МП2. Жизнь невозможно повернуть назад. Разбор стих

Творческая Мастерская Алкоры
Начало статьи - http://www.stihi.ru/2016/03/21/2111

Статья написана по материалам пакета конкурсных произведений Второго межпортальный поэтический конкурс, 1-й тур, проходящего на портале ЛитСеть,   анонс состязания: http://litset.ru/publ/60-1-0-23295

Для каждого произведения указаны соответственно: номер участника в туре, название произведения, ник автора, название литературного портала

Конкурсное задание 2:
СТИХОТВОРЕНИЕ НА ТЕМУ «ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНО ПОВЕРНУТЬ НАЗАД»
=== === === === === === === === === ===
 
Произведение: 2-1. Вектор рождения. Кей-ль. Крыша.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Люди меняются.   
В корне звенит: "менять".
Эхом откликнется:
выдави  из меня.
Вспыхнет чёрное небо 
одной звездой –
трассером вскроет,
вырвется слово: "стой!"
И упадёт
на мёртвый пустынный  холст
бледной дорогой,
стремящейся на погост.

Жизнь, вытекая из точки,
упрётся в точку,
скатываясь на дно
пищевой цепочки.
К чёрту червей!
С глупой надеждой верю я –
телом своим
буду кормить  деревья.
А... Б... –  с рождения
затянувшийся кросс
по долгой дороге,
направленной на погост.

Люди меняют:
следы, идеалы, почерки,
кардиограммы, принципы,
пол и прочее.
Но оккупация игреком
исторической малой родины
Всегда завершается чем-то
однажды пройденным.
Родился!
Сын родился!
Фейерверки! Тосты!
С генетической
предрасположенностью к погостам.

Комментарии:

Формой написания автор хочет быть оригинальным, используя научный подход в изложении поэтических истин. Это ему удается, а содержание все равно не блещет новизной: «Жизнь, вытекая из точки, упрётся в точку, скатываясь на дно пищевой цепочки». С проблемы рассмотрения способов превращения нас в прах, мы неожиданно оказываемся в теме «Но оккупация игреком
исторической малой родины всегда завершается чем-то однажды пройденным». И тут же - как снег на голову читателя! - рождение сына и фейерверки. И опять погосты. Сложные стихи. Запутанные для рядового (как я) читателя.

=== === === === ===

Произведение: 2-2. Ласко. Блинов Андрей Вячеславович. Что хочет Автор.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Взвыл механизм, завертелись оси,
Голого мира вздымая ткани...
Первый художник, дрожа, наносит
Глину с углем на шершавый камень.
И восстает из земли и пепла
Зверь настоящий, большой и страшный...
Годы сменяют друг друга слепо,
Мир изумленный все строже, старше,
Не повернуть – бестолково, щедро
Сыплются зерна для новой вехи...
Только рисунок во тьме пещеры
Ждёт своего золотого века.

Комментарии:

Лаконично, но тема раскрыта полностью, с использованием единственного  образа - наскального рисунка из древности, который ждет своего века, как бы трудно ни поворачивались оси времени. Всему свое назначение и свой черед. Не избитые точные рифмы, нет пустословия.

=== === === === ===

Произведение: 2-3. Старость. Анна Верба. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Шажками мелкими трусят пустые дни…
В них нет побед, лишь подвиги одни:
Не выспавшись, упрямствуя, вставать,
Встречая новых дел шальную рать.

Всё позади: влюблённость и апрель,
Рождение детей, тревог метель,
Мечты в летящих птицах облаков,
Целительные струи родников…

Не верю тем, кто жив не огорчён,
Тому, кто не жалеет ни о чём,
Тому, кто не боится умирать,
Ложась под скрип на старую кровать.

Они все врут и шутят, храбрецы,
Надеясь на небесные венцы,
А я – гоню воспоминаний хворь:
Поди-ка лучше мимо, и не спорь…

Пусть мне назад пути давно уж нет,
Не продаётся к юности билет,
Но нечто есть, чем я украшу стих:
Весёлый гомон правнуков моих.

Комментарии:

Не поняла согласования слов в фразе «кто жив не огорчен». Не люблю так же употребления слова «стих» там, где подразумеваются «стихи». Разговорный оттенок слова «трусят» в тексте  вместе с «гомоном» и «небесным венцом» тоже не радует. А по содержанию - убедительно.

=== === === === ===

Произведение: 2-4. Конец ледяных скульптур. Кульков Михаил. Союз Писателей.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Что-то пошло не так. Нет, не вернуть былое…
Можно, когда в летах, оком окинуть путь,
Но не дано отдать сердце богине Хлое.
Ноне не на года времечко-лилипут.

Сколько напрасных слов брошено – не поймаешь.
Сколь невелик улов пойманных кораблей:
С нами плыл Гулливер фантиком в луже мая;
Снами, что в голове у Франсуа Рабле.

Тысячи капель сна… Ты изо льда, Изольда!
Тискает лёд весна. Прячься! Считал до ста…
Корочку на воде даже за сотню сольдо
Не получил нигде неледяной Тристан.

Комментарии:

Смесь разных образов и аллюзий, эклектика стилей речи, ощущение, что здесь нужно красиво заполнить строку более, чем отыскать точное слово для передачи мысли.

=== === === === ===

Произведение: 2-5. Реквием по живому (ремейк по Н. Гумилёву). Ангелия Лист. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

                Мне снилось: мы умерли оба,
                Лежим с успокоенным взглядом,
                Два белые, белые гроба
                Поставлены рядом.    ( Н. Гумилёв)

Мне снилось, как умерли двое.
Свершилось… и брак на клочья.
Кричит забытое горе
Ночью:

—  Ты ранена в сердце однажды 
И выжила, не багровея.
Кому ты нужна … и дважды?
— Гее.

—  За мирные переговоры
Пьёшь сок с корневищем левзеи.   
Кто первый навлёк раздоры?
— К Змею.

—  Безмолвные слёзы слабы.
Разлуку поставь на выю!               
Неистовый где её шабаш?
—  В пЫли.

—   Алко-морфин* —  не выход!
 Аква-морин  **—   не в моде!       
 Ты различаешь вдох-выдох?
—  Вроде...

Мне снилось …и умерли двое.
Свершилось: гробы были кожей.   
Саднит во вселенском горе
Прокрустово Ложе. ***
_______________

*Алко-морфин (напиться: морфин - наркотик; алко -  алкоголь)
**Аква-морин (утопиться: аква - вода; мор - смерть)
*** Разбойничье ложе - построенный на эгоизме стереотип мышления, разрушивший институт брака.

Комментарии:
Взята чужая форма и происходит игра с ней, а не передача смысла, смысл туманен. Ошибка фонетического ударения (в пЫли). Не уверена, что стихи раскрывают заданную тему.

=== === === === ===

Произведение: 2-6. Это было...Было! Борис Скрипников. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

                "Жизнь невозможно повернуть назад..." (Илья Резник)

Ну вот, пожалуй, ПОДХОЖУ ДО ТОЧКИ,           (согласование)
А снова начинать - напрасный труд.
Смотри, как дети выросли у дочки,
И сына скоро дедом назовут..

Я в омуты порой бросался смело,
Имел и осужденье и почёт...
А столько в жизни глупостей наделал?!
Начну сначала - сделаю ещё...

Судьба такая - повидал не мало,
Я видел бездну и девятый вал...
Не заимел чинов и капитала,
Зато и никого не предавал.

Детей поднял, построил дом и дачу,
Мой сад расцвёл - я это тоже смог...
А был бы шанс - попробовать иначе,
Каким бы оказался тот итог?

Пишу стихи и забываю тексты,
Порою отвечаю невпопад...
Да знаю я... Нам не вернуться в детство.
"Жизнь невозможно повернуть назад..."

Стучит будильник, время отбивая,
Приходят мысли мрачные порой,
Что скоро отлетающая стая
Возьмет меня в свой НЕВОЗВРАТНЫЙ СТРОЙ.

Там прокурлычат обо мне уныло,
Потом забудут...Правду говоря...
Но знаю точно: Это было...Было!
И жизнь прожИта, мужики, не зря!

Комментарии:
Тема раскрыта убедительно и внятно, но … рифмованной прозой, мне не хватает здесь языка поэзии. Ошибка согласования «подхожу до точки» (дохожу до точки).
=== === === === ===

Произведение: 2-7. Марго. Алексв. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

В одном из тех городов, где будни сонно-мертвы,
Уклад привычно суров и нет столичной халвы,
Где люди в клетках квартир решают шкурный вопрос...
Она смотрела на мир глазами, полными слёз.

