МП2. Деньги нужны человеку, чтобы... Разбор стихов

Творческая Мастерская Алкоры
Предваряющая  статья - http://www.stihi.ru/2016/04/14/4334

Статья написана по материалам пакета конкурсных произведений Второго межпортальный поэтический конкурс,  3-й тур, проходящего на портале ЛитСеть,   анонс состязания: http://litset.ru/publ/60-1-0-23295

Для каждого произведения указаны соответственно:  номер участника в туре, название произведения, ник автора, название литературного портала

Конкурсное задание 2:
Стихотворение, соответствующее цитате из книги Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» - "Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать…"


Произведение: 2-1. Олег Киселев. Из письма

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

...подробности - при встрече. Нынче дождь,
а дальше - пелена. Скупой автовокзал
жуёт автобусы и сплёвывает судьбы
сквозь зубы окон. Вечная стезя -
и бледным миром правит новый дож,
богатство, бедность - всё в себя вобрал.
Бог и судьба - неведомые судьи,
тихонько спорят: можно ли, нельзя

прокрасться мимо ненасытных войн, 
уехать в ночь, к тебе. Дышать. И пить
тебя, смотреть безветренно, без правок,
не думать о проблемах, ерунде,
о материальном. Беспристрастность волн,  (сбивка ритма!)
 01 01 01 00 01 0
 01 00 01 00 01
   0 00 01 00 0 01
мой город собран из бетонных плит.
Здесь бедность - не порок. Пророчит правил
перерасчёт. Так нужно быть везде:

и там с тобой, и тут - к тебе собраться,
сжимаясь в атом, в монитор крича,
мол, не предам. Дорога скоро. Буду.
И сможем, наконец, поговорить.
Мы бедность слов меняем на богатство.
Ты узнаёшь по смыслам, мелочам,
по ракурсам и разношёрстным будням.
Тебя - держать. И бесконечно пить...


Комментарии:
Выбрана достаточно сложная «квадратная» рифмовка абсдабсд, которая всегда плохо слышна (из-за удаленности рифм), если к тому же рифмы не точны, или если естественные смысловые паузы не совпадают с паузами конца строки. Здесь второй случай: очень много переносов предложений на другую строку (и даже строфу) в произвольном месте. Это так называемая «графическая» рифма» - та, которую мы видим в тексте, но почти не слышим при чтении. Квадратная рифмовка и графическая рифма - вещи мало совместимые, хотя техника -  интересная. В строке: «о материальном. Беспристрастность волн» сбивка ритма - затакт или единичная анакруза  в ямбе.
По содержанию: поток сознания, который автор не стремится упорядочить, связать в сюжет; здесь больше чувств, чем повествования, монолог с самим собой. Очень трудно понять, что хочет сказать автор нам, потому что  он не нам говорит, а с собой беседует. Но это и интересно: именно так иногда пишут письма - чтобы в себе и с собой разобраться. Несмотря на множество моих придирок, стихи мне понравились…
=== === === === ===

Произведение: 2-2. Алла Райц. Непутевая песня, или Нищему и пряник – ловушка

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Полыхал горицвет полнолуния
над туманами тяжкими, сизыми
и следили дороги – бреду ли я,
тленный странник за вечными мызами,
   
то мешали, то гнали обочиной,
я – тайком,  неприметною маятью:
"За деньгами-свободой", – бормочет мне
кто-то жалкий в болезненной памяти.
   
Вот уж рядом Всесильная Невидаль!
Неприкаянна и обезличена –
приручить я пытаюсь, не ведая,
что мертва, холодна, обналичена;
   
вымеряя доходами, крЕдитом
мир изгоя, отчаянье нищего,
говорила: "Не правда ли, бредит он,
алчет сладкого, жирного, хищного...."
   
– А свобода?! – "В пятак расчеканена,
золоченым кнутом заарканена".
   
