Таллин. 20

Светлана Каплун
    Вяйнямейнен… Удивитесь ли вы, что история этого финского богатыря кое чем напомнит нам о ванах Ньёрде и Фрейре? Лично для меня ничего удивительного в этом нет. Но дело в том, что эта история также напомнила мне о битве хеттского бога Грозы со змеем Иллуянкой. Судите сами…

    Песни Вяйно распевает, распевает, заклинает.  Древние поет он песни, изначальные заклятья, их не все герои знают, их не каждый понимает на исходе этой жизни, в убывающее время. Далеко несутся вести… о чудесном пенье мужа …

    Позавидовал Вяйно  юный Йовкахайнен, худощавый Лаппалайнен. И, не смотря на запрет отца и матери, отправился в Вяйнелу состязаться в мастерстве с самим Вяйно. Ничего-то у него толком не получилось, зато вот как обмолвился Йовко: Бог был первый заклинатель, Юмала был первый лекарь!

    Постойте! Это ведь наш Ямал (в смысле полуостров такой). Я вот однажды тоже сходу определила, что это бог Ям. А мне лингвисты фигу под нос! Говорят, в переводе с ненецкого: «Я» - земля, «мал» - конец. Конец земли, получается. Конечно, финны же на Кольском полуострове живут, что они про Ямал могут знать?!

    "О, творец верховный Укко, Юмала, наш бог небесный, приходи в беде на помощь, появись на зов героя! Ты закрой десницей рану, надави могучим пальцем, вставь в отверстие затычкой…» А это уже из девятой песни «Калевалы». Говорю я вам - Бог!

    А вот что в Гугле отыскалось: «Имя Ямал наделяет своего владельца показателем характера, которому подходит определение «вещь в себе». Такой человек не отличается особой общительностью даже в детстве. Знания интересуют его лишь как отражение собственного внутреннего мира… Происхождение: татарское, башкирское. Значение: Красивый…» -   http://znachenie-tajna-imeni.ru/znachenie-imeni-Jamal/. Решила для верности в Юрмалу рвануть!

    Юрмала (латыш. Jurmala, нем. Rigastrand) — крупнейший город-курорт Латвии, в 25 км от Риги. Занимает территорию Рижского взморья между Рижским заливом и рекой Лиелупе. Топоним Jurmala образован соединением латышских слов jura («море») и mala («край, кромка»). В буквальном переводе на русский язык слово «юрмала»  значит «морской берег» или попросту «взморье». Скажите, разве нет сходства между Ямалом-Краем земли и Юрмалой-Берегом моря? А русская "Яма" - чем ни "край земли"?

    Вот тебе и Юра-Йорик! Правда, какой же он Бедный? Юрий - Земледелец (лат.), "Высокочтимый" (слав.). С этимологией слова «юр» у Фасмера одни неясности, но, не найдя аналогов в чешском, словенском, лужицком, сказал, что верно заимствовано у тюрок! Отметил, правда, что сближается с юлой и латышским  jaujs "крутой, резкий, быстрый". Кстати, Йорик считается переиначенным Шекспиром датским именем Jorg (Георгий). Георгий - Земледелец (греч.).  Совпадение?

    Ям (в переводе с ханаанского  «море») — один из важнейших богов Ханаана и Угарита. В Угарите и Ханаане Яхве (Йаву) называли Йамму (Ям). Кто ещё ему поклонялся? Мореплаватели-финикийцы.

    А где ещё может быть "край земли"? Знакомьтесь: Яма или Йама (санскр. — «Близнец» — бог в индуизме, отказавшийся от своего бессмертия и совершивший самопожертвование, которое стало основой возникновения мира и человечества; «Владыка преисподней», «Миродержец юга», «Царь смерти и справедливости». По древнейшему натуралистическому представлению, это — божество Солнца, являющееся близнецом Ями-Луны. Преисподняя - разве не "край земли"?

    Однако в индуизме "яма" имеет свои особенности: Яма  — этические ограничения или универсальные моральные заповеди в индуизме и йоге. Это: ненасилие (в том числе вегетарианство); правдивость; неприсвоение чужого;  нераспущенность;
ненакопительство, непривязанность. В расширенном списке добавлены милосердие, прощение, терпение; стойкость; сострадание; честность, прямодушие; умеренный аппетит; чистота.

    А вот в буддизме то же, да не то. Яма (Ямараджа, Чойджал, Номун-хан, Эрлик)— первый повелитель ада, царь асуров, бог смерти и верховный судья загробного царства. В буддийской иконографии изображается имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём — ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами. Но разве сам Эрлик-хан имеет какое-то отношение к заповедям "яма"? То-то и оно, что нет... Что-то здесь перевернулось с ног на голову!

