О Москве, Иване Грозном, Ермаке и Чапкуне Отучеве

Илья Казаков-Волжанин
(из цикла бесед с Михаилом Юхмой)
К 80 - летию народного писателя Чувашии Михаила Юхмы

Герой поэмы - Михаил Юхма. Его размышления, рассказы об исторических
событиях и людях в форме беседы, всегда интересны. В данной поэме
приводится рассказ Юхмы о прошлом Москвы, об Иване Грозном, Ермаке
и Чапкуне Отучеве (чуваше, беке Казанского ханства)

Раздел I.

Возьму за смелость, мой читатель,
Продолжить разговор о том,
Что знает мудрый наш писатель,
Ведь в книгах, мысли о былом.

С писателем Юхмой общаясь,
Я замечаю каждый раз,
В пространстве будто растворяясь,
О прошлом он ведет рассказ.

Вот и сейчас, роман читая
О Грозном, написал что я,
Сказал задумчиво листая:
«Да…Тема сложная твоя.

Источников о нем не мало,
Да искажений и вранья.
Но время ведь другим уж стало.
Что ж! Расскажу, что знаю я.

Вот о Москве, возьмем к примеру:
Князь Долгорукий основал.
Но можно ль взять слова на веру,
Кто до него там проживал?

Там, у Москвы-реки, ведь жили
Болгаров древних племена.
И земли эти отходили
Князьям болгарским. Времена

Давно забытых толкований
Ипатьевских, Тверских не лгут:
Боярин Кучка там был главный,
И крепость Кучков назовут.

Бояре быстро обрусели,
Племен же разных просто тьма.
Славяне там давно осели,
Сурова жизнь была весьма.

Болгаро-волжские, быть может,
Князья владели с давних пор.
Их территории умножат
Боляре – рыцарей напор.*

Та местность красною считалась,
И Кучкова текла река.
Дружина с юга направлялась,
Добыча Юрия влекла.

Он шел из Киева к Андрею
Во град Владимир, жил где сын.
И вот привал, под солнцем греясь,
Увидел местность, шел где дым.

Там села вдоль реки стояли,
И вился с каждой хаты шлейф.
Но князя с хлебом не встречали,
И был разбужен мести червь.

Он силу применил, и местность
От Кучки отойдет к нему.
И созовет на пир в окрестность,
Бояр всех местных – быть тому!

На Боровицком шум и гусли,
С холма все видно: «Красота!».
Но Кучка хмур, дурные мысли…
Лишится, видно, живота.

Князь Долгорукий сделал дело,
Поссорившись на том пиру:
Князь Кучка был убит, и тело
На Чистом брошено Пруду.

Потом и город здесь построит,
Москвою назовет тогда.
Так ум пытливый это вспомнит:
О Кучке, князе, тех годах.

О Грозном знаем мы не мало,
Карамзиным написан труд.
Но в памяти людской осталась
Жестокость и народов суд.

Юхма задумался, и молвил:
«Досталось предкам от него.
Народ в преданиях  умножил
О днях правления его.

Народом нашим был поддержан,
Когда Казань он с войском брал.
И Грозным мир нам был обещан,
Чувашам льготы обещал.

Не крепостной народ чувашский,
Казалось, вольность приобрел.
Набегов нет, ведь хан казанский,
Теперь в историю ушел.

Но обманул чувашей Грозный,
Да и марийцев и мордву.
Да так, что жить всем стало сложно,
Был тот же гнет, что был в ходу.

Не от хорошей жизни люди
Берут оружие, топор.
Когда насилие, а судьи,
Не слышат, не дают отпор!

Налоги и поборы вскоре,
Разбудят ненависть, огонь.
На бунт толкнет крестьян то горе,
Беда придет, как только тронь.

В историю войдут те войны,
Что черемисскими зовут.
Но черемисы многослойны,
Народ так разный назовут.

Хочу сказать и о Казани,
О ханстве, павшем в те года.
Опустим гнет и сборы даней,
(Таким была тогда Орда).

А ханство – было государством,
Где наций разных и не счесть.
Он как котел кипел тем братством,
Но отстоят ли свою честь?

Мордва, чуваши и марийцы,
Да и других народов смесь
Передвигались, словно птицы,
И этому примеры есть:

Чувашский князь Чапкун Отучев
Был призван к ханскому дворцу.
И неспроста, нависли тучи…
И груз, по силам ли борцу?

Шла череда переворотов:
То заговор, то бунт пройдет.
Москва добавила заботы,
К Казани ведь войной идет.

А род чувашский, был болгарским
И сохранился в ханстве том.
Он признан ханом был татарским,
И защищал хан власть и трон.