Без мужа трудно одной... но лучше, если б исчез.
Напрасно с каждой весной ждала от жизни чудес,
С букетом жёлтых цветов опять по улице шла...
Не сбросить всё со счетов, любовь сгорела дотла.

Открыто настежь окно. Она мечтала взлететь!
...Судьба сплела полотно, и крылья спутала сеть.
Она тянула детей и неудавшийся брак...
Скучнее нет повестей, где всё сложилось не так.

Комментарии:

Мне не хватает здесь концовки о том, что жизнь невозможно изменить… Ощущение, что использованы уже ранее написанные стихи по «Мастер и Маргарита» - сами по себе хорошие стихи, но не совсем о том. По технике - простейшая рифмовка, ожидаемые рифмы, но очень чистенько по исполнению.
=== === === === ===

Произведение: 2-8. Прапамять. Ольга Шенфельд. Графоманам.нет.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

У пылающей светом Синайской горы
Я стояла – одежды и кудри чисты.
Убежав от надзора послушной сестры,
Я касалась ногами запретной черты.

Мир купался в волнах золотого стекла,
Уплывала, кружилась, летела душа,
А сестра незаметно ко мне подошла
И держала за плечи, почти не дыша...

Я так часто и глупо живу не всерьез,
Забывая рассчитывать жизнь по годам,
Но приходит опять безответный вопрос:
Кто из нашей семьи перешел Иордан?

...Не дымились, чернели подножия гор.
Легионы стянулись к последней черте.
Вещий Город голодные руки простер.
Половине из нас умирать на кресте,

Половине исчезнуть на рынках рабов,
По дорогам брести, кандалами звеня.
Я смотрю на холодные искры костров.
Но к какой половине причислят меня?

Помню серьги, серебряный узкий браслет
И не знаю, чем кончилась эта судьба.
Промелькнули последние тысячи лет,
Я все ту же копну убираю со лба,

Не желая укладывать, стричь и плести –
Пусть летят, как тогда – у Синайской горы.
Если б снова пройти по тому же пути
И почувствовать кожей ладони сестры.

Все прошедшие жизни сложить, пролистать,
Понимая причины, потери, дары,
И уверенно, точно – последнюю вспять –
Прямо к Солнцу, минуя чужие костры...

Но и тот, кто намного сильнее меня,
С вечным знанием будет ли счастлив и жив
На Земле, что не помнит вчерашнего дня
И историю прячет в постыдный архив?

Комментарии:

Интересные стихи. Требуют от читателя знания истории и литературы, побуждают интерес узнать неизвестное. А в целом - не о конкретике событий, а о жизни человечества, чтобы: «Все прошедшие жизни сложить, пролистать, понимая причины, потери, дары, и уверенно, точно – последнюю вспять – прямо к Солнцу, минуя чужие костры...» Потому что вряд ли «будет ли счастлив и жив на Земле, что не помнит вчерашнего дня и  историю прячет в постыдный архив». Умные стихи. Сложные для понимания, если читать их поверхностно. Единственная шероховатость исполнения - «Уплывала, кружилась, летела душа». -  Либо уплывала, либо летела, мне кажется…
=== === === === ===

Произведение: 2-9. Безысходность. Екатерина Шуклина. Что хочет Автор.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Шрамы гудроном залатанной крыши
Дома-термитника шумных окраин
Держат меня в этой выбранной нише
Твёрдой реальности, время теряя…
Встречи.
Разлуки.
Ошибки.
Расплата.
Мне в этой жизни не надо прощенья:
Если случилось, что я виновата,
Дайте секундами смерть в ощущенье.
Прыгнуть, от страха, от боли сбегая,
Сердце решилось,
А шанс быть живою
И нелюбимой – к чему?
Бритва края
Ранит последней в жизни чертою.
Кажется, выбор – свобода,
Но только
Вверх мой прыжок – это тоже паденье…
Ложь – это мёртвые птицы,
И сколько
Их не подбрасывай, нет воскрешенья…
Плачешь сейчас, за спиной моей стоя,
Ждёшь – обернусь ли к тебе со слезами.
Видишь, как нож твой, вонзившись в живое,
Там за чертою со мной исчезает.
Прыгнула…
Бренность полёта отпишут
Местом пустым на последних страницах.
Старый гудрон на израненной крыше
Дома жилого не вспомнит о птицах.

Комментарии:

Трагические стихи. Заставляют обратить на себя внимание  темой. И техника исполнения прекрасная. Есть мудрые мысли с глубоким подтекстом: «Ложь – это мёртвые птицы, и  сколько их не подбрасывай, нет воскрешенья…» Или: «Бритва края ранит последней в жизни чертою. Кажется, выбор – свобода, но только вверх мой прыжок – это тоже паденье…»

=== === === === ===

Произведение: 2-10. Пасьянс. Jawohi. Литсеть.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Иные дни зимой окутывают негой…
Безветрие. Покой. Покрыты легким снегом
Старинные дома и луж прозрачный кафель…
Я лезу в закрома потертых фотографий,
Стелю на стол «пасьянс», но короля не видно:
Валет поет романс, и даме треф обидно
Терпеть тупую боль коварного недуга,
Что рядом не король, что есть он у подруги.
...Не проявляю прыть, не зрю проблемы шире.
И здесь забыл купить корону в «Детском мире»…

Скользят, скользят года в "прекрасное далеко".
Теперь, почти всегда, я раздуваю щеки,
Когда сажусь в крутой «паркетный» внедорожник.
И лгу себе: «Такой - ты даме стал дороже».
Давно привычен блеф под мантией метели,
И, все же, даму треф я сделал королевой…

Поднялся ветерок, к дворцу подал карету:
- Вези меня, дружок, к червовому валету.
Сквозь времени редут…
Налево ли, направо?
...Эх, вряд ли нас там ждут с внесением поправок.

Комментарии:

…« и луж прозрачный кафель…» Никогда не видела прозрачного кафеля… Почему именно с ним автор сравнил прозрачность луж? Картежная тематика и соответствующий ей ряд образов от меня бесконечно далек, поэтому не произвел впечатления. Но автор в этом не виноват.
=== === === === ===

Произведение: 2-11. Уроки и перемены. Ника. Форум Ники Невыразимой.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Вернуться туда, где большими казались деревья,
не только деревья, но даже ромашки, пожалуй,
где голубь бумажный над партами медленно реял,
где галстук плескался на шее – холодный и алый,

вернуться туда, где в тетрадях – линейки и клетки,
а что на доске, к сожалению, видно нечётко…
Вернуться туда невозможно без Ленки. А Ленки
три года как нет. Потому что – палёная водка.

И нет уже нескольких наших из первого ряда.
Но здание школы, на месте которого – стройка,
открыто ночами. Ночами – какие ограды,
какое имеет значение – «пять» или «тройка»?

Вернуться нельзя, все вороны об этом судачат.
Но в классе, восставшем из времени, пепла и хлама,
живые и мёртвые вместе решают задачи,
которые точно выходят за рамки программы.

Комментарии:

Стихи задели струны души, поэтому не могу их не отметить. Ясное содержание, сначала - ожидаемое, а потом сразу же - трагическое. И уже не надо убеждать, что жизнь невозможно повернуть назад. «Вернуться нельзя, все вороны об этом судачат. Но в классе, восставшем из времени, пепла и хлама, живые и мёртвые вместе решают задачи, которые точно выходят за рамки программы».
=== === === === ===

Произведение: 2-12. Каждую ночь. Анна Юннис. Ты - поэт.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Порт с корабля показался НИЧТОЖНО МАЛ.               
Солнце тонуло в прибрежных закатных далях.
Компас блестел и скрипел под рукой штурвал,
Лаяли чайки и прыгали ввысь кефали

Вслед за дельфинами. Сколько ещё морей
Нам предстоит бороздить, сколько фунтов соли
Калейдоскопным узором на рёбрах рей
Заиндевеет… И будет ли что-то кроме

Вяленой рыбы, гороха и сухарей,
Смеха матросов, историй про жутких тварей?
Каждую ночь наше судно уходит в рейс,
Каждую ночь навигатор молчит в тумане.

