1 мая - Страстная седмица. Великая Среда

Галина Николаевна Николаева
         Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом и усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. В эти три дня Евангелие читается на всех службах и прочитываются все четыре Евангелия.

        Этот день - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф.26:6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, - некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная в те времена для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

        В церковной службе Великой среды прославляется жена «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды (Мф. 26:6-16).
Им посвящен следующий фрагмент Евангелия от Матфея:
        «Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф.26:6-16).

        Сам Господь не только отпускает грехи женщине, но и объясняет ученикам, что она подготовила таким образом Его тело к погребению, а также, что ее поступок будет известен всюду, где будет проповедано Евангелие. Именно поэтому Церковь воспевает ту безвестную женщину.
В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).
        В богослужебных текстах безкорыстие женщины-грешницы, возлившей на главу Господа драгоценное миро, противопоставляется сребролюбию Иуды, продающему Христа первосвященникам.

        Самая известная стихира этого дня написана преподобной инокиней Кассией — святой IX века:
        «Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость».
        (Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу).
        В этот же день в последний раз поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

        «Святая Церковь вспоминает сегодня об исключительном даре грешной женщины Господу накануне Его Крестных страданий, - говорит в своей проповеди протоиерей Александр Шаргунов. -  Это было в Вифании - в селении недалеко от Иерусалима, в доме человека, которого Евангелие называет Симоном прокаженным. Может быть, он был из тех, кто чудесно был очищен от проказы Господом, и хотел выразить Ему свою благодарность, пригласив к себе на обед. И Христос, пришедый в мир исцелить род человеческий от проказы греха, не гнушающийся самыми великими грешниками, приходит к нему.
        У этой женщины был сосуд драгоценного мира, который она, движимая благодатью, вылила на главу Христа, когда Он возлежал за трапезой. Даже чисто внешне тогда в Израиле это воспринималось как высший знак почтения и благоговения. Но здесь это было, воистину, исповедание ее веры в Господа, во Христа, в Помазанника Божия. Помазанник Божий должен быть помазан и здесь на земле, Он должен быть и нашим помазанником».

        Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) обращает наше внимание на грешной женщине:
        «Хочу, чтобы запомнили вы навсегда несчастную блудницу, всеми презираемую.
        Не все ли мы гнушаемся блудниц? Не все ли осуждаем их?
        А Господь наш Иисус Христос не только простил нечистой женщине грехи ее, но и прославил ее во всех народах и во все времена, ибо так сказал Он: “Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала”.
        За что же такая неслыханная честь и слава? За что так превознесена несчастная блудница, не сотворившая ни единого из дел, которые прославляются людьми мира сего? За что? Только за пламенную любовь ее к Сыну Божиему и за потоки покаянных слез.

        Итак, выше всего на свете любовь, чистая любовь ко всему святому. А много ли любви в сердцах наших? Спрошу вас, честные и непорочные жены своих мужей, спрошу даже вас, девственницы; спрошу и самого себя, имеем ли мы нравственное право презирать несчастных блудниц и клеймить их позором? Мы, кичащиеся своей безпорочностью, нередко сомнительной, как посмеем бросить камни осуждения в этих несчастных? Одному Сердцеведу Богу известно, что у иных из них немало любви в сердцах при всей нечистоте их.

        А если мы, непорочные телом, осуждаем, уязвляем злыми словами ближних наших, то любовь ли этим изливаем из сердец своих? Если клевещем и сквернословим, уязвляем близких острым и злым языком своим, то получим ли от Бога награду любви?»

        «Мы видим, – продолжает протоиерей Александр, - как эта женщина, которая возлюбила много, умывает ноги Спасителя, возливает на Него миро, смешанное со своими слезами. Никто не должен удивляться тому, что здесь происходит, потому что никакой дар не может оказаться слишком щедрым там, где подлинная любовь. Невозможно сказать, что приношение, которое мы приносим, - достаточно.
        Некоторые спрашивают, сколько раз нужно ходить в храм, сколько жертвовать на Церковь, сколько молиться. Святая Церковь говорит нам сегодня, что мы еще не начинали быть христианами, если мы думаем о том, сколько прилично будет принести Христу и Его Церкви.
        Однако научиться жить по-христиански оказывается не так-то просто. «Зачем такая трата?» — не кто-нибудь говорит, а ученики Христовы! То, что мы порой принимаем за недостаток благоразумия, Бог принимает как избыточествующую любовь. Это отсутствие щедрости любви, такое благоразумие могут оказаться очень опасными. Ученики Христовы говорят о напрасной трате, в то время как Сам Христос свидетельствует об этом, как о подлинной любви.
        Мы должны остерегаться считать излишним какой-либо труд или какое-либо дело, совершаемое нами или другими людьми ради Христа.

