Интересно знать. Зачем нужна тавтология

Владимир Гусев Тульский
  google.com               

Не  очень  грамотные  критики    не  пройдут  мимо   неоднократного  повторения   автором  одинаковых или  близких  по  смыслу, слов  и  выражении. 
«Тавтология»,  так  называется  этот  лексический   приём,  даже  приобрела  негативное  значение.
« Масло  масляное!»   -  скажет  заумный  литератор,  прочитав  строки  из  народной  былины  о  Соловье  разбойнике:

Под Черниговым силушки черным-черно,
Черным-черно, как черна ворона.

Но,  прежде,  чем  критиковать  данное  произведение ,   послушайте   как   звучат   строки,  какое  яркое  впечатление  они  создают.  Можно  было бы  всего  разок  упомянуть  черноту  и    этим  ограничиться,    найти  какие-то  иные  эпитеты.   
Но  с  каждым  «черным-черно»  картина,  которую  рисует  неизвестный  нам  автор,  становится всё  мрачнее  и  трагичнее.
Так  уж  устроена  наша  психика,  что  слово,  услышанное  один  раз,  человек  может  не  воспринять,- влетело  в  одно  ухо,  а  в  другое  вылетело.  Для  того,  чтобы  привлечь  внимание  к  чему-то очень  важному,  усилить  воздействие  определённого  слова  или  выражения,  автор  прибегает  к  их  повторению - тавтологии.
Вряд  ли  кто  из  нас  вспомнит  сейчас  слова  и  выражения,  которые  употребляли  в  своих  речах  величайшие  ораторы  древности,  а   вот  что  говорил  своим  ученикам   Господь,  знают  многие .    И  речь  Его  просто  изобилует  тавтологией:

Не  собирай  себе  сокровища  на  земле.
Но  собирай  себе  сокровища  на  небе.
Ибо, где  сокровище  ваше, там  будет  и  сердце  ваше.
/ Мтф.  Глава 6  19-21/

Не  сулите, да  не  судимы  будете.
Ибо  каким  судом  судите, таким будете судимы; и  какою  мерою  мерите, такою  и  вам  будут  мерить.
/Мтф. Глава 7 1-2 /

В знаменитой  Нагорной  Проповеди  Господь   9   раз  повторил  слово   БЛАЖЕННЫ.

БЛАЖЕННЫЙ  перевод  с  латинского  слова,  имеющего  смысл   СЧАСТЛИВЫЙ.  Господь, старался,  чтобы  услышавшие  Его,  наконец,   поняли,  что    радости  и  невзгоды  кратковременной  земной  жизни  ничто  по  сравнению  с  радостями  жизни  вечной.

Некоторые  тавтологические  выражения  прочно  вошли  в  нашу  речь.  Например:

-Целиком  и  полностью   /  А  может  быть  разве  целиком,  но  не  полностью? /
-  Подниматься  вверх  /  Разве  можно  подниматься  вниз?/
-  Народный  фольклор   /  Коль  фольклор,  понятно,  что  народный/
-  Патриот   своей  Родины    / Если  чужой  родины,  то  это  не  патриот/  и  другие.

Но,  может  быть,  тавтология  уместна  лишь  в  прозаической  речи  или  в  былинах?
Открываю  томик  стихов  Маяковского   на  первой  попавшейся   странице:
Стихотворение  «Не  юбилейте»:

Белой  гвардии
 для  меня 
белей
Имя  мёртвое: юбилей.
Юбилей – это  пепел,
песок  и  дым;
юбилей- 
это  радость  седым;
юбилей –
это  край 
кладбищенских ям;
остановка  предсмертная,
  вздохи, 
елей-
Вот  что  значит
  из  букв
 «ю-б-и-л-е-й.

Дальше  всё  в  том  же  духе.  После  таких  характеристик юбилеи  расхочется  справлять.

Ну  ладно,  Владимир  Владимирович   -  это  новатор  в  поэзии,  а  как  относился  к  тавтологии  наш  дорогой  Александр  Сергеевич  Пушкин?
Оказывается,  вовсе  даже  не  брезговал  ею:

«ЗАЗДРАВНЫЙ  КУБОК»
Кубок янтарный
Полон давно —
Пеною парной
Блещет вино;
Света дороже
Сердцу оно:
Ну! за кого же
Выпью вино?


Пейте за славу.
Славы друзья!
Браней забаву
Любит не я.
Это веселье
Не веселит,
Дружбы похмелье
Грома бежит.
Эх,  Александр  Сергеевич! 
Два  раза  в  первой  строфе  слово  «вино»  употребили.  По  соседству  «Выпью» и «Пейте».  В  добавок  ко  всему  Вас  «веселье  не  веселит».  Наши  современные  критики  такое  не  одобряют,  скажут  «Масло  масляное!»

А  в  стихотворении «Наслаждение»               
« Я  вслед…  но  цели  отдаленной               

Но  цели  милой  не  достиг!...»

Хотя  кто  Вас  теперь  критиковать  будет?  Вы  же  памятник!