Антология русского верлибра. ч. 2

Верлибры
СОСТАВИТЕЛЬ МЕФИСТО (КАРЕН ДЖАНГИРОВ)
http://anthology.karendjangirov.com/anthology_1991.php


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Ко мне очень часто обращаются с вопросом - где можно приобрести "Антологию русского верлибра", составленную мною в 1991 году. Приобрести ее можно лишь в частных коллекциях, что исключает возможность свободного доступа к данной книге. По этой причине и открывается этот сайт, в котором представляется всё наиболее значимое из "Антологии". Многое отсекается, что связано с тем, что тогда, в далеком 91-м, была иная "политическая" ситуация в литературе, и при всем моем стремлении к совершенству я был обречен существенно снизить критерий отбора текстов по чисто тактическим и прочим соображениям. Таким образом, это - избранное из "Антологии", но даже сейчас в нем присутствует достаточно много текстов, не отвечающих моим требованиям к поэзии в ее самом высоком смысле. В противном случае, осталось бы не более сорока поэтов (а больше и не бывает), и тем самым был бы нарушен антологический принцип построения книги. Однако, и этого условно избранного более, чем достаточно для объективного представления роли и значения свободного стиха в современной русской культуре. "Антология" выстроена по алфавитному признаку, а, отнюдь, не по значимости предлагаемых Вашему вниманию авторов. Из "Антологии" исключены мои тексты, дабы не дублировать то, что в куда большем объеме имеется на сайте.

Карен Джангиров



ИГОРЬ ГАЛКИН

мои словесные портреты
становятся все одиознее
а я растерян почти до верлибра



Мы выдумали право выдумывать врагов.



ВАСИЛИЙ ГАРКУША

ПОСЛЕ "БЕЛОГО КВАДРАТА"
 
Перебираю камни
Которые предстоит разбрасывать
 
Посторонние звуки…
 
Устало падают
С ветвей моих ладоней
Плоды пророчеств
Моих гадалок
 
Ты смотришь в спину моим цветам
Которые ведут меня в сон
Где я пройду по раскаленному лицу пустыни
Узнавая следы моих невозможных странствий
На обожженных тропинках желаний
Уводящих в тупик миража.



СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ


Мое
слепое
смирное
сопливое
сомнамбулическое
светлое
сочное
согнувшееся
(смотреть
сон)
святое
солнечное
сорное
скатившееся
(по склону
сознания)
естество
слова
сподобившегося
остаться
на листе



ДМИТРИЙ ГЕРТЕЛЬ


Мне представляется тело твое,
изогнутое, как напряженный лук,
когда я беру в ладони твой стан
осторожно и твердо,
и ты подаешься мне навстречу,
и стебли рук расцветают где-то над головой
и опускаются мне на шею,
весомые, как две грозди винограда,
и голова твоя запрокинута -
нет, не ко мне -
к звездам,
к счастью,
и я целую шею твою
и плечи твои,
я только ветер,
я только солнце,
я только дождь,
и струи прикосновений моих пробегают по тебе,
как по волнуемой ветром пшенице.



НИКОЛАЙ ГОДИНА

МЕЖДУ ПРОЧИМ
 
Лучшее,
что можно сказать
о весне,
сказала птица,
неизвестно откуда
появившаяся
на дереве.


Никогда
ничьих портретов
не вешал перед собой
на стену.
Стена должна быть чистой,
как горизонт.
Так виднее будущее.



ГЕННАДИЙ ГОЛОВАТЫЙ


Луна -
огромная -
в половину окна.
И птица на ней -
одну секунду -
и на всю жизнь.



ЛЕОН ГРОХОВСКИЙ

Бабочки не плодятся…
этим летом им слишком жарко.
Редкие вылетают они из ячеек пространства,
медленно и с одышкой
распахивая свои отекшие крылья,
на которых капельками пота
проступает потускневший узор.
И антенны-усики опадают бессильно,
и ножки вжимаются в обвисшее брюшко -
тюбик с желтою пастой жизни…



Босыми ногами расту из земли.
Птица - ночь на плече.
Как дерево, звездам понятен…
Ветер гуляет теплым теленком в траве.
На перевернутом ящике спят индюки.
Коленчатый вал старушки земли
Безобидно бренчит.
Вся механика жизни ясна.
Мудрый, как мох, улыбку таю,
Планетам и рыбам одинаково рад…


АЛЕКСЕЙ ГРОХОТОВ


Над зримым, как в отместку, нам ли? небом
 
И скалы имеют корни.
И стены имеют уши.


Как журавлиным клином
Сошелся свет
В путь


Я не умер. Я просто уехал.
Взял билет. Приобрел чемодан.
Пообедал. Простился с друзьями.
Занял верхнюю полку в купе.
 
Так и ехали. Женщина, мальчик
И седой, как знакомый, старик.



РЕГИНА ДЕРИЕВА

Всю жизнь
я искала ангела.
И он появился,
чтобы
сказать:
"Я не ангел!"



