МП2. Нахамила не тому, кому следует. Разбор стихов

Творческая Мастерская Алкоры
Предваряющая статья - http://www.stihi.ru/2016/04/14/4334

Статья написана по материалам пакета конкурсных произведений Второго межпортального поэтического конкурса, 3-й тур, проходившего на портале ЛитСеть, анонс состязания: http://litset.ru/publ/60-1-0-23295

Для каждого произведения указаны соответственно: номер участника в туре, название произведения, ник автора, название литературного портала

Конкурсное задание 7:
Стихотворение, соответствующее цитате из книги М. Булгакова «Театральный роман» - "Из-за вас я нахамила не тому, кому следует!"


Произведение: 7-1. НБС. Эпоха на букву Ха

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Мы все хамили понемногу кому-нибудь и где-нибудь,
Идя с эпохой хамской в ногу сквозь спеси взвесь и мата муть.
И новый блин лепила комом у прежней кассы хамов рать,
Единым принципом влекома - прийти, увидеть и урвать.

Но цель, оправдывая средства, была понятна и ясна.
И мы привыкли к людоедству – живьем, без отдыха и сна.
На трассе рваческого кросса орали громкое «Виват!»,
Хоть лезли в голову вопросы: Что делать? Кто тут виноват?..

От них сносило напрочь крышу, как будто в сильный ураган,
Но мы, любых сомнений выше, искали внешнего врага.
Мол, мы не мы, а хата с краю, короче – мы тут ни при чем.
А если кто-то укоряет, пусть первый бросит кирпичом.

Потертым ластиком в пенале хирела русская душа,
А мы на зеркало пеняли, на счастье лик ему круша.
И все путем - пилось и пелось свободным гражданам страны,
Хоть каждый был, по сути дела, привычек хамских крепостным.

И я хамил со всеми вместе, пенсне поправив на носу,
Поскольку понял, что из чести уже не сваришь даже суп.
И от забора до обеда, ввиду того, что свет немил,
Хамил отчаянно соседу, а тот в отместку мне хамил.

Когда ж бескрайние просторы вселяли крайнюю тоску
И гнали в шею сон, который и так по жизни потаскун,
Я, дав размякшим чувствам волю, топил условную Муму
В потоке слез и алкоголя, хамя фатально не тому.

Комментарии:
Много перепевов чужих цитат («Мы все хамили понемногу кому-нибудь и где-нибудь»),  раздражает обобщающее «мы», только  к концу произведения перешедшее в «и я хамил». Автор может быть сто раз оправдан  в выражении своего  мнения о том, что «хамили все», но когда уверенно рифмуется обобщающее презрение ко всем и ко всему, потому что  персонаж  «понял, что из чести уже не сваришь даже суп», то  это только его мнение, но не тема для поэзии. Тема конкурсного задания выполнена, но поэзии не получилось. Получилась речёвка.

=== === === === ===

Произведение: 7-2. Натали Бугаре. Я третий день уже люблю Россию...

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Я третий день уже люблю Россию –
вчера завербовал меня Исаев.
Инструкции шпионские листаю,
и переходит сердце на аллюр.

А завтра лицедействую впервые –
задание от "Центра" подоспело.
На Фридрихштрассе, восемь будет дело.
(За что, mein Gott, я Штирлица люблю?)

Увлечь, отвлечь на час – прикажут тоже!
Представьте – искушённый мною Борман!
Смеялась так, что даже голос сорван.
Мне нужно инсценировать скандал!

Итак, сейчас детали подытожу –
на Вильгельмштрассе, двадцать ровно в восемь
визжу, что он меня с ребенком бросил
и даже марки ломаной не дал.

Пока мой Штирлиц сейфом озабочен,
Я Мюллеру грублю, машу руками –
пускай ночами будоражит память.
Потеха будет сердцу и уму.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Радистка Кэт ключом стучала ночью:
"У Мюллера инфаркт, Исаев пьяный.
Орёт, что Борман прячется под ванной.
А Габи нахамила не тому."