Мы засыпаем, забывши про якоря,
Материки и рисунки на пыльных картах.
Свечи в каютах сигнальным огнём горят –
За упокой не успевших приплыть обратно…

В порт, что когда-то казался ничтожно мал…

Комментарии:

Стихи начинаются с не совсем верного (на мой взгляд) согласования слов, к тому же входящих в рефрен: «Порт с корабля показался ничтожно мал» (ничтожно малЫМ). «прыгали ввысь кефали» - я бы вместо «ввысь» написала «вверх» - для кефали этого вполне достаточно!))) Остальное хорошо. Только сама тема более узкая, чем хотелось бы. Романтическая морская история, внутри которой мне хочется найти что-то бОльшее о невозвратности жизни.

=== === === === ===

Произведение: 2-13. Головоломка. Санчес. Для Писателей.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Расстаться нам наступит срок.
Так быть должно. Закон природы.
Промчатся незаметно годы,
Неслышно, словно ветерок.

Закроешь осторожно дверь,
Махнув с улыбкой мне рукою,
И я свое волненье скрою,
Как больно не было б, поверь.

Ни «клетка», ни любовь виной.
Здесь, чёрт возьми, серьезней случай.
С досадой представляю жгучей
Разлуку близкую с тобой.

Подумать только! Так легко
В роддоме, помню, взял на руки,
А отпустить - сплошные муки,
Головоломка "стариков".

Комментарии:

Когда начинаешь читать, не сразу становится понятно, что «отпустить» здесь - это скорее всего о финале жизни, и тогда на те же стихи смотришь по-другому, перечитываешь их. И это отлично, когда автор заставляет тебя перечитать и задуматься - при простоте изложения. Хорошие стихи.

=== === === === ===

Произведение: 2-14. Шарф. Леди Дождик. Стихи.Ру.               

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

По закоулкам злой полночный ветер шарит,
За печкой сонный домовой овчину стелет.
Снега укутали дома пуховой шалью,
Уснули люди, убаюканы метелью.

Вяжу тебе пушистый шарф, считаю петли,
В корзине прыгает клубок лиловой пряжи.
Я напеваю те слова, что бабки пели:
«Пусть к дому ровным полотном дорога ляжет…»

Никто не сможет оценить моих стараний,
Ведь ты давно перевернул судьбы страничку.
Другая женщина тебе милей, желанней,
Но у неё холодный взгляд и шарф фабричный.

Смешно надеяться, и ждать, и верить глупо,
Что ты появишься сейчас из тьмы и ветра.
Одна. Укрылся домовой своим тулупом.
А я вяжу упрямо шарф. Четыре метра.

Комментарии:

Тема невозвратности решена через любовную лирику - неразделенность любви. «Смешно надеяться, и ждать, и верить глупо…» -  «А я вяжу упрямо шарф…». И эта строчка внушает оптимизм: все возможно.
=== === === === ===

Произведение: 2-15. Папа Карло. Wenera. ЛитКульт.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Комариный напев затихает на полуслове,
Затухает очаг, нарисованный на холсте:
ты - отец, лучший друг, лучший враг... Только стержень сломлен,
словно гвоздь заржавевший на крыше чужих страстей.
И уже не узнать, сколько стоит вернуться в лето,
Сколько шансов остаться в начале пути еще...
Время очень похоже на выстрел из пистолета:
стоит только нажать на курок, и отсчёт пошел.

Не размоет тоску свежевыжатый ветер моря,
Что нещадно разжевывал мачты. А, нет - мечты.
Твой корабль уходит, и кажется, все пустое,
Но всегда остаётся надежда, любовь и СПИД.

Комментарии:

Честно говоря, концовка со СПИД (если это не только ради рифмы) меня огорчила-изменила восприятие стихов. Там действительно много удачных строк: «Только стержень сломлен, словно гвоздь заржавевший на крыше чужих страстей», «Не размоет тоску свежевыжатый ветер моря,  что нещадно разжевывал мачты. А, нет - мечты». Тема раскрыта фразой: «И уже не узнать, сколько стоит вернуться в лето, сколько шансов остаться в начале пути еще...»

=== === === === ===

Произведение: 2-16. Талый  снег. Марцана. Графская Пристань. 

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

С антресолей свалился забытый альбом,
И страницы ему разметало.
Ничего необычного не было в том,
Только снегом повеяло талым.
 
Холодел под ногой запорошенный лес,
Уходящий в бескрайние дали.
Под разлапистой крышей февральских небес
Мы со смаком шашлык поедали.
 
Бесшабашный пикник накануне весны.
Однокашников милые лица.
И сухарики с солью чертовски вкусны
Под пивко, в шерстяных рукавицах.
 
Время белыми нитками множит стежки,
Только нету от этого толку -
Помню, вышли из леса они, чужаки,
С автоматами наизготовку.

И Серёжка метнулся: "Ребята, бегом.
Нас положат как стадо баранов!"
Самый младший из нас. Будто сказочный гном.
Он упал, задохнувшись от раны.

И уже не изменишь причинную связь.
Память брЯцает стылым металлом.
Смачно сплюнув на снег, ухмыляется мразь.
На снегу окровавлено-талом…

Комментарии:

Нетривиальный сюжет, хорошая композиция стихов. Тема раскрыта. Немного подкачала техника - употребление слов: «Только нету от этого толку» (не так уж сложно не употреблять «нету» вместо «нет» в стихах…), «память брЯцает» (может, бряцАет»?). От «причинной связи» - тоже не в восторге…

=== === === === ===

Произведение: 2-17.  В самый раз. Олег Сешко. Вдохновение.               

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

ДЛЯ ВОЙНЫ провожала Родина,
Вслед печально ключами звякала.
- То, что в жизни тобою пройдено,
Порастает ПУСТЫМИ ЗЛАКАМИ.
Мне из них - ни хлебов, ни шанежек!
Разобьётся о голод армия.
Для тебя придорожный камешек -
Полстакана да стойка барная.
В белом поле твои товарищи -
Верстовые столбы для памяти.
Где твоё родовое капище?
Где твои вековые наледи,
Языки под земными плахами,
НАДНЕБЕСНЫЕ ВЗГЛЯДЫ-выстрелы?
Всё, что в жизни тобою вспахано,
Безответной любовью выспело.

Города, пересадки, станции,
От потерь до потерь - околицей.
- Можно быть черепахой в панцире,
Но под панцирем тоже колется.
Чёрт-те с кем, НА ЗАБЫТОЙ ПРИСТАНИ,
Разбазаривал дни бездарно я,
Чтобы стрОками, снами, мыслями
Золотая питалась армия.
Там с такими, как я, скитальцами,
Разделяли мы жизнь по-честному:
Принимая, встречали танцами,
Провожая, КРЕСТИЛИ ПЕСНЯМИ.
Безответные стали верными,
Бесполезные стали звёздными
В тесноте, за тройными стенами,
За бесценными сердцу вёснами.
Где разлукой любовь воссоздана
До последнего стона, выплеска…

«Не такой ты,- кивнула Родина,-
В самый раз «не такой» для Витебска».

Комментарии:

Не все поняла в концовке, не все понравилось в лексике: «Для войны провожала Родина» (на войну провожала), «Вслед печально ключами звякала» (странный, вырванный из множества более точных, образ ключей по отношению к Родине), «пустыми злаками» (пусто то, что сделали руки, но не природа), «родовое капище» (у товарища столь древний род? ))) ), «на забытой пристани» (что за пристань и почему забытая??), «Чтобы стрОками, снами, мыслями» (прав. строкАми), «Провожая, крестили песнями» (это как?  Это что - во времена капищ такое было???)

=== === === === ===

Произведение: 2-18. Шесть соток. Ольга Хворост.  Стихи.Ру.
 
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

А давай  отмотаем полжизни назад
и вернёмся хотя б на минуту в наш сад
по заросшей годами тропинке;
растянувшись в траве, блох гоняет Полкан,
сад не вырос ещё и не продан пока
голосистой соседке Иринке.
Ветра свист в голове, барабаны в груди -
нам по тридцать, у нас всё ещё впереди:
перестройка, дефолт, ипотека,
безработица, кризисы, вести с войны -
мы - осколки своей ошалевшей страны
в центрифуге двадцатого века.
Две лопаты, вороны, земля, облака...
всё, что будет - случится потом, а пока
мир из маленьких радостей соткан -
мы сажаем деревья и строим жильё,
мы планируем вырастить счастье своё
на подаренных Родиной сотках.