Отрекусь, зарекусь, мол, не надо мне,
разойдемся-ка лучше по-доброму,
вкус разменной приелся, не радует –
и богат, и до нитки обобран я:
   
захотелось пожить не по-бедному,
а пришлось угождать гро'шу медному


Комментарии:
Очень хорошо подобрано звучание слов, рифмы - и точные, и небанальные, и  осмысленные по значению слов. Не уверена, что стоило в прекрасно начатое стихотворение вставлять не совсем правильные ударения: крЕдит (профессиональный термин (как осУжденный), правильно - кредИт), и «грОшу» вместо «грошУ»: в целом речь персонажа стихотворения образна и правильна (горицвет полнолуния, вечные мызы - это слой  речи образованного человека!), поэтому автору имело смысл  сохранить литературность  речи персонажа повсюду.
 Содержание стихов, их главная мысль  у меня плохо складываются в голове: говорит автор красиво, а куда ведет, сразу и не поймешь,  что, на мой взгляд, недостаток стихов. 

=== === === === ===

Произведение: 2-3. Юрий Октябрев. Двухкопеечное

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Сколько я сто;ю в твоих глазах –
сотню, пять сотен, тысячу?
Мне той монеты не показать,
где был мой профиль высечен.

Я девальвирован без реформ
до номинала низшего,
годного разве что на прокорм
средних размеров нищего.

Ты же привыкла считать нули,
ставя вопросы суммами,
чтобы ответы стыдом не жгли
и не терзали думами.

Через слюду васильковых линз
в сердце твоё нет доступа.
Сказками, где я почти что принц,
вера наелась досыта.

Принцы купюрами льнут к руке,
цвета ореха грецкого,
я же медяшкой звеню в лотке
аттракциона детского.

Что из того, что вокруг звенят
сотни без рода-племени,
если по-прежнему жив твой взгляд,
вшитый мне в душу временем.

И телефонная будка та
память крапит римейками,
где непридуманная мечта
грезит двумя копейками.

Комментарии:
Не «цепляет» меня тема стихов: зарифмованные претензии к  партнеру, который ему не созвучен, осуждаем, живет в другом мире. И что? Если еще осталась любовь («если по-прежнему жив твой взгляд, вшитый мне в душу временем»), то стихи бы были не такие и не тем языком, а если остались одни претензии к парнеру,  то зачем нам этот рэп обиженного?  Такое вот у меня ощущение от стихов, напрочь лишенных поэзии и смысла жаловаться на избранницу… А по технике (рифмы, звучание…) - никаких вопросов. Разве что «средних размеров нищего» - несколько вульгарно по отношению к человеку, и «СЛЮДУ васильковых линз» - странная ассоциация для линз!

=== === === === ===

Произведение: 2-4. Михайлова Виктория. Он – взъерошенный уличный бард...

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Он – взъерошенный уличный бард,
Неудачник с концертной гитарой.
Кепка с мелочью, куртки жаккард.
Движет голод искусством на старой
Обжитой голубями Гран Плас.
И звучат фолк и рок на заказ.

А она ожидает его
В комнатушке под сводчатой крышей,
Так разбухшая на Рождество
Подаяниями нуворишей,
Вояжёров, туристов, зевак,
Что не звякает в ней и пятак.

И о большем ли надо мечтать
Безыскусной румяной копилке?
При деньгах от ушей до хвоста,
Свысока озирая пожитки,
Рассуждает, что всё здесь её,
И к весне бы сменить ей жильё.   

Он придёт, распрямит на столе
Ком банкнот и монет. Вереницей
Страны, звери, мосты, королей
Терпеливо-усталые лица.
Чей-то мир, узы чисел тесня,
Прорастает рассказами дня.

И пока он читает статьи,
Изучая по книгам купюры,
Пара глаз домовитой свиньи
Наблюдает лениво, с прищуром.
Ей наполненность греет нутро,
Как наследственное серебро.

Может быть, всё ему надоест,
Разобьёт он копилку однажды
И отправится в солнечность мест
По следам чаевых персонажей.
На какой-нибудь Пласа-дель-Арт
Бросит кепку взъерошенный бард...

