Елена Сунгатова. Он любил жизнь...

Наиля Ахунова
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.

В.А. Жуковский
("Воспоминание", 1821)


Елена Сунгатова
 
Он любил жизнь...
Памяти Рашида Ахунова (1953-2016)

 25 марта 2016 года в Казани на 63-м году жизни после тяжёлой болезни скончался Рашид Гарифзянович Ахунов, член Союза писателей Татарстана, писатель, перевод­чик, государственный и общественный деятель, меценат...
Ушёл из жизни человек яркий и многогранный, полный планов, которым из них уже не суждено было осуществиться…

 Рашид Ахунов родился в литературной семье. Любовь к литературе впитал буквально с молоком матери. Шаида Абдрахманов­на писала сама и любила читать Помимо татарских романов, современной литературы и периодики ей нравились произведе­ния российских и зарубежных классиков, она с увлечением читала англоязычную фантастику, книжные и журнальные новинки. В доме царил культ книги, соот­ветственно, все разговоры были о литературе.

 Гарифзян Ахунзянович и Шаида Абддрахмановна были радушными хозяевами, в гости к ним приходили известные литераторы, компози­торы, певцы, художники. В хлебосольном доме Ахуновых звучали как татарские песни, так и произведения русских и зарубеж­ных композиторов. Шаида ханум, например, с удовольствием слушала группу «Аквариум», ей нравились песни Бориса Гре­бенщикова, Игоря Талькова, любила знаменитый сериал "Твин Пикс" Дэвида Линча...
Она была первым слушателем, критиком и ценителем творчества супруга. Будучи прозаиком, в лирические минуты он писал стихи и песни, которые никогда даже не пытался издавать. Всего им было написано около двух десятков песен на татарском языке, они исполнялись популярными татарскими певцами Минголом Галеевым, Зухрой Сахабие­вой, Масгутом Имашевым, Альфиёй Афзаловой, Русланом Габитовым...
И ещё Гариф Ахунов очень любил рисовать, с детства мечтал стать художником. Вот в такой атмосфере творчества и доброжелательности к людям выросли дети, их в семье Ахуновых было двое, Рашид и Наиля.
 
 Рашид, получая среднее образование, параллельно окончил музыкальную школу (по классу баяна) и художественную. Само­стоятельно выучился играть на гитаре. Создал школьный вокально-инструментальный ансамбль. Среди его музыкальных при­страстий того периода можно назвать, например, группы «The Beatles» и «Led Zeppelin». Кумиром для него был американский гитарист-виртуоз, певец и композитор Джимми Хендрикс, чей портрет в полный рост Рашид даже нарисовал на стене своей комнаты. Порт­рет прекрасно вписался в пространство, где все стены были увешаны плакатами с любимыми исполнителями. Музыка была его увлечением всю жизнь, а позже он помогал биг-бенду Анатолия Кролла (Москва) в трудные для коллектива времена, о чём известный джазмен никогда не забывает.

 После школы Рашид Ахунов поступил на архитектурный факультет, но, проучившись год, понял, что это не для него. Тяга к лите­ратуре пересилила, Рашид, решив идти по стопам родителей, поступает на татарское отделение истфилфака Казанского госу­дарственного университета (КГУ). Увлечение музыкой не оставляет. Вместе с сокурсницей Анной Воздвиженской они пи­шут рок-оперу «Северная легенда». Это красивая, светлая и печальная история траги­ческой любви, где главная героиня во имя любимого жертвует своей жизнью, спасает его, а сама превращается в птицу - чайку. Рок-оперу исполняла казанская группа «Зеркало», популярная в те годы в ССССР. Она успешно объездила с «Северной легендой» почти всю страну. А эта рок-опера, кстати, вторая отечественная по времени - после "Орфея и Эвридики" с Альбертом Асадуллиным.
 
 Если говорить о товарищах, то их у Р.Ахунова было много. Качества, которыми обладал Рашид: легкость в общении, обаяние, эрудированность, доброжелательность — притягивали к нему людей. Тем более что он был ещё и очень красив. Но говорить о все­общей любви к Рашиду неправильно. Он был человеком непростым. А его обаяние одних пленяло, других раздражало. Не каж­дый может реализовывать себя в жизни как лидер, влиять на окружающих, мотивировать их к действию. Рашид мог, хотя это ему, конечно, непросто давалось...

 По окончании университета с 1977 по 1987 годы он занимается литературной деятельностью. Какое-то время работает редак­тором Таткнигиздата (Казань), затем в издательстве «Современник» (Москва). Много переводит. Перевёл с татарского языка на русский произведения Мухаммата Магдеева, Шайхи Маннура, Атиллы Расиха, Шарифа Камала, Туфана Миннуллина, Мадины Маликовой и других. А главное, Рашид считается лучшим переводчиком произведений Гарифа Ахунова. Он блестяще перевёл с татарского языка на русский роман-дилогию «Дочь Волги», роман «Клад», повесть "Хозяева", рассказы. Наиля Ахунова с сожалением отметила, что часть творческого наследия Гарифа Ахунова ещё не переведена на русский язык. Одно из лучших произведений, повесть «Этляр патшасы» («Собачий царь»), очень глубокая, философская, необычная, ждёт своего часа. Хочется, чтобы она пришла и к русско­язычному читателю. Наиля Гарифзяновна верила, что брат найдет время и снова займется переводами. Перевод творческого наследия Гарифа Ахунова стоял в планах Рашида Гарифзяновича, которым, увы, уже не суждено сбыться...
 Теперь перед Наи­лей Гарифзяновной возникла задача самой попытаться выполнить эту миссию. Опыт у неё имеется. Она уже переводила, на­пример, пьесы Рената Хариса, Гульшат Зайнашевой и Гарая Рахима для Татарского государственного театра кукол «Экият», например.

