Таллин. 18

Светлана Каплун
    Честно говоря, не знаю, удастся ли мне как-то привязать эту часть к Таллину? Сейчас я пытаюсь разобраться с трагической ролью Фрейра-жениха… Хотя, что в его судьбе трагического?

     Фрейр однажды осмелился воссесть на престол Одина Хлидскьяльв, с которого озирал все миры. Так  он увидел Герд.  Герд — тёмноволосая инеистая великанша и владычица всех рек, озёр и водопадов Ётунхейма.   Дочь морского великана Гимира и Аурбоды ("Дарительницы золота"). Поскольку от глубокой любовной печали бога плодородия асам грозил неурожай, то Один рад был согласиться на эту свадьбу. Через 9 ночей после предложения «Фрейр взял в жены Герд, Гюмира дочь,  родившуюся в Ётунхейме». Правда, перед этим на Фрейра напал брат Герд, Бели,  и был убит им с помощью оленьего рога, т.к. сам Фрейр не имел при себе оружия.

    Сын Фрейра — Фьёльнир — легендарный правитель Уппсалы из династии Инглингов, правивший, согласно "Песни о Гротти", приблизительно на рубеже I века до н.э. и I века н.э. Сыном Фьёльнира был Свейгдир — легендарный правитель свеев. "Сага об Инглингах" говорит, что Свейгдир был женат на Ване из Жилища Ванов. У него был сын Ванланди, ставший конунгом после смерти отца. Висбур был сыном Ванланди и Дривы, дочери Сньяра Старого из Земли Финнов. Висбур бросил свою жену с двумя сыновьями. За что впоследствии будет ими же и сожжён. Наследником Висбура стал сын от второй жены - Домальди. При нём в Швеции начались неурожаи и голод. Поскольку шведы не смогли умилостивить богов обычными жертвоприношениями, они решили, что во всём виноват их правитель. Они убили Домальди и обагрили алтарь его кровью. Это уже земная история. Похоже, ваны с асами так и не породнились… Но я не вижу у Фрейра истории с тестем.

    Другое дело – Ньёрд, отец Фрейра! Ведь он был женат на Скади, инеистой великанше. Согласно скандинавским мифам, когда асы убили её отца Тьяцци, Скади вооружилась и отправилась мстить за него в Асгард. Однако асы предложили Скади в качестве выкупа за отца выбрать одного из богов себе в мужья. Она согласилась, поставив условие: асы должны были рассмешить её, что до тех пор никому не удавалось. Рассмешил её Локи. Мужа Скади выбирала себе по босым ногам асов. Великанша указала на одного из них, полагая, что это Бальдр, но её избранником оказался Ньёрд из Ноатуна. Наконец,  Один взял глаза Тьяцци и забросил на небо, сотворив из них звёзды; так между Скади и асами установился мир.

    Первоначально она, вероятно, была богиней плодородия в её зимней ипостаси, представляя зиму и лёд. Скади желала поселиться в Трюмхейме («Жилище шума»), в горах, там, где жил её отец, Ньёрд же хотел жить у моря. Они решили девять дней жить в Трюмхейме, а другие девять — в Ноатуне.

    Но, вернувшись однажды с гор в Ноатун, Ньёрд сказал: Не любы мне горы, хоть я и был там девять лишь дней. Я не сменяю клик лебединый на вой волков.

    На что Скади ответила: Спать не дают мне птичьи крики на ложе моря, всякое утро будит меня морская чайка!

    И Скади вернулась в горы и поселилась в Трюмхейме, где вернулась к своим привычным занятиям. Сага об Инглингах упоминает, что позже она сожительствовала с Одином и родила от него много сыновей.

    Кстати, Бальдр — сын Одина и Фригг. Бог весны и света. Будет убит по вине Локи слепым богом Хёдом. А вот история с Домальди наводит меня на мысль, что скандинавы частенько практиковали человеческие жертвоприношения «богов» плодородия.

    Возможно, я бы и не связала историю Ньёрда с убийством Аттиса, если бы не знала другую историю с убийством тестя. Но теперь  нам нужно вернуться в Месопотамию, где когда-то жили хатты, хурриты и хетты. Перечисляю всех, потому что не могу сказать точно, чьё это предание.