Комментарии:
Неожиданная композиция: начало стихотворения показалось банальным, а потом, когда понимаешь, что второй герой - это копилка, становится  интересно. Но ожидание к финалу еще бОльшего подарка не оправдалось: к чему велся весь этот рассказ? К тому, что «всё ему (барду) надоест, разобьёт он копилку однажды»? Очень хочется более осмысленного и мудрого финала, раскрывающего тему задания…
=== === === === ===

Произведение: 2-5. ВоваН. Трасса

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Нас взяли не из тех, кто с виду крут,
А чтобы был не робок и азартен.
Другим не сдюжить гибельный маршрут,
Проложенный фломастером на карте.

Дождётся нас затерянный район -
Мы трассу, что видна лишь на бумаге,
Вминаем в снег с напарником вдвоём,
Доверившись надёжной колымаге.

Вот на пути заснеженный затон.
И не понять, перемахнёшь ли целым -
В два счета можешь сгинуть, но зато
Не просто так, а приближаясь к цели.

Бьёт ветер снегом лобовое влёт
И маскирует полыней заплаты,
Но лучше риск в момент уйти под лёд,
Чем прозябанье на одну зарплату.

Просядет скат, трусливо скрипнет борт.
Газ в пол - тонуть не время и не место!
И рано потирает руки чёрт,
Зря скалится Костлявая Невеста!

Сливается в усталых мышцах дрожь
С надеждой, что в кромешной тьме маячит.
И чувствуешь, что только здесь живёшь,
Не глядя жизнь поставив на удачу.

Мы куш сорвём, а деньги спустим так,
Чтоб радость получить от жизни сразу.
А там уже очередной этап -
Фломастер занесён над новой трассой.

Комментарии:
Жанр - рассказ в стихах.  Не поэзия - просто рифмованный рассказ, который хорош тогда, когда запоминается интересным или неожиданным наблюдением, выводом, размышлением… Здесь вся суть (к сожалению!) сведена автором к «Мы куш сорвём, а деньги спустим так, чтоб радость получить от жизни сразу». И сразу становится грустно - стоило ли это поэтизировать? Есть недочеты в построении фраз: смешение единственного и множественного числа в одном предложении: «НАС взяли не из ТЕХ, КТО с виду крут, А чтобы БЫЛ не робок и азартен». Не понравилось выражение «дрожь СЛИВАЕТСЯ с надеждой» и «жизнь поставив на удачу». Не в восторге от выражения «В МОМЕНТ уйти под лед», как впрочем, и от недосказанного «Бьёт ветер снегом лобовое влёт». Да, так иногда говорят в устной речи, но для текста стихов лучше подыскать литературные формы изложения.

=== === === === ===

Произведение: 2-6. Бочаров Дмитрий. Поле чудес

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 1
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 1

К чему тебе так много денег, Буратино?
Зарой их в землю и - забудь! Забудь!! Забудь!!!
Из золотых семян взрастёт такая круть,
Что впору будет рисовать с неё картину.

Процент мечты, неотделимой от обмана,
Блестит на ветках - восхитительно... не здесь.

Привычный вакуум - судьба твоих карманов.
Но, всё же, радуйся, что деньги - где-то есть.

Теперь попробуй без монет, чтоб не обидно.
Картина - та же. Хоть совсем наоборот.
Очаг страстей прорвётся носом любопытным -
Не суй свой длинный, где не просят, идиот!

А за холстом - всё та же дверь. И нет прохода.
Но, всё ж, приятней - и тоска, и маета...
И даже радует паршивая погода -
Ведь ты уверен, что за дверью есть мечта.

Здесь завлекающих чудес - что в поле грязи.
Мы строим банки. И закатываем в них
Любовь, пиастры, обещанья - всё, что влазит.
И даже больше. Слышишь - будущность звенит?