 В годы перестройки, когда прожить на гонорар переводчика стало невозможно, Рашид идёт в кооператоры. Он создает и воз­главляет кооператив «Лейсан», затем уезжает в Москву. Где с 1989 по 1991 занимает должность вице-президента Академии творчества СССР.

 С 1991 по 1995 годы Рашид Гарифзянович Ахунов - генеральный директор АОЗТ «Международный коммерческий союз». На базе МКС был учрежден «Клуб интеллектуалов», куда входили известные писатели, композиторы, артисты, министры, работники правоохрани­тельных ведомств и бизнесмены татарской национальности. Клуб этот представлял собой своеобразный интеллектуальный центр татарского землячества в Москве. При МКС был создан джаз-оркестр «МКС Биг-Бэнд» Анатолия Кролла.

 Помимо литературы и музыки Рашид Ахунов любил театр и кино. В 1989 году Леонидом Трушкиным и Евгением Роговым был основан впервые на принципах антрепризы, на внебюджетные деньги, Театр Антона Чехова*. Все эти годы театр работал без при­влечения государственных дотаций. На страничке сайта Театра Антона Чехова в разделе «О театре» есть слова благодарности меценатам, которые помогли театру:
 «Театр всегда благодарен Семену Брискину, Марату Акчурину, Леониду Миньковскому, Рашиду Ахунову, Ахмету Камальди­нову. Без них не было бы нашего театра».
 
 Меценатство, помощь людям Рашид Ахунов ставил на первый план. Это фамильная черта Ахуновых. Гариф Ахунов был та­ким, не мог отказывать людям, обратившимся к нему за помощью. И как председатель Союза писателей, и как депутат Верховного Совета СССР... Помогал, иногда даже в ущерб своим интересам. Например, помог многим писательским семьям улучшить жилищные условия, а сам жил и умер в обычной хрущёвке.

В нача­ле 1990-х Рашид привез в Казань на гастроли Театр Антона Чехова. Жители Казани увидели два замечательных спектакля — «Там же, тогда же» и «Чествование» — в исполнении звёздного состава театра. В спектаклях были заняты Вера Аленто­ва, Александр Ширвиндт, Любовь Полищук, Людмила Гурченко, Михаил Державин, Константин Райкин, Екатерина Стриженова и другие. Вырученные от спектаклей сред­ства пошли на благотворительные цели. В Казани для общества инвалидов был куплен небольшой, специально оборудован­ный автобус. Этот поступок - не штрих ли к портрету? Рашид Гарифзянович стремился помогать людям, гармонизировать мир вокруг себя по мере своих сил, возможностей и понимания. О себе он говорил: «Я перфекционист». Этим многое сказано. Он многое умел делать своими руками, любил готовить, даже  столярничать и плотничать...

 В 1995 — 1998 годах Рашид Ахунов работает министром внешних экономических связей Республики Татарстан. На тот пери­од он самый молодой министр республики, сплотивший вокруг себя дружную, креативную команду. Щедро делится своими наработками и идеями, помогая республике в налаживании внешних связей. Рашид Ахунов изобиловал идеями, легко генери­ровал их. Творческое начало молодого, активного министра, возможно, иногда даже мешало каким-то бизнес-проектам. Чиновники не всегда понимали его адекватно, слишком уж он отличался от них...

 Последний период Рашида Гарифзяновича был событийно насыщен. Много ездил по разным регионам страны: от столицы до Дальнего Востока, Урала, Средней Азии. А в целом, он объездил, наверно, полмира - за свою недолгую жизнь. Был консультантом и советником, помогал в разработке всевозможных концепций, программ и их воплощению в жизнь. Работал взахлеб, порой на износ, в жёстком режиме, часто недосы­пая. Много времени проводил в перелётах, переездах. Не уделял своему здоровью должного внимания. Серьёзные проблемы с сердцем преследовали его давно. Когда не стало мамы, Шаиды Абдрахмановны, он слёг с тяжёлым сердечным приступом. На похоронах из-за этого быть не смог, но как только ему стало чуть полегче, тут же приехал в Казань. Посетил кладбище в Ар­ске, где похоронены родители, помог по татарским обычаям провести все поминальные дни…
 
 В 2016 году он приехал на родину подлечить больное сердце. Лёжа в больнице, много общался по телефону, обсуждая новинки кино и литературы, собирался написать роман, в чем-то автобиографичный. С увлечением рассказывал некоторые эпизоды. Он намеревался, подлечившись, активно работать, строил планы. Увы…

 — Таких жизнелюбов, как Рашид, на своем веку я мало встречала, — рассказывает Наиля Гарифзяновна — несмотря на взлё­ты и падения, предательства и разочарования, он никогда не опускал рук, не предавался унынию, засучивал рукава и принимался за новые проекты…

Яркая, пассионарная, многогранная, сложная личность. Таких помнят долго.

 Елена Сунгатова
 ("Искусство и культура в Татарстане", 05.04.2016)