МП2. В сытой, спокойной тишине. Разбор стихов

Творческая Мастерская Алкоры
Предваряющая статья - http://www.stihi.ru/2016/04/14/4334

Статья написана по материалам пакета конкурсных произведений Второго межпортальный поэтический конкурс, 3-й тур, проходящего на портале ЛитСеть, анонс состязания: http://litset.ru/publ/60-1-0-23295

Для каждого произведения указаны соответственно: номер участника в туре, название произведения, ник автора, название литературного портала

Конкурсное задание 8:
Стихотворение, соответствующее цитате (неполной) из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Второе нашествие марсиан» - "Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается история человечества…"
Произведение: 8-1. Cluck. Диванное

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Когда из лакун осенит идеей – а, может, послать этот мир к чертям?
Ты будешь, о шкуре своей радея, молить о кассации «аз воздам».
Играя в таланты, до хрипа споришь, но из «ниоткуда» уйдёшь в «нигде».
Покуда не заперт ларец Пандоры – довлеет вселенский армагеддец.
Cоломкой смешно устилать Голгофу, при этом старательно Бога зля, –
«Не в громе космической катастрофы» сотрёт человека с лица Земля.
Гораздо страшней пофигизм и сытость, хоть лень и толкает вперёд прогресс,
Вопрос с деградацией здесь открытый: смягченье мозгов и болезнь телес.
«Авось пронесёт» – как наркотик в вену, наивная вера в обман судьбы,
И, разум распяв на кресте сомнений, себя погружаешь в уютный быт.
Аморфно сознание, хоть ты тресни! Подумать о будущем – тяжкий труд.
Мычание вряд ли сойдёт за песню, не факт, что в финале и отпоют.
Прогнозы дальнейшего дать несложно, от горьких последствий теперь икай –
Поскольку почти до червя низложен, при этом ловя примитивный кайф.
Мозги превратились в желе – не гуще, напрячь их сильней – это вызвать боль.
Какого просвета ты ждёшь в грядущем, когда запатован самой судьбой?
Плевать в потолок – это очень круто, поскольку хронически сыт и пьян.
Взывая к сознанию: «Et tu, Brutе?», седалище плющишь о свой диван…

Комментарии:
И тема раскрыта, и почти в каждой строке какая-та находка: «Cоломкой смешно устилать Голгофу, при этом старательно Бога зля», «Аморфно сознание, хоть ты тресни! Подумать о будущем – тяжкий труд. Мычание вряд ли сойдёт за песню, не факт, что в финале и отпоют»; «Плевать в потолок – это очень круто, поскольку хронически сыт и пьян» Отличные стихи!

=== === === === ===

Произведение: 8-2. Елена Севрюгина 3. Максофраевское

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

«Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается, (…), история человечества…»
(Братья Стругацкие)

«…Все мои желания рано или поздно сбываются, так уж я устроен. Поэтому много лет спустя Городу, о котором я…уже понемногу начал забывать, пришлось сбыться – ровно настолько, чтобы я смог сюда прийти…» (Макс Фрай)

Снова грезятся мне старый парк, водоём,
Лабиринты дворцовых оград…
Этот город умеет стоять на своём
И, наверное, в чём-то он прав.

Проливаясь на сердце фантомным дождём,
Пробуждая сознанье творца,
Хочет город, который ещё не рождён,
Быть придуманным мной до конца.

Я ему говорю, что настанет  пора –
И под взором пытливых планет
Он, как призрачный маг из цветного шатра,
Неожиданно выйдет на свет.

И его повсеместно начнут узнавать
И читать на ладонях земли,
Но пока я не знаю, как город назвать,
Чтобы он обозначил свой лик…

Не мистический Рим, и не знойный Багдад –
Все слова абсолютно не те!
Я, наверное, смог бы назвать его «Ад»,
Сделать центром безумных страстей,

Но тогда неизбежно начнётся война
И появится город-тюрьма,
Где в плену бесконечного, страшного сна
Люди медленно сходят с ума…

Лучше я не рождённое мной волшебство
Пронесу по пурпурной реке
И в зелёной долине укрою его,
От назойливых глаз вдалеке.

