Таллин. 22

Светлана Каплун
    Продолжая разговор о боге Грозы и змее Иллуянке, решила заглянуть в Японию. А что? Говорят, мужчины-айны очень на русских бородатых мужиков похожи! Женщины почему-то от славянок сильно отличаются… Странно это, конечно. Зато с мифологией очень интересная ситуация.

    Есть в Японии  Сусаноо или Такэхая Сусаноо-но Микото -  «доблестный быстрый ярый бог-муж из Суса». Бог ветра,  также божество  страны мертвых (как индийский Яма), в некоторых мифах -  божество плодородия. По поводу города Суса пока ничего не нашла. Но мне кажется невероятной ситуация, когда божество по городу называют. Скорее, должно быть наоборот. И что это за Сус  такой?! Очень экстравагантный бог получился.

    Отец отдал ему во владение море. Но Сусаноо от подарка отказался и захотел  удалиться в страну матери, Нэ-но (ненька?) катасу куни. Его рыдания об этом были так сильны, что вызвали засуху по всему миру. Тогда разозлённый Идзанаги изгнал Сусаноо. Но тот отправился прямиком к  Аматэрасу, которой Идзанаги отдал небо, и заключил с ней брак. Из вещей друг друга брат и сестра даже родили ряд богов.

    Потом Сусаноо стал безобразничать: испражнился в покоях богини, следом уничтожил все межевые знаки. Богиня оправдала поведение братца. Тогда он ободрал с хвоста пегого жеребца и бросил в ткацкий зал своей сестры. (Ага! Аматэрасу – Ткачиха.) Небесные ткачихи с перепугу укололи себя челноками в тайные места и умерли.  Аматэрасу тоже испугалась, разгневалась и скрылась в пещере, а весь мир погрузился во тьму. После того как богам удалось выманить Аматэрасу наружу, они заставили Сусаноо заполнить тысячу столов искупительными дарами, обрезали ему бороду, вырвали ногти и изгнали с неба.

    Нужно сказать, что солнце-Аматэрасу и второго своего братца, бога-луну Цукуёми, пыталась с неба «спихнуть». Поэтому я сильно сомневаюсь, что Сусаноо был в действительности таким, как показан. Просто  у страны Яматай периода Яёй была правительница-шаманка Химико. Очень даже может быть, что женщины и раньше там верховодили, соответственно отдав приоритет женскому божеству.

    Вот когда Сусаноо с небес на землю спустили, тогда он со змеем и столкнулся. А дело было так:

    Встретил Сусаноо старика и старуху — богов Асинадзути и Тэнадзути. Они рассказали Сусаноо, что раньше у них было восемь дочерей. Только стал к ним каждый год являться восьмиглавый змей Ямата-но ороти и пожирать по одной дочке. Сусаноо попросил их последнюю дочь, Кусинаду-химэ, себе в жены. За это он научил старика и старуху как одолеть змея. Для этого они сделали восемь бочонков сакэ и поставили их внутри ограды с восемью воротами. Выпив сакэ, змей опьянел и заснул. В это время Сусаноо убил его.  Вот интересно, чей он бог, Сусаноо, победивший Ямату и женившийся на «-химэ»?  Чем-то он мне богатырей Лазарь Лазаревича с Ерусланом  Лазаревичем сильно напомнил…  А манерой со змеями пьяными расправляться так и вовсе вылитый Хупасия из хеттской мифологии!  В общем, чем дальше, тем история с убийством Иллуянки всё запутанее становится!

    Вот и Веды индийские не подкачали! Но сначала нам придётся познакомиться с Дакшей.

    Дакша - «ловкий», «способный». Как имя бога встречается в Риг-веде менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Рождён от Адити, но он же и родил Адити. В Риг-веде (VI 50, 2; VIII 63, 10) назван  отцом богов. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца; женой Дакши стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини, отождествляемая с ночью.

    А вот из лба Брахмы произошёл Рудра. В его силах навести на людей и скот порчу, но в то же время он — величайший целитель, он помогает тем, кто молится к нему. Из-за этого его позже начали называть Шива, имя, которое означает Милостивый.

    Дакша выдал за Шиву свою дочь Сати. Но этот божественный союз не связал грозного бога и Дакшу узами дружбы. Однажды горделивый Дакша пришел на собрание богов и мудрейших. Все встали, приветствуя его; лишь только Брахма и Рудра остались сидеть. Дакша затаил глубокую обиду на Рудру…

    Рассказывали, что в те времена добродетель пошатнулась. Властелин созданий Дакша, по велению и желанию богов, сотворил самое первое жертвоприношение с целью искупления греха. Жертвоприношение проводилось на горе Химават, в месте, где  священная река Ганга срывается со скал в долину. И созвал Дакша на него всех сыновей Адити. Лишь Рудру он не позвал.  Узнав о том, что Рудра остался без доли в жертвоприношении, добрая Сати кинулась в пламя костра и сгорела, оскорбленная пренебрежением, которое высказал отец ее мужу. Очень зол  в своем гневе был Рудра. Тогда он схватил лук и отправился туда, где проводился обряд.