Ирка в Хайфе давно, сдох блохастый  Полкан,
растащили большую  страну по кускам,
сад ушёл под посёлок коттеджный;
ни иллюзий, ни денег, ни жажды чудес -
аритмия, морщины, избыточный вес
и разбитые напрочь надежды.

Комментарии:

Подкупает искренность, простота и точность  изложения, маленькие шедевры типа «по заросшей годами тропинке» или «всё, что будет - случится потом, а пока мир из маленьких радостей соткан». Немного угнетает пессимизм концовки: «ни иллюзий, ни денег, ни жажды чудес - аритмия, морщины, избыточный вес и  разбитые напрочь надежды».  Хорошие стихи - отзываются в сердце.
=== === === === ===

Произведение: 2-19. Я рос балбесом, а случалось - вором... Алексей Журавлев. Графская Пристань.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Я рос балбесом, а случалось - вором,
Из вредности по мелочи украв.
Отец ремень снимал без разговоров
И объяснял мне, как я был неправ.

В меня вбивал он правило простое -
Не сына он лупил, а подлеца.
А я потом три дня учился стоя
И, если честно, не любил отца.

Я убегал. Скитался по вокзалам.
Меня ловили. Снова порка. Ад.
А мама только горестно вздыхала:
- Терпи, сынок, ведь сам же виноват.

Катилось время, падало снегами,
Дождями утекало в никуда,
Листвой опавшей жухло под ногами...
Я повзрослел - и выпал из гнезда.

В былом пора осталась холостая,
Сынок подрос - и просит он ремня...
И вдруг похолодел я, понимая -
Что пережил отец из-за меня!

Я вспомнил ложь, поджиги и рогатки,
Как он курил, как он уснуть не мог,
И слёзы - слёзы! - смахивал украдкой,
Когда шептал: - Ты все поймешь, сынок.

Вернуться бы, обнять, забыть обиды,
Чтоб  он простил балбеса-стервеца...
Сегодня мне невыносимо стыдно,
Что я, поганец, не любил отца.

Комментарии:

Язык прозы в стихах, а не лирики, но точен и убедителен: «Катилось время, падало снегами, дождями утекало в никуда» или такие пронзительные открытия как «И вдруг похолодел я, понимая, что пережил отец из-за меня!». Простой язык, но проникает в каждого болью, вызывает переживание. Тема раскрыта блестяще - ничто нельзя возвратить, можно только понять свои ошибки. Здесь смутило только незнакомое мне слово «поджиги» (может, это опечатка?).

=== === === === ===

Произведение: 2-20. Закрутка. Игорь Брен. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

                Куда минутной против часовой ( Козематто Растрелли)
 
часы неделями
молчат пугающе,
скорбя об участи...
— да хрен с тобой!
     не надоело ли
     ворчащей гаечкой
     себя накручивать
     на время-болт?!

по шерсти грянуло
гитарой раненной:
— нам упокоиться
     на "от  и до"!
жги, шестигранная —
  долги-желания,
  жена-любовницы,
  работы-дом!
 
страна разделана,
слеза допрошена,
святая замужем
за подлецом.
за нами демоны
срезают прошлое.
хотя, куда уже...
заподлицо...

морозно с вечера,
под утро ветрено.
ночами длинными
слова без букв
уже не светятся,
и не советуют —
когда заклинило —
сорвать резьбу.

Комментарии:

Техника прекрасная, впечатлили составные  рифмы «за подлецом- заподлицо...», «без букв-резьбу», «от и до - работы-дом» и интересные фразы «не надоело ли ворчащей гаечкой себя накручивать на время-болт?!», «по шерсти грянуло гитарой раненной…». Впечатлили тем, что они легли на смысл, не выглядят искусственным устройством рифмы ради рифмы. А вот сказать, что стихи точно  раскрывают заданную тему - не могу. Они хороши сами по себе. Не приветствую способ записи - без заглавных букв.
=== === === === ===

Произведение: 2-21. Дом. Змей Горыныч 3. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Перекручено время в запальный жгут.
Возвращаться – нелепица, блажь и боль.
В этом доме давно никого не ждут,
А по улицам ветер гуляет вдоль…

У калитки скамья проросла кустом,
Покосился штакетник, и всход* – кривой.
На задвинутой вьюшке в печи – гнездо
Прошлогоднее, с перьями и травой.

Под рассохшимся полом шуршат хорьки,
Не оставив мышам никаких надежд.
Прикоснешься к комоду – и след руки,
На скопившейся пыли пустая брешь.

Для чего возвращаться в минувший день
Из походов за светом иных миров?
Много лет этот кров забывал людей,
Погружаясь в крапиву пустым двором.

На огне подогрею воды на чай,
На смородинов пряный сушеный лист.
Я не знаю, зачем, но горит свеча,
Разогнав по углам пауков и смысл

На минуту остаться… потом на час…
Ночевать и готовиться зимовать…
Только стены не помнят счастливых нас,
А припомнив, удержат в себе слова.

Не бывает чудес и шагов в ночи.
Отрешенно мурлычут в печи дрова.
Но почудится, будто бы кто стучит, –
И рвану, как подброшенный, открывать

И замру… словно пропасть, и тверди нет…
Потому, что увижу твои глаза…
«Я заметила в этом окошке свет
И подумала - жизнь потекла назад».
_________________________

Всход* (устар.) – лестница, пролет ступеней.

Комментарии:
Добротная лирика - немного печально, но хорошим русским языком, душевно и искренне. И оптимистично. Много удачных фраз: «Разогнав по углам пауков и смысл на минуту остаться… потом на час… Ночевать и готовиться зимовать…» или: «И рвану, как подброшенный, открывать и замру… словно пропасть, и тверди нет…»

=== === === === ===

Произведение: 2-22. Незнакомка. Электрическая Ящерка. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Вдали от столицы, в старинном райцентре одном
живёт нарушитель природных законов и норм.
Хоть жизнь невозможно назад повернуть, говорят,
Аркадий Ильич отрицает такой постулат.

Не год и не два он повсюду искал реквизит.
Теперь в ателье стариной, словно ветром, сквозит.
Есть платья и шали, великое множество шляп:
велюр, конский волос и бархат, соломка и драп. 

Аркадий Ильич очень любит отчётливость форм.
На фото всегда чёрно-белый царит монохром.
Фотограф играет со светом, наводит контраст.
Свой маленький бизнес старик ни за что не продаст!

Усталых матрон и неловких подростков-девчат
умеет кудесник в таинственных дам превращать.
У тех, кто вернулся из прошлых столетий назад,
становится строже осанка, задумчивей взгляд.

Вдруг чудо случилось, каких не видали досель:
с утра в ателье появился волшебный тоннель –
ведущий в начало двадцатого века портал.
Но первым об этом совсем не фотограф узнал.

Наташа Скворцова, кассир супермаркета «Траст»,
случайно открыла, как в прошлое можно попасть.
По виду портал – словно лёгкий жемчужный туман.
Шагнёшь в эту дымку, а с той стороны – ресторан.

Пройдя между пьяными, гордая, словно княжна,
Наташа обычно садится одна у окна.
На шляпе с вуалью качаются перья, и Блок
уже ощущает дыхание будущих строк…

Комментарии:
«старинный райцентр» - не сочетаются в моей голове эти два слова. Тема раскрыта с фантазией, яркий рассказ в стихах, с иронией («в ателье стариной, словно ветром, сквозит» или «По виду портал – словно лёгкий жемчужный туман. Шагнёшь в эту дымку, а с той стороны – ресторан») . Можно ли рассматривать их в качестве поэзии - не уверена. Стихи для домашнего употребления, но с  хорошей техникой исполнения и с богатым словарным запасом.

=== === === === ===

Произведение: 2-23. И жизнь бежит.  Мистра. Зона свободного творчества и критики.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

И жизнь бежит - румяна, босонога,
Анклетами из звёзд легко звеня,
В объятия какого-нибудь бога.

Покуда дышит вёснами земля -
НОГТЯМИ в чёрном небе ВЫСКРЕБАЕТ
Родившуюся СЫЗНОВА луну.

Я ПОД ПОТОК ТИПИЧНО ЖЕНСКОЙ брани
Морщинку новую тяну, тяну, тяну...

