На академическом Олимпе

Александр Сизиф
 «Академическая азбука»  Александра Сизифа
как профилактика ученого обскурантизма

У меня в руках книга, которую, будь она не 80 странниц, а все 800, можно было бы назвать фолиантом, судя по размеру стандартного листа. Но автор не позволил себе многословия, взяв за образец стиль Юлия Цезаря в его «Записках о галльской войне». Не потому ли, что академическая сфера - это не только столкновение мнений, идей, но и борьба карьеристских устремлений, самодовольного тщеславия, не имеющих никакого отношения к искусству и науке?
Обложка книги - благородного бордового цвета с золотым тиснением. «Академическая Азбука» издана Институтом Футуристических Исследований, имеющим филиалы в обеих столицах России, а также в Одессе. Тираж исключительный – 75 экземпляров; каждый из них пронумерован, отпечатан на великолепной бумаге, снабжён памятной почтовой маркой ИФИ, посвящённой 75-летию З. К. Церетели.
Примечательно, что автор издал свой труд в 2009 году ввиду значимых юбилеев: исполнялось 100 лет футуризму, провозглашенному Ф. Т. Маринетти, и Салонам В. А. Издебского, 285 лет Императорской Академии художеств и наук. Близилось 300-летие М. В. Ломоносова и 2400-летие Академии Платона. Столь важные события Александр Сизиф неслучайно объединил в концептуальном культурном проекте, назвав его Великой Футуристической Реформацией.
Рассматриваемый научно-художественный труд можно назвать своеобразным литературным дуэтом, поскольку важное место в нем занимают тексты и высказывания президента Российской Академии художеств З. К. Церетели, которым предшествует оригинальное предисловие к ним А. Сизифа. Поддерживая многие начинания ИФИ, известный всему миру мастер, масштабная личность уникального творческого дарования Зураб Церетели убедительно показал, что научная и художественная жизнь без иронии, юмора и критического отношения к основополагающим понятиям академизма может превратиться в самодовольный и чванливый консерватизм, в имитацию творческой деятельности, в демагогию и пустое начетничество. С этими пороками в академической среде боролся еще великий Ломоносов.
Для меня книга Александра Сизифа, кроме эстетического наслаждения, открыла  нового Зураба Церетели - философа античного образца ещё доплатонового времени, когда жили и свободно мудрствовали Фалес Милетский и Анаксимен, радостно воспринимающие жизнь во всём многообразии ее красок, свойств, проявлений.
В "Академической Азбуке" новые определения отнюдь не перечёркивают традиционные значения известных слов, давно вошедших в академический обиход. Определения Сизифа лаконичны; наряду с серьезностью, побуждающей к размышлению над вечными истинами, в них скрывается соответствующий юмористический подтекст, часто взрывающийся внезапным осознанием новых смыслов. Азбука бичует всякое приспособленчество, глупость, творческую несостоятельность, напыщенность амбиций, за которыми нет ничего, кроме жажды академического самоутверждения любыми способами.
«Гордыня – заносчивость по недостатку ума и чувства» и «Гордость – осознание удачной творческой находки». "Академизм - творческое дерзновение по овеществлению бесконечного" и "Школа - незыблемые академические принципы творческого существования". "Головотяп - академическая единица измерения ученой бестолковости" и "Голован - академически уважительная единица измерения учености" - таковы несколько примеров из Азбуки.
Книга Сизифа - единственная в своем роде, ей нет прецедента. Она соединяет в себе дух платонизма и беспощадную сатиру, серьезность тематики и юмор. Азбука побуждает к критическому размышлению, бодрит и освежает мысли и чувства. Есть все основания ожидать, что со временем она не только не утратит своего значения, но станет катализатором соответствующих теоретических научно-художественных исследований.
"Академическая Азбука" А. Сизифа подтверждает неизбывность академического знания, стимулирует восприятие, раскрывает новые горизонты видения. В этом смысле она в высшей степени оптимистична. Убежден в целесообразности ее издания массовым тиражом.

Сергей Анатольевич Сокуров
Москва - Реутов,
4-9 мая 2016 г. 




