Этапы развития капитализма

Александр Аникеев
      Капиталистическое общество в процессе своего развития претерпевает существенные изменения и проходит ряд этапов этого развития.

      Первым этапом при развитии буржуазного государства можно назвать период становления капиталистического государства после отмены крепостного права, когда в процессе свободной конкуренции и стихийного рынка государство почти не вмешивалось в процесс социальной экономики, кроме процесса военно-политических интриг, когда крепостное рабство сменилось наёмным рабством, а эксплуататоры в лице помещиков сменились на фабрикантов и государственных чиновников, которые могли быть крупными капиталистами сами или через подставных лиц.

      Для защиты интересов и воли развивающейся буржуазии, для пресечения и сглаживания новых межклассовых разногласий такому обществу был необходим определённый механизм,  которым при буржуазной демократии стал буржуазный партийный парламентаризм, структуры обеспечения буржуазной законности и их репрессивный аппарат для пресечения партийного объединения трудящихся.

      Но с растущим недовольством наёмных трудящихся буржуазным угнетением при профсоюзном и партийном объединении сельского и промышленного пролетариата с мнением зарождающегося рабочего класса буржуазия уже вынуждена была считаться. Этому способствовало и развитие капиталистических монополий. Начинался второй этап развития капиталистического общества - монополистический капитализм!

      Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются в различные виды производства, вместе с этим растут богатства монополистов и их жажда наживы. В этих условиях платежеспособность населения отстаёт от роста цен даже на самые необходимые продукты потребления, растёт как недовольство трудящихся, так и их организованная борьба за свои права.  Следствием этого стали периодические социально-экономические кризисы и депрессии, которые сопровождаются банкротством предприятий, ростом безработицы, мощным объединением трудящихся в свои профсоюзы и партии, обостряется классовая борьба.

      Исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах была французская революция 1871 года и кратковременное установление власти Парижской Коммуны, так как она быстро потерпела поражение от буржуазии, которая была ещё очень сильна и хорошо организована.
     Советская власть в СССР продержалась значительно дольше, но построить развитое социально справедливое общество только на страхе людей труда перед возмездием за не так сказанное слово, не обеспечивая своих трудящихся нормальными социально-бытовыми условиями жизни достойно труда, при сохранении товарно-денежного, буржуазного распределения средств для жизни - невозможно!
      Но если человек хорошо обеспечен за труд и предаёт страну или ворует, то к таким не должно быть пощады!


      На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт монополистической буржуазии, которая отказывается от дальнейшего развития демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению мощных реакционно-репрессивных политических режимов. Перед капиталистическим обществом неотвратимо встала жесткая альтернатива – или саморазрушение под натиском острых противоречий, либо реформы и преобразования для сохранения целостности государства и дальнейшее социально-экономическое развитие.

      В 30-е гг. прошлого столетия в некоторых капиталистических странах путём парламентской борьбы разных партий пришли к третьей, завершающей фазе своего развития - к так называемому народному капитализму с социально ориентированным рынком, где ещё существует экономическое неравенство, конкуренция и рынок, но уже частично регулируемые демократическим государством в интересах всего народа страны. И чем больше в правящих партиях рабочего класса и представителей разных профсоюзов, тем больше в таком обществе равноправия и социальной справедливости. Эта третья фаза развития является предшествующей к переходу на более высокую ступень развития - к становлению социального или социалистического государства, которое станет первой фазой ноократизма или ноократическго общества, основой которого станет гуманизм, равноправие и социальная справедливость!

      На третьем и завершающем  этапе развития буржуазного общества существенно меняется и вся экономическая основа государства, когда частная собственность перестаёт быть доминирующей и до 50% и более экономического потенциала страны превращается в государственную собственность и подчиняется законам демократического государства, а не прихотям частных собственников. Естественно, в таком случае меняется и социальная структура общества, когда в процессе его развития в среде объединённого единой целью народа получает распространение идея всеобщего благосостояния, когда на основе новых социальных законов формируются социальные права и у всех граждан страны появляются гарантии прежде всего на социально-бытовые условия жизни достойно  труда.
      Таким образом формируется социально организованный капитализм с социально ориентированным рынком, но без объединения населения и без его организованной борьбы за такой социальный капитализм на какие-то положительные реультаты для благополучия всего населения надеяться не приходится.

