Последний полёт

Туора
               

 

 
.
1
.
"Не умеешь любить — пойми..."

.
      Всё кончено... Полнейшая безысходность. Женька сбросил намокший рюкзак на снег, уселся на камень. Тупо смотрел на горный ботинок, брошенный у рюкзака. Это всё, что удалось найти спасателям. На плечи навалилась неимоверная усталость. Две недели поисков не дали результатов. Как он держался последние дни, самому непонятно. А вот теперь у него уже не было ни сил, ни желания шевелить даже пальцами рук. Женька, такой крепкий и сильный, просто сидел и смотрел в одну точку. Ботинок — это всё, что осталось от его любимой женщины.

      Спасатели спустились в базовый лагерь. Все угрюмо молчали. Им стало понятно, что не удастся найти даже тел погибшей связки альпинистов — Олега и Татьяны. Альпинисты отводили глаза от одинокой фигуры Евгения, неподвижно сидевшего у сброшенного рюкзака. Многометровая толща снега и льда сошедшей лавины укрыли навеки два молодых тела. Укрыли и её единственную и любимую Татьяну.

      Женя сильно любил её. Он был самым счастливым человеком на планете, когда они поженились. Таня тоже любила мужа, но всегда на первом плане у неё были горы и каратэ. Он, её Женька, был только на третьем месте. Даже детей не хотела пока рожать, хотя ей было уже 28 лет. Каждое мгновение бредила горами. Татьяна не хотела понимать мужа, словно тот не был тоже альпинистом. Жизнь мужа была какой-то размеренной и планомерной. В горы он ездил только в отпуск, всего лишь один раз в год. В остальное время — только тренировки на отвесах водонапорной башни да выезды на скалы в первомайские дни. Таня же не могла долго находиться в душном от выхлопных газов и суетном городе. Каждую возможность использовала для того, чтобы прыгнуть в самолёт и улететь на любимый Кавказ. Зимой — с горными лыжами, летом — с ледорубом.

      Женька корил Татьяну, что не любит она его, что для неё важнее горы, что совсем не понимает его. А она слушала его молча, кивала головой, наивно смотрела ему в глаза и... убегала на тренировку. Таня не могла жить без мыслей о горах и каратэ. Она хотела всюду успеть. Молодая женщина торопилась жить... Хрупкая на вид, совсем не атлетка, хотя и весьма стройная. Но не было ей равных, когда Таня одевала кимоно или рюкзак, когда выходила на татами или горный склон, держа в руках альпеншток. Не могла Татьяна без риска, без простора, без полёта души, когда стоишь на вершине...

 

2

"Не умеешь понять — терпи..."


      Татьяна молча слушала мужа, смотрела ему в глаза и кивала головой. Женя, конечно, прав. Но что она могла поделать — ей невыносимо жить в спокойном ритме города, ей не хватает риска и адреналина в крови. Её постоянно тянет в неизведанное, загадочное. Даже в детстве Таня не могла долго ходить по ровной земле. Залезала на самое высокое дерево и с радостью смотрела на маленьких человечков внизу. "Вот я так могу, а они нет!", — думала она. Татьяна очень любила мужа, надёжного и порядочного человека. Ну, не хочет она пока нянчить детей и варить щи. "Потерпи, милый", — думала Таня и в ответ только молчала. Женя очень правильно говорит и очень правильно всё делает. А она другая. Она как ветер. И как этого её Женька не понимает?

      Кавказ встретил солнечной погодой и чистейшим горным воздухом. Несколько часов автобусом и вот уже Домбай. А там рукой подать до альплагеря "Алибек". Здесь другой мир. Новые люди, новые песни, новые восхождения и приключения...

      Инструктор отделения всех перезнакомил, разбил по связкам, рассказал о тонкостях восхождения на новую для всех вершину. Татьяне определил Олега, совсем юного парнишку из Челябинска. Тот был говорлив, ловок и всюду торопился. Хватался за несколько дел сразу, пытаясь всё успеть. "Посмотрим, каков ты в деле", — думала Таня, присматриваясь к напарнику.

      Несколько тренировок на горном склоне, вечерние песни под гитару и разговоры у костра... Спустя несколько дней намечено восхождение. У всех, как всегда, лёгкое и приятное волнение. Ожидание приключений и радостного момента покорения очередной вершины. На сей раз пик Ине — красивейшая остроконечная вершина Западного Кавказа. Погода замечательная, настроение отличное. "Посвящу эту вершину Женьке, у него скоро день рождения", — подумала Таня, засыпая. "Ну что он у меня такой непонятливый? Ну потерпи ещё пару лет, потом рожу тебе троих детей и научусь варить вкусные обеды. Закормлю, зацелую", — сон одолевал Татьяну. Последний сон в сухой палатке и тёплом спальном мешке...

 

3

"Не умеешь терпеть — уйди..."


      Подъём ранний, в три часа. Надо подойти по замёрзшему насту поближе к основному склону горы. Позже выйдешь — будет большая потеря сил на преодоление раскисшего снега. Горы необычны и величавы в лучах утреннего солнца. Такое неописуемое зрелище не всем дано увидеть! Это удел избранных, сейчас — вот этой горстки альпинистов.