Комментарии:
Стихи написаны неряшливым, разговорным языком (рисовать С НЕЁ, влазит, круть, совсем наоборот), не всегда точные рифмы (обидно-любопытным), разная  формы рифмовки в 1 строфе и во всех прочих… От содержания тоже не в восторге: форма  назиданий для Буратино с намеком на современность, все советы предсказуемы, отсутствие авторского сопереживания и раздражающее поучающее обращение «ты», в концовке перешедшее в  обобщающее «мы».

=== === === === ===

Произведение: 2-7. Маргарита Шмерлинг. Мелочь на автобус

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Я – книга в истрепавшейся обложке,
прочитанная, может быть, на треть...
Уйти из дома насовсем, как кошки               
уходят, чтоб достойно умереть?

Идти, не торопясь, – вперёд и выше,
и чувствовать, что это – хорошо.
Прощайте, улетающие крыши,
вам тоже близок осознаний шок.
Я не гонюсь за вами – слишком поздно
лететь в безумном поиске пути,
но я могу в прозрачной тьме морозной
без жалостливой горечи уйти
не "в поисках", а от обрыдлой жвачки
ненужных слов и бесполезных дел.
Уйти легко, фланируя враскачку,
и быть свободным – ныне и везде.
Оставлю двери нараспашку, чтобы
любой вошёл и, как придётся, жил.
А деньги – что ж...  Есть мелочь на автобус
и путь – идти, покуда хватит сил.

Комментарии:
Есть фразы, заполненные определениями без особого смысла и насущного содержания: «в прозрачной тьме морозной», «жалостливой горечи», «могу уйти ..фланируя враскачку» (у глагола в будущем времени, дееприч. оборот настоящего длящегося времени). Содержание тоже не зацепило: претензий у персонажа много, а дел никаких: уход в никуда и «не в поисках пути, а от обрыдлых дел…», причем не для созидания чего-то важного, а просто - «фланируя враскачку»  не вызывает симпатии, как и сам персонаж, живущий «как придется».  Зачем такие  стихи?

=== === === === ===

Произведение: 2-8. Елька 22. Был-ь

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Я был зачат, но не рождён – не утихали споры;
Цена вопроса – как прожить без мужа и опоры;
Не материнский капитал, не  стоимость коляски,
Не цвет пелёнок волновал –  не до замашек барских;
Кого винить – прядется нить;  ах!  что соседи скажут;
И чем кормить, и чем платить за молоко и кашу.
Седой мой ангел слёзы лил – был этот путь им пройден;
А младший ангел был без сил, и не в себе был вроде.
Я слов не знал, ведь я был мал, да и почти что не был,
Но боль и страх я ощущал – меж тем и этим небом.
И я увидел белый свет, потом пробился в люди:
Имею дом, обут, одет, текущий счет в валюте.
Я жизнь отчаянно люблю, хотя она жестока,
Два светлых ангела ушли, состарившись до срока.
Я не успел отдать долги ни бабушке, ни маме,
Обеих рано схоронил, и тянет душу камень.
Всему изведана цена, пределы и границы;
Меж мной и бедностью стена…но до сих пор мне снится
глухой тупик, сырой подвал,
облезшей рамы крест,
и тихий голос, что шептал
«…насущный даждь нам днесь».

Комментарии:
О технике. Написано попарной рифмовкой длинной строки без промежуточных рифм (а с ними бы лучше звучало!!). Такая форма требует только точных концевых рифм, но здесь есть слабые: («скажут-кашу, в люди-валюте). В последней строфе вообще изменилась рифмовка:  были женские окончания, стали - мужские. В итоге - стихи не звучат. По содержанию - хорошо: наполнено содержанием, с сюжетом. Но язык скорее информативный, чем поэтический.