Комментарии:
Ощущение незаконченности - что хотел сказать автор по заданной теме, не очень понятно. Боюсь, что заданию не соответствует.

=== === === === ===

Произведение: 2-24. Чужие. Tomkruz. Artbull.ru

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Чужая жизнь. Чужой уютный быт.
Навряд ли будет как-то по-другому.
Я этот мир ВТОРЖЕНИЕМ НЕ ТРОНУ,
Но и тебя не в силах позабыть.

А так мечтал у всех тебя украсть,
Переписать историю событий
И разорвать невидимые нити
Того, кто над судьбой имеет власть.

Мне так хотелось всё вернуть назад,
Что потерял, а может сам оставил,
Упрёкам вопреки и против правил,
И нужные слова бы мог сказать…

Наверное бы мог. Но я не стал
Оправдываться, так, мол, было надо.
В базарный день просроченная правда –
По осени опавшая листва.

Не отменить срок давности у лжи.
Поэтому всё будет как и прежде.
Привычнее несбыточной надеждой,
Чем прожитым отчаянием жить.

Не требую покоя для души,
Возможности исправить все ошибки.
Я всё равно могу, с любой попытки,
Любые из возможных совершить...

Чужая ты идёшь к себе домой.
Чужая дверь. За ней чужие люди.
Никто не знает, значит, не осудит,
Что я дышу по-прежнему тобой.

И вглядываюсь в окна до сих пор,
Таясь, как вор таится по привычке,
Перебирая мысленно отмычки...
Твой самый нераскаявшийся вор.

Комментарии:

Тема невозвратности жизни сведена к неразделенности любви, но язык не лирики, а рифмованной прозы.. Много удачных и даже афористичных строк: «Привычнее несбыточной надеждой, чем прожитым отчаянием жить». «Не требую покоя для души, возможности исправить все ошибки. Я всё равно могу, с любой попытки, любые из возможных совершить...»

=== === === === ===

Произведение: 2-25. Вспоминая жизненные даты. Пётр Кольцов. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Сегодня с высоты прожИтых лет
Я вспоминаю ЖИЗНЕННЫЕ ДАТЫ,
Важней которых не было и нет,
ОпределЯвшиЕ судьбу когда-то.   (неудачная расстановка Иктов)

Такие дни, конечно, есть у всех.
Мы выбираем в них свои дороги,
И ждёт ли в жизни нас потом успех,
Определяет выбор тот во многом.

В какой пойти учиться институт?
На ком жениться? Где искать работу?..
Вопросов много, и они не ждут,
Когда ответ подскажет мудрый кто-то...

И я, как все, решенья принимал
И волновался: правильно ли, нет ли.
Не ожидая чьих-нибудь похвал,
Но веря: ЛЕЗТЬ МНЕ НЕ ПРИДЁТСЯ В ПЕТЛЮ.

Жалею ли о чём-то я сейчас?
Конечно. Невозможно без ошибок.
Упрям бывал порою – и не раз,
А иногда, увы, излишне гибок.

Когда-то «отключалась» голова
И МНОЙ «РУЛИЛИ» ОРГАНЫ другие,
И не всегда я нужные слова
Умел найти В МОМЕНТЫ непростые.

Однако жизнь не повернуть назад.
Своих промашек  тягостное бремя,
Груз глупостей, что ляпнул невпопад,
Нести мне всё оставшееся время.

Да, это так, но радует меня,
Что в памяти не держится плохое,
И нет в ней места для лихого дня,
Когда я ворошу пережитое.

Комментарии:
Зарифмованный разговорный язык - не чувствуется языка  поэзии.( «И мной «рулили» органы другие», «в моменты непростые»).
Неточность выбора слов («жизненные даты»), распады ритмических ударений и сомнительные фонетические ударения.

=== === === === ===
Произведение: 2-26. Камин погасший - чёрная дыра... Михалыч.  Artbull.ru.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Камин погасший - чёрная дыра,
Одна зола, ни грамма умиленья.
Входная дверь скрипуча,(лиш зпт)  и с утра
На всё имеет собственное мненье.

Опять ворчишь, (лишн зпт) по-стариковски, (лишн зпт)дом.
Несносен стал, (лишн зпт) по мелочам и в целом.
Хотя, (лишн зпт) несносны мы давно вдвоём,
Я – для людей, а ты – для новодела.

Пускай резвится наша  память всласть!
Нырнём В ГОДА ШАЛЬНОГО БЕСПРЕДЕЛА!
Когда три внука – сущая напасть,
Сраженья разворачивали смело.

И ты давал им место поиграть,
Не позволяя в кровь носам разбиться.
По вечерам, укладывая спать,
Вполголоса ругался с половицей.

А может смазать петли у входной?
Чтоб не давала глупые советы.
И половицу вредную – долой!
Давно пора призвать её к ответу.

Да мы ещё крепки не по летам!
Так, ПОДШАМАНИТЬ кое-где немного…
И ДЖОКЕР наш, наверно, где-то там -
Лежит себе, за пазухой у Бога.

Комментарии:
Пунктуация с ошибками портит впечатление, много разговорных выражений и смешение стилей речи («подшаманить», «джокер», «Нырнём в года шального беспредела») -  нет поэзии. При этом - искренность и есть прожитая (не надуманная) тема, подкупающий оптимизм.

=== === === === ===
Произведение: 2-27. Взросление.  Моисеева Анастасия. ЛитКульт.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Кончилось детство. Сегодня в четыре двадцать.
Вышел на улицу, ВЫТОЛКНУЛСЯ НАРУЖУ,
Вниз посмотрев, в луже увидел лужу.
Мир, понапрасну не любящий отражаться,
Спрятался глубже.

Ноги (уже не ребенка) лизнули капли,
Черный ботинок стряхнул их в лицо дороге,
В серости растворились единороги… (??)
Тот человек, что любил «наступать на грабли»,
Вырос в итоге.

Начал работать. Влюбился в большие числа.
Деньги теперь кладутся в иные банки,
Раньше на то годились простые склянки,
Зеленью назывались (по праву) листья…
В царстве обмана                перенос в др. строфу

Умер ребенок. Примерно в четыре двадцать.
Время стучит по крышке: секунды градом.
Как ОБРАТИТЬ бегущее с нами рядом?
Чтоб умирая, снова взрослеть, рождаться…
В РИТМЕ обратном.

Комментарии:

Нестандартность строфы и ритма. Лаконичные и точные фразы, правда, не все понятные мне («серости растворились единороги…»). В концовке неудачно выбрано слово «В ритме обратном» (по смыслу «в направлении обратном»). Тема раскрыта.
=== === === === ===

Произведение: 2-28. Я возвращаюсь вспять... Ken. Крыша.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Я возвращаюсь ВСПЯТЬ
По кирпичам желтым.
Скоро Страшила опять
Появится за поворотом.

Я возвращаюсь назад
По океанам сонным
И капитан Блад
Флаг поднимает черный.

Я возвращаюсь в рай
По разбитым бутылкам –
Беглый вороний грай
Очередью в затылок.

Я открываю глаза –
Вновь в обнимку  с гитарой,
Сорваны тормоза –
ТЕМПОВО к ведьме старой!

Здесь запрещен разворот.
Одна полоса у дороги.
К черту! Вперед! Вперед!
Не подводя итоги.

Комментарии:
Раскрытие темы неудачно. Упоминание персонажей книг кажется случайным, нет общей логики мысли. Ощущение игры с рифмами, а не желания точно и ярко изложить тему. Слово «темпово» и фраза «возврашаюсь вспять» портит впечатление о технике.
=== === === === ===

Произведение: 2-29. Ступеньки. Катя Солдатенко.  Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Утро.
Сту-пень-ки крыльца.
Шаг.
Шаг.
Обледенело за ночь!
Не снег -
какая-то пыль-пыльца!
Принцы, зовите замуж!
Шаг.
Розоват изо рта парок.
Тропка.
Прыжок -
в сторону.
Кррра!
У вороны в глазах - мирок.
Черная, да не трону я!
Шубка-тигрёнок.
Чистая шерсть -
Шапка, шарф, рукавицы.
Санки-сугроб.
И мне только шесть.
Эй, выходите, принцы!
В ставни - снежком.
Заспались совсем!
Солнышко сквозь ресницы.

Странно: назад по ступенькам тем
Больше не возвратиться.

