МП2. Счастье для всех даром... Разбор стихов

Творческая Мастерская Алкоры
Предваряющая статья - http://www.stihi.ru/2016/04/14/4334

Статья написана по материалам пакета конкурсных произведений Второго межпортальный поэтический конкурс, 3-й тур, проходящего на портале ЛитСеть, анонс состязания: http://litset.ru/publ/60-1-0-23295

Для каждого произведения указаны соответственно: номер участника в туре, название произведения, ник автора, название литературного портала

Конкурсное задание 5:
Стихотворение, соответствующее цитате из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» - "Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"


Произведение: 5-1. Татьяна Костопулу. Солнечное

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Разбежались зайчики по стенам,
Солнечного счастья не тая.
Жить бы горячо и вдохновенно,
Постигая лёгкость бытия.

Не тускнеть в житейских передрягах,
По-собачьи жалобно скуля.
Не марать ни карму, ни бумагу,
Начиная в N-ный раз с нуля.

Всем даётся счастье, это точно.
Но не каждый взять его готов…
Если ветер бесшабашно-сочный,
Как романсы влюбчивых котов,

Если март чирикает по-птичьи,
Мол, давай, проснись уже, земля!
Значит, время завести обычай
Начинать с весны, а не с нуля,

И встречать с улыбкой перемены,
Верить в них спокойно и легко,
Чтоб гордились зайчики на стенах
Мастерством своих учеников.

Комментарии:
Тема раскрыта очень ожидаемо, без новизны взгляда, но есть весьма удачные строчки: «Если ветер бесшабашно-сочный, как романсы влюбчивых котов», «Если март чирикает по-птичьи, мол, давай, проснись уже, земля!»
=== === === === ===

Произведение: 5-2. Fishsoul. Дханвантари

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Город накрыло туманом. Визжит саранги:
Тонкий смычок издевается так умело.
Выводки туч шелестят за отцом Бореем,
Дождь через крышу пронзает, смывая кожу.
Не говори мне, что нужно поверить в чудо,
Не говори, что счастливому спится слаще.
Тише. Поверь мне, нас тысячу раз догонят
и осчастливят по самую глотку, с верхом.
Счастье польется ширазом, мешаясь с кровью,
потом, землёй…
Стоит только надрезать горло.
- Батюшки свят,- залепечет на хиндустани
Бледная дева со вспоротым животом.

Счастье войдет в наш квартал, проползет в наш дом
И змеевидно распнет на сырой постели:
- Как вы, болезные, жили тут?
Спали, ели?
Вот вам мешки под глаза, вот вино и сливы.
Радость моя, нас научат гореть красиво,
Так, чтобы с вывертом мяса, строки надрывом.
Вот и она: косит утренней сигаретой.
Только зачем, Дханвантари, нам нужно это?
Стой где стоишь, посыпай мою боль шафраном.
Ночь – адский пес – снизойдет, успокоит раны
теплой слюной, не скупясь на бинты и пластырь.
Лейся в меня ароматным кунжутным маслом,
Лейся, врачуй кракелюры сухой пустыни.
Так мы, врастая друг в друга, уснем и сгинем.
Счастье накроет, настигнет, как всполох света.
Только зачем, Дханвантари,
зачем все это…

*Дханвантари – бог-лекарь в индуизме, согласно легенде, основоположник Аюрведы
**Саранги – индийский  смычковый музыкальный инструмент

Комментарии:
Садистки жестоко и живописно, но… зачем это? Зачем живописать и при этом не выражать своего личного отношения к происходящему? Непонятно, чего хочет персонаж: то ли оригинальности - увидеть красивое в страшном, то ли заставить читателя посмотреть на мир иными глазами? Что это за счастье, которое «накроет, настигнет, как всполох света» и «зачем все это?».  Вопрос поставлен, но не дано ответа. Решение темы весьма неожиданное…

=== === === === ===

Произведение: 5-3. Лола-Ува. Если

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

                если любят тебя
                - обязательно подождут,
                если счастье придет
                - значит ты его заслужил.( Ах Астахова)

Алкоголь не лекарство, но хуже реветь белугой,
Рассуждая про дым без костра, про мешок и шило.
Помню, кто-то сказал: воздаётся, мол, по заслугам.
Если счастье пришло и ушло, то зачем служила?..

