«Помолитесь, оглашенные, Господу», - каждый день за Божественной Литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы –ектении-говорит: «Оглашенные, изыдите!». Человеку, искушенному в словесности, этот возглас может резануть слух: ведь словарь русского языка С.И.Ожегова даёт понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно», разве место таким в храме?
Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол «оглашать» значил «изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Видимо, некоторые из этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова…
В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно представлять себе содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему как царю и Богу!». Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, и обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине Богослужения – Таинстве Евхаристии – вместе с верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть Литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания и назвали её «Литургия оглашенных».
Но когда время богослужебного назидания истекает и наступает священный момент единения с Богом, люди, с неомытой водами Крещения душой, не должны быть его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещенных.
Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Таин становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?
Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инословных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует перед Просветителем душ и телес о всех оглашенных, не взирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами: кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещенные. Ввиду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения, и будут оставаться в чине Литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».
Что же касается выхода из храма - здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещенному человеку следует усвоить лично для себя: пока я не имею еще права участия в Евхаристии, а значит, должен уйти.
Март, 2016г.
(Иллюстрация от Л.Г.)