Комментарии:
Чувства юмора, если оно у человека есть, не пропьёшь. ))) Стихи иронического жанра получились яркими, хотя больше для капустника, чем для конкурсной высокой поэзии. Тем не менее, заданию соответствует. Заинтересовала рифмовка строф: насколько я поняла, задумано как восьмистрочная строфа АББсАДДс, правда в самой первой строфе есть весьма приблизительная  рифма, (Россию-впервые),  которая сбивает с толку. 
=== === === === ===

Произведение: 7-3. Яснова Лана. Отповедь (стихотворение-шутка)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Я до сна хожу одичалая:
Вы ушли с какою-то  Ирою…
Из-за Вас другому кричала я,
чтобы он меня не нервировал.
Я хамила… Впрочем, без разницы:
будет день и пища – отмолимся…
А любовь моя – несуразицей:
не растёт картошка на полюсе.
Позвоню – проверю наитие:
нет ответа, значит, ответили.
А назавтра в сумрачном Питере
много солнца прочило метео…
И зачем я так реагирую?
Позвонит ли снова? Отважится?
Вы ушли с какою-то Ирою –
говорят… Я слышала… Кажется…

Комментарии:
Довольно точно передан типично женский ход мыслей и сумбур  чувств - яркая зарисовка. «Я хамила… Впрочем, без разницы: будет день и пища -отмолимся…» и «Позвоню – проверю наитие: нет ответа, значит, ответили». Автор  в теме! )))

=== === === === ===

Произведение: 7-4. Юрий Борисов. Про хама

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Я не хам, вот вам крест, но бывает вполне,
Вне зависимости от погоды,
С головой накрывают, подобно волне,
Эти черные хамские воды.

А потом я стыжусь и молюсь образам
За свое неуместное хамство,
Но с другой стороны, никому не отдам
Право с братом своим поквитаться.

Я работал в палатке, где лук и свекла,
И была там одна продавщица…
Мы на совесть свои выполняли дела,
Овощами кормили столицу.

Продавщица – лосины и синий халат -
Мне с любовью читала поэмы,
У нее был такой стихотворный талант,
Что из лука росли хризантемы.

В перерыве я дверь закрывал и сажал
Продавщицу читать на прилавок,
Ну а сам от восторга пылал и дрожал
Где-то там, под поверхностью плавок.

Но однажды, когда я дарил ей цветы,
Постучали в закрытые двери.
Я такое сказал, что вломились менты
И начальник управы Аверин.

Шла большая проверка торговых узлов,
И не тем нахамил я ребятам.
Я лежал перед ней, весь в крови и без слов,
Под брезентом отборного мата.

И с тех пор - никаких между нами стихов,
Я хамлю только тем, кому надо.
И на мне много меньше отныне грехов,
Чем по плану их нужно для ада.

Комментарии:
Смеялась до слез! )))) И что тут еще добавить -  «захохатали» стихи судью, довели до помешательства - остается  только хвалить!  Даже небольшой ритмический распад в «Я хамлю только тем, кОму надо» и слабую рифму «хамство-поквитаться» - предпочту не заметить! Спасибо автору за то, что имеет «такой стихотворный талант, что из лука рас(тут) хризантемы» ))) !!!. Убедительное раскрытие темы.

=== === === === ===

Произведение: 7-5. А.К. Доктор. Квартирный вопрос

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

        обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… (  Михаил Булгаков)

Белой позёмкой обмотаны улицы.
Раненый март не вернётся домой.
Что там в любви, говоришь, практикуется?
Слёзы и сопли? Фагот и гобой?
Одурью помыслов трубы начищены,
Утром пылали, и к ночи – опять.
Что Патриаршие, что мне Пречистенка,
Если его я хочу целовать?
Тёмно-апрельская, многоэтажная,
Мягкими знаками душит весна:
Скомканным небом,
Рубашкой наглаженной.
Он – чей-то муж.
Я – кому-то жена.

Будь ты окончена, опись не нажитых
Лет одиночества!
Вынесут дичь...
Я нахамлю ему замертво.
Заживо.
Я здесь проездом.
И он не москвич.

Комментарии:
Начало понравилось, а последняя строфа смутила: то ли не понимаю, что именно хочет сказать автор, то ли все дело в неверном употреблении наречий «замертво, заживо» в контексте с «я нахамлю ему». Ощущение незавершенности  стихотворения,  непонятность с «описью не нажитых лет одиночества»...

