Оксфорд. Шелдонский театр

Борис Готман
   Читателей, уже знакомых с моими репортажами из Рима о театре Марцелла, должен предупредить, что предлагаемый ниже материал опубликован в них.

   Просто соображения географической принадлежности "героя" требуют поместить сведения о нём и в британском разделе тоже.
   
                *       *       *

   На моём снимке виден Шелдонский театр в знаменитом университетском городе Оксфорде.

   Несмотря на название "театр",  его никогда не предполагали использовать для театральных постановок.
   
   Он создавался в качестве роскошного актового зала для вручения дипломов, премий, докладов и концертов.
   
   До его строительства эти  и  другие  особо торжественные мероприятия проводили в церкви.
   
   Видимо, по этой причине руководители Университета обратились за благословением и помощью к  архиепископу Кентерберийскому Гилберту Шелдону.

   Думаю, что обращаясь к нему, отцы Оксфордского университета учитывали и следующие немаловажные детали его биографии: Гилберт Шелдон в 1617 году получил диплом бакалавра искусств, окончив колледж Троицы  Оксфордского университета, а в 1620 году закончил магистратуру Кембриджского университета, получив степень магистра искусств.
   
   На всякий случай напомню читателям, что в Англии часто называют оба эти университета "обобщающим" словом Оксбридж.
    
   Расчёт оказался верным - архиепископ Кентерберийский Гилберт  Шелдон не только поддержал идею строительства театра, но и взял на себя его финансирование.
      
   Сколько он лично вложил, сколько средств собрал  и какова была в XVII веке средняя зарплата в Королевстве можно прочесть в интернете.
   
   Уважая заслуги архиепископа, новому театру дали его имя. Вообще биография этого человека чрезвычайно интересна, и о нём можно найти много статей в интернете.
    
   А я перехожу к самой,  на мой взгляд,  интересной части репортажа, многое в которой будет для читателя новым.
    
   Проект театра поручили молодому талантливому учёному, инженеру и архитектору, недавнему выпускнику Оксфорда Кристоферу Рену.
   
   Мне даже трудно с кем-то сравнить этого выдающегося британского архитектора в плане величия его проектов и масштабов его деятельности.
    
   Но широкое признание  и уважение пришли к нему чуть позже, а тогда, в 1664 году  это был один из первых его проектов.
      
      Этот проект – Шелдонский театр в знаменитом университетском городе Оксфорде считают ещё одним "официальным потомком" театра Марцелла.
      
  "Официальным потомком"  – потому что во всех статьях о гениальном британском архитекторе Кристофере Рене упоминается его любовное отношение к римскому зодчеству и подчёркивается, что архитектура одной из его первых работ – Шелдонского театра -  навеяна именно римским театром Марцелла.
      
   Далее хочу, опираясь на известные факты, изложить свой взгляд на то,  какой именно театр хотел увековечить сэр Рен.
      
   Факты публикую проверенные, а мои предположения читатель может и не читать.
       
   Основные сведения  об  истории проектирования  и строительства Шелдонского театра, перепечатываемые из статьи в статью, сводятся к следующему.
         
   Поручив Рену, своему недавнему выпускнику,  проект театра для торжественных церемоний и концертов в Оксфордском университете, отцы университета ожидали увидеть сооружение в стиле готики – как построена значительная часть зданий этого учебного заведения.
         
   Но совершенно неожиданно молодой архитектор представил проект, выполненный в классическом римском стиле, очень напоминавший уменьшенный театр Марцелла.
       
   Тем не менее, проект понравился и его утвердили.
      
   Когда театр был построен, оказалось, что крыши над его центральной частью нет – как не было её и в римском театре Марцелла.
      
   Добавлю ещё один факт: в те времена крыш над театрами вообще не строили, во-первых, исторически, во-вторых, из практических соображений – чтобы в театре было естественное дневное освещение.

   И ещё напомню читателям, что в Лондоне за двадцать лет до строительства Шелдонского театра работали несколько трупп  в специально построенных для них сооружениях, очень похожих на театр Глобус, известный всем поклонникам Шекспира.
   