        И посмотрите, как оправдываются при этом ученики Христовы: это миро могло быть продано за большую цену, а деньги розданы нищим. Господь упрекает Своих учеников за обиду, которую они наносят этими словами плачущей женщине: «Что стужаете ей?» Это значит, что немало огорчений могут доставлять подлинно благочестивым, любящим Господа людям, те, кто хотели бы все ввести в рамки своей бездушной рассудительности.
        Или ничего для нас не значит, что Христос так опечален этим накануне Своих Крестных Страданий? Христос выступает здесь против всех Своих учеников и встает на сторону этой с рыданием приносящей миро женщины. И внезапно нам открываются в новом свете ранее сказанные Им слова: «Смотрите, да не презрите одного из малых сих» (Мф.18,10), потому что воистину эти малые - те, кто «последние становятся первыми» пред Господом.
        Человек, которому больше всего не понравилось то, что делает эта женщина, как говорит Евангелие от Иоанна, был Иуда, один из Христовых учеников. Иуда был апостол, проповедник Евангелия, и он был тот, кто осудил эту женщину за щедрость ее любви. Печально видеть такого человека, жизнь которого в Церкви ограничивается только внешним служением. Но это был тот, кто предал Христа.

        Сегодня вместе с этою женою мы вспоминаем и предательство Иуды: с самым великим, что было принесено человечеством накануне Его Крестной смерти - самое низкое и подлое, что может совершить человек. В течение всей нашей жизни постом и молитвою мы должны хранить память об этом дне. Церковь всегда эту Великую Среду распространяет на все среды года, заботясь о том, что, может быть, мы поймем когда-нибудь, наконец, что такое предательство и что такое верность, и что эти качества являются теми, которые определяют человека.

        Какой благочестивый предлог находит Иуда, чтобы скрыть свое неудовольствие. «Почему бы не продать это миро и не раздать деньги нищим?» — ведь это он первый сказал эти слова.
        Перед нами мудрость мира сего, проникшая в Церковь, которая всякую истинную ревность по Боге готова назвать ревностью не по разуму. Те, кто гордится своей внешней деятельностью и свысока смотрит на других за их серьезное благочестие, говорят святые отцы, имеют в себе больше иудиного окаянства, чем они думают.
        Мы видим нищелюбие, заботу о делах милосердия, которыми прикрывается сребролюбие.
        Корень всех зол — сребролюбие, а дверь, открывающая путь всем грехам — предательство. Иуда «сказал это не потому, что, говорит нам Евангелие, он о нищих заботился, а потому что был тать», потому что он вор был. Что ему нищие, для чего они ему, если не для того, чтобы они служили его интересам низким.

        Святая Церковь обращает наше внимание сегодня, накануне самых великих событий нашей жизни, на то, что лицемерие — самый гнусный грех, и что этот грех очень распространен и в мире, и в Церкви. Так иные могут на словах горячо отстаивать интересы отечества и даже интересы Церкви, будучи совершенно равнодушными к тому, что будет с Церковью и с отечеством, и под предлогом этого думают только о том, как им дальше продвинуться, как им лучше устроиться.
        А лучше всего было бы для Иуды получить цену этого мира благоуханного в деньгах, так сказать, наличными - как получит он, когда придет к первосвященникам и скажет: «Что вы мне хотите дать, и я предам вам Его?» Хлеб жизни примет в руку предатель, и в эту же руку вложат ему тридцать сребреников, так что он таким вот образом заключит сделку с дьяволом, и назад уже не будет для него дороги.

