Таллин. 21

Светлана Каплун
    Предлагаю на время отвлечься от «Калевалы» и обратиться к нашим  русским народным сказкам. Есть ли у нас какие-нибудь аналогии с хеттским мифом о змее Иллуянке?

    Первая сказка: Иван – коровий сын.

    У царя с царицею не было детей. Вот по совету бабушки-задворенки выловили рыбку-золотое перо. Рыбку съела царица, пёрышко украдкой отщипнула чернавка, а помои из поварни полизала корова. Родилось трое ребят-богатырей. Выехали они как-то к реке Смородине с Калиновым мостом да грудами костей человеческих вокруг. Остановились в избушке поблизости. Первую ночь выпало дежурить Ивану-царскому сыну. Заснул. Выехал на мост чудо-юдо шестиглавый змей. Выскочил ему навстречу Иван-коровий сын. Змей  «сестер своих али дочерей» сперва в жёны предложил. Потом биться стали. На вторую ночь Иван-девкин сын тоже заснул. Одолел Иван-коровий сын и второго чудо-юдо девятиглавого. На третью ночь предупредил Иван-коровий сын братьев, что если кровь из миски через край польётся – нужно ему на помощь поспешать. Крепко спали братья. Пока Иван-коровий сын своей шапкой ту избушку не развалил. Втроём двеннадцатиглавого змея они одолели. Утром Иван-коровий сын превратился в воробушка, перелетел Смородину и подслушал, о чём сговорились старая змеиха и три её снохи. Порубил в пути Иван и яблоньку, и колодец, и кровать – погубил жён чудо-юдовых. Змеиха старая обратилась свиньёй, да кузнецы братьям железные прутья выковали. Забили ими змеиху.

    Здесь пока мало что можно выделить. Намёк на сватовство. Избушка, где спится хорошо. Да чаша какая-то странная.

    Вторая сказка: Иван Быкович.

    Три брата Ивана появляются на свет чудесным образом как и в первой сказке. Собрались ехать на реку-Смородину. Остановились в избушке, где спится хорошо. История полностью повторяется. Только ведьма старая пожаловалась, что Иван Быкович всех зятьёв её извёл. И дочек через яблоню, колодец и кровать тоже извёл. Обратилась ведьма нищенкой, схватила Ивана Быковича за руку и утащила в подземелье к мужу своему. А старику ресницы да брови густые глаза закрывают. Двенадцать витязей вилами железными глаза ему открывают (Год? Вий?). Захотел он на Деве-золотые кудри жениться, а старуха от злости утопилась. Получил от старика Иван корабль да помощников себе нашёл: кто поесть, кто попить, кто попариться горазд… Тем и помогли Ивану Царицу-золотые кудри заполучить. Даже когда она звёздочкой на небо улетела – нашли. В общем, выбрала та царица себе в мужья вместо старика – молодца Ивана.

    Третья сказка: Буря-богатырь Иван коровий сын.

    Начало примерно то же. Только Буря сначала гада морского усмирил, а потом уже братья к Чёрному морю выехали да к Калиновому мосту. Нашли избушку на курьих ножках с угощением да с постелями. Шестиглавый змей вопрошает: не его ли сестёр-дочерей сватать пришли? Одолели и этих чудо-юдо-змеев, и невесток змеихиных. Да разъехался Иван-Буря с братьями на развилке и попал к кузнецам. Там и свинью свирепую одолели, и братьев выручили. Доехали они до короля индейского, сватали дочку его за Ивана-царевича. И был у той королевишны Дедушка в синем море. И учил Дедушка внучку свою, какие ей загадки загадывать.  Со всеми Буря справился, ещё и тремя прутами невесту царскую укротил. Такая вот добрая сказочка.