Об «Академической Азбуке» Александра Сизифа

Уже одно название книги заставляет задуматься над тем, не провокация ли это автора, вознамерившегося «приземлить» высоты академического Олимпа до каких-то прописных истин. Нет ли противоречия в самом словосочетании академического и азбучного? Ведь азбука – это всегда основы, в то время как за академизмом закрепилось клише высшего знания. Но даже у самого возвышенного всегда есть начало, нечто основополагающее. Есть эти принципы и у академизма. Поэтому «Академическую Азбуку» надо понимать как беспрецедентную попытку А. Сизифа систематизировать понятия, имеющие, по его мнению, прямое или косвенное отношение к академизму.
В основу систематизации автор положил парадоксальность, оксюморон – сочетание противоположного, юмора и серьёзности, беспощадной иронии и самоиронии с ответственностью за актуальность освещаемой проблематики. В этом смысле местами книга производит эффект взорвавшейся бомбы, удивляя неожиданностью трактовок самых простых слов применительно к внутренней академической жизни. Академизм парадоксален уже тем, что, беря свое начало в жизни объективной платоновской идеи, он с течением веков превратился в глянец самодовольства, успокоенности, стал инертен и во многих отношениях враждебен всему новому, необычному, превосходящему рамки рутинных представлений.
Логическая строгость и образная насыщенность, граничащие с утверждением смысла и в то же время с его ниспровержением посредством юмора – отличительная особенность стиля изложения «Академической Азбуки». Именно поэтому она активизирует рациональную и чувственную составляющие в человеке, приводит в движение подсознание, интуицию, способствуя, тем самым, развитию памяти и творческих способностей.
Книга смысловой экстремальностью никак не умаляет достоинств академизма. Наоборот, она обязывает быть во всеоружии диалектики, объединившей в себе логическую искушенность с чувственной утонченностью и подвижностью ассоциаций, открывающих в парадоксальном столкновении рационального и иррационального новые горизонты познания вообще, а академического знания – в особенности.
К недостаткам книги следовало бы отнести ее крайне ограниченный тираж. Бесспорное достоинство «Академической Азбуки» в том, что её можно рекомендовать в качестве настольной книги для всех, кто желает усовершенствоваться в своих способностях чувствовать, мыслить, творить.

Самвел Гарибян
Рекордсмен книги Гиннеса по памяти,
Основатель Школы Памяти



Отзыв на книгу Александра Сизифа "Академическая Азбука"

Эту книгу, все её 75 раритетных экземпляров, стоило бы положить на стол президенту каждой академии. Для интеллектуального и морального тонизирования.
Определить жанр книги очень сложно, практически невозможно: она смешна и добра как сказка (вот она любовь к В. И. Далю!) и точна, остра как скальпель хирурга.
 "Запаянная" в твердую академическую обложку, стилизованная под очередной выпуск научных трудов – "Азбука" в научно-художественной форме дает обобщающий анализ академической жизни как общественного явления.
 И становится понятным, что от Платона до наших дней (тонкий намек автора уже в посвящении) академическая жизнь, как и само человечество, менялась мало, а академики-небожители те же люди со всеми вытекающими отсюда последствиями.
"Азбука" могла бы стать настольной книгой, своеобразным тренингом для всех желающих жить долго и плодотворно, творчески работать и удивляться неисчерпаемости академизма.

               
По поручению Всемирного Клуба
одесситов за границей               
Раиса Сотник
Одесса, 28.02.2010.





Отзыв на книгу Александра Сизифа «Академическая Азбука»

Мне, как автору трех выпусков библиографического указателя «Время в неживой и живой природе» особенно импонирует четко прослеживающаяся в книге А. Сизифа «Академическая Азбука» идея о взаимосвязи и непрерывности времени. Темпоральное восприятие современного человека изменилось, особенно изменилось восприятие исторического времени, прошлое стало гораздо ближе, время «спрессовалось», поэтому академизм Платона не только не устарел, но и вполне авангарден. Предлагаю включить в «Академическую Азбуку» понятие «Время», ведь «Вечность» в ней уже есть.
Ну, и как одесситке мне особенно приятно, что книга, при всей глубине её концептуальных понятий, проникнута чувством юмора. В этом бесспорное, на мой взгляд, достоинство избранного Сизифом подхода к вечной и живой проблематике академизма.

