Стихосложение глазами инженера. От формы и содержа

Зоя Слотина
     От формы и содержания к поэзии

О силе слова известно с древних времён. Человека словом можно убить и воскресить. Во всех религиях используются проповеди, молитвы, мантры для  управления сознанием человека. Поэт Лермонтов так описывает силу воздействия слов молитвы:
«В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную               
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
 В созвучьи слов живых,
 И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»

Ещё большей силой воздействия обладает поэтическое слово.  Его способность убеждения  основана  на красоте, благозвучии и на том, что заложено в живом слове. Не зная всему этому объяснения, принято думать, что поэзия  дарована людям  Богом, что поэт обладает божественным даром.
Река начинается с маленького ручейка, так создание поэтического произведения начинается с простого  умения слагать стихи.  Не секрет, что любой человек способен рифмовать слова. Это малоквалифицированная работа,  создать ритмично звучащий текст не особо сложно. Всему этому можно научиться. Я уже писала об этом. Много  видов рифмованного текста существует в быту: частушки, речёвки, рекламные слоганы, бытовые стихи,  поздравления и так далее. Это стихотворный ширпотреб.
Редко у кого сразу подбираются удачные выражения, которые обеспечат краткость, ёмкость и точность фраз. Внимательно обдумывая начальный текст, автор из множества синонимов подбирает слова, которые лучше   соответствуют его замыслу. Чем богаче словарный запас автора, разнообразнее словарь синонимов,  тем скорее   создаётся стих. Правильно написанный на бумаге текст стихотворения родившегося в подсознании автора, может  не стать поэзией,  если он не пробуждает возвышенного настроения души, читатель не ощущает озарения. Отзыв выглядит так: «Читал  и понял. Всё верно, картина понятна, а в душе ничего. Отклика в душе  нет.»
 
Меня давно занимают мысли о поэзии. Как инженер, я ищу точные определения этого понятия в работах теоретиков, в творчестве поэтов и размышлениях критиков. В учебном пособии «Основы теории литературно-художественного творчества» Анатолия Андреева я нашла несколько остановивших моё внимание мыслей. Может быть они будут не только мне полезны в осознании понятия «поэзия».

«Поэтичность растворена в отношениях человека с миром, а потому объектов поэтического отношения может   быть сколько угодно.» Это понятно,  ограничений на тематику поэтических поизведений почти нет.

«Поэзии свойственно возвышенное умонастроение.»  То, что называется взлётом фантазии, посещением  Музы.

«Поэзия как гамма лирически взволнованных переживаний не нуждается в стилевых компонентах, способных передавать идеи, концептуальный смысл (в ситуации, сюжете, диалогах, предметных или психологических деталях, в том, что характерно для прозы») В музыке  известны разные гаммы, то-есть звукоряды, в которых пишутся  конкретные музыкальные произведения. Музыкант учится эти звуки извлекать из музыкального инструмента. В поэзии  тоже существуют гармоничные  ряды эмоций. Их надо уметь уложить в слово и извлекать из словосочетаний.  В этом неповторимость таланта поэта. Как в музыке звучит душа музыканта, так в поэзии  живёт  душа  поэта.

«Для передачи поэзии актуальны наименее «смыслозагруженные» компоненты аллитерация, ассонанс, ритм, метафора и другие приёмы выразительных средств – собственно стихи.»
«В акте поэтизации (эмоционально-психологической оценке) рационально аналитическое начало присутствует в минимальной степени.»   Нет в поэзии  практичной  приземлённости.

Конечно, «Не каждый объект поддаётся поэтизации.» Ничего возвышенного нет в жестокости и извращениях, расизме и физиологии, потому что «Функция поэзии – заставлять полюбить жизнь.»

«Сама попытка дать объективное определение поэзии считается в высшей степни непоэтическим бесстрастно-познавательным занятием убивающим сам дух поэзии». И «Поэты взяли на себя миссию давать поэтические определения  поэзии, не подпуская непосвящённых к тайнам этого священного ремесла».

 А. Ахматова писала:

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет...
С ним и без света миру светло
Но ещё ни один  не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.
 
Поэт Пастернак написал  определение поэзии.
Это - круто налившийся свист,
Это - щёлканье сдавленных льдинок.
Это - ночь леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.

Это – сладкий заглохший горох,
Это – слёзы вселенной в лопатках,
Это – с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде глухота
Небосвод завалился ольхою,
Этим звёздам к лицу б хохотать,
Ан вселенная – место глухое.

Так видели и чувствовали поэзию поэты. Но лично я, как инженер, из их чувствований ничего не поняла.
Следует ли из этого, что поэзия для понимания доступна лишь избранным?  Я очень сильно в этом сомневаюсь.
«Поэзия это результат и одновременно сверхзадача бессознательного освоения мира».   Обычными земными словами,  поэзия это результат и одновременно сверхзадача освоения мира блаженными.
Например, поэтическое осознание  распространённой русской пищи - каши. Блаженный не интересуется составом каши: рисовая она или гречневая. Он не  остановится на технологии её приготовления или её пользы и  вреда  для организма. Он  расскажет о своих замечательных ощущениях, когда пробует на вкус это блюдо. Как, например, в известных и когда-то любимых стихах пионерской песни про картошку.