    Звезды, луна и даже солнце померкли, и на мир опустилась тьма. Рудра поразил жертву стрелой, и та, воплотившись в антилопу, побежала в небо. Там она превратилась в созвездие Мригаширша. До сих пор можно наблюдать на ночном небе в созвездии Мригаширша пронзенную голову антилопы, а в созвездии Ардра — охотника, гонящегося за ней.

    Гневный Рудра кинулся на сыновей Адити и окончанием своего лука выбил все зубы богу Пушану,  властелину стад и дорог; выбил глаза Бхаге, хранителю счастливой судьбы; оторвал руки богу солнечного света Савитаре. Разбегаясь в страхе во все стороны, боги так сильно кричали, что тетива на луке Рудры лопнула. Только после этого они решили приблизиться к нему и молить о пощаде.

    Брихаспати, наставник богов и жрец, смог уговорить Шиву. Рудра выбросил свой гнев в воду, и гнев этот превратился в огонь, который превратил воду в пар. Он вернул Пушану его зубы, Савитуру – руки, а Бхаге глаза. Но все же говорят, что Пушан требует в жертву кашу,  что бог счастья Бхага все таки слеп, а руки из золота Савитару приделал Тваштар, его брат.  Говорили также, что Рудра в гневе оторвал голову и самому Дакше, и как ее не искали, найти не смогли, и пришлось приставить ему вместо его головы голову козла.

    Существовали и другие истории о жертвоприношении Дакши. Говорили, что жертвой в то время был сам Дакша, которого боги решили наказать за очень тяжкий грех (он домогался собственную дочь, прекраснейшую Рохини). Был еще вариант, что сам Рудра и был плодом той преступной связи. Но все это — древнейшие сказания, которые забылись еще в те же давние времена.

    Интересно, что Рудры — потомки Шивы — были очень похожи на змей, шипели, вопили, дико завывали, носились по лесам в поисках добычи. Существовали также другие его сыновья - Маруты, боги бури. Когда-то Рудра, превратившись в быка, вступил в некую связь с Землей, которая приняла облик пятнистой коровы, и произошло от этого брака трижды семь сыновей, прекрасных и сильных. И хотя отец их был Рудра, они стали воинством Индры, который полюбил их как своих собственных детей. Содрогались горы, склонялись леса, когда они сопровождали бога Индру в его сражениях с асурами и чудищами.

    В общем, давно это было. Поди разберись теперь, что у богов в древности произошло…

    Ох! Чуть не упустила из виду одну замечательную японскую сказку:

    Ходэри-но-микото был искусным рыбаком, а его младший брат Хоори-но-микото – умелым охотником. Однажды они решили на день поменяться занятиями, но Хоори потерял крючок. Брат его не простил. И, в конечном итоге, Хоори очутился перед Дворцом Морского Бога.

    По неизвестным причинам в качестве Морского Бога в этом мифе фигурирует вовсе не Сусаноо, которому ранее (при распределении богами Идзанаги и Идзанами сфер влияния между своими детьми) были отданы морские просторы. Здесь у Морского Бога другое имя – Ватацуми-но Ками. И с Сусаноо не прослеживается никакой связи. Вдобавок, судя по контексту, Ватацуми-но Ками – не просто бог, он еще и Дракон… И была  у него дочь – Тоё-тама-бимэ («Дева Обильных Жемчужин»).  Хоори взял в жены Тоё-тама-бимэ, и они зажили вместе в подводном дворце. Три года все было хорошо, но через некоторое время Хоори захлестнула ностальгия, и ему очень сильно захотел повидать свою родную землю. Возможно, он не забыл, что так и не вернул крючок своему старшему брату. Правда, в этой сказке Морской Бог оказался не чета нашему.

    Хоори построил на берегу хижину, крытую перьями баклана. И вскоре туда прибыла его жена Тоё-тама-бимэ со своей сестрой.


    Наконец пришло время Тоё-тама-бимэ рожать, и она попросила супруга не смотреть на ее роды, но тот нарушил обещание и подсмотрел сквозь щель покоев царицы. Когда Хоори посмотрел на супругу, она превратилась в дракона и вернулась в море, оставив родившегося сына на попечение Хоори. Возмужав, мальчик женился на младшей сестре Тоё-тама-бимэ по имени Тамаёри-химэ (то есть на своей тетке) и стал отцом четырех детей, самый младший из которых был Каму-ямато-иварэ-бико-но микото («Юноша – Бог Иварэ из Божественного Ямато»). Он, как говорят, стал первым императором Японии и ныне известен как Дзимму-тэнно. Таммуз-Думузи? А Тамаёри тогда кто? Инанна? Или скифская царица Томирис; а то и «финиковая пальма» евреев – Томар?

    Айны про Змея тоже кое-что знают:

    «Обхватив друг друга, Небесный Змей и Богиня-Солнце слились в Первую Молнию. Радостно грохоча, спустились они на Первую Землю, отчего сами собой возникли верх и низ. Змеи сотворили мир, а с ним и Айойну, который создал людей, подарил им ремесла и умение выжить». А вот это мне чем-то о "Калевале" напомнило...