=== === === === ===

Произведение: 2-9. Братислава. Лихие девяностые

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 1
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 1

–  Хочешь дам денег? Купи себе что-нибудь.
–  Что, например?
                – Ну, часы или платье…
А мне всего лишь хотелось уснуть
В его объятьях.
С ним я впервые была в ресторане,
С ним научилась водить авто.
А в постели не первый, первый –  это немного раньше,
Но совсем не то.
Деньги он получал, не считая,
От каких-то людей, что возникали рядом.
(«Не спрашивай, рыба моя золотая,
Не надо…»)
Думаете, я его любила? Нет, жалела.
Всё казалось, что без меня ему будет хуже.
Потому что я – это не только тело,
Я – отдушина.
Когда полюбила другого –  студента, а не бандита –
Удивлялся:
                – За душой ни гроша…
Хочешь дам денег? 
                А я сказала: – Иди ты!
И сама ушла.

Комментарии:
По содержанию. Если вдуматься в текст  - ужасающий цинизм и бесстыдство: рассказ женщины, которая понятия не имеет ни  о девичьей чести, ни об уважении к себе, ни о чистоте нравов  - такое время! «А в постели не первый, первый –  это немного раньше, но совсем не то» или  «Хочешь дам денег?   А я сказала: – Иди ты!»…. Эти  фразы (не исповеди, а сказанные мимоходом!)   не только оказались нормальны для тем поэзии, но даже сгодились для  конкурсной поэзии - свобода нравов! И девяностые тут - не оправдание.

По технике. Когда я вижу в стихах «авто», произнесенное  от лица автора, а не в прямой речи персонажа, мне уже одного этого достаточно, чтобы понять: это не стихи. О чистоте мелодии, о красоте  и точности речи, о новизне образов, ассоциаций, о глубине авторских переживаний  тут тоже говорить нечего. Такая жизнь. Какая жизнь - такие и оценки.

=== === === === ===

Произведение: 2-10. Юлия Александровна Михайлова. Кольраби

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Чета Кольраби, живших далеко,
Всегда болтала только о приятном.
Муж называл жену "Моя любовь"
И одобрял наряд её любой.
Она звала супруга Бриллиантом
И подливала в кофе молоко.

Им нравилось, что мысли их легки -
О пышках, о геранях, о Шекспире,
О боге, что на облаке живёт.
Им приносил доход свечной завод,
И можно было думать, кто подпилит
На левой лапе таксы коготки.

Кольраби возмущало, но слегка,
Что кипарис растёт не слишком прямо,
Что скрыта за туманами заря.
Радушные соседки ждали зря
В судьбе четы банкротства, мелодрамы,
Прилёта ядовитого жука.

Гуляй по свету, сказочка моя,
В которой не найдёт никто подвоха!
Кольраби веселились до седин,
И о деньгах не думал ни один.
Свечной заводик - разве это плохо?
И нефтетанкер в ласковых морях.

Комментарии:
Цинично, хотя и по теме. Поэзии нет, авторская позиция понятна, «Свечной заводик - разве это плохо?» Нет, заводик - это не плохо. Плохо, когда  смысл жизни только в нем. И автора он, судя по стихам, устраивает. Только для одобрения  этой здравой позиции поэзия  не нужна.

=== === === === ===

Произведение: 2-11. Danish. Всякому овощу

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 1
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 1

Всякому люду - потребности и мошна,
Всякому овощу - время, лоток, цена.
В мире дурацких, неискренних отношений
Только появишься, чёрт тебя побери,
Сходу оценят снаружи и изнутри
Личность в валютно-денежном выражении.

Пересчитают, в гроссбух занесут, потом
Выведут в смете затраты, маржу, income*,
Шлёпнут печать и подпись.
Мороз по коже,
Словно к душе прикасается царь Мидас.
Мир этот купит, и снова перепродаст,
Только немного дешевле или дороже.

Всё продаётся: история, совесть, власть,
Правда, любовь. Даже Родина не спаслась.
Деньги - мерило того, что измерить нечем.
Горы богатства...
Души, помноженные на ноль...

Бог нажимает Exit и идёт домой -
Бог закрывает проект под названием "человечество".
=================================
income - доход (англ.)