Будет мирно стоять у речной полосы
Город-Рай – то ли явь, то ли сон –
Каждый будет в нём счастлив, доволен и сыт,
И в иные миры унесён…

Но боюсь, что географ его не найдёт,
А историк о нём промолчит,
И волна поколений, идущих вперёд,
От него потеряет ключи.

Чтобы замысел мой не ушёл в миражи
И остался в солидных томах,
Назову его просто и коротко – «Жизнь».
Принимайте работу!

Сэр Макс

Комментарии:
Сами по себе стихи хороши - отражают дух и мир Макс Фрай, но каким образом они раскрывают заданную цитату? Стихи - сами по себе, фраза из Стругацких - сама по себе.
=== === === === ===

Произведение: 8-3. Галина Пиастро. Вперёд в прошлое

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

– Постой, не уплывай, морской конёк. Давай с тобой вдвоём сыграем в салки.
 Потом вольёмся в хоровод русалок, сплетя из ламинарии венок.

Не бойся ската: он совсем ручной. Махнём-ка в  фиолетовую бухту!
Каких там только нет морепродуктов: вмиг полон рот креветок и рачков.

Всегда для трапез наших рыба fresh. Здесь тишь и мир: чтоб жить, не нужно битвы.
Как в Сибарисе, все мы – сибариты: не жизнь, а рай – плыви себе, да ешь.

Ну, неужели бабушка права: земля там, наверху, там наши корни,
Где жили мы, и вы, коньки, нет – кони, а на лугах росли цветы… трава…

Смотри, не затеряйся между глыб. От дедушки я слышала легенду:
Потоки их – светящиеся ленты – летели вниз из нависавшей мглы. 

Потом – не знаю, кто был тот злодей, что выпустил из клетки злобный атом.
И наступила вечная зима там. А  море приняло – вновь в колыбель – людей.

В подводном царстве нам и стол, и дом – прилив с отливом подарили гроты.
За нас природа делает работу – не утомив ни мыслью, ни трудом.

Совсем безлюдно стало средь глубин. Всё резче спад народонаселенья:
Кто утопает в сытости и лени, тому всегда помехой плод любви.

С блаженством рядом шествует тоска,  хотя нас развлекают Нереиды.
Купаясь в роскоши, скорей плывёшь к Аиду. Прощанье близится, конёк и  скат.
-----
Глаза сверкнули световым пучком – слеза скатилась, правдой или шуткой.
…И поплыла, вся в блёстках из чешуек, прикрыв лицо рукою-плавничком.

Комментарии:
Хороший поэтический язык, правильная речь. Интересный поворот темы - безделье и сибаритство, наступили  уже после катастрофы на Земле, в «счастливом» подводном царстве: «С блаженством рядом шествует тоска,  хотя нас развлекают Нереиды. Купаясь в роскоши, скорей плывёшь к Аиду». Стихи с фантазией, с авторской мыслью, хотя и чуть-чуть многословны, с учетом того, что весь  текст построен как  речь рыбы в диалоге с морским коньком. Отличная фраза: «Кто утопает в сытости и лени, тому всегда помехой плод любви».

=== === === === ===

Произведение: 8-4. Инга Сташевска. Бегство

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Вокруг всё было — помнишь? — белым-бело,
Ни звука, ни воздуха, мертвая тишина.
Потом расскажут — так, мол, всё началось,
Придумают место, название, имена,
Это всё — потом. А сейчас, до начала дней,
Ищу твою руку в тяжелой молочной мгле,
И вдруг начинает что-то в груди звенеть,
Ломаются стены, и нас окружает лес.
Как ярок на дереве каждый тугой листок!
Твоя улыбка — сразу же день теплей!
И дело было, любимый, не только в том,
Что был ты одним-единственным на земле...

Зерно росло. Наливалась грудь молоком,
А в небе месяц — в лодке из серебра
Какое простое счастье — прильнуть щекой
К плечу твоему, любимый, по вечерам
Как за окном потрескивает мороз!
Потом — над телом первенца зверем выть...
Именно так — ты помнишь? — всё началось —
Простая наука — быть на земле живым.