        Поразительно, что другие ученики поддаются, не задумываясь, этому чуждому гласу. Здесь ситуация, во многом напоминающая то, когда Христос сказал Петру: «Иди за Мной, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божеское, а о том, что человеческое» (Мф.16.23).
        Будем внимательны все к слышанному, не думая самонадеянно, что, когда Господь скажет «один из вас предаст Меня», будто это к нам ни в коей мере не относится. Апостолы, услышав это, начали говорить друг другу: «не я ли, Господи?» Никто из них не подозревал Иуду. Вор был Иуда, но никто из них даже не взглянул на него, никто не сказал: «Господи, это Иуда?»

        Лицемер может пройти через жизнь не только не обнаруженным, но даже неподозреваемым, точно так же, как деньги, добытые преступным путем, выглядят, как обычные деньги, так что никто не спрашивает, откуда они. Апостолы готовы были, скорее, подозревать себя, чем кого бы то ни было. «Не я ли, Господи?» Они боялись худшего, и вопрошали Того, Кто знает нас лучше, чем мы знаем себя.

        «Не я ли, Господи?» Мы знаем, сколь сильному искушению мы можем быть подвергнуты, но мы не знаем глубины того искушения, которое может попустить Господь. Мы не знаем, до какой степени мы можем быть оставлены Богом. И потому у нас есть причины сегодня и всегда молиться, как Церковь Святая говорит нам сегодня в стихире, не высокая мудрствовать о себе, а исполняться страха.

        И мы видим, как связано то, что произошло в доме Симона-фарисея, с преданием на смерть Господа нашего. Христос говорит апостолам Своим: «Нищих вы всегда имеете с собою, а Меня не всегда». у нас воистину всегда есть возможность делать добро. Промысел Божий об этом очень хорошо заботится. Не бывает у нас, и не будет никогда такого, чтобы мы были лишены этой возможности. И мы должны стараться постоянно этим пользоваться. Никто из тех, у кого сердце стремится к добру, не сможет никогда пожаловаться, что ему недостает для этого возможности.
        И чем дальше идет история человечества, чем больше зла и беззакония, ожесточения в мире, тем больше несчастий у людей, и тем больше дает нам Господь возможностей делать это.

        Святитель Феофан Затворник изображает пред нами черноту Иудина предательства:
        «А теперь говорю: оставим Иуду. Пересмотрим лучше свои дела, чтоб вычистить из жизни своей все, что носит какую-либо черту характера Иудина, и тем избежать падшей на него кары небесной.
        Что особенно поразительно в Иуде – это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь-в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия, и может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец, видите, что вышло?

        Откуда же этот плод? Конечно, изнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во все время не было никаких признаков снаружи. Знал ли даже сам Иуда, что у сердца своего он лелеял такую змею, которая сгубит его наконец?
        По обычаю врага нашего скрывать узы, коими опутывает он грешника, главную страсть всегда закрывает он разными сторонними благовидностями от сознания и даже совести, и только тогда, как рассчитывает на верную погибель человека, выпускает ее – напасть – на него со всею неудержимою яростию. Можно, судя по сему, думать, что Иуда не видел всего безобразия своей страсти и сам себя сознавал не худшим среди других Апостолов. И пал, как бы не предвидя того.
        Так носил он занозу в сердце своем. Представился случай, страсть закипела. Враг взял его бедного за сию страсть, отуманил его ум и совесть, и повел как слепого или связанного невольника, сначала на злодеяние, а потом и в пагубу отчаяния.

        А ведь этого не было бы, если б он Господу открыл свою страсть. Врач душ тотчас бы уврачевал болезнь души его. И Иуда был бы спасен. То же и с нами будет, если не откроем духовному отцу своей страсти. Теперь она притихнет; но после, лишь только случай, – падение.
Если же откроемся, сокрушимся, положим намерение не поддаваться, и попросим у Господа помощи на то, тогда верно устоим: «ибо болий есть Иже в нас, нежели иже в мире» (1Иоан.4,4). Господь благодатию Своею, в час разрешения, убьет страсть. И положит семя противоположной ей добродетели.
        Приложи только труд небольшой, и, при помощи Божией, не будешь уже более валяться в страстях бесчестия, и открытым лицем начнешь взирать и ко Господу, и ко Святым, и ко всем христианам».
            