    Имеются два варианта. Оба начинаются с сообщения, что бог Грозы (он и есть герой мифа) при первой битве со Змеем Иллуянкой потерпел поражение. Тогда, согласно первой версии, бог Грозы воззвал ко всем богам, и богиня Инара задумала несложную хитрость. Она приготовила большой пир с бочонками всяческого питья. Затем она пригласила на помощь человека по имени Хупасия. Тот ответил: «Если ты позволишь мне поспать с тобой, я приду и сделаю, что ты захочешь». И она спала с ним. Затем она послала приглашение Змею, чтобы тот пришел из своей норы и разделил с ней еду и питье.

    И пришел Змей Иллуянка со своими детьми; они ели, и пили, и опустошили все бочонки, и утолили свою жажду. Они не могли вернуться в свою нору. Тогда появился Хупасия и связал Змея путами. Затем бог Грозы пришел и убил Змея Иллуянку, и боги были на его стороне.

    Далее следует странный эпизод, конец которого утрачен.
Инара построила дом на скале в Тарукке и дала этот дом Хупасии, чтобы тот жил в нем. И Инара наставляла его, говоря «Я сейчас уйду. Не выглядывай из окна; ибо если ты выглянешь, то увидишь свою жену и детей». Но когда прошло двадцать дней, он распахнул окно и увидал свою жену и детей. И когда Инара вернулась из путешествия, он начал стенать, говоря: «Пусти меня домой!» В этом месте табличка становится фрагментарной и неразборчивой, но мы можем быть уверены, что Хупасия был уничтожен в наказание за свое непослушание.

    Согласно второй версии рассказа, Змей не только победил бога Грозы, но вдобавок искалечил его, забрав у него сердце и глаза. Для того чтобы вернуть их, бог Грозы сам задумал хитрость. Он родил сына от дочери бедного человека. Сын вырос и взял в жены дочь Змея, а бог Грозы наставил его, сказав: «Когда ты войдешь в дом своей жены, выпроси у них мое сердце и мои глаза». Так он и сделал, и украденные органы были вручены ему без возражений.

    Тогда он принес их своему отцу, богу Грозы. Когда же его тело приобрело таким образом прежний вид, он пошел к морю, и  ему удалось победить Змея Иллуянку. Здесь снова следует любопытный эпизод. Сын бога Грозы оказался в это время в доме Змея. И он закричал своему отцу: «Бей меня тоже! Не жалей меня!» Тогда бог Грозы убил обоих, Змея и своего собственного сына.

    Одно существенное различие хеттской и скандинавской версий: у хеттов зрения лишён бог грозы, а не «тесть» Иллуянка. У скандинавов «свёкр» Один (Ньорд – его приёмный сын-заложник от ванов) превращает глаза ётуна Тьяцци в звёзды. ( Ётуны - великаны (турсы) семейства Гримтурсенов, дети Имира, из тела которого асы устроили Митгард-землю). Вообще, создаётся впечатление, что у скандинавов начались расщепления-повторы на почве роковой слепоты. А вот определение фраера-жениха больше подходит именно для хеттской версии, которая оглашалась на весеннем празднике пурулли.

    О важности этого празднества можно судить по тому, что царь Мурсили II считал необходимым возвращаться в Хаттусу, прерывая свой военный поход для того, чтобы принять участие в церемонии.  Когда наступила весна (пишет он), я хотя и участвовал в празднестве пуруллия в честь бога Грозы Хатти и бога Грозы в Циппа-ланде, но еще не участвовал в празднестве пуруллия — великом празднестве — в мавзолее, воздвигнутом в честь Лельвани… Ну вот, всё-таки Тоомпеа!

    Что ещё интересно? Самые знаменитые храмы бога Грозы были найдены районе Тавра и на равнине Северной Сирии; а это была та область хеттской империи, в которой преоблающую часть населения составляли хурриты. Соответвенно мы здесь повсюду находим культ хурритского бога Грозы Тешуба и его супруги Хепат. Хурриты наделили эту божественную пару сыном по имени Шаррума, или Шарма. Этот бог был довольно убедительно отождествлен с божеством, символом которого в изобразительном искусстве была пара человеческих ног…

    А теперь самое удивительное на этот вечер! Помните чудесную сказку «Снежная королева»?  Сказка датского писателя Ханса Кристиана Андерсена.   Согласно биографу Кэрол Роузен, прототипом Снежной Королевы с её холодным сердцем стала неразделённая любовь Андерсена к оперной певице Йенни Линд. Но главное – это герои сказки: Кай и Герда. С чего для них всё началось? А с того, что в глаза и сердце Кая угодили два осколка волшебного зеркала… Если повезёт, я к этой сказке ещё вернусь…