    Но я готова запутать вас ещё больше. Юрмала построена у реки Лиелупе (Лелупе, латыш.  «Большая река») -  немецкое и старое русское название Курляндская Аа. Знакомьтесь с сыновьями шумерского бога Ану: бог ветров Эн-Лиль и бог подземных вод Эя. Интересно, кто из них бог Грозы, а кто Иллуянка? Ибо вместе не ужились… Спросите-ка об этом финнов – уж и не скажут! А в эпических песнях распевают… Да и дева моря Илматар, мать Вяйно, чья она "матар"? Финская «мать» - «айти».  И это уже не заимствование из тюркского, потому что в тюркском «Ата» - вовсе не «мать»: отец, предок; при собственных именах — покровитель, защитник, заступник; при названиях — указывает на святость места, местности.

    Может, греки что подскажут? «Акуса (др.-греч.  «беда, несчастье, ослепление», в переводе Гнедича Обида) — богиня заблуждения, помрачения ума, обмана, глупости. Предание гласит, что по наущению Геры она помрачила рассудок Зевса, и тот поклялся, что первый родившийся теперь его смертный потомок станет затем великим правителем. Гера же, воспользовавшись клятвой, поспешила сделать так, чтобы Еврисфей родился раньше Геракла. Узнав об этом, Громовержец в гневе сбросил Аку с небес на землю, запретив ей более появляться в обители богов. С тех пор Ата скиталась по земле, предпочитая, однако ходить по головам людским, принося смертным разруху и опустошение. По Аполлодору же, Ата, сброшенная с небес, упала на вершину горы во Фригии, названную позже по её имени, вместе с ней упал и Палладий. Позже на этой горе Ил основал легендарный Илион (Трою), поэтому Троя называется основанной на холме Аты…» (Википедия).  Как мы знаем, греки с троянцами тоже почему-то не ужились…

    Интересный поворот!  А это тогда как понимать?

    Афина (др.-греч. Афина или Афинайя; микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»; Афина Паллада) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним столицы Греции - города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. Её называли «сероокой и русоволосой» (Пиндар). Кстати, она же и Пряха (чего не дозволялось Афродите, за что поплатилась Арахна).  День рождения Афины отмечали 28 гекатомбеона — примерно 18 августа. А что в эти дни есть у славян?

    15 августа отмечается праздник окончания жатвы, Спожинки. В этот день благодарят Дажьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев "бороду" Велесу. Православные христиане отмечали в этот день Успение Пресвятой Богородицы.

    С 15 по 28 августа (серпеня) отмечается Ладино Полетье - "молодое бабье лето", череда святодней, посвящённых Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета. Серпень... "Серп" ли? Или Змеевик?

    16 августа отмечается Третий Спас.

    18 августа отмечается праздник "Хорояр" - день почитания двух солнечных братьев, Хорса и Ярилы - покровителей коней. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору день Флора (Фрола) и Лавра - покровителей лошадей. А вот это уже наша память о Насатья. "Ашвины (санскр. ашвин - «обладатель лошадей, укротитель лошади, всадник», в двойственном числе ашвинау) или Ашвини Кумары — божественные близнецы-всадники в «Риг-веде», сыновья Сараньи, богини облаков и жены Сурьи в форме Вивасвата. Они — ведийские божества, символизирующие рассвет и закат. Они появляются перед рассветом в золотой колеснице и приносят богатство людям, предотвращают неудачи и болезни..." Вики.

    22 августа отмечаются Именины Лешего.

    Вот тебе и дочка Зевса! Этимология имени «Афина» благодаря догреческому происхождению её образа является неясной. В классическую эпоху оно произносилось примерно как Атхена. На древнее прошлое Афины указывают её атрибуты — змея и сова (один из эпитетов Афины - Тритония). Хтоническая мудрость Афины имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода. Согласно концепции, подробно развитой Мартином Нильссоном, минойская «богиня с щитом», изображенная на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки, была предшественницей Афины. Согласно И. М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту... Однако, я бы учла соперничество угаритской девы-Анату с супругой Илу - Асирату и соотнесла бы Афродиту именно с последней. Она рождена из крови оскоплённого Урана. Среди её атрибутов нет змей. Её возлюбленный - погибший от клыков кабана Адонис. Поэтому она ближе к Кибеле с её Аттисом и к Деметре с её возлюбленным критским богом земледелия Иасионом (убитым Зевсом) и с дочерью Персефоной - царицей подземного мира, рождённой от змея (Зевса?). Кстати, кто она, владычица преисподней и сестра богини Инанны, Эрешкигаль? Уж не богиня ли солнца Шалаш из угаритских мифов, доставшаяся смерти-Муту (вместе с Пригожим-и-Мудрым) в результате его победы над Балу?