   Фотографии реконструированного здания Глобуса помещены на коллаже http://www.proza.ru/2016/05/01/1070
   
   Видно, что крыша была только над амфитеатром с сидячими местами для зрителей и над сценой;  "партер" предназначался стоящим и располагался под открытым небом.
   
   Да и как можно  было находиться под крышей, если туалетов не было и в помине!

   Зрители привычно отправляли все свои надобности,  не отвлекаясь от высокой культуры и не сходя с места… 
   
   Так что всё сооружение больше напоминало постоялый двор.
   
   Конечно, это и были  копии постоялых дворов, в которых комнаты постояльцев выходили на балконы по окружности  или по периметру вокруг внутреннего двора.
   
   А в этих самых дворах на протяжении веков давали представления бродячие актёры – хозяева постоялых дворов не возражали, потому что постояльцы во время представлений поглощали огромное количество еды и питья, значительно увеличивая доходы владельцев заведений.
   
   В 1644 году пришедшие к власти пуритане добились запрета на все увеселительные заведения, в первую очередь, театры.
   
   Театр Глобус, только недавно отстроенный после пожара, был не только закрыт, но и в буквальном смысле снесён с лица земли.
   
   Судя по послужным спискам и Кристофера Рена, и Гилберта Шелдона, к пуританам они относились очень негативно.
   
   Так что вполне возможно, что официально прикрываясь ссылкой на театр Марцелла, молодой архитектор хотел увековечить именно уничтоженный театр Глобус!
   
   Как бы там ни было, но "нормальной" крыши в Шелдонском театре поначалу,  извините за тавтологию,  не было.
   
   Мне кажется, что Рен сделал этот "финт" с крышей специально – так поступают до сих пор почти все проектировщики и строители...
      
   Когда ему сказали, что суровый и дождливый Туманный Альбион это не солнечный Рим, и он обязан сделать крышу, будущий сэр Кристофер вероятно ответил примерно так: "Вы мне что заказывали? Театр? А где вы видели театр с крышей?! Хотите крышу? Так это уже совсем другие деньги!"
    
   Итак, теперь молодому архитектору  надо было оснастить свой театр постоянной крышей.

   Временные  брезентовые навесы были известны давно и применялись в  амфитеатрах для защиты от солнца или осадков  ещё в глубокой древности.
 
   Для этого в верхней части стен в процессе их возведения делали специальные гнёзда, в которые  вставляли шесты,  а  командированные на время игр и прочих представлений матросы натягивали  на них  с помощью канатов  навесы над сооружениями.


   Хотя Оксфордский театр (который потом станет Шелдонским) имел более скромные размеры, но пролёт всё  же составлял около 21 метра. Таких деревьев, чтобы при  существовавшем тогда уровне производства  из них можно было бы сделать балки требуемой длины,  в распоряжении архитектора просто не было.
    
   Зато уровень математики был уже весьма высоким. В то время учёные одновременно работали в различных научных сферах, время от времени "вторгаясь" в такие области,  которые в те времена и науками-то не считались.
 
   Наука и техника знают множество таких примеров.
 
   В частности, оксфордский профессор Джон Уоллис  (John Wallis),  который преподавал студенту Кристоферу Рену алгебру и геометрию, за двадцать лет до этого совершил "набег" в строительную инженерию  с целью разработки так называемого "геометрического пола".

   Обычно на русском языке фамилии, начинающиеся на "W" перед гласными, начинают с "В", поэтому не удивляйтесь, если встретите "Валлис" вместо "Уоллис".
 
   Кстати, фамилия главного героя этой части репортажа -  Рена на его родном языке пишется "Wren".
 
   Если заинтересованный читатель попробует найти на русскоязычных сайтах, что такое  "геометрический пол", он, скорее всего,  прочтёт в размещённых на них статьях только о полах с разными геометрическими узорами.
 
   На самом деле, разработанный профессором  Джоном  Уоллисом  "геометрический пол" – это сложнейшая  в расчёте, но простая в изготовлении конструкция, позволяющая делать плоские перекрытия больших пролётов  из сравнительно коротких балок  без всяких промежуточных колонн.
   
