Курион взгляд на руины

Гали Росси
Лазурь небес слилась с лазурью вод -
И так из века в век, из года в год,
К скалистым берегам манил прибой,
Галеры приплывали чередой,
Шум голосов, и смех, и плеск воды
Звучали до закатной темноты
Над тем утесом, где сейчас в руинах Курион...
                Галина Росси


Раннее утро 21 июля 365 года. Солнце только встало над горизонтом острова Кипр, заливая море оранжевым цветом и играя среди античных колонн и портиков из золотистого песчаника, возведенных на вершине холма. Только песни цикад, встречающих новый, день нарушали тишину еще не проснувшегося прекрасного древнего города Курион. Все, казалось, было как всегда – сонно, жарко… ничто не тревожило пробуждающихся жителей. Неожиданно цикады смолкли, и глухой, низкий гул, не похожий ни на какой известный людям звук, нарушил безмолвие раннего утра, и вслед за тем последовал толчок, длившийся всего четыре секунды, но снесший крыши зданий и поколебавший колонны галерей. Многие оказались под завалами, а те, кто выжил, спешили покинуть свои полуразрушенные дома, но их настигла вторая, убийственная волна землетрясения, имевшая ускорение около 35G, превратившая в руины их дома и не оставляющая шансов выжить. Третья волна довершила дело, принеся тотальные разрушения и образовав в земной поверхности крупные волнообразные трещины.

Зародившись у берегов Кипра, между Пафосом и Курионом, примерно в 35 километрах к юго-западу от камня Афродиты, там, где соединяются Африканская и Европейская материковые плиты, волна мощного 11-бального землетрясения прошла по всему Средиземноморью, сравнивая с землей города, разрушая прекрасные античные памятники и убивая тысячи людей. Облик земли преобразился: реки изменили свои русла, поверхность земли покрылась глубокими трещинами, а в море исчезли и появились новые острова.
Это была одна из крупнейших катастроф, поворотная точка в истории человечества, волею судеб отметившая конец эпохи языческой античности и начало эпохи христианской: храмы древних богов, разрушенные этим землетрясением более не отстраивались, а на их месте стали возводить христианские базилики и монастыри.

Землетрясение 365 года было настолько сильным, что разрушило не только города Средиземноморья. Гигантская подвижка литосферных плит эхом прокатилась и по многим другим странам, вызвав огромные цунами, особенно опасные своим внезапным появлением у берега.

Римский историк IV века Аммиан Марцеллин, чьи сведения можно считать наиболее достоверными, описывал это грозное событие в книгах своей «Истории»: «…земля, доселе устойчивая и неподвижная задрожала и затряслась, и море, вдруг отхлынуло, бросив назад свои волны. Морское дно обнажилось, открывая рыб и морских тварей, застрявших в тине. Горы и долины, которые были сокрыты в непроницаемой глубине со времен сотворения мира, впервые увидели лучи солнца. Лодки, столкнувшись с вновь сотворенными землями, прочно сели на мель и были покинуты. И люди странствовали бесстрашно на том малом, что осталось над водами, собирая рыбу голыми руками. Но вскоре море вернулось с гневным отмщением. Словно обиженное своим вынужденным отступлением, оно ревело и мчалось через кипящие мели, устремляясь сквозь каждое открытое пространство, и сметая несчетные здания в городах и повсюду. И среди безумия стихий измененное лицо земли являло собой невероятное зрелище.
Огромные массы воды, возвращаясь, когда их менее всего ожидали, погубили, потопив, многие тысячи людей, а бешено вращающиеся воронки водоворотов, встречая на своем пути корабли, затапливали их. И когда бушующая водная стихия утихла, обнаружились все разрушения, и безжизненные тела жертв кораблекрушений плавали лицами кверху и книзу. Другие большие корабли, отогнанные бешеными ветрами, причалили на крышах зданий (как случилось в Александрии), а некоторые были отогнаны почти на две мили вглубь земли, как лаконийский корабль, который я видел сам, распадавшимся от долговременного гниения возле города Мото».

Блаженный Иероним, выдающийся ученый и богослов V века, рассказывает в житии Иллариона Палестинского о невероятной силы землетрясении, когда «…море затопило берега и разрушило бесчисленные нации и города Сицилии и многих других островов»  случившемся после смерти Юлиана Отступника (363 г).  Историк V века Сократ Схоластик в своих трудах также упоминает о страшном землетрясении 365 года: «Моря изменили свои привычные пределы, в некоторых местах трясло столь сильно, что там, где люди могли раньше ходить они могут теперь плавать. В других местах море отошло столь далеко, что морское дно стало сухим».

