Впечатления о Концерте в Пальмире

Зера Черкесова Новеллы
илл.:фото амфитеатра Пальмиры, Сирия. Стулья и пюпитры для нот для оркестрантов  расставлены.

Сразу для желающих посмотреть запись концерта ссылки:
С молитвой о Пальмире. Концерт Валерия Гергиева. Подготовка к концерту. Сюжет программы "Вести".

Сам исторический концерт под сводами античной Триумфальной арки Пальмиры,
9 мая 2016 на канале Россия после программы Вести-концерт Д.Хворостовского "Песни победы", а затем-Концерт в Пальмире.

Записи в ю туб всего концерта и фрагментами, надо думать, скоро появятся. Для коллекционеров. Возможно, что будет издан и компакт-диск. Пока только запись трансляции по данным выше ссылкам. Все действо длится  около часа.

Концерт, равный по значимости исполнению Ленинградской симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде и Концерта п/у Гергиева в Цхинвале. Будем слушать и смотреть этот удивительный концерт. Его предваряет вступительное слово на русском и английском маэстро Гергиева и видеообращение президента РФ В.В.Путина.
Всмотритесь в интернациональную публику, в это единение! 
 
 Концерт симфонического оркестра Мариинского театра п/р Валерия Гергиева. На площадке всемирно известного амфитеатра Пальмиры в четверг, 5 мая 2016, в 17.00 мск. Концерт называется «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».

 В программе Концерта:

Иоганн-Себастиан Бах. Чакона из партиты ре минор для скрипки соло. П.Милюков, (скрипка).

Родион Щедрин. Кадриль из оперы "Не только любовь". Переложение для виолончели и струнного оркестра. С.Ролдугин(виолончель)


С.Прокофьев. Симфония№1 ре мажор("Классическая").

Местный детский хор исполнил несколько песен на арабском языке.

Вот, например, впечатления автора этих строк по просмотру/прослушивании первого прозвучавшего произведения. Об остальных чуть позже.
Во время исполнения произведений велись съемки над Пальмирой с высоты птичьего полета. Много интересных операторских решений совмещения музыки и визуального ряда. Например, во время исполнения Чаконы Баха соло операторская работа идет в такт:чакона означает быстрое движение-и виды Пальмиры быстро сменяют друг друга, создавая единство звука и картинки.

Импровизированный зал под открытым небом был заполнен: несколько сотен местных жителей, присутствовали официальные лица России, Сирии, ЮНЕСКО.
Министр культур РФ Мединский, директор Эрмитажа Пиотровский прибыли в Сирию вместе с музыкантами также для оценки масштаба реставрационных работ культурных памятников Пальмиры.

Концерт готовился в условиях секретности, чтобы обезопасить участников и гостей. Анонс в отрытых источниках появился лишь за несколько часов до его начала.
 
По окончании на сцену были принесены букеты цветов от имени президента Сирии Башара Асада, министерств обороны РФ и САР, от жителей Пальмиры и семей погибших солдат.

Талал Барази, губернатор провинции Хомс, где находится Пальмира, назвал выступление Мариинского театра "посланием любви и мира всему человечеству".

Сирийские власти 6 мая планируют провести еще один концерт на сцене древнего амфитеатра. Выступление будет посвящено памяти погибших сирийских солдат и, в частности, защитников Пальмиры и города Карьятейн.

-----------
 Несколько слов о произведениях, прозвучавших на Концерте в амфитеатре Пальмиры.

-Иоганн-Себастиан Бах. Чакона из партиты ре минор для скрипки соло.

 Сонаты и партиты для скрипки соло, BWV 1001—1006  — шесть сочинений И. С. Баха (три сонаты и три партиты), созданные им в кётенский период творчества. В автографе им предпослано название «Sei Solo ; Violino senza Basso accompagnato»  Впервые изданы в 1802 году.
 
Партита № 2 ре минор завершается чаконой, считающейся классической пьесой для скрипки соло. Существуют переложения чаконы для ряда музыкальных инструментов, в том числе виолончели, органа, оркестра. Переложения для фортепиано сделаны И. Брамсом (для левой руки) и Ф. Бузони.
 "Это сочинение, как нельзя лучше подходит к этому месту"-сказал в вступительном слове маэстро Гергиев.
Вообще это очень интересная музыкальная форма: чакона. Изначально она была народным танцем,популярным в Испании с конца XVI века. Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах, в оживленном темпе, с размером 3/4. В музыковедении есть версии о американском (мексиканском, индейском, мулатском) происхождении чаконы.

В классической музыке Чакона (испан. chacona, итал. ciaccona; в переводе с фр. chacona — чакон)  — инструментальная пьеса, популярная в эпоху Барокко. Представляет собой полифонические вариации на тему,  в неизменном виде повторяющейся в басу (basso ostinato); верхние голоса при этом разнообразно варьируются.
 

-Симфония № 1 ре мажор «Классическая», соч.25 — произведение Сергея Прокофьева.

Симфония была впервые исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде, в качестве дирижёра выступил сам композитор.
Считается одним из первых сочинений в русле неоклассицизма, владевшего   умами в пору создания симфонии С.Прокофьевым. Она в значительной степени отражает и воспроизводит симфонический стиль Йозефа Гайдна, однако структура "Классической" симфонии Прокофьева не соответствует характерным чертам симфонизма гайдновской эпохи. 
Симфония Сергея Прокофьева состоит из 4-х частей общей продолжительностью от десяти до пятнадцати минут:

Allegro
Larghetto
Non troppo allegro
Molto vivace

Прокофьевым использован состав оркестра, соответствующий эпохе классицизма, потому и названа "Классической", и состоящий из 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 2 валторн, 2 труб, литавр и струнных.

-Кадриль из оперы Р.Щедрина «Не только любовь».
Это опера современного композитора Родиона Щедрина на либретто В. Катаняна, по рассказам Сергея Антонова («Тётя Луша» и другие). Премьера состоялась 5 ноября 1961 года в Новосибирском театре оперы и балета. Действие оперы происходит в советской колхозной деревне после Великой Отечественной войны. Также как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. Жанр назван автором "лирическая опера". 25 декабря 1961 года прошла премьера оперы в Большом театре под управлением Евгения Светланова.

Классическая симфония Прокофьева и Кадриль Щедрина названы Гергиевым "оптимистичными", действительно в отличие от баховского произведения в минорной тональности, эти две вещи - мажорные.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/327616.html