Вот так вот, в гуще всех событий:
Есть опереться на кого!
А для родни есть час открытий,
Им биться вместе за него.

Отец Чапкуна был известен:
(Сафа-Гирей его был хан).
Татары и чуваши вместе,
В едином стане мусульман.

Подняться в мусульманском мире
К вершинам власти нелегко.
Лишь мусульманину по силе,
Ислам – вот двигатель его.

Каким бы умным, именитым,
В то время не был человек:
Пусть очень даже знаменитым,
Но тщетно! Жестким был тот век…

Решительность и смелость бека
Чапкун Отучева видна.
Казань для многих была Меккой
И вера здесь была одна.

Переворот и князь Отучев
В правительстве – Верховный хан.
Он на борьбу поднимет лучший,
Народ, что властью будет дан.

В истории не так-то просто
Сегодня разобраться нам.
И от рождения к погосту
Был трудным путь, скажу я Вам.

А ситуация сложилась
В то время очень не простой.
От крымской партии, что длилась,
Шел гнет и прочий весь настрой.

И Грозный,  подходя к Казани,
Верхушку эту испугал.
И выход-  бегство, вместо брани,
И город обезглавлен стал.

У переправы через Каму,
Тех крымчаков побил отряд.
От русских – жалости ни грамма,
Живых отправят в стольный град.

Где казни предадут, ведь время,
Не знало жалости тогда.
Жизнь человека, будто семя,
Бросали в землю в те года.

Об этом позже Костомаров**
Напишет очерк неплохой:
О времени прошедшем, старом,
Где риск – расплата головой.

Есть очерк также Худякова,***
Пришел как к власти бек Чапкун:
Он делом доказал и словом,
И храбрым был, как предок гунн.

У Костомарова – чуваши,
Легко ушли под власть царя.
Подарки, льготы – мерой ставши,
Свободу как бы им даря.

Но все не так! Иван обманет…
Узнают слово все царя.
Вот потому народ восстанет,
Обидой мщения горя!

У Худякова – бек Отучев
Сплотит казанцев в сложный час.
И, если есть возможность, случай:
Чапкун отпор с народом даст.

*Болер – (болгарский) мужественный, достойный муж, рыцарь. В Дунайской Болгарии их называли болеры или боляры. В современном чувашском языке «ер» именно то и обозначает. Общепризнанно, что чувашский язык – прямой потомок болгарского языка.
**Н.И.Костомаров – исторический очерк «Сильвестр и Адашев».
*** Михаил Худяков – «Очерки по истории Казанского ханства».

Здесь сноску дать, конечно, надо:***
Чапкун был в вере мусульман.
И потому в татарском граде,
Он власть имел, то не обман.

В боях погиб, как полководец,
Оставив память о себе.
Он не бежал как царедворец,
Был предан делу и борьбе!

Казань покорена, но вскоре
Пройдут волнения в краю.
Забудут распри и раздоры,
Ведь жизнь народа не в раю.

А «грамота», что « золотая»,
На деле – ложь! Была обман…
И слезы горькие глотая,
Народ поднимется на брань!

И черемисскою тут станет,
Война марийцев и чуваш.
И племена других восстанут,
Что населяли край весь наш.

*** Н.И.Костомаров (очерк): « Чуваши легко покорились русской власти. Особенно когда им дали льготу на три года от платежа ясака, а царь в Москве подарил князьям шубы, крытые шелковой материей».
М.Н.Юхма «С верой в будущее» : «…потом чуваши, основное население ханства, поняли тяжелую руку Москвы и смогли найти с другими партиями Казани общий язык и поднялись на борьбу с Москвой. Вот все это и изменило общую картину настроения казанцев, привело Чапкуна Отучева к власти. В истории Казанского ханства, во взаимоотношениях Казани и Москвы Чапкун Отучев оставил большой след. О нем написано и в «Татарском энциклопедическом словаре», изданном в 1999 году Институтом Татарской энциклопедии АН РТ: «Чапкун Оточев (? – 1552, бек, гос. Деятель в Казанском ханстве. В 1552 входил в состав депутации казанской знати при переговорах в г.Свияжске с представителями Московского правительства. С 10 марта 1552 возглавил временное правительство Казани, осуществлявшее руководство обороной Казани от войск Ивана IV. Погиб в боях. См. также Отучева мечеть» (стр.642)».


Раздел II.

Легенд о Ермаке не мало
Народ сложил, прошли века…
Вопросов больше только стало,
Течет во времени река.

Пришел на волжские просторы
Донской казак, а может, нет.
Кто говорит, что с Волги, воры –
Суда громили много лет.

И там за храбрость и отвагу
Разбойник главным в шайке стал.
И от царя не видел блага
И милостей Ермак не ждал.