=== === === === ===

Произведение: 7-6. Впленуиллюзий. Всякое случается

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

С утра всё, как обычно шло:
Будильник, ванна, бутерброды,
Соседский кот, шипящий зло
На местных пьяниц сумасбродных.
Понурый светофор – слепой:
Вчера мальчишки постарались,
Машины в ряд цветной тесьмой
В ожившем затемно квартале.
Привычный и бодрящий шум –
Спешит народ сплошным потоком...
За поручень держась, вишу.
Вдруг, слышу - грязные намёки!
Какой-то сумасшедший бред
Змеёй вползает прямо в ухо.
Взглянула - рядом тощий дед
С улыбкой смотрит...
- Со старухой
Резвись, здесь нет твоих подруг! -
Старик растеряно моргает,
В глазах застыл немой испуг...
- Сейчас, пошляк, узнаешь «заю»!
- Извольте прекратить базар,
Следите, дама, за словами.
Для пошлостей я слишком стар,
Знакомы разве мы? Едва ли!
В автобусе народ притих,
Внимает, молча, грубым фразам.
Раздался рядом чей-то чих,
Затем ещё раз: «Вот зараза!»
Отвлёк сей звук - иссяк фонтан
Речей обидных, повернулась:
Молоденький смешной курсант,
Краснея, пятится... И пулей
К дверям нырнул, исчез в толпе,
Затем... – ненужные детали.
Развязки не найти глупей -
В копилку опыт, жаль печальный.
Автобус закрывает дверь...
Стирает время след ошибки...
Не вижу старика теперь,
Но помню до сих пор улыбку.

Комментарии:
Стихи написаны по теме - четкий, связный сюжет. Рифмованный рассказ в стихах языком прозы, написанный повседневной речью: ни поэтического слога, ни яркой иронии - одно только повествование, и в этом - слабость стихов.

=== === === === ===

Произведение: 7-7. Татьяна Жилинская. Менуэтное хамство

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Это – ноты для интриги, экспозиция – нелестна!
Фейерверк слепых эмоций устремляется в рассвет.
За спиной зажата фига, взгляд – нахально неуместный,
Каждой клеточкой неймётся отступить, порывам – нет!
Но увы – не отступила…
Нахамила, отыгралась,
На своё вернулась место – в незаконченный буклет.
В нем название «немилость» чуть заметно надорвалось
Звуком «си», в нелепом жесте завершая пируэт.

Это – ноты разработки! Не звучат аплодисменты,
Поздравления с победой и восторги «ах – смелА!»
Задрожали папильотки, шепоток – по оппонентам:
– Стыд неведом, страх неведом, раз такое наплела…
Наш буклет был сочен, точен в театральности заката,
В музыкальности момента, в репетиции рывка.
А теперь он – разворочен, в нем надрыв – в четыре такта
С безрассудным элементом, непригодным для звонка…

Это – ноты для репризы! Кульминация – в пролёте.
В ней заламывают руки, обо всех, кому не лень.
Зависть, слёзы и капризы в удивительном почёте
Доминантно правят звуком, нарываясь на мигрень.
Извиниться просят сводни…
Это ноты – для финала.
Фига спрятана в кармане, после коды – сложный ритм.
– Сожалею, что сегодня … я хамила очень мало!
Завтра выскажу без брани, всё, о чем душа болит.

Комментарии:
Для понимания несколько сложно - мысль кружится и дробится, не становясь ясней, но зато имеем красивый поэтический слог и единую (музыкальную) систему образов и метафор: «Наш буклет был сочен, точен в театральности заката, в музыкальности момента, в репетиции рывка. А теперь он – разворочен, в нем надрыв – в четыре такта с безрассудным элементом, непригодным для звонка…»

=== === === === ===

Произведение: 7-8. Лана Сноу. Не друг характер

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Говорят, что нет градаций у доверия,
Что улыбка – ключ к решению проблем.
Но, скорей всего, не те открыла двери я,
Ключевых для спора не нашла «морфем».