Ах, как вода у берега голубА!
(кто говорил — прекрасен Эдемский сад?!)
Господи, разве мало тебе забав?
Не возвращай их в мертвые небеса...

Комментарии:
Неожиданное и оригинальное раскрытие темы, прекрасное исполнение (звучание, речь), умная и нестандартная концовка. Отличные стихи.

=== === === === ===
Произведение: 8-5.  Васильева Инна. Р.S. или Сенека знает

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Сердце моё - Вселенная. Дух….  Душа….
Кружатся дни…. Водой утекают годы….
Нам ли судьбу истории здесь решать,
не постигая сути своей природы?
.....................................................

Загвоздка не в конце. Проблема в людях,
что веруя, не верят, бьют и судят
себе подобных. Не сочтя смертей,
рожают новых - на убой - людей.
Играют жизнь. Хорошую. Плохую.
Поют псалмы.
В запёкшихся губах
ворочают исправно - «аллилуйя»,
одновременно посылая….
Ах,
как прав известный киник из Синопа*, -
чем больше мор свирепствует и страх,
тем ярче цвет искусства!
Суть – синкопа.
Все козыри у смерти на руках.
Но так ли нужен миру яркий цвет,
коль удобреньем послужили кости?
Что ж... -  завершится суета сует,
и человек закончится? Да, бросьте!
Как будут жить спасённые в веках?
Не всякому покой и сытость  –  крах.

Ад на земле. Кто будет с этим спорить?
И войны правят миром испокон.
Давно душа живая признак горя,
и перейдён безумья Рубикон.
Я возвращусь к философу опять -
взять фонари и всем идти искать
то, что осталось нам от Человека.
И в голову приходит лишь одно, -
мир на две трети (более?) калека.
История закончилась давно.

Причину знает разве что Сенека.**
________________________________

*Диоген
**трактат «О счастливой жизни»

Комментарии:
Философские стихи хорошо образованного автора. «Чем больше мор свирепствует и страх, тем ярче цвет искусства!... Но так ли нужен миру яркий цвет, коль удобреньем послужили кости?» Автор скорее спорит с темой конкурса, чем развивает ее: «Не всякому покой и сытость  –  крах. Ад на земле. Кто будет с этим спорить?» Для автора  «мир на две трети (более?) калека. История закончилась давно». Грустновато...
Понравилось вступление к стихам, жаль только, что оно решено в другой ритмике, поэтому к концу прочтения всех стихов забывается читателем. А ведь именно там - главная идея стихотворения: «Нам ли судьбу истории здесь решать, не постигая сути своей природы?»

=== === === === ===

Произведение: 8-6. Лионель Садорро. Утренний монолог

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Скоро восемь. Проснись. В самый раз, ничего не рано.
Эти бабочки весят как сто килотонн урана.
Щас рванёт – и сорвёт мне всю башню. И будет грустно.
Я обязан направить энергию в чьё-то русло.

Ну, спросонок – ещё не принцесса. Не будь капризной.
Я – пожар, из которого вынесут много жизней,
Много крошечных жизней, спасённых тобой и мною –
Так Великий Потоп дал возможность плодиться Ною.

Темп, напор, ураган, сумасшествие – я страхую.
Человечеству надобен плотник в страду лихую.
На кресте ли, на вёслах – но в чисто библейском стиле
Долг священный мужской. То есть – «плотник при чём»? Мы ж пилим.

Наши меганожовки заточены по науке.
Сколько брёвен и досок прошло через наши руки!
Губят мир тишина и бездействие – мы спасаем.
Созидатели в поте лица, окрыляем раем.

Бесконечность поёт нашим голосом «Аллилуйя»…
…А кого я тут целое утро люблю, целую
До второго пришествия? Всё? Ты готова к бою?
Нам нельзя отступить – мир погибнет без нас с тобою.

Комментарии:
В духе жанра  интеллектуальной фантастики. Интереснейший сюжет - и с иронией и с грустным размышлением о мире и человеке. «Губят мир тишина и бездействие – мы спасаем. Созидатели в поте лица, окрыляем раем»!!!. И еще: «Человечеству надобен плотник в страду лихую» и «Я обязан направить энергию в чьё-то русло». Умные и интересные стихи.