Так за Урал вела  дорога:
Там Строганов, его семья.
От них, ему была подмога,
Он защищал их как себя.

Урал был краем заповедным,
Богатым мехом и рудой.
Но хан сибирский был зловредным,
Хоть стар был телом и седой.

От ига чтоб освободиться
И призван был Ермак лихой.
Он будет с ханом этим биться,
Чтоб отплатить за все с лихвой.

Был водный путь, он самый трудный,
Но все невзгоды позади.
И край сибирский, очень чудный,
Не так-то просто обойти.

А ведь места хранили тайну,
Когда Орда еще была.
Незаживающею раной,
Легенда там еще жила.

Иртыш. Чувашева могила –
Гора высокая видна.
И память наша – это сила,
О Чуваш-баторе жива.

И государства нет болгаров
На Волжском золотом пути.
Царь Ылттанбик гроза татаров…
И Ылттанчеч должна уйти.

Все уничтожено врагами,
Разорено – спасенья нет!
Теперь подумайте вы сами:
«Кто возродит успех тех лет?».

Мне кажется, Ермак был в теме:
Он знал легенды, этот путь.
Пускай другое было время,
Узнать бы тайны нам чуть-чуть.

Юхма взволнован. Это имя
В чувашских знают деревнях.
И нарекают в семьях сына,
Он побеждает в жизни страх!

Тобол. Иртыш.  И правый берег.
И там – Чувашева гора…
И вел Ермак дружину, веря,
Что отомстит врагу сполна.

Их было мало, но дружина
Разила сотнями врагов.
Кучум бежал, ломались льдины,
Все было до больших снегов.*

Три года Ермаку победы,
Давались в стычках и боях.
И в полной мере хан изведал,
Посеянный дружиной страх.

Лишь случай ждал и ждал момента
Униженный сибирский хан.
Лазутчики в теченье лета:
В казачий проникали стан.

Ночлег. Усталость и беспечность…
Ермак с дружиною – все спят.
Сродни предательству та леность,
И им придется умирать.

А август ночью был холодным,**
Ермак с дружиною в воде…
И погибал отряд там сонный,
Не веря, что уже в беде.

Прошли года, но память крепко
Хранила дело Ермака.
И род один, один из древних,
Имел тотем тот - Токмака.***

Быть может род идет оттуда
Там тоже есть чувашский след?
Юхма задумался, как будто:
«Ответа до сих пор ведь нет…».

*23 октября 1582г. произошла эта генеральная битва. Ермак победил. Кучум бежал («С верой в будущее» М.Н.Юхма).
** Погиб Ермак, как пишет Н.И.Костомаров, в августе 1585года. Но дело было сделано. Он завоевал для России Сибирь с ее бескрайними просторами…(«С верой в будущее» М.Н.Юхма).
***Токмак – сравнение с волком, смелый, храбрый, отчаянный (древнечув.)

ЭПИЛОГ

Хотелось, чтобы знали люди,
Что жил Отучка Ботаков.*
А род Токая – это чудо!**
Живут потомки с тех веков.

А Угаслу, чье имя – знамя,***
Вела сподвижников на бой.
И сердце девичье - как пламя,
Стрелой разила голубой.

Юхма взволнованно заметил:
Чуваши – древний, славный род!
Он сохранился, чтоб увидеть,
Как возродится наш народ.

Наступит, верю, правды время,
К истокам будет интерес.
И обратятся к этой теме,
Которая имеет вес.

Читаем книги, смотрим фильмы,
Об этих славных временах.
Узнать все тайны – надо силы,
Что скрыты в древних тех годах…

Восьмой десяток за плечами,
Юхма вздохнул – как труден путь.
Писатель пишет и ночами…
Выискивая правды суть.

*Отучка Ботаков – потомок Чапкуна Отучева. Он жил уже в другие времена, точнее, в конце XVI века (М.Н.Юхма).
**Токай - батор – интересные материалы устного творчества сохранились о Токай-баторе и Васянке, сподвижниках великого героя Негея, которые после гибели вождя продолжали борьбу с царскими отрядами (период 1774г.-1775г. – герои эпохи Пугачевского восстания).
***Угаслу – свободолюбивая болгаро-чувашская красавица, жившая в середине XVIII века. До наших дней сохранились о ней народные рассказы, исторические предания и легенды. Создав боевой отряд из чувашских героев, она присоединилась к войскам Емельяна Пугачева. Ее еще называли «Голубой стрелой». Стреляла она голубыми стрелами, т.е. окрашенными в голубой цвет. Голубая стрела – знак верности своей мечте, клятве и преданности юношеским идеалам (М.Н.Юхма).

г.Чебоксары
28.10.2014- 10.01.2016г.