Меркантильно? Пожалуй. Но люди – такие люди.
И обычно живут по привычке, от даты к дате.
Нас, конечно, дождутся. Наверное. Если любят.
Если влюбишься сам, безответно, как долго ждать-то?

Постоянно спешим похвалиться своим уловом,
Обновляем семейные статусы, как девайсы.
А любовь умирает, однажды и без условий.
Если так получилось – помянем, куда деваться?..

Не реветь, я сказала! Но даже в хмельном угаре
Нелегко наблюдать, как становится дальним ближний.
Как бы так изловчиться, чтоб счастье для всех и даром,
Если в жизни обычно выходит, что кто-то – лишний?..

Комментарии:
Жизненно, ясно, хорошим языком, местами - ярко. «Как бы так изловчиться, чтоб счастье для всех и даром, если в жизни обычно выходит, что кто-то – лишний?..» К технике замечаний нет. Ритмика логаэда - 4 анапеста,1 ямб (001 001 001 001 01 0)

=== === === === ===

Произведение: 5-4. Rewsky. Не всем...

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Он был истопник при семнадцатой бане,
Понятно, что пьянь, только должность толкала,
И жизнь простиралась в округе такая,
Что утром лакали, а к ночи – добавить…
Жена (мир её незабвенному телу)
Когда-то шутя назвала его Ноем.
Запомнилось это, а всё остальное
Водой дождевою в трубу улетело.
Ной знал про ответственность, верил в приметы,
Немного работал, порядком кемарил,
Прокладывал рельсы к уборщице Варе,
 И даже купил ей жакетик на лето…

А лето настало, шальное от зноя.
И Варя была благосклонней, чем в мае.
И как-то теплей было всё остальное:
От каменных труб до монетки в кармане.

Возможно, что это служило причиной
Его благодушию... Может быть, случай?
Но он стал вполне добродушным мужчиной,
И как-то в манерах и чище, и лучше…
И он улыбался – собакам, прохожим,
И даже гаишникам, впрочем, отчасти,
И было всё это ужасно похоже
На то, что пришло оно, Ноево счастье.
Ах, как он дарил его – к счастью причастен –
Разбрасывал горстью, ломал половиной,
Раздаривал ворохом, тоннами счастье –
Прошедшим невинным, пришедшим повинным…

И город менялся, и дни пролетали
В звенящем от птичьего пения клине…
Он был истопник. Был он странным и старым.
Он умер - до вас.
И не всех осчастливил…

Комментарии:
Чем дальше читаешь - тем интереснее  становятся стихи. Становясь счастливее, начинаешь дарить счастья другим - вот суть их содержания! «Ах, как он дарил его – к счастью причастен –разбрасывал горстью, ломал половиной, раздаривал ворохом, тоннами счастье…». По технике меня зацепил глагол в предложении: «И жизнь ПРОСТИРАЛАСЬ в округе…» - использовано не совсем подходящее  по значению слово: простираться - значит распространяться в каком-то направлении, а здесь  «жизнь БЫЛА  такая…» И еще: «Прокладывал рельсы к уборщице»: есть фразеологизм  «протаптывать дорожку (волочиться, ухаживать), прокладывать рельсы - это уже переложение существующего  устоявшегося выражения. Но в общем и целом - хорошие стихи!

=== === === === ===

Произведение: 5-5.  Юлия Зайцева. Башмак

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

В дальней стране, где властвует суховей,
До горизонта только пески лежат.
Пьёт у колодца маленький человек,
Пьёт из кувшина, веки его дрожат.
- Эй, человек, волшебник ты или чёрт? -
Старый Захар-торговец ему кричал, -
Мой караван прошёл уже сотни вёрст,
Но я колодцев сроду здесь не встречал.
Как же тебя сюда занесло, чудак,
Без каравана, лошади, ишака?
- В этом колодце я утопил башмак.
Левый башмак и с золотом два мешка.
Я зачерпнул трёхсотый кувшин воды,
Но до сих пор ещё не увидел дна.
Добрый Захар, спаси меня от беды,
Ты помоги, а я заплачу сполна.
Есть у меня за пазухой талисман,
Счастье приносит даром он в каждый дом.
- Что мне счастливый дом, если пуст карман?
Лучше делись вторым золотым мешком!
- Да забирай хоть два, но достань башмак,
Мне без него и воля - считай, тюрьма.
Черпал Захар и думал: "Чудак, дурак!
Видно совсем от горя сошёл с ума."
Пил из колодца воду Захар три дня,
Пили верблюды, мулы и лошаки,
А на четвёртый вытащили со дна
Левый башмак потрёпанный и мешки.
Хлопнул чудак в ладоши, и был таков,
Оборотилось золото в двух ворон.
Охнул Захар: ни денег, ни башмаков.
И хохотал на радуге лепрекон.