   Причём эти балки ничем не крепятся,  ни между собой, ни к стенам – их  удерживает в проектном положении только собственный вес!
      
   На снимке видна модель такой конструкции; снимок я позаимствовал из упомянутой  в следующем абзаце  статьи.
      
   Большинству читателей подробности работы  профессора будут непонятны и неинтересны.  Специалисты могут прочесть: " John Wallis and the Roof of the Sheldonian Theatre - Structural Engineering in Oxford in the 17th Century.  Paul H Taylor [Originally published in a Keble journal]".
      
   Как же профессор не только без компьютера,  но даже без арифмометра решал системы  уравнений с 25(!) неизвестными, вычислял передаваемые элементами конструкции нагрузки отношениями  типа  3088694/340167?!
         
   С этим всё "проще" – сын священника, осваивавший математику самостоятельно, в молодости извлекал в уме корни из чисел с  53 (!)  знаками.
      
   А в профессорскую бытность он считался сильнейшим математиком своего времени после Исаака Ньютона.
      
   Сейчас читателю придётся очередной раз удивиться.
      
   Джон Уоллис  в своей работе использовал результаты исследования  влияния  сечений и формы  балок  на их несущую способность, выполненного … Галилеем, которого мы знаем только  как выдающегося астронома.
   
   В 1638 году Галилей представил для обсуждения свои расчёты длины консольной балки, способной выдержать собственный вес. Хотя его работа и содержала некоторые погрешности, но её можно было использовать для практических расчетов размеров балок.

   Так что у Кристофера Рена были математические средства для расчёта "геометрического пола",  способного стать покрытием театра.

   Имеются документы, свидетельствующие о проработке им вариантов применения "геометрического пола".

   Поэтому почти во всех статьях не только на русском языке, но и на английском утверждают, что именно эту конструкцию Джона  Уоллиса  применил Рен в  Шелдонском театре.

   На самом деле молодой архитектор разработал и применил композитные балки или, как их сейчас называют,  фермы.

   К сожалению, мне не довелось не только подняться на крышу Шелдонского театра, но и найти её чертежи.

   Тем не менее,  хорошо представляю, как можно такое покрытие сделать теми средствами, которые были в распоряжении Кристофера Рена.

   Думаю, что "попутно"  у архитектора появилась  возможность построить над театром ещё и не предусмотренную ранее оригинальную башню,  очень украшающую его творение.

   Почему "попутно"?
   
   Потому что над овальной частью театра  (кстати, почти во всех статьях написано, что театр круглый  или восьмигранный – это не так!) для того, чтобы соединить фермы покрытия,  надо  соорудить цилиндрическую конструкцию  – "барабан".
    
   Вот этот барабан,  думаю, и стал основанием  прелестной башенки.
    
   Эта башенка, как хорошо видно на моих снимках, действительно восьмигранная. 

   Падающий через её окна свет символизирует изгнание наукой глупости и невежества.
      
   И ещё об одном широко распространённом мифе. К сожалению, забыл фамилию  известного британского популяризатора истории науки, рассказавшего о нём.
      
   По его словам, во время публичной лекции для журналистов о Кристофере Рене один из слушателей спросил у него, почему он не упомянул, что Рена заставили вначале поставить всё-таки колонны  для дополнительной поддержки покрытия.

   По словам слушателя,  Рен согласился и поставил колонны.

   Но когда через несколько лет здание ремонтировали, то обнаружили, что колонны до конструкций покрытия не доходят, т.е  Рен поставил их просто так, чтобы успокоить руководство.
      
   На это лектор ответил, что лично  видел оригиналы документов  о приёмке театра,  и  требований  об установке   колонн  в  них  нет.  Это чистая выдумка.      
    
   А вот что действительно имело место:  через некоторое время после начала эксплуатации здания  в зале обнаружили прогиб потолка.
    
   Оказалось,   что университетское начальство распорядилось перенести часть книг из расположенной рядом с театром огромной библиотеки на чердак  театра.
    
   Когда часть книг с перекрытия  убрали, прогиб исчез.
      
   Вот такая история об официальном потомке римского театра Марцелла в Оксфорде.
 
   
   Фотографии интерьеров театра можно увидеть на его сайте.