«Ах, картошка объеденье денье денье денье.
Пионеров идеал ал ал.
Тот не знает наслажденья денья денья денья,
Кто картошки не едал дал дал.»

Будучи студентами, мы с подругами с удовольствием распевали эту песенку, имея ввиду пирожное под названием  «картошка», которое покупали, получив стипендию, в маленькой кондитерской Столешникова переулка.

Плох тот поэт, который не мечтает написать хотя бы один раз в жизни шедевр, который бы остался на века,  для этого он  ищет всю жизнь свою главную тему и свою мелодию. Но нельзя не упомянуть о радости, какую приносит  процесс творчества и общения с коллегами.
Обычно сочинителям не терпится показать своё творение, ощутить отношение к их стихам,   им необходимо знать, что именно хорошо и что неудачно. Но это ещё вопрос  нужна ли автору подробная профессиональная  разборка его произведения, которое им создано, чтобы вызывать ответные чувства. Отзыв на уровне нравится – не нравится, как подпитка  энергией, в творчестве необходимы, чтобы автор  мог  совершенствоваться. А решать  о качестве произведения  автору приходится самому. Вспомним сонет А.С.Пушкина.

«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.»
 
И ещё Пушкинские строки:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,               
 Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.”

Как воздух, авторам нужна доброжелательная атмосфера общений.  Не суд толпы, а размышления коллег и единомышленников.  Мы ищем не суетной популярности, не лести, а взаимопонимания и добрых советов. 
Эти возможности в лучшем виде предоставлены на Российском литературном портале Стихи.ру. И это такое благо, какого никогда не было у поэтов прошлых, безинтернетных веков. Они собирались небольшими группами, читали друг другу стихи, спорили и соглашались.
Только на этом портале печатается более 650 тысяч авторов. Это творческий взрыв, небывалый скачок в развитии культуры  общества. Поэзия, как обнажённый нерв мировой культуры, является  индикатором  нашей нравственности. Это показатель возросшей грамотности человечества.
Можно только восхищаться тем огромным количеством людей разного возраста и разных профессий, которые занимаются стихосложением. Это также показатель  высокого уровня  развития интеллекта и огромных потенциальных возможностей человечества. Справедливость моих слов подтверждает  фантастический темп развития науки и техники в наше время. 
Я не устаю благодарить Бога за то, что мне дарована жизнь в такое время. К сожалению, и в  такое благославенное время у людей  проблемы, которые возможно преодолеть только всем вместе. 
 
Человечество дожило до такого времени, когда его трудности стали исходить не из-за материального тупика, а из-за катастрафического недоразвития самосознания общества и отдельных лиц. В то время как наука и техника не стоят на месте, активно развиваются для пользы людей, сами люди по своим целям и чаяниям или остановились  далеко в прошлом, или попросту заблудились. Всё также люди  гибнут за металл и за  желание жить в своё удовольствие, не утруждаясь. Развитая цивилизация позволяет такой образ жизни в реальности и при уходе в виртуальность. Появилась новая болезнь – игромания, уход от реальности. Появилась патологическая зависимость от  интернета, от компьютера.   
Люди забыли, что нет радости в безделье, в бессмысленности существования. Было время, когда самым страшным наказанием было испытание бессмысленностью. «Толочь воду в ступе».
Труд любимый и интересный наполняет смыслом жизнь и делает нас людьми. В своей поэме «Демон» вот как пишет об этом М.Ю. Лермонтов.

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землёй,
И лучших дней воспоминанья
Прел ним теснилися толпой.
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошеных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый...

Вдохновенные поэты - великие труженики по собственному желанию взвалили на себя благородную ношу служить во благо человечеству. Это их лепта в общий труд. Постоянный труд сохранит ясный ум человека до конца его дней. Поэт Николай Заболоцкий так пишет об этом:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!