Комментарии:

Стихи со своим лицом. Погружение в детство - автор не рассказывает, а показывает картинку, погружает нас в свой мир, который уже не вернуть. И концовка: «Странно: назад по ступенькам тем больше не возвратиться». Отлично!

=== === === === ===


Произведение: 2-30. Река. Люся Мокко. Литсеть.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Откуда течёшь ты, моя голубая река,
в прохладных ладонях тихонько меня качая?
Я хрупкая лодочка, высохший стебель вьюнка.
Не дай мне прибиться к угрюмым чужим причалам.

В какую страну ты уносишь меня, расскажи,
вплетая в песчаные косы полоски радуг?
Однажды пойму я, что ты называешься жизнь
и, пряча истоки, не всем открываешь правду.

Уставшее солнце ныряет за мной в глубину,
живая вода омывает траву и камни.
Тебя не обманешь – обратно нельзя повернуть,
а вместе не страшно и в мёртвое море кануть.

Штрихи водомерок начертят мне завтрашний день,
и стайки мальков, как тревожные сны, растают.
Я тоже исчезну, следов не оставив нигде.
Невольные слёзы, и ветер, и соль морская…
круги на воде.

Комментарии:

Стихи одного образа:  жизнь=река. Все очень гармонично, поэтично, глубоко по мысли; «Я тоже исчезну, следов не оставив нигде. Невольные слёзы, и ветер, и соль морская…круги на воде». Последнее предложение - как итог стихов и как раскрытие  проблемы поставленной темы.

=== === === === ===

Произведение: 2-31. Такое вот кино. Родечка. Графская Пристань.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Усталый город N в краю степей.
Плывут в туман угрюмо люди-рыбы.
А тот достал до маковок церквей,
Завесив их на всякий случай, ибо -
 
Который год предельно не везет,
Удача сушит вымокшие крылья.
И жизнь - не жизнь, а пошлый анекдот.
В квартире пахнет плесенью и пылью.
 
И хоть стучись о стену головой,
Меняй часы на то же - в профиль – мыло.
Упущен шанс объехать на кривой,
Вернуть назад хотя бы то, что сплыло -
 
В ту степь, где диск поношенной луны
Висит на НЕБЕ ВДРЫЗГ И В ОДИНОЧКУ,
Где с бледным видом бродят кони-сны
И тлеют в хлам исчерканные строчки.
 
А может, взять и с чистого листа
Начать по новой жизнь, рванув подметки
Туда, где воздух свеж, вода чиста -
В ДЕРЕВНЮ, В ГЛУШЬ, к забытой напрочь тетке?
 
Увы, она на кладбище давно.
На месте дома - бойня на подряде…
В который раз такое вот кино
СМОТРЮ В УПОР С БАЛКОНА НА НОЧЬ ГЛЯДЯ.

Комментарии:
Игра словами и образами, которая не всегда к месту. Разнобой образов - люди то плывут («люди-рыбы», то у них «крылья»… Использованы цитаты, не взятые в кавычки «в деревню, в глушь». Много тоски и критики, но нет авторской мысли - путь в никуда, рассказ ни о чем и пессимизм.

=== === === === ===

Произведение: 2-32. Стань. Danish. Литсеть.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Запланируй сожжённые за собой мосты,
разрубленные узлы, неподстеленную солому,
брошенных женщин, сданные блок-посты,
недостроенные этажи дома,
непосаженные деревья, невыращенных детей,
предавших друзей и врагов, заходящих с тыла,
пойманных синиц и непойманных журавлей,
несложившиеся романы, несбывшиеся мечты, а
потом рассуди-ка, получишь ли ты венец,
и какой: лавровый, или терновый?

Не случается в жизни старостей двух и детств,
видимо потому, что просто так не должно быть.

Жизнь – театр, а тебе - в этой жизни играть весь век,
и суфлёр не даёт ни подсказок, ни правильных реплик.
По сценарию бесполезно искать ответ -
тварь ли ты дрожащая, Человек ли?
И все планы твои – химера. Играй с листа,
слушай, как метроном отбивает галоп копытами.
Хочешь быть Человеком – возьми и стань,
Но прошу: сделай это с одной попытки.

Комментарии:

Умные стихи. Хорошее начало - запланируй все, что не сможешь сделать и не жди подсказок. «Все твои планы - химера». И все-таки оптимистичное: «Хочешь быть Человеком – возьми и стань». Стихи запоминаются. Хорошая техника, которая не бросается в глаза вычурностью средств и не мешает следить за смыслом.

=== === === === ===
Произведение: 2-33. Представила, что отведу беду… Ольга Суханова. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Представила, что отведу беду:
Семь лет назад, в апрельский теплый вечер,
Я от метро до булочной пойду
Другой дорогой - и тебя не встречу.
И ты не спросишь, как меня зовут,
Не позовешь гулять по тихим паркам,
И никогда не будет тех минут -
Тревожных, и неправильных, и жарких.
Не будет расставаний, новых встреч,
Вокзалов, городов, аэропортов,
Не буду письма редкие беречь, -
Не будет, ничего не будет. К черту!
Тебя не встречу. Встретится другой -
Обычный, без твоей упрямой силы.
Останусь, как была, сама собой -
Пустой, неуязвимой и бескрылой.
Представила. Но неизменен путь.
Ты для меня - потеря ли, награда, -
Но жизнь никак назад не повернуть.
Мы встретились - а значит, так и надо.

Комментарии:

Тема решена как рассказ о не слишком удачной любви, которая все равно дорога воспоминаниями. Хорошая лирика. «И никогда не будет тех минут - тревожных, и неправильных, и жарких. Не будет расставаний, новых встреч, вокзалов, городов, аэропортов, не буду письма редкие беречь, - не будет, ничего не будет. К черту!»
=== === === === ===


Произведение: 2-34. Лесополосы. Руслан Романчук. В_Контакте.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Это память запахла, как подмаренник,
Цветёт и цветёт вдоль грунтовой дороги,
Небо гудит огромным жуком-оленем;
Мама вздохнёт и скажет: "Не трогай".
Точно зная, что следом за ним побежишь.
За деревьями - с ветром - смеётся жизнь,
Почему-то смеётся маминым голосом:
"Опять заблудился? Выберись сам". -
"Но как? Здесь такие большие леса". -
"Лесополосы, сын, лесополосы...".

А потом были люди. Всегда. Везде.
Те – чуть дальше, те ближе, как деревья.
Как положено, ты дорогих проглядел,
Потому и молчишь, что тебя проглядели.
Это всё-таки лес: жизнь мелькает, но
Без привычных слов и всё с большей скоростью.
Иногда звонишь… После каинов,
После авелей. Там – окраина.
Там, куда звонишь, лесополосы.

Наконец, ни людей, ни времени. Холодны
Стены дома. Детские ловишь сны,
Будто круг замкнётся и что-то назад возвратится.
Но в тумане застывшем срублены три сосны,
И зовут еле слышно лесополосы: "Сын.
Сын,
Пора заблудиться".

Комментарии:

Странные стихи. Но захотелось их перечитать и вдуматься, что уже говорит в их пользу. «Будто круг замкнётся и что-то назад возвратится»!!!!! и «Это всё-таки лес: жизнь мелькает, но без привычных слов и всё с большей скоростью. Иногда звонишь… После каинов, после авелей. Там – окраина».

=== === === === ===

Произведение: 2-35. Промотать назад. Алкhat. Замок с приведениями.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Душно на кухне, шипит "Нарзан",
Мается фикус в кадке.
Жизнь бы как фильм промотать назад
К самым начальным кадрам.
Город сегодня ленив и тих,
В небо глядится слепо.
Хочется, дверь заперев, уйти
В ставшее пылью лето.
Солнце небрежно снимает нимб,
День в суете заболтан.
Город, ты помнишь меня иным,
Юным и беззаботным?
Глупым мальчишкой, что рыж и бос,
(Только характер - порох),
Вечно ведущимся на "слабо"
В шумных дворовых спорах.
Ива задумалась на ветру,
Птицы в кустах не пикнут.
Полный тритонов заросший пруд,
Ящерки с лесопилки.
Минуло детство, волшебный сон...
Жизнь изменяет схемы.
Тот незнакомец с моим лицом
Где ты теперь и с кем ты?
Юркими спинками окуней
Плещутся мысли в мае...

