1. Поклонникам творчества Э. Дикинсон на заметку

Елена Дембицкая
  Завтра буду учиться печь хлеб. Так что вы можете представить себе как я, засучив рукава, смешиваю муку, молоко, соду и т.д. c немалой долей грациозности. Я советую вам, если вы до сих пор не знаете, как создаётся хлеб наш насущный, учитесь без промедления.

                Эмили Дикинсон, 1845

      
   Образы еды, голода, иногда сытости, довольно часто встречаются в творчестве Эмили Дикинсон. Банкротство её деда в начале 1830-х заставили семью тщательно планировать расходы. Эта привычка сохранилась и после того, как они стали одним из самых богатых семейств Амхерста. В 1832 году Эдвард Дикинсон, её отец, подарил её матери, Эмили Норкросс, поваренную книгу под названием «Экономная Домохозяйка». Потрёпанные страницы этой книги говорят о том, что она была такой же важной и востребованной в доме, как и Библия. Как только Эмили достигла девического возраста, в её повседневную работу по дому добивалось приготовление пищи, в особенности выпечка хлеба, хотя, она точно знала, что не хлебом единым жив человек. Тем не менее, повседневная практика и ценности, проповедуемые в её религиозной общине, естественным образом привели её к мысли о взаимосвязи физических и духовных потребностей. В её работах зажиточность Янки (жителей Новой Англии) сочетается с простым стилем Пуритан, что в полной мере отображает особенности экономики и теологии того времени.

    Как и многие усадьбы Новой Англии XIX века, собственность семьи Дикинсон на главной улице представляла собой небольшую отдельную ферму. На северной стороне улицы находился особняк, амбар, погреб, другие хозяйственные строения, а также достаточная площадь земли для огорода, яблоневого сада и различных фруктовых деревьев. В хлеву держали лошадей, свиней и коров, а куры, кошки и собаки населяли подворье. Через дорогу семнадцать с половиной акров луга обычно засевались рожью. Управиться с разношёрстной работой на ферме помогали наёмные работники, например, Том Келли и Деннис Скэннелл, а также служанки, наиболее известной из которых была Мэгги Махер.
    Несмотря на помощь, слаженное функционирование хозяйства целиком зависело от неустанного контроля женщин семьи Дикинсон. В ранние годы Эмили полностью разделяла работу с матерью и сестрой Лавинией, тратя на это всё своё время, пока не наступал «конец усталых дней» и у неё появлялась возможность вернуться к книгам. Она даже демонстрировала нужду в такой работе. Во время болезни в 1865 году, она была раздражена тем, что не может ничего делать, кроме как «растирать специи для выпечки и вязать пятки носков».
    Приготовления пищи, несомненно, доминировало в ежедневном расписании. Для Эмили выпечка хлеба и приготовление десертов стали особой сферой деятельности. От ритуалов на кухне происходили образы домашнего очага, в которых она отображала и Природу. В одном из её стихотворений ветер, предвещающий грозу, начинает «месить» траву. Возможно, эта мысль пришла к ней, когда она была погружена в процесс вымешивания теста. На различных клочках бумаги, даже на упаковке, часто встречаются первые строки стихотворений, начертанные карандашом. Если ей надо было «уйти в себя», то рутинная работа была для этого в самый раз.
    В последние несколько лет жизни, когда Лавиния освободила её от наиболее утомительной работы по дому, Эмили отмечала, что теперь у неё заботы «бабочки», а не «домашней моли». Лавиния, убеждённая в том, что задачей Эмили в семье было «думать», предоставила ей возможность для написания столь многих произведений: 1775 стихов и 1049 писем, которые составили в общей сложности 6 томов.

         
                ©Елена Дембицкая     2016г.

В данной статье использовались материалы из книги "Emily Dickinson. Profile of the Poet as a Cook" Amherst, Massachusetts, 1976

Литография поместья семейства Дикинсон, 1858