        «Но есть такое особенное добро, - говорит протоиерей Александр Шаргунов, - которое не слишком часто мы можем совершать, но которое должно быть всегда предпочитаемо нами всему остальному. «А Меня вы не всегда имеете», — говорит Христос. Бог всегда должен быть на первом месте.
        Однако, бывает особенное время, когда всё, даже наши добрые дела, должны как бы исчезнуть, отступить на задний план, потому что Сам Господь приблизился к нам и Сам хочет вступить с нами в общение. От того, как мы Его примем, будет зависеть вся наша жизнь земная и вечная.
        Это сейчас такое происходит, в Страстные дни. Наша жизнь будет зависеть от того, как мы принимаем Господа, как мы участвуем в том, что с Ним происходит. Мы уже говорили, что ни молебны, ни панихиды не совершаются на Страстной неделе, а то, что будет с нами и с нашими близкими, зависит от того, как мы участвуем во всём, что происходит с Господом нашим.
         
        А если мы в этом не участвуем, если мы не видим, что пришел час, когда всё решается в нашей жизни, то, конечно же, мы всё потеряем. Всякое добро и всю нашу жизнь потеряем. Потому-то Господь и воздает большую, чем можно представить, похвалу доброму делу этой грешной женщины.
        Смысл ее доброго дела глубоко таинственен. «Она на погребение Мое сие сотворила», — говорит Господь. Ей дано был лучше, чем апостолам, услышать неоднократные пророчества Христа о Его страданиях и смерти. Сам Христос говорит об этом. Среди сгущающегося вокруг Него мрака ненависти, трусости и предательства этот поступок сияет, как свет. День погребения Господа приблизился, и она помазует Его тело, как будто оно уже снято со Креста.

        Церковь призывается сегодня излить на Него миро всей своей любви. То, что «дом наполнился благоуханием», сказано о Доме Божием — о Церкви нашей. Через все века святые, те, кто имеют в своих сердцах Христа, распространяют это благоухание вокруг себя так, что даже по дару Христа, Которого Церковь именует сегодня нетленным миром жизни, по дару Его даже от их изображений это миро благоуханное порою исходит.

        То, что эта женщина сделала, столь значительно, что покуда в мире будет звучать проповедь о Христе, распятом и воскресшем, будет вспоминаться и то, что она сотворила, Господь говорит. Вся честь и слава принадлежит Господу, однако и святые любящие Господа люди не забыты никогда Церковью. Самое главное в христианстве — отдающая себя до конца любовь.
        Всё остальное теряет смысл, если к этому мы не устремляемся. И всё остальное устремляется к предательству Христа. Самое главное это в христианстве. И тайна соединения Бога и человека — в этой тайне, в нашей способности принять от Христа дар Его Крестной жертвы».

        «Поймем же слова Христовы: “Милости хочу, а не жертвы”. Запомним навсегда, что любовь есть исполнение всего закона. Будем часто прочитывать великий гимн любви в 13-й главе I Послания Коринфянам апостола Павла. Не забудем никогда о блуднице, сердце которой пламенело горячей любовью к Господу Иисусу Христу. Возлюбим же и мы Его, Спасителя нашего, всем сердцем своим, всей душой своей, всем помышлением своим и ближних своих, как самих себя!»

        Тропарь на Великую Среду, глас 8:
        Се Жених грядет в полунощи,  и блажен раб, егоже обрящет бдяща:  недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.  блюди убо душе моя,  не сном отяготися,  да не смерти предана будеши,  и Царствия вне затворишися,  но воспряни зовущи:  Свят, Свят, Свят еси Боже,  Богородицею помилуй нас.

        Кондак на Великую Среду, глас 4
        Паче блудницы, Блаже, беззаконновав,  слез тучи никакоже Тебе принесох,  но молчанием моляся припадаю Ти,  любовию облобызая пречистеи Твои нозе,  яко да оставление мне, яко Владыка, подаси долгов,  зовущу Ти, Спасе:  от скверных дел моих избави мя.



Составлено по проповедям святителей Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Луки Симферопольского, протоиерея Александра Шаргунова.
Источник:
http://moral.ru/propoved/06_V_Sreda.html
http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1118330
http://www.pravmir.ru/velikaya-sreda-iuda-predal/
http://www.pravmir.ru/velikaya-sreda-iuda-predal/