Инна Эмильевна Штейн-Рикун
Главный библиограф
Одесской национальной научной библиотеки им. М. Горького




Размышляя над "Академической Азбукой" Александра Сизифа

По изданной книге Александра Сизифа «Академическая Азбука», а это совсем немалый труд, можно много сказать не только о скрытой в ней информации, но и о самом авторе. Смысл псевдонима, понимаемого массовым обывательским сознанием как синоним напрасного труда, в данном случае не при чем. Как раз, наоборот, «Академическая Азбука» – труд далеко не напрасный! Книга Сизифа очень своевременна, бесспорно, оригинальна и смела, если не сказать больше, а именно – она бомба, взорвавшая рутину сытой успокоенности, самодовольства, чванства и раболепия.
Российское общество вот уже более ста лет испытывает колоссальные изменения в плане духовного и материального развития. Важнейшим в этом процессе, на мой взгляд, является освобождение от рабского и догматического мышления, изживание в каждом творческом индивидууме схоластического начетничества и рабского преклонения перед начальствующими авторитетами. Книга А. Сизифа побуждает к тому, чтобы раскрепостить сознание, избавиться от диктаторского способа организации общества на всех его уровнях, стать свободной творческой личностью. Свободной не означает бесшабашной или безнравственной. Быть свободным – это открыто высказывать своё мнение, в полной мере проявлять свои способности, стоять на своём и бороться за свои идеи. Кстати говоря, всякая творческая идея – это всегда субъективная материализация объективного субстанциального.
Александр Сизиф в своей «Академической Азбуке» с юмором и серьёзно, пользуясь эзоповским языком и парадоксальностью сравнений, продемонстрировал, что он подбором слов и формулировкой новых понятий умеет обнажить проблематику жизни вообще и академической жизни – в особенности. В чем не откажешь Сизифу в его беспрецедентном академическом труде – так это в глубине анализа, искренности и честности перед собой и перед читателем. Наука и искусство, благодаря художественной форме, которой Сизиф блистательно владеет, удачно взаимодействуют в этой энергетически ёмкой книге, что делает её значительным произведением литературы и искусства.

Евгений Барский
художник



А. Сизиф  Академическая  азбука. – 2009.

Книга показалась мне любопытной: в ней автор приводит нетривиальные толкования давно знакомым понятиям. Это дает возможность уйти от традиционно серьезного понимания данной проблематики и на время погрузиться в иронический мир  новых смыслов.
Особенно  интересной  представляется  «Футуристическая  азбука  академизма», где  соединены  трудно  сочетаемые  вещи: просторечие  и  даже  жаргон  с  научной  терминологией  и  высокопарным  стилем. Возможно, кого-то  эта  книга  может  неприятно поразить и шокировать, но в наш постмодернистский век нужно быть более понимающим и терпимым к иному мнению. Ведь  не слыша  Другого, очень трудно понять мир и себя в этом мире. 
Мне кажется, что своеобразным девизом книги можно считать одно из определений, сквозь призму которого следует  воспринимать работу в целом: «Юмор – академическое  качество, необходимое ученому для сохранения души и ума в  творчески   активном  состоянии». Наверное,  такие  книги  именно  для  этого  и  пишутся…


 Наталья  Дубовик,             
 аспирантка Одесского национального политехнического университета         
 (специальность «Теория  и история  культуры»)




Из многочисленной почты в адрес автора "Академической Азбуки"