      Согласно новой практике развития социально развитых стран на рассматриваемом этапе социальные законы общества настолько изменили капитализм, что он становится как бы народным капитализмом. В этом случае весь социальный капитал общества становится достоянием всего народа, где один для всех и все для каждого, а само капиталистическое общество утрачивает свой буржуазный характер, когда всё решают только деньги, и развивается общество, где право на труд гарантирует КАЖДОМУ и право на жизнь достойную труда!


      Теперь государство становится органом по обеспечению всеобщего благополучия при помощи государственно-правового регулирования, когда законы общества, предложенные и принятые большинством народа, устроены таким образом, что богатые уже не могут безнаказанно эксплуатировать население посредством своего капитала и вынуждены подчиняться общим законам, которые принимаются всем народом в процессе развития общества.  Ибо теперь ЗАКОН  по относительному равенству рабочего времени как количеству труда, регламентирует и относительно равное распределение количества производимых обществом социально необходимых каждому средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно для обеспечения такого благополучия для всего народа, сохраняя  распределение качества этих средств по результатам квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике страны по зарплате или по другим критериям, сохраняя относительно свободный рынок вне социальной сферы.

      Конечно, такое распределение не сделает всех счастливыми и довольными жизнью, ибо у каждого своё понятие счастья и справедливости, но такие законы никогда не оставят обездоленными тех, кто умеет учиться прежде всего гуманизму, добру и справедливости, способен добросовестно трудиться  на благо своей страны, чтобы иметь от страны все необходимые блага для своего благополучия достойно труда!

      Каждый человек вправе пользоваться жизненными благами, стремиться к счастью, творить и отдыхать после праведных трудов так, как ему нравится, если это не наносит ущерба благополучию других. А для этого необходимо сделать так, чтобы право на необходимый обществу труд, определяло каждому и право на социально-бытовые условия жизни необходимые каждому для нормального физического и морально-нравственного здоровья,  для нормального интеллектуального и духовного развития. При одном условии, что всё это будет распределяться от общего производимого количества благ и оказываемых услуг относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени, а качеством по результатам квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике страны.

      И это необходимо для того, чтобы такие  средства для жизни, как качественные продукты питания, фактура для одежды и добротное жильё распределялись количеством относительно равномерно от их общего производимого количества в процессе развития общественной экономики пропорционально своего труда по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а приобретение средств и предметов для благоустройства жилья, качество приготовления пищи и изготовления одежды и обуви должно зависеть от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике общества по зарплате, по категориям, по разрядам или по другим критериям, обеспечивающим справедливость и равноправие для достойной человека жизни, независимо от формы собственности средств производства. Ведь ЗАКОН для всех один, что и определяет равноправие, а рынок и деньги не отменяются, сокращается только их влияние, мешающее развитию равноправия и социальной справедливости в жизни как всего общества, так и каждого человека в отдельности.

       Это необходимо сделать и для того, чтобы человек с детства привыкал к мысли, что качество его жизни будет зависеть от качества его труда, а инстинкт соревновательности и стремление быть лучшим заставит человека учиться, чтобы быть лучшим! А разве такое стремление во все века не было  достоинством любого человека?

       «Во всяком научном и общественном деле, во всём, что касается общих убеждений и усилий, порой люди выбирают ложное направление, которое временно берёт верх, презирая истину, а с нею и всякое свободное выражение своих мнений и убеждений. Дело обращается в привычку, в обычай. Толпа бессознательно торит дорогу, а вожди лишь покрикивают и понукают, пользуясь плодами труда толпы...

       Это длится иногда довольно долго, но, вглядываясь в результаты выбранного пути и осматриваясь кругом, общество вдруг видит, наконец, что ведут его вовсе не туда, куда оно надеялось попасть; начинается ропот, сперва вполголоса, потом вслух, наконец подымается общий голос негодования, и бывшие вожди исчезают, подавленные тем же большинством, которое до этого держали под своим гнётом. Общее стремление берёт новое, как кажется, более правильное и справедливое направление и с жаром стремится достичь лучшей жизни, пока результаты выбранного пути не показывают, что вновь ошиблись... »  Владимир Даль. 


       Сегодня в России нет общей убеждённости в правильности социально-экономической политики и распространяется буржуазная идеология, в основе которой монополия капитала, при которой всё решают деньги, власть и сила, но большинство народа России уже, видимо, привыкли к этому. Ведь "децильный коэффициент" уже давно превысил все допустимые нормы, за пределами которого по всем критериям в России должен быть бунт народный...


       По теме -

       http://www.proza.ru/2014/12/09/1002

       http://www.proza.ru/2015/09/04/587