Так случилось, что в угоду обстоятельствам,
У того просить пришлось мне, кто сильней,
Кто в друзьях у мэра и такой влиятельный,
Что роднёй своей считает королей.

…Он сидел – насквозь лощёный и значительный! –
В красном кресле с Erich Krause в руке
И высматривал стеклом увеличительным
Вертикали слов кроссворда на листке.

Исподлобья глянул, как бы констатируя:
«Вот ещё одна мадам просить пришла!»
Напряглась. Так непривычно имитировать
Макароны, что откинуты в дуршлаг. 

Слово за слово и чувствую – вскипаю я!
Не спасает ни улыбка, ни прононс.
Был ли смысл мне оставаться милой паинькой,
Если босс непробиваем, точно слон?

Сорвалась, конечно. Разом всё, что думаю,
Что копилось день за днём и жгло нутро,
Я – в лицо ему. В ответ заумной дурою
Обозвал и счёл исчерпанным вопрос.

Хлопнув дверью, я спускалась вниз по лестнице,
От бессилия сжимая кулаки.
Что в итоге: застрелиться ли, повеситься?
Не дождётесь! Не с руки взводить курки.

Ну, характер мой, довольны подопечною?
Никудышный вы суфлёр в мирском окне…

Как же трудно быть терпимой и трепещущей
С теми, кто себя считает на коне!

Комментарии:
И опять имеем информативный, зарифмованный правильным образом рассказ с сюжетом или статью,  или заметку в газету, а вот для поэтического произведения мне здесь чего-то не хватает... Поэтических изюминок речи, тонкой иронии...

=== === === === ===

Произведение: 7-9. Ольга Хворост. Алаверды Хоттабыча

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Вчера ты так меня расстроил, милый,
Когда вовсю обхаживал куму,
Что я кому-то даже нахамила
И кажется, конкретно не тому.

И этот гастарбайтер бородатый
Назвал меня в своём алаверды
Помойной крысой и послал куда-то,
Волосьев выдрав клок из бороды.

Когда раздался звук, на гром похожий,
Вдруг родилось сомнение в  груди:
А стоит ли срываться на прохожих –
Хоттабычей в России пруд пруди!

Я выжила, но встретимся едва ли –
В облезлой серой шубе, при хвосте,
Теперь сижу за трубами в подвале
С другими нахамившими не тем.

Комментарии:

Лаконично, ярко, изобретательно, с чувством юмора, мудро!  Отличные стихи, отвечающие заданной теме!

=== === === === ===

Произведение: 7-10. Князь Тьмы. Осень в летнем кафе

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

На набережной — летнее кафе.
Прохладный вечер в томных разговорах
скучающих пижонов подшофе
и барышень в немыслимых уборах.

Пока ещё не время зимних стуж,
здесь, под миндальный запах амаретто,
я растворяюсь в сонме сонных душ,
созвучных угасающему лету...

Вы, как всегда, пришли в урочный час.
Но я на вас упорно не смотрела, —
не замечала ваших синих глаз,
тех, до которых не было мне дела.

Чужой и странный, всё в вас не по мне:
и в голосе, и в жестах, и в обличье.
Но ведь могли заметить вы вполне,
насколько глубоко мне безразличны.

Загадочно любуюсь на волну,
изящно поправляю пальцем чёлку,
губами утонченно льну к вину...
И это, извините, всё без толку?!

Не смыслите вы в дамах ни шиша!
Должно быть, не мужик, а просто тряпка.
Ну, обернись, взгляни, как хороша
на мне сегодня фетровая шляпка!..

Смотрю, как равнодушная вода
течёт, а в ней горит костёр заката.
И в том костре сгорает навсегда
всё то, что я не обрела когда-то.

Да боже мой, какой же вы дурной.
И как я зла — не выразить словами!
Какое счастье -- быть всегда одной
И знать, что никогда не буду с вами!..

... Но, говорят, кто ищет, тот найдёт, —
и первый подошедший ошалело
услышал от меня сполна всё то,
что вслух сказать вам я бы не посмела...

Комментарии:

Великолепно!! Изящный слог, грамотная речь, тонкий юмор, отличный сюжет, как нельзя лучше вписанный в заданную тему. Придраться не к чему - прекрасно!