Комментарии:
Подозреваю, что сюжет не придуман, а это просто услышанная притча, переложенная на стихи.  Язык красив и ритмичен, но содержание воспринимается трудно: и  многословно, и мораль  притчи размазана, не сформулирована четко. Жанр притчи в стихах - наитруднейший жанр. И еще: при чем тут персонаж ИРЛАНДСКОГО фольклора (лепрекон), если действие происходит  в пустыне, в песках?

=== === === === ===

Произведение: 5-6. Yellow Submarine. Мыльные пузыри

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Вечерний мрак разбавят фонари,
дома и люди спрячутся от взоров,
и призрачными стенами витрин
тебя обнимет сумеречный город
и станет вперемешку предлагать
пустячные и нужные товары…
Цыганками в развесистых серьгах
нарядятся проспекты и бульвары.
А ты припомнишь суетный вокзал –
мелькнувшим кадром старого архива, –
куда ты прибыл много лет назад,
мечтая стать успешным и счастливым.
Чужие люди, крики, толкотня,
протяжный звон ушедшего трамвая…
А город терпеливо объяснял,
что счастья без стараний не бывает.
И ты отлично выучил урок,
трудился и прилежно, и с любовью,
и вскоре фишки ставил на зеро
с усмешкой прирожденного плейбоя.
…Ты вспомнишь, как увидел во дворе
довольные и радостные лица
и девочку со стайкой пузырей,
взлетающих веселой вереницей,
восторг и ликованье ребятни
и счастье, что нашлось не за морями.
А память будет бережно хранить
ту девочку с цветными пузырями.

Комментарии:
Воспринималось бы куда лучше, если бы воспоминания детства шли от первого лица - от я, а не от этого  неуместного «ты»: память о детстве  у каждого своя. Не нравится строка: «вскоре ФИШКИ СТАВИЛ НА ЗЕРО с усмешкой прирожденного ПЛЕЙБОЯ» - разве фишки на зеро - атрибуты плейбоя? Если это метафора - то неудачная, мутная.. В целом, связной и логичной темы  не получилось - есть этюд, зарисовка одного дня, а законченности темы нет.

=== === === === ===

Произведение: 5-7.  Вавилова. Радости вам :)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Жизнью ли, смертью — дьявольской околесицей
Киносценарии дней человечьих свор
Антиморальны по Ницше, по Фрейду — немецкие.
Дайте мне Шар и будет вам режиссёр.

Эрос и Танатос правят вами, безмозглые —
Радостям вашим вернуться тысячей бед.
Я вам дарю и Содом, и пожар над Со'домом —
Лисьи хвосты огня заметают след.

Радости вам, доктор Стрейнджлав! Не полумерами —
Кобальтом, реализацией плана «ар»,
Фаллюсом да воссияет над атмосферой
Не Вифлеемская — ядерная звезда.

Радости вам, мистер Лавкрафт! Из подсознания —
Голод хтонический, липких желаний спазм,
Руки на горле — кровью все члены налиты.
Будет вам лучший, а значит, последний раз.

Красная кнопка — к чёрту планета выжжена,
Пальцев щелчок — разойдутся плевы и швы.
Счастья вам!
Пусть никто не уйдёт обиженным.
Радости вам!
Пусть никто
не уйдёт
живым.
______________
*фаллюс, весёлка обыкновенная — гриб рода Phallus.

Комментарии:
Многих  упомянутых здесь имен  и их историю я не знаю, видать, не дотягиваю до  интеллектуального уровня автора. Можно, конечно, слазить в интернет, но не хочется:  эти стихи не для среднего читателя. А сама идея - воспевание  гибели всего живого, меня не заразила. Стихи очень близки по замыслу произведению 5-2 и столь же  непонятны с первого прочтения. Возможно, как раз в этом  их достоинство? Тем не менее, я оценю их так, как чувствую -  из своего примитивного понимания.

