почтарей с лучшей голубятни известного в то время Ковалевского. На лапках птиц имелись портдепешники – особые колечки для вложения письма.

Прошло несколько томительных минут. Команда! И аэростат взмывает в воздух. Ветер северный. Шар забрал вправо от Курского вокзала и улетел, осыпав провожавших его листовками: «Привет с воздуха работникам транспорта. Пилот Карелин».

Аэростат проплыл над Елоховской площадью, сбросив еще листовок, пересек Казанскую железную дорогу, поплыл над Москвой-рекой. И вот Москва растаяла вдали. Аэростат проносит над населенными пунктами. С высоты 750 метров пилот пытается взывать в рупор к местному населению: «Говорит аэростат «Гудок»! Где пролетаем? Какой уезд?» Наконец какой-то паренек прокричал снизу: «Серпуховский уезд! Эй, дядя, садись!»

Голуби оказались более надежными связными. На следующий после старта день в «Гудке» появилась информация:

«Вести с аэростата «Гудок».
С 3 часов ночи до 10 часов утра на голубиную станцию вернулись 4 голубя. Первые три голубеграммы получены в 3 часа ночи.
В первой из них говорится: «В 9 часов 8 минут идем со скоростью 45 – 50 километров в час на высоте 750 метров, настроение бодрое. Пилот Карелин. Корреспондент Крейн. Кружковец Малахов».

Во второй голубеграмме говорится: «В 9 часов 45 минут выпускаем второго голубя. Идем на высоте 1200 метров. Шлем привет. Небо покрывается тучами. Пилот Карелин. Корреспондент Крейн. Кружковец Малахов».

Третья: «В 10 часов 30 минут высота 1200 метров, идем на юго-восток. Небо покрыто тучами. Идем в облаках. Поужинали, выпускаем третьего голубя. Пилот Карелин. Корреспондент Крейн. Кружковец Малахов».

В 10 часов утра следующего дня получена 4-я голубеграмма: «1116 метров. Идем вдоль линии Курской железной дороги. Идем малой скоростью. Надеемся продержаться до утра».

Оперативность информации с аэростата была достигнута.

Наши воздухоплаватели пропутешествовали в воздухе 11 часов 38 минут и вынуждены были совершить посадку в 25 километрах от Каширы.

Крестьянин села Башино Иван Климанов, увидев спускающийся аэростат, с испугом прибежал к старосте: «Не иначе амбар в нашем районе с земли сорвался и полетел!»

Приземлились, закусили на лугу – и за работу. Уложили аэростат в корзину (а весил он немало – 288 килограммов). Добрались до ближайшей деревни Акимовка, где и остановились на время. В деревне Иваньково, за 7 километров, провели митинг, пообщались с крестьянами. Там же нашли подводу, добрались наконец до железной дороги. В Москву!

Во время полета его участники прошли воздухоплавательную стажировку, провели исследования атмосферы и проделали важную агитационно-пропагандистскую работу.

«Гудок» и сегодня регулярно освещает на своих страницах жизнь трудного, но удивительно красивого вида спорта – воздухоплавания. В 2000 году нашей газетой был учрежден специальный приз для участников Пятой Международной встречи воздухоплавателей в Великих Луках. Он был вручен тогда Татьяне Мельяненко – единственной женщине-пилоту, принявшей участие в чемпионате.

Так наш «Гудок» продолжает традиции, заложенные им еще в далекие двадцатые годы.

Ольга ТИМОФЕЕВА.