Сделано в СССР - Сделано в ГУЛаге

Виктор Коннов
на фото Туполевская шарашка, ЦКБ-29

Согласно словарному определению, шарашки — это жаргонное название конструкторского бюро закрытого типа при заводах, научно-исследовательских институтах, лабораториях, где работали заключенные ученые и специалисты для создания и усовершенствования техники.
Через шарашки прошли многие выдающиеся советские учёные и конструкторы. Основным направлением ОТБ была разработка военной и специальной (используемой спецслужбами) техники. Множество новых моделей военной техники и вооружений в СССР были созданы заключёнными шарашек
Начавшаяся в 1930 году широкая компания по борьбе с вредительством под руководством Экономического управления ОГПУ привела к появлению массы высококвалифицированных специалистов, использование которых на лесоповале было нерационально.
Поэтому 15 мая 1930 года появился "Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединенного государственного политического управления" об использовании на производствах специалистов, осужденных за вредительство, подписанного В. В. Куйбышевым и Г. Г. Ягодой. В частности, в этом документе говорилось: "Использование вредителей следует организовать таким образом, чтобы работа их проходила в помещениях органов ОГПУ"
Так появилась первая система научно-технических тюрем — «шарашек» для использования «вредителей» в интересах военного производства.
В сентябре 1938 по приказу Берии был организован Отдел особых конструкторских бюро НКВД СССР (приказ НКВД No 00641 от 29 сентября 1938). 21 октября 1938 г. в соответствие с приказом НКВД No 00698 данное подразделение получило наименование — "4-ый спецотдел". 10 января 1939 г. приказом НКВД No 0021 преобразован в Особое техническое бюро (ОТБ) при наркоме внутренних дел СССР для использования заключенных, имеющих специальные технические знания
4-й спецотдел НКВД-МВД СССР организован в июле 1941 г. на базе Особого технического бюро (ОТБ) НКВД СССР и 4-го отдела бывшего НКГБ СССР. Начальник отдела — В. А. Кравченко.
Основными задачами 4-го Спецотдела являются: использование заключенных специалистов для выполнения научно-исследовательских и проектных работ по созданию новых типов военных самолетов, авиамоторов и двигателей военно-морских судов, образцов артиллерийского вооружения и боеприпасов, средств химического нападения и защиты… обеспечения средствами радиосвязи и оперативной техники…
Наибольшее развитие институт шарашек получил после 1949 года, когда 4-му спецотделу МВД была поручена организация "Особых технических, конструкторских и проектных бюро для проведения научно-исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ по тематике Главных управлений МВД СССР" (приказ МВД СССР No 001020 от 9 ноября 1949 г.) При ряде предприятий под эгидой МВД были организованы особые бюро, где работали заключенные. После смерти Сталина (1953 г.) началась ликвидация шарашек. 30 марта 1953 г. был расформирован 4-й спецотдел МВД, но некоторые шарашки продолжали функционировать еще несколько лет.

Известные узники шарашек:   

    Р. Л. Бартини, авиаконструктор;
    Н. И. Базенков, авиаконструктор;
    Бельдер Михаил Абрамович, ученый химик;
    Воробьёв Давид Евсеевич, ученый химик;
    В. П. Глушко, конструктор ракетно-космической техники;
    Д. П. Григорович, авиаконструктор;
    С. М. Ивашёв-Мусатов, художник;
    Л. З. Копелев, писатель, литературный критик;
    Н. С. Кошляков, математик, чл.-корр. АН СССР;
    С. П. Королев, конструктор ракетно-космической техники;
    Л. Л. Кербер, специалист по дальней радиосвязи;
    Ю. В. Кондратюк, конструктор ветро-электростанций, автор трудов по космонавтике (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг.);
    Н. Е. Лансере, архитектор-художник;
    С. И. Лодкин, конструктор в области кораблестроения и военной артиллерии;
    Б. С. Малаховский, конструктор паровозов;
    Д. С. Марков, авиаконструктор;
    Б. С. Маслеников, пионер российской авиации, инженер, организатор (Новосибирск, начальник ОПКБ-14 при ПП ОГПУ Западно-Сибирского Края, 1930—1932 гг., вольнонаёмный);
    В. М. Мясищев, авиаконструктор;
    И. Г. Неман, авиаконструктор;
    Н. В. Никитин, инженер, будущий создатель Останкинской телебашни (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг., работал по совместительству);
    Г. А. Озеров, авиаконструктор;
    В. М. Петляков, авиаконструктор;
    Н. Н. Поликарпов, авиаконструктор;
    А. И. Путилов, авиаконструктор;