    А ещё можно вспомнить, что  17  июля – день Марины Лазоревой. На Руси была известна легенда о морской царевне Марине и морском царе. Наскучило царевне жить в палатах отца, убежала она на землю. С тех пор каждый год, когда наступает день рождения Марины, вспоминает морской царь о дочери-беглянке, и во гневе пускает в небо огненные стрелы, которые видны как лазоревые отблески на небе. Сама Марина считалась хозяйкой над змеями, поэтому в этот день запрещались работы с предметами напоминающими змей: нитками, пряжей, веревками… Так что и на Руси сохранилась память о дочери змея Иллуянки, только на Ладу она очень уж похожа! А ещё – почему-то Огненная Мария считается сестрой Ильи-пророка (так похожего на Перуна)…

    На эту же тему ещё две сказки есть. Первая: Морской царь и Василиса Премудрая.

    Царица родила сына, а царь не знал, в пути был. Захотел напиться, тут Морской царь его за бороду и схватил.

— Давай то, чего дома не знаешь.

Царь подумал-подумал... Чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился. Попробовал бороду — никто не держит; встал с земли, сел на коня и поехал восвояси. Вот и пришлось ему сына затем отдать.

    По совету старушки спрятал Иван-царевич сорочку тринадцатой девицы-голубки и познакомился так с дочкой морского царя Василисой  Премудрой. Она-то и  помогла ему выполнить задания Морского царя, да так хорошо, что их после и обвенчали. А как заскучал Иван-царевич по отцу с матушкой, тут пришлось им бежать. И погоня была. Но Василиса, она ведь премудрая…

    Оборотила Василиса Премудрая коней озером, Ивана-царевича — селезнем, а сама сделалась уткою. Прискакал царь морской к озеру, тотчас догадался, кто таковы утка и селезень; ударился о сыру землю и обернулся орлом. Хочет орел убить их до смерти, да не тут-то было: что не разлетится сверху... вот-вот ударит селезня, а селезень в воду нырнет; вот-вот ударит утку, а утка в воду нырнет! Бился, бился, так ничего не смог сделать. Поскакал царь морской в свое подводное царство, а Василиса Премудрая с Иваном-царевичем выждали доброе время и поехали на святую Русь.

    Только решил Иван к родителям один ехать наперёд, да и позабыл про Василису. Но сказка хорошо заканчивается. А во втором варианте сказки причина разлуки показана более убедительно.

    "Сказка про Василису Премудрую, про Иванушку, сына охотницкого, и про морского царя":

    ...Прискакал морской царь. Поглядел и с одного взгляда узнал, что за речка течет, что за окунь в воде плещется.

Усмехнулся он и говорит:

- Коли так, будь же ты речкою ровно три года. Летом пересыхай, зимой замерзай, по весне - разливайся.

Повернул коня и поскакал обратно в свое подводное царство.

Заплакала речка, зажурчала:

- Муж мой любимый, надо нам расстаться. Ступай ты домой, да смотри - никого не целуй, кроме отца с матерью. Коли поцелуешь, забудешь меня…

    Немного иначе история со Змеями показана в «Еруслане Лазаревиче».

    Начнём с того, что Лазарь Лазаревичь, один из 12 богатырей некоторого царства-государства, одолел змея и женился на прекрасной девушке, отданной тому на съедение. Родился у них богатырь Еруслан. Вырос Еруслан и познакомился с Иваном – русским богатырём, который любил Кандаулу Феодуловну, дочку Феодула Змеевича (но тот, вроде как,  человеком оказался). Успел Еруслан Лазаревич и с ордынскими воинами Данилы Белого дважды сразиться, и отца с богатырями от слепоты излечить. А потом Еруслан тоже змея-разорителя убил и женился на Настасье Вахромеевне. Год прожил, поехал к родителям. Выехал в лесу на поляну с дворцом красавицы Пулихурии. Девять лет прожил в том дворце как 9 дней. А когда появился на поляне юный Еруслан Ерусланович, то Пулихурия та очень даже хотела его убить. Но уехал Еруслан Лазоревич с сыном своим к Настасье Вахромеевне.

    Опять мне эта история чем-то на миф об Иллуянке и боге Грозы кажется похожей, если ордынских воинов со сцены куда-нибудь убрать: ведь хеттский миф тысячи на две с половиною лет того ига ордынского старше будет! Вот и  остались сказки одни. Зато слушаешь их – и заслушаешься…