     Цепочка горовосходителей резво шла по леднику. Короткие привалы, калорийный завтрак с орехами и шоколадом. Идти пока легко. Все полны сил и желания скорее выйти на скально-ледовый участок. Там будет настоящая работа, от которой получаешь ни с чем ни сравнимое удовольствие. Даже не удовольствие, а наслаждение, когда грамотно и технично, без лишних слов работают на склоне молодые скалолазы, успешно преодолевая путь к вершине. Только изредка слышны команды: "Страховка готова!", "Крюк!", "Выбирай!" Последняя — о верёвке, которой связаны двойки альпинистов, страхующих друг друга. Передышки на небольших скальных площадках, где могут все собраться. Олег нетерпелив. Всё просит инструктора послать вверх первыми их связку.

      Виктор, парень из Санкт-Петербурга — мастер спорта по альпинизму. Уравновешенный и спокойный человек. Сдерживает порывы юного смельчака, зная нрав гор. Хороши они лишь в отличную погоду, которая за минуту может превратиться в ураган. Но прогноз на весь день благоприятный. И всё идёт к тому, что с задачей его отделение справится.

      Торопится лишь Олег. Опытная Татьяна не даёт ему сделать даже шаг в сторону без правильной страховки. Хотя и хрупкая на вид, но просматривается характер и внутренняя сила, которая позволяет всем остальным ей повиноваться. "Надо будет на разборе после восхождения подчеркнуть эту черту. Неплохие у неё перспективы стать хорошим и грамотным инструктором", — отметил для себя Виктор.

      Впереди показался гребень. По нему ходу не больше часа до вершины. Восхождение идёт отлично. У альпинистов хорошее настроение и неплохая физическая подготовка. Все без исключения работают грамотно и технично. В тот момент Виктор и принимает решение выпустить первыми на гребень связку "Олег-Татьяна". Поднявшись на гребень, они будут принимать всех остальных.

      Последние наставления инструктора, проверка снаряжения.

— Страховка готова? — вопрос страхующему Олегу.

— Пошла! — это Татьяна начала обрабатывать склон первой.

      Снизу поднимались остальные ребята, используя забитые в скалы верхней связкой крючья. У Тани радостное чувство. Сейчас они первыми посмотрят сверху на горы, увидят — что внизу, на той стороне. "Что там, за горизонтом?", — это волновало и будоражило кровь всю её жизнь. Пока другие подтянутся, Таня с Олегом вдоволь смогут наслаждаться необыкновенной панорамой гор и облаков внизу.

      Ничего не предвещало беды. А она, коварная, как и всегда в горах, была уже рядом. Беда с большой буквы. Небеса распорядились так, что выйти на гребень первому досталось Олегу. Татьяна страховала, внимательно следила за напарником, ловко идущему вверх по склону. Вот тот уже радостно машет сверху рукой. Олег вышел на гребень. Он вонзает в твёрдый наст "по уши" ледоруб, вщёлкивает карабин и закрепляет верёвку.

— Есть страховка! — это его последние в юной жизни слова...

      Виктор снизу контролирует восходителей. Он доволен — сделан правильный выбор ведущей связки. Альпинисты продолжили свой опасный путь.

      Никто не слышал крика. Снежный грохот и падающая пара остались там, за гребнем. Вторая связка, в которой был Виктор, никого не обнаружила, поднявшись на гребень. Опытный альпинист отказывался верить своим глазам. Но на снегу виден отчётливый след прорезавшей наст верёвки, следы снежной лавины внизу. В полукилометре по вертикали...

      Олегу не хватило опыта правильно оценить опасность снежного "козырька" над гребнем. Коварный участок образовался от ветра, который намёл снег. Олег принимал Татьяну, вися над пропастью, хотя до края карниза было ещё не менее метра. До беды, до срыва не хватало лишь небольшого веса хрупкой девушки. Нетерпеливый Олег ушёл первым…

 

4

"Что из этого сможешь?.."


      Три палатки стояли стояли на морене у подножия ледника под вершиной Инэ. Лёгкий морозец не смог справиться с журчащим ручейком, вытекающим из-под ледника. Тихая безветренная погода, удивительная красота гор на рассвете...

      Одинокая фигура Евгения застыла на краю ледника. Двадцать два года подряд в один и тот же день его друзья, отложив все дела, прилетали на Кавказ и поднимались на это место. Так они чтили память погибшей здесь когда-то Татьяны. Альпинистку не забывали, помнили её весёлой и жизнерадостной. А Женя надеялся, что когда-нибудь горы отдадут его Татьяну, и он сможет по-человечески её похоронить.

      Загудел примус. Это кто-то из ребят уже вылез из палатки и начал готовить немудрёный завтрак. Спешить быдо некуда, но, по обыкновению, альпинисты вставали рано. Может и потому, чтобы не пропустить завораживающий рассвет. Такого в городской жизни не бывает.

      Последними из палатки появились три подростка. Это были сыновья Жени. Они часто бывали в горах вместе с отцом. А мать их никакой силой нельзя было затащить в эти безлюдные места. Судьба испытывала Женю, когда он опять встретил на жизненном пути близкого человека. Её также звали Татьяной и она была не менее отчаянной, чем его первая жена. Она занималась автоспортом, гоняла на раллийных автомобилях. Риск часто был на её пути...

      Перебор струн гитары и грустная мелодия песни заставили вернуться из прошлого Евгения:

"Не умеешь любить — пойми.
Не умеешь понять — терпи.
Не умеешь терпеть — уйди.
Что из этого сможешь?.."

.
2009г
.
http://dorih.ru/
.
На снимке: Западный Кавказ. Вершины Софруджу, Белалакая, Инэ (слева направо)