=== === === === ===

Произведение: 5-8. Ди. Весеннее

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

...............................Это утро, радость эта,
...............................Эта мощь и дня и света,
...............................Этот синий свод..............................А.Фет

Вот долгожданное солнце, в лучах жар-птиц,
Счастьем явилось для всех изумлённых лиц, -
Значит весна надолго и без границ
Снова пришла на царство.
В небе завесу старой, седой зимы
Птицы прорвали, из дальней летя страны, -
К ночи, - с победой, а может - домой с войны:
Кончились их мытарства.

Город беременен радостью - это смех
Слышится всюду, как будто наполнен мех
Новым вином игристым, врачуя всех:
Светом оно лучится.
В городе пыль, и копоть, и чёрный смог,
Птичий десант, что здесь приземлиться смог,
С песней небесных чертогов - своих дорог,
Чистым дождём пролился.

Видишь, в ручьях ликует весенний свет,
Зимней хандры и сплина в помине нет.
Вместо пуховика достаю жилет,
И выхожу на воздух.
Всюду смолистых почек расцвёл салют,
Словно птенцы - растения там и тут
Снова проклюнулись, ночью - и то растут,
Тянутся к ярким звёздам.

Комментарии:
Тема сведена к пейзажу, к описанию сезона и к состоянию радости от прихода весны - до конца текста ждала чего-то большего - неожиданного поворота сюжета, но этого не произошло. Весна - вот то счастье, которое  для всех и даром.
Есть удачные строки: «В городе пыль, и копоть, и чёрный смог, птичий десант, что здесь приземлиться смог, с песней небесных чертогов - своих дорог, чистым дождём пролился».

=== === === === ===

Произведение: 5-9. Татьяна Смирновская. Кузнецы счастья

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

В разливах луж огни машин качались взвесью,
в остатках капель на стекле дробился месяц,
пустой трамвай, звеня, дрожал на перегонах.
Бессильно в горле немота свернулась комом:
ещё во мне твои слова звучали эхом,
ещё казалось – от тебя мне не уехать.
Трамвай звенел всё безнадёжней и печальней,
качался мир, и с ним послушно мы качались,
я не противился, тоску боясь встревожить.

Когда очнулся – ни движенья, ни прохожих.
Фонарь ехидно на ветру скрипел во мраке –
и никого...
Я был один в трамвайном парке.
Дождь зарядил, как будто силясь смыть дорогу,
и я, наверное, сошел с ума немного:
решил – к чему теперь искать пути до дома.

И в парке ночью повстречал трамвайных гномов.
(Я знал, что болен, что такого не бывает.)
Они признались мне, зачем звенят в трамваях:
непрочно счастье – то ломается, то бьётся,
его ковать – забота древнего народца.
Они поведали, что скоро их не будет,
что этот город слишком стар и слишком люден,
что всё сложней справляться им, трамвайным братьям,
что счастья мало и его на всех не хватит...

В трамвайном звоне, в шуме города звучащем,
я слышу – гномы чинят сломанное счастье.
И каждый раз, в пустой вагон садясь под вечер,
я думаю: "Сошел с ума".
Но жить так легче.

Комментарии:
Стихи, написанные романтиком, с фантазией. Многие места понравились: «ещё во мне твои слова звучали эхом, ещё казалось – от тебя мне не уехать. Трамвай звенел всё безнадёжней и печальней, качался мир, и с ним послушно мы качались»; «Дождь зарядил, как будто силясь смыть дорогу»; «Фонарь ехидно на ветру скрипел во мраке».

=== === === === ===

Произведение: 5-10. Игра Рябина. В Южном микрорайоне.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

А в Южном микрорайоне сугробы чуть-чуть поменьше,
А в Южном микрорайоне истошней орут коты,
Там можно увидеть чаще идущих без шапок женщин,
И прыгают с крыш синицы в оранжевые кусты.

Окраинно-чистый воздух обильно пропитан счастьем
С добавкой цветущей вербы и мягким дымком весны,
Прохожие надышаться бесплатно им могут всласть и
Горстями  набрать в карманы для близких и для родных.

На кухне кусочки счастья насыпать в большую кружку,
Залить кипятком до верха и пить, растворясь в тепле,
Смотреть, как задорно пляшут у солнечных зайцев уши
И сказку рисует небо на пыльном пока стекле.