Комментарии:
Если уж употребляется иностранное слово в стихах (что всегда - не лучший способ заполнить строку!), то нужно хотя бы знать его произношение: «income» (Инкам - ударение на первом слоге) и это  никак не рифмуется со словом  «потом»… Странное смешение в стихах разновременной лексики: то гроссбух, то маржа, а заодно и царь Мидас - до кучи! «Бог нажимает Exit» - это вовсе не яркая находка, а просто неуважение к чувствам определенной группы возможных читателей. «Всякому люду» (вместо «всякому человеку»)  - дикое  словосочетание, видимо, с русским языком у автора тоже есть трудности…
По содержанию. Суть стихотворения - перечень претензий к несовершенству мира,  замеченные  взглядом со стороны (автор, конечно же, не такой!). Скучно, господа… 

=== === === === ===

Произведение: 2-12. Дмитрий Шорскин. Когда казалось время тягучим леденцом…

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Когда казалось время тягучим леденцом,
Так верилось, что сделаюсь богатым!
Крутилось барабаном Садовое кольцо,
А сектор «приз» маячил у Арбата.
01 01 01 00 10 00 1
01 00 01 00 01 0
01 00 01 00 10 00 1
01 01 01 00 01 0
Прошли года, не нажил ни белку, ни свисток,
И к возрасту Христа — огарок свечки…
Купил билет на поезд «Москва-Владивосток»,
Понять, что значит слово «бесконечность»!
01 01 01 00 10 00 1
01 00 01 01 01 0
01 01 01 00 10 00 1
01 01 01 00 01 0
Воочию увидеть места, где деньгопад
Обычен, как осадки в Черапунджи!
О, стройки века! Схема «проект-распил-откат» —
Дороже самой крупной из жемчужин!

Я обошёл спокойно свой жизненный тупик,
Присвоив номер банковскому счёту.
А дальше нужно было неистово копить,
Достичь покоя, счастья и почёта.

На улице тишайшей Матросской Тишины
Безветрие, и в камере угрюмо.
А в памяти, как эхо, звучат слова жены:
«Не в деньгах счастье… Не о том ты думал…»

Комментарии:
Если это логаэд (а судя по всему рисунок слогов точно повторяется по строфам), то разностопное сочетание строки ямба вперемежку со строкой и  ямба, и  хорея в одном стихе, конечно,  нестандартно, но звучит отвратительно. Разве что под гитару напевать (музыка все сгладит!). Но мы сейчас не о песне, а о конкурсной поэзии…
По содержанию не лучше. Домашние стихи для исполнения под гитару. Ни поэзии, ни открытий. Язык разговорный. Мысли известные.  Не зацепило.

=== === === === ===

Произведение: 2-13. Рука. Карманные звёзды

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Что ты знаешь о счастье, о мягкой дуге ребра,
О неровных краях, о чеканке, словах из рун?
Для кого-то "деньги" эквивалент "богат",
И нелепая блажь собирать их.
Подумай, друг,
Ты ведь слышал однажды цифрованный вой небес,
Псевдомузыку звёзд из космической пустоты?
Для меня звон в кармане и решки натёртой блеск —
Равносильны мечте... сильнее любой мечты!
Мы сидим, замерев — бок о бок, плечо к плечу,
Завтра капля огня разорвёт атмосферный слой,
Высыпается ртуть на агатовый каучук
И зовёт тебя выше.
Мне снова дышать тобой
Через дни ожиданий, сквозь солнечные шторма,
За стеной непрозрачной мастики смотреть в озон.
Нумизматика — выход.
В пропасть.
Больной провал.
Вместо гула планет ты ведь слышишь в кармане звон?