=== === === === ===

Произведение: 8-7. Таня Арсак. У Числобога кончился песок

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

У Числобога кончился песок
И на Стожаре место для зарубок.
В болотный воздух с бритвенных осок
Сочится память, медленно и грубо.
Большая ночь. Созвездия Лосей
С застывших туч ощипывают холод.
Ни огонька. Пустынное шоссе.
Бездомный дождь идёт в безлюдный город.

Я помню день, обычный сонный день –
Висел покой над вырубленным лесом,
Плыла тоска, баюкая людей,
Влачилась лень в обнимочку с прогрессом,
Варился зной в тени пустых аллей,
Тянула звук расстроенная скрипка…
И в этой смертной скуке – на Земле
Устала жить последняя улыбка.

Комментарии:
Лаконично и языком поэзии. Все, что требуется по теме, сказано. «Бездомный дождь идёт в безлюдный город». «Я помню день, обычный сонный день –висел покой над вырубленным лесом, плыла тоска, баюкая людей, влачилась лень в обнимочку с прогрессом».

=== === === === ===

Произведение: 8-8. Анна Юннис. Дромомания

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Всех горемык, не нашедших нирванный смысл 
В дромомании, бескровности, наготе,
Кухонных монстров, лелеющих свой сервиз,
Паству диванную, шопинговый картель
Я призываю однажды ступить на путь
Пост-Магелланов, -Колумбов. Из  ойкумен
Вырваться, чистой земле разграфляя грудь –
В первопроходцах бродяжий гнездится ген.
В первопроходцах скитальческий  бьётся пульс
Стоптанных туфель, залатанных старых кед.
Горстка  включивших заветную кнопку «пуск»
Видела больше, чем выхоленный умвельт.
Прыгала выше невежественных голов,
Горы сменивших на мебельный гарнитур,
Крылья палатки – на скучный кирпичный лофт,
Жажду открытий – на купленный в спешке тур.
Вновь над столицей черничный гарцует смог,
Дизельный ветер в оконную дышит щель.
Люди, забывшие голос немых  дорог,
Люди, забывшие важность простых вещей,
Жизнь, погребённую в облаке цифровом,
Вы бы смогли прокричать на исходе дней:
Слава бродягам, покинувшим тёплый дом,
Слава безумцам, не сдавшимся тишине?!
_________
Дромомани;я (греч. мед. проф.) – непреодолимая страсть к бродяжничеству.

Комментарии:
Вместо «окружающий мир» - умвельт, вместо «охоты к перемене мест» - дромомани;я, вместо «торгового предприятия» - шопинговый картель, вместо  «чердачного помещения» - лофт, вместо «путешествия» - тур, вместо «чудовищ» - монстры...  - так можно слова всех языков мира вставлять  в поэзию, лишь бы они в  рифму ложились! Не любитель я обилия иностранных словечек даже в прозе, а уж в русскоязычной поэзии - тем более... А здесь их явный переизбыток. 
С идеей стихов не могу не согласиться и нельзя ее не приветствовать, хотя она и не совсем на тему цитаты из задания...

=== === === === ===

Произведение: 8-9. Rotilla. Астенический синдром

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Кафе, приватный стол, гардины.
Я не могу собрать твой облик воедино.
Такие ногти, что не сжать кулак.
Блестящий лак. И стразики вокруг.
Я скоро пристрелю твоих подруг
За их советы.

Тирамису, дорадо на углях и чай.
Ты так чудовищно глупа, что хочется кричать
От страха. По системе сплит
Мир вдребезги разбит. Стихает звон
Осколков дня, вмурованных в бетон –
Житейских кластеров.

Такси, пустая остановка, ночь.
Мне жаль тебя. И я бы рад помочь.
Но чем? Ты из другого теста.
Не вместе мы, а – вместо. Столь бедны
В попытках воплотиться наши сны
О вымученном счастье.

Рассвет, открытие метро, мой дом.
Извечный астенический синдром
Проглотит тишина квадратной пастью.
Мельканием напастей в новостях
Я усыплен, как пес. И к праху прах.
Туда мне и дорога...