Антоний Публий Вер в труде «История Империи» пишет, что: «Понтийский канал после страшного землетрясения, происшедшего 21 июля 365 года, перестал существовать, а сухопутная связь с колониями в гиперборейских и скифских землях была весьма ненадежной... К тому же, с исчезновением канала через Понтийский Мост, путь во Фракию для восточных варваров был открыт». В Александрии Египетской это землетрясение погубило 50 тысяч человек и разрушило180-метровый Александрийский (Фаросский) маяк - четвертое чудо света, который более не восстанавливался. По странному совпадению, того же 21 июля, но на 721 год ранее (в 356 г.до н.э.) эфесским греком Геростратом было сожжено третье из семи чудес света - главная святыня малоазийских греков - храм Артемиды Эфесской.

Согласно сведениям, записанным в V веке до н.э.  Геродотом, античный город Курион был основан ахейскими колонистами из Аргоса, что на Пелопоннесе.
Ахейцы, прибывая на Кипр с двумя волнами микенской экспансии в конце XIII- начале XII столетий до н.э., основали поселение, называемое Бамбула, находящееся примерно в 3,5 километрах к северо-востоку от главного местонахождения Куриона, которое можно сегодня идентифицировать как первоначальное.

Город быстро рос и становился знаменит. Уже в 1198-1167 до н.э. в одной из надписей фараона Рамсеса III  Курион записан как один из городов, которые знаменитый фараон желал подчинить своей власти.
Впервые Курион, как археологический участок, был открыт в 1873 году Луиджи Пальма ди Чезнолой, исследовавшим местность у святилища Аполлона Илатиса. На участке, находящемся недалеко от античного театра, Чезнола открыл знаменитые «Сокровища Куриона», включающие ювелирные изделия различных типов и различного времени изготовления, которые сегодня экспонируются в Метрополитен Музее в Нью-Йорке.
Затем последовал довольно большой перерыв в археологических работах, и лишь в 1934 году Американской Миссией из Пенсильванского Университетского Музея под генеральным руководством Б.Х. Хилла начались систематические раскопки античного города. Через многие века вновь увидели свет камни античного театра, ранне-христианской базилики, Дома Евстолия, Дома Фонтана, Дома Ахиллеса и некоторые водопроводные сооружения в главной части Куриона, а также стадион, святилище Аполлона, часть неолитического поселения Сотира, поселение поздней бронзы, гробницы Бамбулы и несколько гробниц в Калоризики. Экспедициями Кипрского  Департамента Древностей, в 1964-1974 годах были открыты Дом Гладиатора, Римский Форум, Нимфеум, Публичные Термы, Королевские гробницы, береговая ранне-христианская базилика и другие постройки.

Театр

Наиболее значительным сооружением античного Куриона является амфитеатр, раскопки которого показали, что изначально – в конце II века до н.э. -  это был небольшой эллинистический театр, состоящий из орхестры - круглого пространства для хоровых плясок,  и аудиториума – мест для зрителей, ярусы которых отделялись один от другого просторными проходами, и по ним можно было свободно передвигаться.
Как и  большинство греческих театров, театр Куриона возведен на склоне холма, а поднимающиеся полукружиями ярусы для зрителей обращены к морю, синие воды которого всегда служили прекрасной живописной декорацией для представлений древнегреческих трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и комедий Аристофана.
Во времена императора Нерона, примерно во второй половине I века н.э. театр был радикально реконструирован, а репертуар заметно изменился, дабы отвечать вкусам римской публики того времени. Во время императора Траяна (98-117) театр вновь претерпел значительную реконструкцию, поскольку землетрясение 77 года сильно повредило сооружение. Аудиториум был увеличен до трех с половиной тысяч зрителей, и стал использоваться, по большей части, как арена, на которой разворачивались популярные в то время спектакли, с участием не только актеров, но и гладиаторов, сражавшихся со своими соперниками и с дикими животными. Так продолжалось вплоть до 365 года, когда невероятной силы землетрясение окончательно не разрушило театр, древние камни которого, с этого времени стали служить лишь как строительный материал для новых поселенцев, обосновавшихся неподалеку от заброшенного города.
Сегодня театр Куриона полностью реконструирован и, как давние времена, на его сцене можно увидеть не только древнегреческие трагедии и комедии, но и пьесы Шекспира, услышать концерты классической музыки и представления с народными танцами.