Комментарии:
Тоже не лирика: обращение «к другу» и увещевания, но, по крайней мере, написано красиво, языком поэзии, а главное  не так приземлённо, как это было во многих предыдущих  стихах этой темы. Тема раскрыта: деньги нужны, но не чтобы их иметь, а чтобы с их помощью  воплотить свою мечту - «Для меня звон в кармане и решки натёртой блеск - равносильны мечте...».
=== === === === ===

Произведение: 2-14. Lev160. Сейчас

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

"Думай о вечном, не забывай "сейчас", -
Так говорил отец, наливая чай,
Каждое утро. После махал с порога —
мол: не скучай.
***
Шла сериала жизни вторая часть.
Я, продолжая верить его речам,
Честно, вставая утром, мешал в стакане
"помни сейчас" .

Помнил и делал, и прогонял тоску,
Чиркая мелом памяти по виску
Сына: "Тащи "сегодня"
до свода скул".
***
Третий отрывок жизни. Родился внук.
Это же, Боже, чёрти который круг
Из позабытых. Чашка и в ней все тот же
замкнутый стук.

Комментарии:
Мне очень симпатична поднятая автором тема - она глубока и значима, стихи (хоть и не явно) имеют отношение к  смыслу жизни -  о бесконечно повторяющемся «теперь», из которого не вырваться, потому что не осознаешь бессмысленности этого кружения, не замечаешь его и не видишь своего предназначения. Тема великолепная, и стиль письма мне нравится (структура строфы, звучание), только при чем здесь конкурсное задание? Я не уловила связи с ним.  Стихи понравились сами по себе, вне задания. Как их оценивать? Из недостатков техники я увидела только неудачную строку: «Это же, Боже, чёрти который круг» - либо Бога вспоминать для связки слов, либо чёрта, но только не одновременно! )))

=== === === === ===

Произведение: 2-15. Альфа Мом. Альтернативное

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Стандартен в грёзах любой бездельник,
Прошедших, будущих ли времен -
Он хочет славы и много денег.
И я, бывает - почти что он.
Мне тоже хочется этих знаков,
Дающих право на список льгот.
Чтоб мир - и скучен, и одинаков -
Стряхнул с себя весь репей забот.
И я б рванул по нему - по миру,
Маршрутом всех перелётных птиц,
Чтоб не творя из банкнот кумира,
Стирать бы ими пунктир границ.
Я всем вокруг бы раздал дензнаков,
Чтоб братом снова б стал даже Брут...

Но Бог сказал: "Фантазёр, однако.
На, вот терпенье тебе и труд!"

Комментарии:
Коротенько, с иронией и по существу. Сложна по  согласованию фраза: «Я всем вокруг бы раздал дензнаков, чтоб братом снова б стал даже Брут...» - два «бы», а при втором еще и смыкание согласных - сложно для произношения. Заключительная фраза хороша по смыслу, но тоже не отшлифована: слышится смыкание слов - «нАвот»

=== === === === ===

Произведение: 2-16. Тенигин Андрей. Разговор Ходжи Насреддина с богатым купцом в караван-сарае за чашкой чая

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

– Ты, наверное, счастлив, почтенный ага?
Просвещён, правоверен и очень богат.
С караваном своим ты объехал полмира
Для того, чтоб не думать уже о деньгах.

Я же вечно тащусь от огня до огня.
Никому на Земле дела нет до меня.
Но, спасибо Всевышнему, жив и сегодня,
Бесприютные песни на хлеб обменяв.

Есть ишак у меня да потёртый халат,
На котором без малого сотня заплат.
В каждой память о женщине, встреченной мною,
Что бродяге дарила немного тепла.

– Я отвечу тебе, мой любезный Ходжа:
Деньги очень не любят на месте лежать
И зовут нас в дорогу. Иными словами,
Чтоб остаться на месте, я должен бежать.

Деньги дарят свободу одною рукой,
А другою рукой отнимают покой.
Тот, кто выбрал дорогу к тельцу золотому,
Должен знать: ту дорогу пройти нелегко.

Я скажу откровенно, мой друг Насреддин –
Не встречал я счастливых, вот, разве, один:
Он бредёт от огня до огня, и, быть может,
Только он в этом мире себе господин.