Комментарии:
Стихи, написанные современным, насыщенным иностранными  аналогами русской речи языком, написаны они с сатирической издевкой, тем не менее  все равно их речь  - не поэтическая речь. К тому же, они не в тему задания: персонаж протестует против пошлости и безвкусицы (я хочу в это верить!) не мира вообще, а исключительно своей подруги и ее окружения, стихи вовсе не о том, что  «сытая и спокойная жизнь» сулит погибель миру...

=== === === === ===

Произведение: 8-10. Юрий Глухов. Кто придумал пулемет?

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Всё пройдёт – пройдут и люди, у природы свой расчет –
Нас когда-нибудь не будет, будет кто-нибудь еще.

Поздним солнышком согрето, человечество-старик
Сядет – сыто и одето, без истерик и хандры –

На скамейку в тихом парке. В желтизне пустых аллей
Нас ничто не отвлекает – нет влюбленных, нет детей,

Нет причины торопиться... Сонно смотрим на закат.
В памяти шуршат страницы: этот – сокол, этот – гад.

Расплываются детали: кто, зачем, куда, когда...
Пулемет придумал Сталин в предвоенные года.

Вёл фалангу Александра по пустыне Моисей.
Архимед и Леонардо перекрыли Енисей.

В космос Пушкина послали, он был с няней, не один.
"Молодцы!" – сказал им Сталин. И, конечно, посадил.

Было что-то и недавно: мини-юбки, брюки клёш,
Фильм какой-то очень славный... Или танец? – не поймешь.

И, вздохнув по-стариковски, провожая Солнца круг,
Вспомним: музыка... Чайковский... И обрадуемся вдруг.

Комментарии:
С фантазией написано, хотя и немного «частушечно», простейшей рифмовкой. «Поздним солнышком согрето, человечество-старик сядет – сыто и одето, без истерик и хандры на скамейку в тихом парке»... И далее - об этом же самом, только детальнее. Немного маловато для глубокого раскрытия темы, хотя  можно и так.
=== === === === ===

Произведение: 8-11.  Damira. Опыт обманчив

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

     «Жизнь коротка, путь искусства долог, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно». ( Гиппократ)

Поставить опыт — какая малость!
Сплетая жизни в клубок змеиный,
Создатель ахал: ему казалось,
Что только двух он слепил из глины.
Забавный мир был неплохо слажен,
Росли вулканы, мельчали реки,
Плодились главные персонажи,
Кричали дружно: «Мы — человеки!»
И тут же войнами шли по свету,
К земле стремились обетованной,
Создатель охал, писал заветы,
Кормил питомцев небесной манной.
И было счастье почти что полным,
А между млечными берегами
Кисельных пенок катились волны
К барханам сахарным под ногами.
Потом всё стихло в огромном мире:
Ни слез, ни свадеб, ни войн, ни плена -
Пустынный шар просто взял и вымер,
Оставив запах земли и тлена.

А тот, кто жизнь на Земле разрушил,
Решив, что опыт по сути - ересь,
В post mors* анамнез вписал, что души,
Привыкнув в сытости жить, заелись...

*post mors – посмертный

Комментарии:
Очень понравилась идея стихов, фабула: мир закончился не от сытости, а по дурному умыслу самих сотворенных: «Кричали дружно: «Мы — человеки!» И тут же войнами шли по свету, к земле стремились обетованной»... Понравился язык стихов, простой (без украшательств), но точный и выразительный: «А между млечными берегами кисельных пенок катились волны к барханам сахарным под ногами».

=== === === === ===

Произведение: 8-12. Ольга Шенфельд. Лекция

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Говорил,  что в движении смысл бытия,
Что  дорога важнее, чем дом и семья,
Что познанье – эдемский надкушенный плод
Достается тому, кто стремится вперед  –
Через пламя и дым, через горечь и боль,
Создавая, круша, недоволен собой,
Ведь довольство бездарно всегда и везде.
Лишь борьба обезьян превращает в людей,
Разобщенное племя – в великий народ.
Вся история мира – движенье вперед!

