Сюжет, фабула и композиция

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2016/03/21/2111

В предыдущей статье, посвященной содержанию стихов, мы с вами разобрали, что такое прозаическая основа стихов и выяснили необходимость ее наличия для любых стихов (исключая только  этюды - незаконченные поэтические наброски увиденного), поговорили о значении триединства формы, ритма и содержания стихотворения и подкрепили сказанное 6-ю статьями с разбором стихов 1 и 2 туров «Межпортального конкурса -2016».

Сегодняшняя статья - о сюжете и композиции сюжета стихов. Если прозаическая основа необходима всем стихам, какие бы вы ни задумали  написать, то сюжет в стихотворении присутствует далеко не всегда. Все зависит от жанра написания, а еще - от характера конкурсного задания, если ваши стихи пишутся на конкурс. В 3 туре Межпортального конкурса было необходимо написать стихи по заданной цитате литературного произведения. То есть, написать историю не о конкретном литературном произведении и даже не по мотивам произведения, а переосмыслить  цитату - сочинить на ее основе какую-то свою историю с завязкой  и развязкой, желательно еще и с яркой концовкой. Без сюжета такие стихи написать невозможно.

СЮЖЕТ - это  ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам. Сюжет - основа формы произведения, его базовая схема, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет стихотворения включает в себя следующие элементы: завязку, развитие действия, кульминацию и  развязку, а некоторых стихах еще запоминающуюся концовку - вывод, главную мысль автора. Последняя строка любого стихотворения всегда особо значима: она должна не только запоминаться, но и (иногда) нести главную мысль поэтического произведения.

Понятие сюжета тесно связано с другим понятием - фабулой. Если  сюжет - это  ход событий в произведении, то под ФАБУЛОЙ понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Если сюжет - это  только совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения, то  фабула - само содержание событий. Понятие фабулы чаще применяется  для анализа прозаического произведения, чем для стихов: стихи, предлагаемые на конкурс - слишком коротки, чтобы в них можно было выделить не только последовательность событий (сюжет), но и их значимое для развития истории содержание.

Еще одно интересное и весьма полезное понятие - это композиция. КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТА - это организация, расположение и связь разнородных компонентов стихотворения - расстановка и соотнесенность событий, вставных рассказов, лирических отступлений, способов или ракурсов повествования.

Стихи можно организовать разными способами, вести их повествование от разных лиц. Чаще всего это делается  от первого лица, но совершенно не обязательно - авторского. В стихах с сюжетом всегда рассказывает не автор, а его персонаж - созданное воображением автора и помещенное им в определенную языковую и событийную среду действующее лицо, наделенное определенными взглядами на жизнь. Автор стихов может быть интеллигентнейшим человеком с возвышенными идеалами жизни, но, если он пишет увлекательную историю, рассказанную от первого лица, то его герой вполне может  мыслить и рассуждать о жизни приземлено и грубовато -  совсем не так, как автор. Не надо их путать и, тем более, если вы пишете отзыв на понравившиеся вам стихи с сюжетом. Не выражайте автору стихов сочувствие или возражение его мнению, не давайте ему советов – эти стихи не об авторе, а о персонаже!!!
 
Гораздо проще, когда по композиции сюжета задумано два или более персонажей, а рассказ ведется только от одного лица. Нам уже понятнее, что это - фантазия автора, что не стоит думать, что в реальной жизни все именно так и случилось, как это описано в истории. Может быть, так оно и было, но вас никто не заставляет так думать - это только ваша «хотелка»! Да что там говорить, я и сама не раз попадалась на эту удочку, анализируя чьи-то стихи с выдуманным сюжетом и критикуя автора за его личную  позицию! (повторяю, речь здесь идет не о гражданской лирике, не о лирике вообще, а о жанре «рассказ в стихах» на заданную или на свободную тему. Авторская речь в таких стихах тоже может присутствовать, но, как правило, она появляется в концовке, как заключение стихотворения, а  стиль ее речи должен немного отличаться от стиля речи персонажа, чтобы читателю было понятно, кому принадлежит этот вывод или рассуждение.

Можно построить поэтический рассказ на диалоге - как подслушанный разговор, записанный прямой речью (здесь автору очень пригодится умение правильно записывать прямую речь - см. http://www.stihi.ru/2015/08/31/1967).

Можно изменить естественный ход времени в рассказе - начать его с конца, а потом изложить предыстрию случившегося. Можно внести в рассказ интригу: только к концу стихотворения становится понятно, о каком персонаже идет речь или при каких  обстоятельствах все произошло - это достаточно интересный прием. Словом, фантазия в композиции сюжета  всегда хороша, главное, чтобы она была осмысленна - насущна. Оригинальная форма ради формы, а не ради содержания, всегда выглядит плохо.

В заключение  хочу поднять еще одну тему - поделиться своими  размышлениями и открытиями, сделанными мною в процессе голосования 3 тура «Межпортального -2016» конкурса. Приходилось оценивать стихи, где было все: техника написания - без ошибок, прозаическая основа – в наличии, был и сюжет - связное и логичное повествование. Не было только поэтического языка - одна только рифмовка написанной авторской прозы - напрямую, без использования особого поэтического вИдения, без образов, помогающих передавать не только сюжет, но и авторское восприятие  происходящего, его эмоции. За такие стихи мне не хотелось ставить высшие баллы: это конкурс поэзии, а не зарифмованной прозы.
 
Но были и более удивительные вещи. Встречались стихи, где были выполнены вообще все условия: и грамотность, и наличие содержания, и связный сюжет с интересной  композицией его подачи, и даже образность была. Но стихи мне категорически не нравились. Почему? Претила жизненная позиция автора. Постойте, скажете вы, причем тут  автор? Стихи написаны от лица персонажа - довольно пошленького, немного циничного, прагматичного потребителя комфортной жизни, далекого от каких-либо возвышенных идеалов и предлагающего слушателю (читателю) столь же легко («пофигистски»)  относиться к святыням других, к тому, от чего он сам бесконечно далек в понимании и в интересе, но уверенно выносящим свои суждения... Да, это говорит персонаж стихов, только вот автор … молчит. Он не вмешивается, не добавляет ни строчки в концовке от себя, он полностью воссоединен и солидарен со своим персонажем.

По всем правилам судейства я должна не вмешиваться в такие тонкости (у нас свобода мнений, каждый живет и думает, как  считает правильным). Но есть же какие -то всечеловеческие представления о добре и зле, о деликатности не касаться некоторых тем, о поддержке  всего чистого, нацеленного на свет, самопожертвование и любовь к ближнему и неподдержке всего пошлого, приземленного и эгоистичного... Не борьбы, а хотя бы неоправдания низкого и примитивного. Мне кажется, поэт только тогда поэт, когда он будит в нас, читателях, что-то доброе и правильное, а не тогда, когда он просто фотографирует порочность и пустоту нашей окружающей жизни, одобряя ее.

Словом, стихи «не ведущие к храму» при всех их формальных достоинствах я высшими баллами не оценивала.  Права я или нет - вам судить. Мне хочется, чтобы пишущие люди  тоже учитывали эту не обозначенную составляющую стихов при их сотворении. Задайте себе вопрос: кого вы изображаете как «нормальное явление»,  куда ведете, чему учите? "Да я еще не поэт и вообще никого учить не собираюсь"- скажут  некоторые.  Вспомним Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан..."  Вот и мы - все, кто затеял публиковаться в интернете, ОБЯЗАНЫ.


С уважением, Алкора. 14.04.16