    А вот чем же закончилось соперничество Йовко и Вяйнямейнена? А тем, что загнал Вяйно своего соперника в болото, и стал тот тонуть. И пообещал Йовко за своё освобождение отдать замуж за Вяйно свою сестру Айно. Чему Вяйно очень даже обрадовался. Имя девушки Айно отдалённо напоминает название руны Наутиз. Наутиз – Вращатель времени, Нужда (потребность). Время как взаимосвязанное единство можно уподобить нити, сплетенной из множества волокон. Все, что когда-либо происходило, формирует постоянно меняющееся Настоящее, а узоры Настоящего через наши мысли и действия определяют грядущее. Пряха?

    Но не всё так просто. Само имя Айно ("единственная") придумано Леннротом. Толчком для создания образа стали варианты народной баллады, записанные в деревнях северной Карелии (Ухта, Вуоккиниеми, Келловаара). В них рассказывается о девушке Анни, которую мать обнаруживает мертвой в амбаре после того, как к ней посватался Осмойнен. Леннрот делает Айно сестрой Йовкахайнена. (Кстати, Инанна-Иштар тоже имела неосторожность умереть, посетив свою грозную сестрицу... Правда, стараниями Эйи ожила... Да нет! Это аккадская Иштар спускалась к Эрешкигаль, а вот ещё шумерка Инанна спускалась к Эа в Абзу, чтобы похитить загадочные таблицы Ме... Еле ноги оттуда унесла!А вот чья она дочь, Инанна? Дочь шумерского бога Сина-Наннара, сына Энлиля.)

    Ещё больше неясностей с Йовко. Поскольку в народных песнях он часто выступает как соратник Вяйнямейнена. Соперник же Вяйно, да не юнец, а шаман -  некий Лаппалайнен, "узкоглазый Кевретуйнен». Почему это важно? Потому что я не могу определить, где действительно народное, а где построения автора "Калевалы". Ведь как события развиваются дальше?

    Вяйнямейнен встречается с сестрой Йовкахайнена, когда она ломает веники в лесу, и просит девушку стать его супругой. Та в слезах бежит домой и рассказывает матери о случившемся. Чем не отрывок из сватовства Фрейра? Помните, Герд тоже не хочет этого замужества (за Фрейра! Куда уж там старине Вяйно…). Но великанша Герд после девяти дней ожидания встречается с Фрейром в загадочном лесу Барри и обменивается кольцами. А вот Айно так улеклась своим горем, что умудрилась утопиться, сделав ожидание вечным: девушки купались в море, Айно к ним идёт четвертой, гибкой веточкою - пятой, взобралась затем на камень, на скале морской уселась, на сверкающем утесе - камень в море погрузился, в глубину ушел морскую…

    Вяйнямейнен решил выудить свою невесту из моря, но не признал в диковинной рыбине деву Айно и потерял её навсегда. Правда, матушка Вяйно дала совет ему сватать себе невесту в Похьеле.

    Йовко, решив отомстить за сестру, ранит Вяйно стрелой и тот падает в море. Долго его носили волны, пока орёл в благодарность за не срубленную берёзу не отнёс его на берег, как оказалось, Похьелы. А там хозяйка Похьелы в обмен за какое-то «сампо» готова отдать в жёны свою дочь. Вяйне не умеет ковать и обещает вместо себя прислать кузнеца Ильмаринена. После чего хозяйка Похьелы закладывает сани и отпускает Вяйнямейнена, строго–настрого запретив ему смотреть вверх…

    Помните? В хеттском мифе богиня Инара запрещает победителю Иллуянки человеку по имени Хупасия выглядывать в окно. Хупасия нарушил запрет, увидел свою жену и, очевидно, был наказан.

    Вяйнямейнен тоже увидел:  та прекрасная девица - слава Похьи, гордость моря - на дуге сидит воздушной, на небесном коромысле золотые ткет полотна, ткет серебряные ткани, золотом челнок сияет…

    Был ли наказан Вяйно? Был! Захотела дева Похьи давать ему всякие невыполнимые задания. Стал Вяйно рубить корабль, поранил себе колено и палец. Так бы и  истёк он кровью, как критский медный великан Талос, да старец ему вовремя кровь заговорил…

    На самом деле, за что наказывать Вяйнямейнена? Ведь это кузнец Ильмаринен сумеет сделать Сампо и женится на деве Похьи. Ведь это Лемминкяйнен, которого не пригласили на свадьбу, всё равно прибудет в Похьелу, поссорится с его хозяином и в итоге отрубит тому голову... В общем, тесть и здесь окажется убит. Но поскольку "Калевала" не является изначально целостным произведением, а составлена из разрозненных песен-рун, то остаётся только отмечать определённое сходство.