Старые женщины
говорят о мертвых
так,
будто они и не умирали.
Старые женщины шелестят,
как сухая листва
под ногами.



ВЛАДИМИР ДОБИН

ДОКОЛЕ?
 
Над талыми льдинками
свет озарения выцвел.
Натянута радуга
между деревьями в поле.
Дождя не боясь,
не накинув пальто,
в поле выйти
и все повторять:
это утро зачем?
это горе к чему?
это счастье доколе?



КИРА ЕЗЕРСКАЯ

В комнату залетела птица -
На минутку,
И тут же вернулась в небо.
Одновременно с этим
Случилось вот что:
Тельце упало на подоконник,
А птичья песня
Незаметно для себя
Превратилась в песню о птице.


Слово "театр" -
Из лексикона галок
И мокрых мыльниц.




ВЛАДИМИР ЕРЕМЕНКО

ЭТА СЕКУНДА
 
Эта секунда
Теплая и ласковая как раненый жаворонок,
Безголосое зернышко,
Брошенное в бездну,
Обведенную хрустальным циркулем,
Дерзкая песчинка
Всеобщей крови,
Имеющая форму Я,
Плутает в закоулках Вселенной.
От нее рождаются дети и звезды,
И все, что способно родиться…



Город, юный;
Как застиранная футболка,
Лежит на краю материнского сна,
Там, где рассвет и тревога
Каждый день сходятся на пустой остановке
и ждут человека.


ИВАН ЖДАНОВ

Когда умирает птица,
в ней плачет усталая пуля,
которая так хотела
всего лишь лететь, как птица.



ВЛАДИМИР ЖОВНОРУК

в пламени свечи
горит и плавится ночь
стекает большими каплями в ладони
в которых словно в зеркалах
отражаются глаза хитрых существ
живущих на границе
между добром и злом



ИГОРЬ ЖУРБИН

Плавать под водой с открытыми глазами,
чувствовать соль во рту, вдыхая морской ветер,
ощущать всем телом свежую мощь
этой соленой глыбы,
радоваться за всех умерших предков
этой гигантской пульсирующей капле,
звенящему зною золотого воздуха,
невыразимой остроте
восприятия собственной жизни,
остающейся как бы навечно
в жаре ускользающих полдней.
Радоваться всякому дню и возможности действий.
Ибо на миг вышедшим из глыбы небытия
не найти большего смысла в мире,
чем радость жизни.
ПАМЯТНИК ДОЖДЮ
 
Дождь в городе не такой, как дождь в деревне,
дождь в горах не такой, как дождь в лесу.
И в то же время в них есть что-то общее,
кроме того, что во всех случаях с неба течет вода.
Когда мы встретились в Минске, пошел дождь.
В Минске дождей хватило для того,
чтобы их возненавидеть.
Потом мы привыкли к нему -
он стал ассоциироваться с нашей любовью.
В летнем дожде мне слышится женский голос,
в осеннем - плач ребенка,
которого в первый раз обокрали.
Расставались мы под дождем в Ленинграде.
В Ленинграде дождь пахнет морем.
Дождь в городе не такой, как в деревне,
а дождь в горах не такой, как дождь в лесу.
Но дождь - это дождь. Дождь - это руки,
протянутые друг к другу через сотни километров,
через сотни лет…



ВАЛЕНТИН ЗАГОРЯНСКИЙ



Жили-были две сестры
Радость и Печаль,
И глаза у них одни
Были на двоих…



Роза прячется в себе
Между лепестками…



АЛЕКСЕЙ ЗАРАХОВИЧ


Мне не нравится думать
Что ты - те же другие
И когда ты говоришь "люблю"
Тысячи "люблю" звучат как эхо
И когда ты обнимаешь меня
Тысячи повторяют твою нежность
И когда ты плачешь и смеешься
Весь мир плачет и смеется
Потому что мир знает только смех и слезы…
 
И еще
мне не нравится думать
Что ты знаешь об этом
Знаешь но говоришь о себе
Забывая что тебя нет
 
Есть только тысячи "люблю"
сказанные не нами…



ЮРИЙ ЗМОРОВИЧ


Вот орех - сладость роста; в ветвях - путаница
прозрачного.


Сливы во льду расплескали знамена весны:
ты же холодный, декабрь.



Прошептал от нити небес:
в буре морей также растет эвкалипт.
АЛЕВ ИБРАГИМОВ


КАМЕШЕК
 
Волна за волной
проносятся надо мной.
 
Я морской камешек,
обточенный,
гладкий.
 
Лежу и думаю:
"Где мои углы?"



РАЗГОВОР ЗА ОКНОМ
 
За окном разгомонились капли
тающего снега.
 
"Она его любит", - прозвенела одна.
"Ничего подобного", - прозвенела другая.
"Вы обе правы", - сказала третья.



ТРАГЕДИЯ
 
Говорят: "Трагедия, отчаяние!"
А это просто наш будничный хлеб.