Есть лишь путь у него, за душой – ни гроша,
Но светлы его песни, светла и душа.
Каждым утром, Всевышнего благословляя,
Он глядит на дорогу и делает шаг.

Комментарии:
Стихи, все строфы которых - рубаи. К форме,  к исполнению - замечаний нет, вернее, почти нет: «ДЕНЬГИ дарят свободу ОДНОЮ РУКОЙ, а ДРУГОЮ РУКОЙ отнимают покой» - у денег есть руки? )))
Восточная философская поэзия часто строится на диалоге двух: один вопрошает, а другой разъясняет. И вопрос, который задает нищий Ходжа богатому купцу должен бы быть темой задания: «Что тебе дают  деньги?»  - (Чтобы не заботиться о них…) Такая композиция была бы естественна. Автор же влагает в уста Насреддина другой вопрос: «Ты счастлив, купец?» И купец, который здесь выполняет роль отвечающего, сообщает, что он вынужден ездить по миру не потому, что уже имеет возможность не думать о деньгах, а потому, что «Деньги очень не любят на месте лежать и  зовут нас в дорогу. Иными словами, чтоб остаться на месте, я должен бежать» - одна из наиболее удачных строф этого стихотворения!

=== === === === ===

Произведение: 2-17. Aleker. Копилка желаний

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Помню, как в детстве мечты-горошины
Не помещались в тугой стручок.
Я выбирал для себя хорошие,
Жадно стараясь набрать ещё.
Часто по жизни себе отказывал,
Жил от получек и до зарплат,
И заменяя алмазы стразами,
Тайно стыдился своих заплат.
Я научился платить минутами,
Верно оценивать каждый час.
В банке для соли держу валютою
Трудно накопленный свой запас.
Доллары, франки и фунты с еврами
Нет оснований на рубль менять.
Словно Форт-Нокс за стальными нервами
Обогащает мой банк меня.
Пусть я по жизни шагаю пешкою,
До королей не дойти мне, но
Знаю портреты на каждой решке я,
И президентов в лицо с банкнот...

Помню свой дом за седой дубравою,
Небо кромсали, спеша, чижи.
Мама твердила: "Не деньги главное:
Не пропустить бы за ними жизнь."

Комментарии:
Стихи - исповедь человека, думающего о деньгах: «Пусть я по жизни шагаю пешкою, до королей не дойти мне, но знаю портреты на каждой решке я, и президентов в лицо с банкнот...» Советы матери «Не деньги главное», остались у него только в памяти.
По технике - не поняла фразу: «Словно Форт-Нокс ЗА стальными нервами обогащает мой банк меня» - почему ЗА? Может быть, здесь опечатка - «со стальными нервами…»? Сказать, что стихи впечатлили - не могу. Но задание выполнено.
=== === === === ===

Произведение: 2-18. Moro 2500. чтобы не думать

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 1
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

о деньгах думать, чтоб ни пить, ни спать, ни есть:
богатым стать, накапливая впрок…
ведь все умрем, но прежде, попадая в сеть,
скупясь, с дырой в подкладке, чиним рок

бедняк в суждениях своих беспечно прав,
в полупустой квартирке застолбясь –
он мало спит, но в кратких снах своих он граф,
иль бог… а может, что неплохо – князь

а на поверку, утром, как похмелье – страх
под наваждение сухих надежд…
и бедный, «думкой богатеющий» дурак,
с толпой сольется в пестроте одежд

а как не думать, как от них свободным стать
от знаков этих, денежных купюр?
как жить красиво, чтобы с чистого листа,
сорвав с башки зеленую петлю…

***
сидит себе простой богатый человек
в своих хоромах, сытый и большой.
он счастлив сказочно в обыденной молве –
но болен смертно телом и душой

Комментарии:
Поскольку опять вижу запись текста без использования верхнего регистра - принципиально не буду комментировать. Хотя речь с массой помарок.