Как ни барахтайся – толку нет:
Прошлое не поймаешь.
Фикус давно не полит, ледащ,
Тюль на окошке выцвел...
Снова иду по своим следам –
Шепчутся половицы.
Солнце, на полосы разграфив,
Греет с утра клеенку.
Жизнь промотать бы назад, как фильм...
Порвана кинопленка.

Комментарии:
Прекрасно и исчерпывающе раскрыта заданная тема - как воспоминание о своей жизни («Тот незнакомец с моим лицом, где ты теперь и с кем ты?») и вывод: «Как ни барахтайся – толку нет: прошлое не поймаешь». Много точных и удачных образов: «Юркими спинками окуней плещутся мысли в мае...», «Солнце небрежно снимает нимб, день в суете заболтан» и др.

=== === === === ===

Произведение: 2-36. Исход. Asiat05. Неизвестный Гений.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Как аромат вина в пустом бокале,
Тоска так невесома и сладка, 
Играет лунный свет на покрывале
Под музыку бессмертного сверчка.

Уже подобен дереву сухому.
Зачем мешать? Желанный дровосек
Даёт преображение былому
К той истине, что ищет человек.

Не в том ли суть, что чувствовать безмолвно
И означает истину Творца,
Когда бредёшь дорогою неровной,
Не ведая  начала и конца?

И жизнь сложить, как старую одежду,
Как сапоги, подбитые свинцом,
И нить порвать между «потом»  и «прежде»,
И верить, что откроет Он лицо.

Комментарии:

Не все в стихах поняла, или есть неточности исполнения. Трижды по-разному идет в стихах обращение к Творцу: «бессмертный сверчок»(?), «Желанный Дровосек» и собственно Творец. Не очень понятные (для меня) умозаключения: «Не в том ли суть, что чувствовать безмолвно и означает истину Творца, когда бредёшь дорогою неровной, не ведая начала и конца?» В последней строфе - много начал строк с «И» - без смысловой необходимости.

=== === === === ===

Произведение: 2-37. Необратимость. Ирина. Союз Писателей.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

здесь сотни долгих лун
мешает ритм земной
сосновую смолу
с балтийскою волной.

воздать вперёд – вину,
песку, камням, воде ль-
за свет и тишину
двух отпускных недель,

за прихоть - спать руке
на выемке плеча?
жизнь - яд, в любом глотке
и радость, и печаль.

любой летучий миг,
увы, невозвратим,
тут всяк издавший крик
другому побратим.

как выпытать у губ
ответ, что был иском?
...наш след на берегу
затянется песком...

Комментарии:

Раздражает запись без заглавных букв, только поэтому не хочу выделять на фоне всех. Остальное нравится: образно, поэтическим языком, но с авторской мыслью, умно.

=== === === === ===

Произведение: 2-38. Последний выстрел. Андер Алекс. Графоманов.нет.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

         «Бриг «Стрела» плавал недолго…» (Летопись)

У капитана снова В ЖИЗНИ - ЖЕСТЬ.
Его глаза уже полны заката.
Сто пушек на троих. И порох есть.
Сейчас пальнуть в корвет бы нам, ребята!

Я слышу вражьих пушек голоса,
А капитан молчит себе, хоть плачь ты.
Вдруг (что б его ужалила гюрза!)
Приказывает: " всё! рубите мачты!"

Теряем ход! Да он  с ума сошёл!
Что за игра? ЗА ЧТО НАМ ЭТА МАННА?
А он смеётся, отвечая, мол,
Вы сами выбирали капитана...

Да, выбрали. И нынче – на мели...
Я юнгу стриг вчера "под ирокеза",
Смеялся, что далёкий Сомали
Не видывал таких головорезов.

Да, юнга, да! Не жизнь, а просто жесть!
Но возражать как будто не по рангу.
У капитана право это есть -
По прихоти своей топить команду.

Есть в сундуках рубины и "Брюлы",
Но карты на руках - сплошные "крести".
Последний залп от тонущей "Стрелы",
как дань - поруганной пиратской чести.

Оскал судьбы. Осталось нам одно:
- Открыть кингстоны! - И АДЬЮ, пираты!
Встречает бриг коралловое дно.

...И, кстати... жизнь не повернуть обратно.
________

В январе 2016 г. капитан "Стрелы" без видимых причин утопил свой корабль вместе с командой.

Комментарии:

Яркая история о том, как капитан без видимых на то причин утопил свой корабль вместе с командой. Зарифмовано хорошо, но все же - не поэзия, а история в стихах - прозаическим и мало литературным языком: «в жизни - жесть», «Есть в сундуках рубины и "брюлЫ», «карты на руках - сплошные крести». То ли ирония, то ли авторская бесшабашность. Глубины раскрытия темы, повода для раздумий стихи не дарят, скорее веселят и «кошмарят» - «оскал судьбы». И как вывод - «жизнь не повернуть обратно». Тема, конечно, раскрыта, но стихи оставили равнодушной.

=== === === === ===

Произведение: 2-39. Он смотрел на людей очень грузно... zla. Зона свободного творчества и критики.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Он СМОТРЕЛ на людей очень ГРУЗНО,
Устоявшимся счетчиком времени -
Отрывной календарь толстопузый,
Беспокойными днями беременный.

Он осенним пестреющим кленом
Листья сбрасывал датами прошлыми.
Новый Год, Рождество, День влюблённых -
За окном проносились порошею.

Только вдруг он заметил однажды:
Что ни день, то все тоньше становится,
Был недавно еще очень важным,
А теперь словно тощий пропоица.

Он закончился к новому году,
Наконец примирившийся с истиной:
Такова ВРЕМЕННАЯ ПРИРОДА,
И назад не вернется ни листика...

Комментарии:

Вместо человека о невозвратности дней рассказывает отрывной календарь. Оригинальное решение. Не все слова показались удачными в тексте: «временнАя природа», «смотрел на людей очень грузно», А в целом - поставленная задача решена.

=== === === === ===

Произведение: 2-40.  Поехали. Лилия Слатвицкая. Литсеть.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

не махнуть ли нам, милый, туда, где ещё
не случились, не стали унылыми вехами
между слаженным "горько!", воскресным борщом
и взаимным молчанием (что там насчёт
приснопамятной лодки?)
поехали?

может сразу туда - в растревоженный май?
в сад вишнёвый, по женским романам затасканный:
соловьиная трель, лепестков кутерьма...
разве кто-то из нас в тот момент понимал,
что уносит... уносит...
но в сказку ли?

да, конечно, в тот май! в самый первый, пока
он не стал февралём с бесноватыми вьюгами.
в то мгновенье, когда безрассудно рука
задрожала "согласна!.." где каждый искал
опалённого страстью...
друг другом ли?

разбежаться, пока не свершился вполне
предсказуемый финиш в сомненьях "не поздно ли?"
...сколько раз я мечтала в ночной тишине,
в грустном обществе тени на серой стене,
повернуть это время
безмозглое!
...................
ты ушёл. нам теперь ни-ку-да не махнуть.
выстлан лапником двор по обычаю ветхому.
и торопят в последний, оплаченный путь...
я теперь ненавижу, лишь стоит вдохнуть,
запах ёлки. и фразу
"поехали!"

Комментарии:

Талантливо написано - и по форме (пятистрочная строфа), и по содержанию. Обыграно слово «поехали» - играющее разную роль в разные периоды жизни. Трагический финал и осознание невозвратности жизни.
P.S. Здесь я в порядке исключения поставила 5 и 5, но на своих конкурсах я принципиально не номинирую стихи, записанные без заглавных букв.
=== === === === ===

Произведение: 2-41. Я не вернусь. Ecce-cor-meum. Неизвестный Гений.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

...Визг тормозов. Смешной нелепый вскрик.
Подфарники, разбитые на счастье...
Сотри меня из памяти, сотри.
И никогда ко мне не возвращайся.

И никогда — ты слышишь? — никогда
цветов не рви в пустом осеннем парке.
Не смей меня дождливой ночью ждать,
искать мой дом и улицу на карте.

Ладони греть дыханием не смей
и плакать под горбатыми мостами,
шептать "Привет!" в янтарной полутьме
и радугу расплёскивать над нами.

Такой дороги нет: в аэропорт.
Не существует утреннего рейса.
А есть глухой некрашеный забор
и выцветшая надпись "Не надейся".