В  счастливой небесной сказке светло и уютно всюду:
Катают детей драконы, седло прикрепив к спине,
Приносит цветы принцессам лохматое чудо-юдо,
Там,  если любовь – до гроба, а гроба в помине нет.

А в Южном микрорайоне есть дом с голубою крышей,
Мурлыкнет кабина лифта, у верхней черты застыв.
Нажму на дверную кнопку – и шорох лучей услышу,
И выйдет навстречу солнце.
Навстречу мне выйдешь ты.

Комментарии:
Добротная, милая лирика о счастливых людях, которым весь мир кажется счастливым. («Прохожие надышаться бесплатно им могут всласть и горстями  набрать в карманы для близких и для родных»). Приятно читать такие стихи. Немного удивила строка: «И прыгают с крыш синицы в оранжевые кусты» - и то, что синицы прыгают, и что кусты - оранжевые. А потом подумала: просто счастливый человек так это видит! )))

=== === === === ===

Произведение: 5-11.  Ольга немежикова. Мир странных, свободных взрослых

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Мир странных, свободных взрослых... Казалось бы, наконец-то
Улажены все вопросы, что спать не давали с детства.
(...Нужда и пороки — норма. И немочь не тронь — получишь!
Надежды на чувства вздорны. А счастье — дурацкий случай...) 

Свободна! Всему есть сроки. И в дееспособном мире
«Несбыточные заскоки» решаю вполне мобильно.
Хотя всё до слёз знакомо, незыблемо: те же тени
Живут как проклятье комы всечеховских поколений.

Но розовым снится детство, где Маленький Принц — мой братик —
С планетой любви в наследство. Мы дружим в моей тетради.
В ней даром о встречах сказки. Про счастье для всех простое.
Эх, взрослые... Нам бы ласки — ведь денег она не стоит...

Комментарии:
Умные стихи… И интересное, небанальное  решение темы  счастья для всех: «Эх, взрослые... Нам бы ласки — ведь денег она не стоит...»

=== === === === ===

Произведение: 5-12.  Елена Тюнина. Русалочка

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Горе, как нитки, совью в клубок,
саван свяжу, порыдаю всласть я.
Ганс,  ты когда-то сказал, что Бог
не забирает, не знавших счастья.
После не страшно себя терять…

Чушь! Ведь потери – всегда потери.
Если бы время метнулось вспять, словно волна, набежав на берег,
может быть я… Впрочем, нет. К чему?! Путь выбирает по силам каждый.
Думаю, сёстры меня поймут, бабушка тоже простит однажды.
Знаешь, недавно мне снился дом: тёплое море, где стаи рыбок
пёстрым ковром выстилают дно –  все его впадины да изгибы.
Я ощущала дыханье волн, слушала шёпот и смех актиний.
Трогала пальцем небесный склон: бархатный, мягкий, лилово-синий.
Видела белых чудесных птиц, солнечный свет, а потом ненастье…
Утром проснулась, а рядом – принц… нежно целует мои запястья.
В светлых глазах и любовь, и боль: неотвратимой беды предтечи.
Шепчет: «Любимая, я с тобой через года прошагал бы в вечность.
Но для другой я храню обет: воля отца да в казне прорехи».
Зыбкая радость страшнее бед. Лучше б её не познать вовеки.

Боже, как трудно сейчас дышать, медленно плыть в пустоту Вселенной.
Ганс, напиши, что моя душа стала наутро морскою пеной.
Мол, родилась я с большим хвостом; ноги достались, как божья кара.
Но никогда не пиши о том, будто бы  счастье дается даром.

Комментарии:
Красивая и грустная сказка, сотканная из романтических образов, но опровергающая мысль, что «счастье дается даром». Хороший поэтический язык. Небольшой изъян - использование предлога «после» в значении наречия «затем» в начале стихотворения: иногда так используют, но - как разговорный вариант.

=== === === === ===

Произведение: 5-13.  Людмила Кленова. Даром – всем!

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

На перекрёстках редки остановки.
Но там  мостами зыбкими висят
Нежданность встреч, касанье рук неловких  –
И где-то счастье сменит адресат.

Вглядеться б в чью-то душу – пусть нечасто –
Родным увидеть то, что за стеной…
Кому, когда и кто подарит счастье
Неведомо, и знать не суждено.