Когда-то люди и животные не сильно отличались.  Люди, как животные объединлись в стада, в стаи для совместной безопасности.Они, как пчёлы и муравьи, жили колониями, у них существовало распределение обязанностей. В отличие от животных человеческий интеллект постоянно неуклонно развивался.  Каждый человек искал себе интересное дело, которое обеспечит ему условия жизни и будет необходимо другим.   
Не животные, люди догадались оценивать вклад каждого в общее дело с помощью денег.  Роль денег в разное время исполняли редкие предметы (ракушки, бусы), пока люди не добрались до редких металлов. Деньги давали возможность приобрести необходимое и их копили.  С какой же радости мы забыли  про основную роль денег -  посредничество.
Как только додумались до «саморазмножения денег», когда деньги приносят деньги, начался процесс деградации человечества. Сейчас деньги – виртуальное понятие, это не золото, не бумага, а код в компьютере, но пока ещё вместе с этим остались вещественные бумажные и металлические деньги. Пока ещё есть понятие «печатать бумажные деньги», но скоро и это понятие забудется. Деньги можно копить в неограниченных количествах, особенно если они не имеют реального веса и объёма. 
Время от времени при количественном росте товарный вес денег медленно уменьшается. На самом деле есть только одна ценность для человека – это планета Земля, которая обеспечивает нам жизнь. И про это люди как-то забыли. Не берегут своё единственное общее истинное богатство.
Как-то случилось, что интересы переместились из области познаний природы,  обустройства   и обеспечения комфорта жизни в  область личного влияния на других людей и даже на природу. Как заигравшимся детям, многим  вдруг захотелось власти, влияния на ход событий. 
Программа перерождения устремлений подобна той, что описана в сказке А.С. Пушкина о Золотой рыбке. Даже странно, что  каждый по-своему и человечество в целом ведут себя также, как старуха в сказке, итог этих стремлений не только предопределён, но и описан в той же сказке - всего лишь разбитое корыто.
Сейчас не секрет то, что цивилизации на Земле зарождались и развивались много раз. Неоднократно люди достигали немыслимых высот развития и не смогли уберечь, сохранить достигнутое. Существа разумные уничтожали достигнутые успехи, свои знания и себя.
Нет речи о неведении. Сейчас нельзя сказать, что мы не ведаем, что творим. Давно из глубочайшей древности к нам дошли заповеди, как предостережения. Наша цивилизация тоже  на краю гибели. Настала пора серьёзно отнестись к своему будущему, пересмотреть ближайшие цели и дороги к достижению уже известных идеалов. Это вопрос жизни и смерти планеты в целом. Каждому человеку и всему человечеству необходимо преодолеть свой эгоизм, нарочитую слепоту.

Какой смысл мечтать  об освоении безжизненых планет и стремиться к этому, но не благоустраивать для жизни огромные площади труднодоступных земель и прекрасных, и безжизненных на выбор.

Какой толк в спасении считанных единиц обречённых природой на смерть с рождения, исправлять генетический сбой и тут же бессмысленно убивать здоровых жизнеспособных полезных и крайне необходимых  людей тысячами.

Какой смысл искать спасения для людей от имеющихся болезней и создавать новые возбудители страшных болезней.

Какой смысл в преднамеренной организации кризисных ситуаций в экономике, в создании трудностей людям, когда есть более интересные и красивые возможности преодоления естественных преград и трудностей, чтобы наслаждаться своей победой.
Люди допускают, разрешают себе своё перерождение непонятно во что, но во что-то бессмысленное и жестокое, названное  словом «беспредел». Почему? Ради чего? Мы обязаны  морально измениться к лучшему, чтобы жить дольше, тогда у нас появятся новые качества, благодаря которым  мы приблизимся к своему идеалу, к нашему милосердному и могущественному Богу, по образу и подобию которого мы созданы? Мы обретём честь и достоинство. Сохранив планету и жизнь на ней мы наконец-то узнаем что такое рай. Для этого нам надо полюбить жизнь, надо уважать жизнь, надо понимать жизнь. Запомним, что «Функция поэзии – заставлять полюбить жизнь.»  Роль поэзии в наше время особенно велика.
Вспоминая приведённые ранее строчки из учебника Анатолия Андреева, я приведу в пример историю
Создания А.С.  Пушкиным стихотворения «Фонтану Бахчисарайского дворца».
Фонтан слёз — фонтан-сельсебиль на территории ханского дворца в Бахчисарае, построен в 1764 году. Предание приписывает инициативу создания фонтана крымскому хану Кырым-Гирею. Фонтан был устроен у мавзолея возлюбленной наложницы хана по имени Диляра, умершей в 1764 году, потом  перенесён от стены мавзолея Диляры-Бикеч  в «фонтанный дворик» Хансарая. В 1820 году Пушкин побывал в этом крымском городе и осмотрел ханский дворец. Перед ним  открылась весьма неприглядная картина. "Вошед во дворец, - вспоминает поэт в отрывке из письма, - увидел я испорченный фонтан; из заржавой трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает.»  Возмущённый поэт не ругал варваров в стихах. Он, вдохновлённый легендой, услышанной от Раевских, создал восхитительные поэтические произведения: стихотворение и поэму. 
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.
Резонанс на эти строчки был так велик, что люди возродили фонтаны слёз в парке Воронцовского дворца в Крыму, в парке Мисхора, других местах. Поэт заставил полюбить жизнь и её красоту. В этом великая миссия поэзии: вразумить  людей, обратить их сердце и внимание на источник их счастья. «Функция поэзии – заставлять полюбить жизнь.»  Замысел стихов, их содержание, конечно, рождается в уме, но в поэтическом стихотворном тексте оживает душа автора. Нас влечёт не  стих, а его  душа.  Мы внимаем душе, и только она способна влиять на наше сознание.