Дом Евстолия

На юго-восток от театра находятся впечатляющий своими размерами Дом Евстолия, возведенный в IV-VII веках на руинах частной дворцовой резиденции, полностью уничтоженной землетрясением 365 года. Комплекс сложен из блоков золотистого известняка и состоит более чем из тридцати комнат, а также терм, полы которых, по большей части были мозаичными, но, к сожалению, до нашего времени дошли в плохом состоянии. Однако, некоторые надписи и изображения сохранились замечательно, и читая строки, выложенные многие века назад, можно представить себе мысли и чувства хозяина этого дома, так заботливо создававшего и украшавшего свою резиденцию. Первая мозаичная надпись с приветственными словами, выложенными черной тессера, встречает посетителей дома в вестибюле и гласит: «Разделите счастье этого дома».
Другая надпись – трехстишие - являющаяся частью мозаичного портика и дошедшая до нас в замечательной сохранности, выложена на белой прямоугольной панели коричневой тессера, и декорирована богатыми орнаментальными мотивами:
«В месте больших камней и твердого железа,
Мерцающей бронзы и гладких адамантов
Этот дом препоясан преблагословенным знаком Христа».
В восточном портике полностью восстановленная надпись рассказывает о том, что хозяином этого великолепного дома был некто Евстолий, богатый и знатный горожанин, родом из Куриона, заботящийся о своем городе и его жителях:
«Евстолий, видя, что курианцы, хотя ранее очень богатые, пребывали в жалкой нищете, не забыл город своих предков, но вначале, подарив термы своему городу, он затем позаботился о Курионе, как однажды сделал это Фэбюс, и построил эти прохладные прибежища, укрытые от ветров».
Среди мозаичных полов, украшенных надписями, орнаментами и изображениями рыб и птиц особо надо отметить заключенное в орнаментальный медальон погрудное женское изображение, символизирующее Дух Созидания – Ктисис.
Дом Евстолия продолжал оставаться для жителей Куриона главным общественным центром, а также центром для отдыха и удовольствий, начиная с эллинистического периода, вплоть до середины VII столетия, когда был разрушен во время арабских набегов и заброшен.

Ранне-христианская базилика

На краю юго-западной стороны курионского холма, за домом Евстолия и театром находится ранне-христианская базилика, датируемая началом V века. Одним из вероятных строителей базилики, бывшей кафедральной церковью первого епископа Куриона, считают Зенона – епископа, представлявшего церковь Кипра на Эфесском соборе в 431 году.
Как и многие сооружения города, христианская базилика была возведена на месте более ранних построек, и одна из частей храма – дьяконикон – сооружен на руинах древне-римского строения с орнаментальными мозаичными полами, дошедшими до нашего времени в значительных фрагментах. В крайнем западном крыле в центре пола добавлена надпись уже христианского времени, цитирующая стихи из псалмов:
«Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему» (75:12)
«Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!» (117:15)
И из Книги Царств:
«Мирен ли приход твой? (16:4)
Кафедральная церковь Куриона и другие строения, с ней связанные, были разрушены во время набега арабов в середине VII века. Но вскоре после этого были возведены новые здания комплекса епископии, включая маленькую базилику на три придела, построенную в поселке неподалеку от Куриона. В честь этого события и само поселение получило название Епископи.

Римский форум, нимфеум и общественные термы

Неподалеку от ранне-христианской базилики Куриона находится большой комплекс общественных зданий, занимающий площадь более 12 тысяч кв. метров, и состоящий из римского форума, нимфеума, терм и других сооружений, датируемых  с 350 года до н.э. по 650 н.э. Этот комплекс – место систематических раскопок, проводившихся с начала марта 1975 по 1998 год, Кипрским Департаментом Древностей.
Несмотря на значительные разрушения и недостаточность археологических находок, можно предположить, что форум был монументальным общественным сооружением, служившим не только центром общественной жизни древнего Куриона, но и рыночной площадью, над которой возвышался портик с колоннадой, увенчанной резными мраморными коринфскими капителями. Как и многие строения города, форум был разрушен жестоким землетрясением 365 года и после был на несколько лет заброшен, а затем, на его месте, в начале V века был возведен целый комплекс помещений, построенных из грубого камня.
Примерно в 20 метрах от руин форума расположено другое впечатляющее сооружение – нимфеум – специальный водоем, сложенный из известняковых блоков, на месте которого в христианскую эпоху была возведена церковь с баптистерием. К нимфеуму прилегают здания монументального комплекса терм, с гипокаустом – эффективной системой центрального отопления с подогревом пола и стен, аподитерием – комнатой для переодевания, горячим кальдарием и прохладным фригидарием.

