Дракончик чайного дымка

Солнце Моё
дракончик чайного дымка
взметнется в простоте явлений - саби,
а с ним придет на ум строка
о бесконечности вселенной - ваби.
в пространстве ароматом торжество,
и цвет листочков сердце устремляют
крылатыми ладошками летят на дно,
с водой себя и нас объединяют.
густого койтя первые глотки,-
у чая кабусё - изыскан вкус,
дымок мотает плавные витки,
тяван опустошаем мыслям в плюс.
дракончик чайного дымка
огонь в пространство вака выдал.
полна щедрот всевышнего рука,
талантом нас он не обидел.



Дополнительная информация
http://nihon-go.ru/chaynaya-tseremoniya-v-yaponii/

    Главное отличие японской чайной церемонии от китайской состоит в том, что она не направлена только на получение удовольствия,  а является преимущественно ритуальной.
Наибольшего расцвета этот ритуал достиг в 15 веке, когда сёгун Асикага Ёсимаса приказал выстроить на территории загородного дворца Киото особый павильон под открытым небом, где должны были проводиться чайные церемонии для аристократических друзей сёгуна. Они проводились под руководством специально обученного человека, мастера Мурата Юко. В 16 веке все образованные японцы приняли новую традицию и, благодаря стараниям Сен-но Рикю, стали проводить подобные церемонии и в своих усадьбах.
    В 1732 году ввиду неурожая и голода чайная церемония перестала проводиться в домах аристократии.
    Ренессанс этой древней традиции произошел в 1868 году в Мэйдзи исин (реставрация Мэйдзи), когда японской культурой стали интересоваться иностранные гости. Именно тогда элементы этого ритуала стали перениматься и другими странами. В США,  Германии, Франции даже есть особые салоны, где японским мастером проводится традиционная чайная церемония.
За каждую чайную церемонию отвечает мастер – знаток строгих идеалов дзен ваби и саби – простоты и вселенской печали об эфемерности живого.  Для нее подбиралось специальное помещение (чаще всего, чайный павильон тясицу;(;;) во дворе большого дома), которое должно было соответствовать строгим параметрам. Например, площадь пола составляла 4 циновки татами и равнялась примерно 9 квадратным метрам. В эту небольшую комнату гости заходили через низкую дверь. Эти неудобства были напрямую связаны с совершенствованием состояния духа и отвлеченностью от всего внешнего.
    Чайная церемония неотделима от мудрости и философии дзен. Красота простых вещей и явлений – саби, а также осмысление краткости жизни и бесконечности вселенной – ваби. Главное кредо тя-но-ю (путь чая, искусство чая, ;;;) – не только показать красоту и торжественность простоты, но и представить небольшой и ограниченный в пространстве павильон как бесконечную вселенную. Долгие часы неторопливого смакования напитка создавали ощущение, что время остановилось навсегда.
     Первыми чайными мастерами были дзенские монахи, которые в ходе приготовления и дегустации чая могли показать ученикам наглядно философию дзадзен (;;)– когда человек максимально отрешается от всего земного и полностью очищает себя о всего наносного. Но японской аристократии ближе пришелся другой подход – истинное наслаждение и глубокий философский смысл они находили в неторопливой беседе, дружеской атмосфере покоя и безмятежности.
     Теперь следует рассказать о самой процедуре приготовления чая. Это настоящее священнодейство, где важна каждая деталь. Первым делом совершают очистительный обряд для утвари, протирая всю посуду дорогим расшитым шелковым платком, моют в горячей воде специальный венчик и наливают деревянным ковшом воду.  Чай готовят в металлическом чайнике, причем в довольно концентрированном виде – около 150 г листьев на 500 мл воды, температура которой не превышает 90 градусов.  Кипятят напиток на подставке с углями из древесины сакуры.

     Выпив первый, густой чай койтя, мастер приступает к приготовлению более изысканного по вкусу маття, порошкообразного зеленого чая, растертого в фарфоровой чашке и ступе. На 200 мл воды кладется одна чайная ложка порошка.
Наиболее важными параметрами являются:

    Пропорции: чай должен быть крепким, а значит, что нужно готовить его в соотношении к воде 1/5.
    Температура воды: она не должна быть прохладной, но и не должна быть кипятком. Идеальная  температура – от 70 до 90 градусов.
    Для правильного закипания воды японцы могут класть в чайник дополнительные кусочки металла –  чайные мастера даже придают этой процедуре сакральный смысл.
     В наши дни этот красивый и эстетичный обряд не теряет своей актуальности. Любуясь минималистичным интерьером и наслаждаясь вкусом горячего чая, можно отрешиться от проблем и почувствовать себя по-настоящему свободным.

    Наиболее полное представление о настоящей чайной церемонии можно получить в небольшом городке Удзи, где издавна выращивают чай гёкуро и проводят аутентичные церемонии тя-но-ю. Приехав в это место, следует, не торопясь, прогуляться по одной из старинных улиц в районе храма Феникса и зайти в одну из чайных лавок, где есть как магазин, так и сервис по проведению чайной церемонии.
    На острове Кюсю;(;;) тоже есть павильоны, где специально обученные мастера приготовят гостю чай по всем правилам Тядзин. Можно продегустировать осенний сорт чая бан-тя, а также жареный ходзи-тя. Для настоящих гурманов представлена редчайшая разновидность традиционного чая сен-тя – кабусё. Его мягкий вкус и божественный аромат обусловлены особыми правилами селекции и ухода: растят кабусё под специальной сеткой.
Чайными мастерами могли быть как мужчины, так и женщины

    Чайную церемонию могли проводить в любое время суток, и даже существовало деление на шесть видов: ночную, утреннюю, послеобеденную, на восходе солнца, на заходе солнца и специальную, проводимую по особым праздникам.
    В чайной церемонии использовались тяван (;;) – небольшие керамические чашки, которые изготавливались по особой технологии в печах гончаров Кэндзай. Их отличия друг от друга состояли только в форме – с высокими стенками или низкими, а также в цвете. Наиболее красивыми считались чаши белого цвета и алого. Также спросом пользовались черные чашки.
    Чашки для церемонии подбирались очень тщательно – их цвет должен был гармонично сочетаться с зеленоватым оттенком напитка.
    Стеклянную посуду для чайной церемонии японцы открыли для себя только в 17 веке, когда ее завезли на территорию страны португальские и голландские купцы.
    Очень высоко ценились керамические изделия Цукиды Соёцу, который дарил комплекты посуды для тя-но-ю своим покровителям и меценатам.

http://nihon-go.ru/chaynaya-tseremoniya-v-yaponii/