Глубокоуважаемый г-н Сизиф,
Прежде всего, хотелось бы выразить благодарность за еще одно издание очень информативных текстов Президента Российской Академии художеств З. К. Церетели. Поистине поражает размах деятельности этого крупнейшего акциониста современности. Широк российский человек – нет пределов для его творческих замыслов! И нет смысла анализировать создаваемые Церетели художественные объекты, поскольку, по сути, они лишь повод для истинного творческого акта – громких, резонансных общественно-политических акций. К наиболее впечатляющим хотелось бы отнести: памятник равноапостольной Нине, установленный художником в Тбилиси и имеющий «сегодня неоспоримое воспитательное значение», памятник Н. Гоголю в Италии, «наглядно демонстрирующий силу художественного слова», памятник А. Кадырову в Грозном (для того, чтобы в Чечне знали своих героев-миротворцев), а также памятник жертвам Холокоста в Израиле (чтобы там всегда помнили об ужасах фашизма).
Трудно судить об исторической и культурной целесообразности этих действий для русского искусства, но они, несомненно, отвечают сегодняшним потребностям большей части российского политического истеблишмента.
Хотелось бы сказать несколько слов о благотворительной деятельности З. Церетели. Большой помощью детям-инвалидам стал памятник в честь Олимпийских игр для детей-инвалидов, открытый в США, который «показывает, что дети везде одинаковые», а также три тысячи миниатюрных копий монумента с изысканным названием «Слеза плача» (подарка США от России), «подаренных всем семьям и родственникам погибших в страшном теракте».
Вы в своей книге убедительно доказываете, что у российского искусства сейчас есть сильный и энергичный руководитель. И речь идет не только об искусстве. «Наука, - по словам Церетели, - как оказалось, обладает самостоятельной эстетической ценностью и всеми признаками художественности». Он «выступает за создание Всемирной Академии искусств, наук и литературы». Не может быть двух мнений о том, кто способен возглавить такую институцию. Ведь в Вашей «Академической азбуке» - «Мир – это круг душевных забот Президента Академии» а «Добро – соль земли, щедро рассыпаемая его рукой».
Вашу книгу приятно взять в руки: качественная бумага, надежный твердый переплет академического (вишневого с золотом) цвета. Крупный четкий шрифт делает книгу доступной для чтения детьми и стариками.
К недостаткам я бы отнесла то, например, что Вы в своей азбуке выводите женщину за орбиту академической жизни («Женщина – спутница академической жизни» а также «Ясочка – название, коего в ученой среде удостаивается миловидная женщина» и т.п.). Хочу заметить, что это нарушение гражданских прав женщин, что не приветствуется в современном политикуме.
Искренне надеюсь, что Ваш подарок был (или будет) принят юбиляром с благосклонностью, и он еще много раз сможет использовать Ваши милые шутки из «Азбук» на корпоративных академических капустниках в честь своих Дней рождений.

Галина Богуславская,
«любознательный ценитель искусства и науки»




Сизиф Александр. Академическая азбука. – СПб., 2009.

   Начнем с цитаты: «Юмор – академическое качество, необходимое ученому для сохранения души и ума в творчески активном состоянии».
   Эту книгу бесполезно открывать людям (как академикам, так и простым смертным), лишенным означенного качества. Книга намеренно провокационна. Начнем с того, что она придумана не столько как «академическая азбука», сколько как азбука «академического авангарда».   
   Уже здесь заложена мина: противоречие между традиционным понятием академизма как застывшего эталона, неподверженного влияниям и переменам – и авангарда, подразумевающего как раз отрицание любых эталонов и постоянный поиск.
   Смешение серьезного философского подхода и иронии в трактовке понятий, включенных в «Академическую Азбуку» – фундаментальный принцип автора, позволяющий, с одной стороны, по-новому взглянуть на основные постулаты академизма. С другой же, остроумный подбор и разноплановость понятий в «Азбуке» (от «бесконечности» до «валенок») дают достаточно точную и лишенную академического глянца картину повседневной жизни Академии и академиков.
   Ироническая парадоксальность формулировок и выводов напоминает нам о том, что без чувства юмора и самоиронии развитие и поиск истины невозможны, ибо – цитируем «Азбуку»: «Истина – смысловая бесконечность, в каждое мгновенье предполагающая свое отрицание».

Ольга Михайловна Барковская
Главный библиотекарь отдела искусств
Одесской национальной научной библиотеки им. М. Горького               
Одесса, 25.01.2010



Алексей Георгиевич Штерн о Сизифе и его Азбуке

Вчера позвонил Барский и спрашивает:
- Ты читал «Академическую Азбуку» Сизифа?
Я говорю:
- Да, читал.
- Ну, и как?
- Неожиданно! Интересно! Талантливо! – отвечаю я.
- Хочешь, я прочитаю тебе, что думаю об этом? – спрашивает меня Барский.
Я внимательно слушаю мысли моего друга о сизифовской азбуке и понимаю, что ни в чем не могу возразить Барскому. Со всеми положениями его эссе согласен принципиально!
Обязательно прочитайте и Вы сей отзыв, дорогой читатель! Ненавязчиво, фундаментально и убедительно.
Мне тоже захотелось сказать об «Академической Азбуке» несколько слов. Не расположенный к тяжеловесным ученым силлогизмам свои соображения я сформулировал наподобие акростиха. 

А – Александр Сизиф
З – замечательный искусствовед,
Б – блистательный букмастер,
У – уникальный ученый,
К – культуролог беспредельного,
А – академик-церетелиевед.


Алексей Штерн
художник