Таллин. 24

Светлана Каплун
        Предлагаю продолжить разговор о «Калевале», поскольку в этом эпосе ещё остались некоторые очень даже интересные моменты.

    Название «Калевала» — это эпическое имя страны. Суффикс -la означает место жительства, так что Kalevala — это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена, называемых иногда его сыновьями. Как я уже отмечала раньше, про самого Калева в поэме Лённрота ровным счётом ничего не рассказывается. Вяйно рожден девой Илматар от волны и ветра при участии верховного бога Укко-Юмалы.

    Но есть в «Калевале» кусочек, на удивление противоречивый, бестолковый и мало связанный с основным повествованием. Зато именно в нём появляется имя, наиболее близкое к Калеву! Причём, этой истории отведено целых шесть глав, начиная с тридцать первой, в которой говорится о трёх братьях.  Первый угодил в Россию и стал торговцем, он не участник нашего повествования. Второй попал в Карьялу (Карелия, как я понимаю) – это Калерво известный. Ну а тот, что на родине остался, вырос Унтамо коварный.

   Не сложилось у Калерво с Унтамо добрососедских отношений. Пошёл Унтамо войной на брата и «войско Калерво разбили, истребили род великий, дом его дотла спалили, полностью с землей сровняли. Лишь одна осталась дева, что была тогда на сносях…»   

    Так появился на свет Куллерво. Как всякий обычный богатырь, растёт малыш не по дням, а по часам, проявляет силу великую, да ещё и рассуждает: "Мне бы только стать повыше, мне бы только стать покрепче! Отомстил бы все обиды,  матери-отца - страданья!"

    Смекнул Унтамо, что новый Калерво родился и попытался сгубить мальчугана. Но тот в воде не тонет, в огне не горит! Пробовали вешать, да только Куллерво от скуки весь дуб ржавым гвоздём исчертил-изрисовал (есть в этой сценке что-то от Одина, который примерно таким же образом руны изучал). А вот как работник парень оказался совсем никудышний, и продал его Унтамо в Карьялу кузнецу Ильмаринену. За бесценок, можно сказать, отдал…

    А вот здесь уже отличилась супруга Илмаринена, дева Похьелы: определила Куллерво в пастухи, а в дорогу дала ему хлеб с камнем внутри. И вышло так, что сломал «Калервы сынок родимый» о тот камень свой нож, единственную память об отце.  И сильно осерчал. И пригнал назад вместо буренок волков с медведями. Вот ведь даже заговоры откуда-то знал!

    Погубил Куллерво деву Похьелы. Разорвали её волки с медведями. А ведь я уже говорила, что подозрительная она, эта страна севера Похьела! Из тридцатой песни, кстати, всплывают кое-какие подробности:

    «…Стужу навела на море, на морской простор открытый. Так сама проговорила, так сказала, повелела: "О, Мороз, сынок мой меньший, выращенный мной красавец! Поспешай, куда направлю, мчи, куда я надоумлю! Заморозь на море лодку, Лемминкяйнена кораблик…» Так кто же она, хозяйка Похьелы?! Мара?

    Лемминкяйнен тоже не глуп. Запихнул ворога к огню в топку со словами: "Ты, Мороз, дитя Метели, сын зимы, все леденящей…» Вот с кем богатыри финские воевали!

    На гибели молодой хозяйки Илмы героическая часть повествования о Куллерво заканчивается и начинается невероятная. Естественно, Куллерво, долго не раздумывая, сбежал. И встретилась ему в лесу хозяйка дебрей, которая и сообщила, что, оказывается, и батюшка его жив, и вместе с матушкой он живёт, и дети взрослые у них есть! А не стыковка получилась вот в чём:

    "Неужели не признали сына своего родного, что герои Унто взяли, увезли с собой ребенком?..» (Всего-то три главы назад говорилось о беременной молодухе, которую единственную уцелевшую увели в Унтамо. Теперь, помимо старшего Куллерво,  в семье растут дочь и сын, а ещё одна дочь ушла в лес по ягоды и пропала.)