За окном перепрыгивал ветер дома.
Человечество снова сходило с ума,
Чтоб на миг устыдиться и взяться за ум,
И опять – по грязи, по крови, наобум,
Создавая, круша, задыхаясь в петле...
Мне мечталось –  а вдруг, через тысячу лет,
Подбирая эдемский надкушенный плод,
Мой потомок в учебнике школьном прочтет:

«Человечество может спокойно стареть.
Интересна  лишь первая  яркая треть
Двадцать первого века. Потом тишина,
Жизнь лениво течет, никому не страшна,
Ни злодейства, ни подвига. Только покой.
Что историку делать с эпохой такой?»

Комментарии:
Замечательные стихи! Умные, яркие, философские!!! «Ведь довольство бездарно всегда и везде. Лишь борьба обезьян превращает в людей, разобщенное племя – в великий народ. Вся история мира – движенье вперед!» или это: «Человечество снова сходило с ума, чтоб на миг устыдиться и взяться за ум, и опять – по грязи, по крови, наобум, создавая, круша, задыхаясь в петле...»   Сколько же у нас талантливых, умных  поэтов среди участников конкурса - не перестаю восхищаться их творениями!

=== === === === ===

Произведение: 8-13. Алекскей Потапов. Метаболическое, сытое

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Лень ненавидеть (и это не страшно) паяцев
Телеэкранных – на пульте есть красная кнопка.
Страшно, когда лень любить, много больше – бояться.
Серое солнце из мглы выбирается робко
И освещает двух пыльных и грустных Эрнестов -
Хэма без рамки и драный плакат Че Гевары,
Выбросить их бы, но лень. И поставить бы вместо
Чудо бухарское, старого друга подарок,

Лень поминать его… Водка, да жирное мясо,
Лень говорить: в никуда, ни о чём… неумело. 
Страшно становится, но ненадолго, бояться
Лень. Выходить из последнего мира, пределов
Чёрной квартиры, безумная лень. И кошмары.
Вряд ли поможет снующий вдали астероид,
Лень верить слухам планктонных святых – «Божья кара!»
Ночь, тишина, и тоска… умножаются втрое.

Кончились войны за хлеб. За мечты и свободы
Кончатся скоро, готовится серая раса.
Сытая лень растекается в кровопроводах,
Мозг умирает. Без драки гниёт биомасса.
Лень даже пить, но случается в редкую стёжку,
Чтобы сменить тусклой яростью приступы смеха.
Лень отвечать приручённому – из дому кошку
Гонишь. И лень расслабляется в жирных доспехах.

Комментарии:
Смеюсь, хотя, в общем-то - к этому мы и идем... Здорово написано. Интересно, по- своему решена тема. «Кончились войны за хлеб. За мечты и свободы кончатся скоро», «Сытая лень растекается в кровопроводах, мозг умирает. Без драки гниёт биомасса. Лень даже пить».  Словом, примеры лени чем ближе к финалу стихов, тем все  ярче и безобразнее: «Лень отвечать приручённому – из дому кошку гонишь...» Конец мира  описан очень убедительно.

=== === === === ===

Произведение: 8-14. Светлана Пешкова. Другая война

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Ну, кто придумал, что мы умрём
в глобальном ядерном катаклизме?
Землянин сделал себя царём
зверей, природы, Вселенной, жизни.
В любых условиях плодовит,
способен выдержать ряд мутаций,
живуч, разумен. Хоть был подвид –
к духовной битве призвать пытался.
Никто не понял нелепый бунт,
и всё решилось само собою.
Ведь если не с кем вести борьбу,
тогда абсурдна идея боя.
И если нет под окном войны,
то мы плюём на чужие войны.
В своих поступках мы все вольны,
но каждый хочет прожить спокойно.
Мы стали жёстче, глупей, хитрей,
циничней в поисках благ и выгод.
Не выбить нам из себя царей,
и рабский дух из себя не выгнать.
А если, правда, нагрянет враг,
на землю нашу построив планы,
он купит нас за один пятак,
за пару крошек небесной манны.
Цари оценят себя вдвойне.
Рабы не выйдут на подвиг ратный…

Мы все умрём на другой войне –
бескровной, сытой и толерантной.