Я не вернусь сегодня. Не вернусь.
Стели постель, готовь вчерашний ужин,
мурлыкай тихо песенку одну
о странных пешеходах неуклюжих.

Комментарии:
Не везде точные рифмы, но это не портит впечатления от трагичной истории, где один человек становится причиной смерти другого. Стихи запоминаются. И эта фраза: «Сотри меня из памяти, сотри. И никогда ко мне не возвращайся».

=== === === === ===

Произведение: 2-42. Столичные мемуары. Юлия Замуруева. В_Контакте.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Витринами, с уловками прогресса,
Пленяют кошельки дома старинных улиц,
Где раньше дамы в звуках полонеза
Узорным кружевом сердец дворян коснулись.

Дороги изнывают в шинных пробках,
Исчез бесследно стук колёсных дилижансов.
Все меньше грации в людских походках,
И лишены манеры светские нюансов.

Костюм изгнал расшитые камзолы,
Иные барышни - без пышных кринолинов.
Фривольность нравов и бестактность в спорах -
Теперь для общества привычная картина.

Испил эпоху романтизма город,
Сменило время облик стоптанных бульваров,
Спешащий век уже довольно скоро
Войдёт в историю столичных мемуаров.

Комментарии:

Тема раскрыта мелко, а скорее всего - совсем не раскрыта. Трудный, не выверенный ритм, не поэзия, а рифмовка информации.

=== === === === ===

Произведение: 2-43. Двое. Саша Л. Творчество для всех.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Вокзальный шум. Билеты. Толкотня.
В толпе случайно встретились два взгляда
Рождением единого огня,
В котором боль воскресла как… отрада.
Он головой седою ей кивнул,
Сдержать своё волнение не силясь,
И вот она, у памяти в плену,
Смущённо перед ним остановилась.
От радости не зная, что сказать,
Они стояли рядом и молчали,
И нежностью горело в их глазах
Начало всепрощающей печали.
А люди мимо них куда-то шли,
Как все те годы, что в тени разлуки
Томились от размена на гроши,
Живых сердец удваивая муки.
Они стояли, словно свет и высь,
Ушедшим настоящее не раня;
Была чужда им скованная мысль
О том, что по законам мирозданья
Назад никто не в силах повернуть
Дорогу жизни, чтобы по-другому
Вдвоём пройти судьбою данный путь,
Что изначально вёл к родному дому.
И потому она к его плечу
Щекой прижалась. Он шепнул устало:
"С тобою расставаться не хочу…".
Она в ответ: "Тебя мне не хватало…".    
И видела вечерняя звезда,
Как две родных души, в былом не роясь,   
На разные не сели поезда,
А сели на один и тот же поезд…

Комментарии:

Слишком много часто встречающихся словесных клише, мало поэзии, рифмовка пересказа действий персонажей, а не попытка поделиться состоянием или мыслями языком поэзии.

=== === === === ===

Произведение: 2-44. Энтропия. Вавилова. ЛитКульт.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

Звёздный ветер сдувает пыль со страниц истории.
Время в пыль обращает страницы.
Сама история, госпожа Энтропия, бессильна перед тобою.

Карфаген не разрушен – он будто не был построен.
Тлен от праха не отделить.
Из песка покорного города, вырастая, стремятся им обратиться.
Но пески не сумеют вновь обрести форму города,
Зря центуриям ждать, даром голос срывать патрицию –
Стрелы времени бьют безотказно. На наконечниках
Умирают миры. Не беги – не отскочишь в сторону.

Но и Кхорна настигнет хаос.
Виденья вещие: бог – на жертвенник, трон – в утиль, черепа – от трона.

Меж остывших звёзд чёрные дыры, как пятна Роршаха,
Под огнём обретают бесформенность, падают в небо.
Энтропия растёт, мечет стрелы.

Мечта о прошлом осыпается пылью, как будто её и не было.

Комментарии:

Стихи не в моем вкусе. Искусственно, не видно авторских мыслей, открытий, пережитого и прочувствованного лично. Нет мелодичности звучания, поэзии слов.

=== === === === ===

Произведение: 2-45. Не успели (Постакаполиптическое).  Натали Буагре. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Сталкер Кася – резка, диковата, не замужем.
Все в метро называют её просто - «кэп».
Станционный психолог ей в душу влезал уже,
А точнее,  пытался – свалило саке.

За плечами у «кэпа» бессчётные «выходы» -
Не без риска, но опыт и нюх не пропьёшь.
Кася курит, пуская колечками лихо дым,
Не умеет смеяться - колюча, как ёж.

С ней надёжно, пускай поджидают внезапности
Нас -  под небом открытым -  на каждом шагу.
Покалечат бойца -  «кэп» прикажет назад нести
И прикроет отряд. Я так тоже смогу.

Сто патронов – цена не мала за студенчество.
Мать рыдала, отец потрошил патронташ.
«Знай, сынок, что в реалиях постчеловечества  -
как в аду: глаз за глаз, жизнь за жизнь, баш на баш».

Мне четырнадцать. Год стажировки окончился.
Сколько вылазок было – и не рассказать.
Монстров нами убито – несчётные полчища.
Но не все из ребят возвратились назад.

«Как в метро ты попала?». 
И Кася ответила:
«Помнишь, может, - слова подбирала с трудом, -
Дом на карте района с бордовой отметиной -
«КСД, не входить»? Это, Саня, мой дом.

Мне тогда, как тебе, было только четырнадцать.
Я из школы пришла, в мыслях полный разлад.
Брат подначил, и повод нашёлся, чтоб вырваться -
Наорала на всех да из дома ушла.

Я не знала, что мир через час будет выжженным,
Что уходят минуты последнего дня…
Все бежали к метро. Добежавшие - выжили.
…А мои не успели - искали меня».

Комментарии:

Молодежные стихи. Яркий сюжет, мало глубины мысли и нет языка поэзии. Рифмованный пересказ придуманной истории с замахом на философию.

=== === === === ===

Произведение: 2-46. Белоснежка ....дцать лет спустя. Елена Севрюгина 3. Стихи.Ру.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

                Жизнь невозможно повернуть назад (Илья Резник)

Дом её холоден, в сердце – печаль и мрак…
Кто мог  подумать, что ей суждено стареть?
Глупое зеркало (чёрт бы его побрал!)
Вечно молчит, а умело так сладко петь.

Выветрен, выметен запах чужих мужчин,
Только под лавкой мяукает чёрный кот,
Гномы сбежали без всяких на то причин,
Носа не кажут который по счёту год…

В сумрачной, вязкой дремоте проходит день,
Если подруг позовёт – начинают ныть:
Спящей Красавице визу оформить лень,
Да и боится лететь из другой страны.

Красная Шапочка к ней забегает в три,
Молча наводит порядок в её  дому –
Золушка плачется: вновь изменяет Принц,
Ноги опухли, хрустальные туфли жмут…

Тут и самой-то без охов ни встать, ни сесть –
Старые кости так ломит, что спасу нет.
Вот молодильные яблочки где-то есть,
Только всё это, конечно же, полный бред.

Даже на миг не вернутся былые дни,
Так что о юности попусту не вздыхай –
И перекушена в прошлые сказки нить
Острыми зубками правнучек Монстер Хай. ( не поняла согласования фразы)

Комментарии:

Интересная композиция - додумывание жизни Белоснежки. Пессимизм. Но упоминание персонажей других сказок делается осмысленно (не ради заполнения строки). Хорошо построены фразы, точно и интересно подобраны слова для изложения сюжета. «Выветрен, выметен запах чужих мужчин, только под лавкой мяукает чёрный кот, гномы сбежали без всяких на то причин, носа не кажут который по счёту год…»
=== === === === ===

Произведение: 2-47.  Печи. Елена Бородина. Литсеть.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Крепко зажмуриться, лечь и
выть — тяжело, по-волчьи.
Я ненавижу печи,
я ненавижу ночи.
Запах горелой кожи
сводит с ума снаружи.
Боже мой,
боже мой,
боже...
В пламя, белее стужи, -
веточки рук. Согреть. И
не передать словами -
Аушвиц, корпус третий.
Я догораю с вами.

Комментарии:

Жуткое раскрытие темы. Не поспоришь - время назад не повернуть. Написано сильно, но использование не всех слов поняла: «сводит с ума снаружи» и «В пламя, белее стужи, - веточки рук. Согреть».

=== === === === === === === === === === === === === === === === === === ===

Продолжение следует