Но солнечными бликами сквозь камни
Растёт оно, неся в себе огонь
Грядущей боли, радости ль… Веками
Выходит счастье прочь из берегов.

И всё равно на всех его не хватит…
А мне бы не надолго, но – своё,
Которое и вовремя, и кстати
Свечением окрасит окоём

Над теми перекрестьями, в которых
Расплатой перекрещены мечи,
Убившие мгновения историй,
Где доля несчастливая звучит

И выпавшим птенцом о стёкла бьётся,
Себя в неосторожности виня...
А в небе – даром! всем! – сияет Солнце…
…Суметь бы только голову поднять…

Комментарии:
Простенькая техника подачи темы (много предсказуемых рифм, знакомых мыслей, много переносов (начал предложения внутри строки с переходом  в другие строки и даже строфы), есть заполнители строк - игра рифмой, но особого смысла к раскрытию темы она не добавляет. По содержанию - все правильно, красиво, но … предсказуемо. Хотя придраться не к чему.

=== === === === ===

Произведение: 5-14. Людмила Калягина. Водовозное

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Счастье просто и беспородно,  если выберет  –  то само.

На обиженных возят воду, на волшебниках  –  эскимо.
Водовозы усталым шагом измеряют пути в длину:
Каждый тащит свою баклагу, даже, может быть, не одну.

Ничего никогда не поздно, если выберут  –  то тебя.
Кто-то щедро насыплет проса зимним встрёпанным голубям.
Это каждому, это даром. Не пугайся, не потеряй…
Серебром отливает старым под ногами прибойный край.
Безотчётной тревогой мечен, безотчётным восторгом пьян,
Отцветает багряный вечер, зачерняется по краям.
Тени резче, острей инстинкты. Тянет сыростью из лощин.
Солнце валится в паутинку, паутинка слегка трещит,
Солнце грузом чужого смысла оседает в густой пыли…

Дай-ка вёдра и коромысло: воду нынче не привезли.

Комментарии:
Почему-то очень понравились эти стихи (может быть, на контрасте с предыдущими?). Вроде та же тема, но какой яркий язык, как умело вложен  глубокий смысл в красивые фразы, где каждое слово, каждый эпитет продуман и не случаен! «Солнце грузом чужого смысла оседает в густой пыли…»; «Серебром отливает старым под ногами прибойный край. Безотчётной тревогой мечен, безотчётным восторгом пьян»; «На обиженных возят воду, на волшебниках  –  эскимо»; «Ничего никогда не поздно, если выберут  –  то тебя» и как логическое продолжение этой фразы - великолепная концовка: «Дай-ка вёдра и коромысло: воду нынче не привезли».
Очень трудно писать о хороших стихах - в них все нравится!

=== === === === ===

Произведение: 5-15.  Татьяна. Горько плакало счастье

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Пахло яблоком, бухнувшим с яблони гулко
на расколотый пень нарумяненным боком.
Ранним утром в саду постороннего звука
не услышишь. Туманно, свежо, одиноко.

Тихий жалостный всхлип, шебуршанье полёвки.
Загалдели пичуги, почувствовав кошку.
Снова всхлип. Где же он? Поскользнувшись неловко,
приземляюсь в цветы у заросшей дорожки,

наступив на ушастые листья капусты.
Во дела - хорошо, не в колючий крыжовник!
Сторожит разноцветье разросшихся густо
маргариток паук. Вот и всхлипов виновник –

мотылёк - человечек в паучьих тенетах, 
трепыхаясь, беспомощно дрыгает  ножкой.
”Кто ты, горе моё?”
”Счастье”, - слышу в ответ я.
Размотала его. Мотылёк осторожно

на ладошку вспорхнул, отряхнув паутину…
Отогрелся на кухне, обсох, ел варенье,
пил компот из черешни, а утром покинул,
прошептав на прощанье: «Я знаю, поверь мне,

и тебе будет счастье - нас много на небе.
Я – чужое... Спасибо за хлеб и за крышу!»
С той поры я живу, ни о чём не жалея,
улыбаюсь, глаза закрываю и слышу

тихий шорох летящих по небу созданий.
Прилетай, надоело гадать на ромашке!
Милый домик картонный под красной геранью
берегу от кота. Где ж ты бродишь, дурашка?