Дом гладиаторов

На юго-восток от нимфеума расположен еще один комплекс зданий Куриона, среди которых важное место занимает частный патрицианский дом, называемый Домом Гладиаторов. Он датируется концом III столетия, и состоит из нескольких комнат, хранилища, терм и помещений для прислуги, группирующихся вокруг центрального открытого перистиля. Пол перистиля украшен полихромной мозаикой с геометрическим орнаментом и композициями, изображающими гладиаторов, благодаря которым дом и получил свое современное название. Одна из композиций представляет двух гладиаторов, стоящих напротив друг друга и готовых к сражению. Возле их голов написаны имена – Эллиникос и Маргаритес. На второй композиции, частично разрушенной, изображены два вооруженных гладиатора – Лидрас и неизвестный гладиатор, от надписи имени которого сохранилась только первая буква Е, и их рефери – Дариос. Эти мозаичные композиции, возможно, представляют гладиаторские бои, которые проходили на сцене театра Куриона в течение III века, и представляют собой уникальную находку, впервые открытую не только на Кипре, но и на всем Ближнем Востоке.

Дом Ахиллеса

Дом Ахиллеса знаменит своей напольной мозаикой, дошедшей до нашего времени, к сожалению, во фрагментах, и изображающей сцену из жизни знаменитого героя Троянской войны и греческих мифов. Большое прямоугольное панно представляет известный миф, записанный Аполлодором в его труде «Мифологическая библиотека»: «Когда Ахиллесу исполнилось девять лет, Калхант предсказал, что Трою нельзя будет взять без его участия. Тогда Фетида, знавшая наперед, что если Ахиллес примет участие в войне, то он непременно погибнет, одела его в женскую одежду и привезла под видом девушки к Ликомеду. Воспитываемый там Ахиллес сошелся с дочерью Ликомеда Деидамией… Но Одиссей отправился на поиски Ахиллеса. Когда ему кто-то сообщил, что юноша находится у Ликомеда, Одиссей нашел Ахиллеса, затрубив в воинский рог». Но существует и другой, более распространенный вариант мифа, излюбленный античными художниками, согласно которому Одиссей прибыл на остров Скирос под видом торговца и разложил свои товары, перемешав уборы и ленты, предназначенные для девушек, с оружием. Дочери Ликомеда, выйдя во двор, стали пересматривать украшения, а Ахиллеса, естественно, привлекло оружие, и, таким образом, он был опознан Одиссеем.

Дом Ромео и Джульетты

В районе между театром и руинами христианской базилики, археологической экспедицией в 1984-1987 годов были открыты остатки каменного дома, построенного в I-II веках, и разрушенного землетрясением 365 года, прокатившимся по всему Средиземноморью. Этот дом археологи назвали Домом Ромео и Джульетты, потому что в обнаруженной при раскопках спальне нашли останки мужчины и женщины, которые много веков назад, словно Ромео и Джульетта, обнялись во время катастрофы, и так и были погребены под руинами здания. Там же были открыты и другие комнаты, где исследователи нашли останки 19-ти летней женщины с полуторагодовалым ребенком и мужчины лет 25-ти, обнимающего их обоих. Эта семейная пара была похоронена под упавшими на них несколькими 300 килограммовыми блоками камней. На руке у погибшего мужчины было найдено бронзовое кольцо с надписью «ХР», которая транслитерируется как «Христос» и является один из самых ранних символов Иисуса Христа. Археологи утверждают, что найденные в Курионе останки семьи - самые ранние из полностью сохранившихся известных христианских останков.

Эпилог

«Молния не выжигает целые народы; моровое поветрие опустошает города, но не стирает их с лица земли. А это бедствие распространяется шире всех; неизбежное, алчное, оно поражает сразу весь народ. Ибо истребляются не только отдельные дома, семьи, города — бывает, что целые племена и страны уходят под землю, скрываясь под развалинами, или проваливаясь в разверзшуюся пропасть; и, словно злое несчастье желает стереть всякое напоминание о том, чего больше нет, но что когда-то все же было, — над славнейшими когда-то городами, без следа былой жизни, расстилается земля».

Луций Анней Сенека

***

Иллюстрация: Курион. Мраморная коринфская капитель