Комментарии:
Тема решена категорично и однозначно - «мы все умрём на другой войне – бескровной, сытой и толерантной». И стихи это убедительно доказывают: «И если нет под окном войны, то мы плюём на чужие войны. В своих поступках мы все вольны,  но каждый хочет прожить спокойно» !!! Замечательные фразы-находки: «Не выбить нам из себя царей, и рабский дух из себя не выгнать.... Цари оценят себя вдвойне. Рабы не выйдут на подвиг ратный…». Умные стихи, хотя и горькие.
=== === === === ===

Произведение: 8-15. Руслан Романчук. На окраине Дакки

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

За что мы теперь воюем, любовь моя?
За то, чтоб, как прежде, смеяться, гореть и плакать?
И спать, словно камни, богам из камней помолясь:
Спасибо, что выжили мы на окраине Дакки,
Что день пережит, что не съели детей собаки.
Зачем мы теперь воюем, любовь моя?
От ядерных шахмат опять трепетать планете?
А что попадётся ­ противень или вертел?
Каким светляком
глупых детей манят?
Какие трясины покажет болотный космос?
Слабое небо прикроет в который раз…
Ныне возрадуйся: больше не будет вопросов,
В дырах озоновых больше не будет глаз.
Тогда не захочется видеть тебя под вечер:
Уютная осень, лето, весна, зима...
В такой тишине
Заводится только Маркс.
Падает пыль на отсутствие противоречий,
Замирает кораблик ума.
Это притом, что горит огромный маяк
Жизни, в которой сбывается только счастье.
Так магелланы сольют в “облака” моря,
Солнце исчезнет и отблески догорят.
Так в облаках маяки погаснут.

Что же, история более ­ не спираль?
Слать в хрестоматию
самый последний снимок?
...Плохо прогрессу, что некого распинать,
Хуже лишь то, что, если распнут ­ не снимут.
Ибо забыли, зачем… И что им делать потом?
С человеком. Людьми. Крестом.
На окраине Дакки, где расцветал маяк
Тысячелепестковый, любовь моя.

Комментарии:
Астрофические стихи, где вид рифмовки меняется. Нет той ясности мысли и подачи содержания как в предыдущих стихах: автор свое внимание перенес с содержания на нестандартность формы. Поэтично, но...

=== === === === ===

Произведение: 8-16. Ирина Корнетова. Мирное время

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

     «Самое страшное в мире - это быть успокоенным»  ( М.Кульчицкий)

В тягучем сиропе покоя застыл наш дом –  надежная крепость  в плену беспечальных дней. Нам было удобно рожать и рождаться в нем, нам было комфортно расти и растить детей. И кто-то пил пиво, а кто-то решал дела,  а кто-то смотрел телевизор, жуя лангет… В балконных вазонах курчавилась трын-трава, и был обустроено-чистым и белым свет.

А где-то за краем вселенной жила война, тяжелые бомбы летели в цветущий сад. Пьянея от крови, сходила с ума страна,  и радостно целился  в спину «небрата» брат. Но «где-то» – волшебное слово для тех, кто спит, ведь им не болит, не колет, не режет, не…

Парнишка из пятой квартиры опять чудит, вчера разрыдался: «там дети горят в огне!» А после куда-то уехал, сказал –  «помочь», как будто без нас не решится больной вопрос. А в пятой квартире остались жена и дочь…

А там ведь стреляют не в воздух – в людей, всерьёз…

А где-то за краем вселенной вставали в строй обычные люди из самых обычных стран. Отважные люди, сменявшие свой покой на честь защищать детей и страдать от ран.

Насупив карнизы, сурово глядит наш дом: уходят мужчины, как прежде – уходят в бой.

Потом  дорешаем , и пиво допьем – потом… 

Эй, парень из пятой квартиры! И я с тобой.