Комментарии:
Замечательные стихи! Настоящая лирика - добрая, светлая, изысканным поэтическим языком, с сюжетом и авторским отношением. Замечаний к технике исполнения нет.

=== === === === ===

Произведение: 5-16. Александров Сергей. Разошлись

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Трудно держаться под руку, не любя,
Вроде, всего с лихвой, а по сути – мало.
Счастье ковать устало само себя,
Вырвалось, отряхнулось и убежало.

Сколько на честь и совесть давила мать,
Сколько сомнений вязких и разговоров,
Больше играть словами, чем понимать,
Реже глядеть в глаза, чем кидать укоры.

Будут тебе и праздники для души,
Искры затей и брызги креплёных соков,
Радость прощает всё, чем бы ни грешил,
Время залечит всё… Только одиноко

Для одного обед на столе накрыт,
Гордость легла под слой задиванной пыли,
Счастья хотели даром и без обид.
Не получили.

Комментарии:

Есть сюжет - история, рассказанная стихами, есть авторская мысль «Трудно держаться под руку, не любя» - не помогли умные советы: «Больше играть словами, чем понимать, реже глядеть в глаза, чем кидать укоры». Несмотря на следование им, счастье «вырвалось, отряхнулось и убежало». То есть - устало «ковать самого себя». Все понравилось в стихах, и теме они соответствуют.  Лаконично, но внятно и хорошим языком - без украшательств, везде  правильным.
=== === === === ===

Произведение: 5-17.  Александр Коковихин. Дом счастья

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Счастье похоже на многоэтажный дом
с рекламными переливами «Буратино» и «Пепси-колы».
Странным образом мой детский сад уместился в нём,
старшие классы обычной советской школы.
Институт почти весь (политех – круче всех!) вошёл,
где роботов делать нас так и не научили;
полгода казармы, в противогазах смешной футбол,
самоволки к наивной татаро-литовке Лиле;
женский сто первый цех завода «Контакт»...
Лабиринты времени, коридоров и общежитий.
Квартиры любимых. И любящих просто так,
как будто я был не дурень, а небожитель.
1001 0101001
0010100001000010
0100100100101
0100101000010
Дом, который растил и ращу, словно замок свой,
покидал я нередко, сквозняки меня уносили.
Надо бы в нём закрепиться прочно, пока живой,
крылья к нему пристроить, пока есть силы.
Когда-нибудь дом улетит, пусть пуржит зима,
в город Счастливск и встанет на улице Лета,
где люди – как дети, где только такие дома,
а во дворах на деревьях растут конфеты.

Комментарии:
Ощущение зарифмованного рассказа - о себе, о воспоминаниях своей жизни, о том, что было и не вернешь, и поэтому кажется счастьем. Читать интересно, персонажр вызывает симпатию, но поэзия ли это? Звучание неровное - ни на один повторяющийся метр не укладывается, а если рассматривать технику как акцентный стих - так и там число Иктов в стихах разное… Язык - правильный, но разговорный. Не чувствуется техники…
=== === === === ===

Произведение: 5-18. Бастракова Арина. «Счастье – даром»

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

        «Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»                Братья Стругацкие

Не смотри на меня обиженно,
Я давно за тобой иду.
Я могу подойти и ближе, но
Мы с тобой не совсем в ладу…

Пеленая свои сомнения,
Вместо звёзд собираешь дождь
И, не ведая направления,   
Вновь за мной от меня идёшь.

Мы сквозь Вечность с тобой не падали,
Не сводили судьбы мосты.
Ты реши поскорее, надо ли
Перекрашивать дней холсты?

Счастье – даром?.. Не от безбожия –
От иных, запредельных сил.
Только даром – всегда дороже я
(чтобы лишнего не просил).

Ты с другими меня не сравнивай,
Я похоже на звук и свет.
Ну, а главное... знаешь, главное –
Я – такое…
                и есть,
                и нет…

Комментарии:
Когда становится понятно, что персонаж, от лица которого написан текст - счастье, стихи становятся интереснее (начало показалось банальным). Концовка вообще прекрасная. Замечаний по технике нет, разве что опять любимое поэтами «сквозь», употребляемое где надо и не надо - даже СКВОЗЬ ВЕЧНОСТЬ, то есть, через «внутренность чего-либо».  Интересно, где у вечности внутренность и есть ли она у неё? )))