    Как мы знаем, работать Куллерво не умеет. Поэтому отцу от него одни убытки. Вот и послал его отец подать отвезти. Налоги юноша заплатил, а на обратном пути стали ему девицы попадаться, одна за другой. Причём, едет он по песчаным землям Похьи, по пределам дальней Лаппи. (Интересно, кому старый Калерво из Карьялы налоги-то платил?)

    Третью девушку Куллервойнен подхватил к себе в сани, соблазнил сначала видом красивых тканей, а затем и вовсе соблазнил. Как оказалось, родную свою пропащую сестру. Когда правда вскрылась, девушка тут же и утопилась.

    Признался Куллерво во всём матушке и решил не скрываться от позора, а пойти войной на Унтамо. Далее очень некрасивая история получилась: на вопросы матушки, кто будет опорой отцу, матери, сестрице да брату? – ответил герой, что пусть каждый из них угаснет. А потом выяснилось, что ни отец, ни брат с сестрой о Куллерво грустить не будут, да и он о них тоже не заплачет. Вот такой обмен любезностями произошёл.

    Пока добирался Куллерво в Унтолу, умерли его родные отец, брат, сестра да матушка. Уничтожил парень весь род Унтамо, вернулся в пустой дом. Ушёл бродяжничать. Набрёл на то место, где обесчестил сестру, да и покончил с собой. Вот такая нелепая история! Напомню, что речь идёт о народном эпосе, пусть и существенно переработанном. Поэтому я хочу рассказать вам эту же историю по-другому:

    Купала и Кострома - брат и сестра, дети Бога Семаргла и богини ночи Купальницы. По преданиям, Кострома и Купала не послушались матери и побежали к реке (по другим источникам - в поле) слушать песни птицы Сирин. Купальница предупреждала детей, что птица Сирин, хоть и сладко поёт, но является далеко не добрым существом. Тот, кто её послушает, забудет обо всём на свете и последует вслед за птицей, куда бы она ни полетела. Такой человек попадает прямо в мир мёртвых - тёмную Навь.

    Купала и Кострома решили тайком взглянуть на Сирин. Однако и с ними приключилось несчастье. Сестру Купалы Кострому гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель (по другой версии – Купалу). После этого прошло много лет. По велению судьбы и случая, Кострома гуляла по берегу и плела венок. Неожиданный ветер сорвал венок с её головы и бросил в реку. В это время мимо проплывал в лодке Купала. Он поднял венок и отдал его прекрасной девушке. По обычаям и традициям того времени - тот, кто поднял брошенный девушкой венок, должен был на ней жениться.

    Так как они совершенно не помнили своего родства, то влюбились друг в друга и сыграли свадьбу. Однако Боги разозлились на них и решили отомстить молодожёнам - рассказали жестокую тайну  Купале, что женился он на собственной сестре. Для Купалы и Костромы это был смертельный позор. Пошла Кострома к озеру, бросилась с головой в воду и утонула. Но не умерла, а превратилась в лесную русалку-мавку. Купала же, не в силах вынести стыда, бросился в костёр.

    Боги, увидев, какая вышла жестокой месть, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Однако, вместо человеческого облика небожители решили сделать их красивым цветком, который сейчас называют Иван-да-Марья...

    Я их тоже видела: нежную девушку с бирюзовыми трубочками, через которые продеты длинные пряди  цвета льна и серьёзного юношу с несколькими дымчатыми бусинами в темной шевелюре. Девушка доверчиво спросила, не нужно ли ей сделать что-то ещё? Зачем! Она и так была прекрасна! Юноша же уклонился от моего невольного жеста, не позволив к себе прикоснуться. Конечно, я знаю, в чём тогда оказалась не права. И я постаралась исправить свою ошибку. Он придёт и поблагодарит меня позже...  Как я люблю такие удивительные сны! Уж не сама ли Царица Ночи иногда дарит мне их? Интересно, что у них вышло с Калевом?