Комментарии:
Серьезные стихи, достойная тема, достойное ее исполнение. Конкурсное задание не сведено к философским размышлениям и интеллектуальной фантастике - все конкретно, по взрослому, глубоко: «Отважные люди, сменявшие свой покой на честь защищать детей и страдать от ран». Пока такие люди есть, мир не погибнет.
=== === === === ===

Произведение: 8-17. Ellana. Обращение

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

                «А, так ты...» — «Я без души
                Лето целое всё пела».       ( И.А. Крылов)

Впору твоей рукой стрекозиные лепестки
обрывать - ни летать, ни гадать на них не осталось пользы.
Откуда вперёд ни глянешь - зимы всегда близки,
и крепнет соблазн, чтобы ближе был кто-то, рожденный ползать,
при лучшем раскладе - рыскать по снегу. Завидев крыло,
он будет его пожирать зеленеющим гадким взглядом.
Страшнее одно: как бы выход и вовсе не замело;
я помню, как солнце весной пригрело, приврало складно,
что ахи да вздохи, сорвав заодно с головой, легко
обращать в почти осязаемый, к небу кидающий воздух, -
знай пой, шелести с травинками, вейся среди вершков.
Пока не цветут следы чьих-то лап в первом инее возле
порога. А после - самой придётся поставить след,
унылую подпись: "Согласна", - на этот презренный способ
движения по земле.

Уши и крылья вянут в обиде без тесноты
по логовам, спальням, норам живучей чужой породы,
где стены одним теплом напомнить спешат: остыв,
могла б без души лежать, смерзаясь в комок подлёдный,
однако живёшь - молчала бы в тряпку, вернее, в ткань
живую, трескучую - сквозь крыло в неземную пропасть
смотри, с напевами снега имя в себя впускай.
О лучшем из мастеров опровергнуть любую лёгкость
доносит метель - о тебе. В помрачающие часы
облака постепенно редеют, рдеют на радость вещим
злословцам, сулящим: "Покойны будьте". Но я застыть
готова не раньше, чем тень твою уложу меж трещин,
дрожащих поджилок гиблого последнего лепестка.
У зимы друг друга отняв по плечи, мы поймём: не легче.
Но живая в руке рука.

Комментарии:
«Офигенно» красиво, но смысл строк теряется, приходится возвращаться вверх, вникать в содержимое словесных изысков и рубленых строк с переносами продолжения предложения, разорванного в самых неподходящих местах. Модная современная техника - но она не для мысли, она - красоты и славы ради...
Возможно, я что-то упустила, не дотягиваю до мастерства автора, возможно, я не права... Не впечатлили меня стихи. О чем они?
=== === === === ===

Произведение: 8-18. Александр Пономарев. Всадники Апокалипсиса

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Когда-нибудь наполнит наш театр
Хор ангелов финальным песнопением.
Ещё не вечер, но бытует мнение,
Что всадники - они уже летят.

Их четверо. Летят во весь опор!
Война и смерть, и голод, и... секундочку...
Чуть не попался только что на удочку.
Состав четвёрки - спорный до сих пор.

Кто впереди, на белом скакуне?
Завоеватель.  Будут возражения?
(Чума, болезни?) Толику терпения!
Не в этом суть, открывшаяся мне.

По-прежнему ли четверо лихих
Наездников? На первый взгляд – поболее.
Весьма прелюбопытная история.
Давно ли пересчитывали их?

Нет, не каре. Оставим сей трюизм.
Примкнули по пути, включившись в миссию,
Три новобранца. (Чувствую  коллизию.)   
Один из них  - Вселенский катаклизм.

А следом -  Атом. Мирный? Как сказать!
Зловещей термоядерной улыбкою
Лучится. Чёрт возьми! Насколько зыбкая
И хрупкая земная благодать.

И замыкает этот дикий гон
Ещё один, чьё имя - Пресыщение.
Приблизить апокалипсис не менее,
А более других способен он.

Ленивой, сыто-пьяной скуки жрец,
Размеренной расслабленности, лени и
Служитель главный в храме потребления,
Где тишь да гладь, покой... стабилизец.
= = = = =
Четыре всадника Апокалипсиса — термин, описывающий четырёх персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова… Учёные до сих пор расходятся во мнениях, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь), Война, Голод и Смерть (Мор).

Комментарии:
Можно и так решить тему - почти в лоб. Информативно. К технике нет вопросов, но зато поэтического слова я не услышала. Нет, я все-таки, редкостная зануда....