Поставим сети?

Алексей Мещеряков Якутск
                Торопиться надо не спеша.

   

  Как-то в начале зимы, когда река вот только стала, покрылась льдом, зашёл вечером к нам в комнату на огонёк Николай. Ранее он работал в нашей бригаде техником-механиком, как и я среди многих. А теперь перевёлся в бортмеханики. Стал лётчиком. Мечта большинства техников - занять место в кабине между пилотами.
 Так вот. Зашёл Коля пошвыркать с холостыми чайку, покурить, сгонять несколько партеек в нарды. И в разговоре предложил мне сбегать завтра с утречка на реку. Поставить сети.
  -Лёха! Надо успевать! Пока всё не затыкали. Айда со мной! По-бырому поставим пару-тройку сеток, и пойдёшь на работу спокойненько. Я и сам справлюсь, но вдвоём веселей да и сподручнее.
  А мне что? Почему не составить компанию? Согласился.  Володька, сосед по комнате, тоже говорит: "Конечно! Сходи! Рыбки поедим."

  Рыбаки понимают, а для несведущих объясню что к чему.
Сеть подо льдом поставить - не великая, но всё же наука. Пробиваешь во льду пешнёй линию лунок, протягиваешь подо льдом длинную крепкую верёвку (бечеву). Первая лунка большая - майна. В неё опускать сеть скопом. Остальные - небольшие, только чтобы вставить правИло (шесток с развилкой на конце) с тем чтобы прогонять подо льдом от лунки к лунке длинную жердину (нарИло), к которой привязана бечева. А потом уже к протянутой бечеве привязываешь сеть за один из верхних углов и протягиваешь эту сеть под лёд. Всё. Готово. Сетка стоит. Теперь только ходи, проверяй ей своевременно всю зиму. Она тебя прокормит. Есть и хитрости свои, и тонкости. Да стоит ли о них? Вот и я о том же.
 А почему "надо успевать"? Да потому, что охотников до рыбки - хоть отбавляй! И все хотят застолбить местечко получше. Да и лёд пока тонкий, пешнёй стучать совсем мало приходится. А добрая пешонка сама лёд колет.

  Вот утром и двинули. На улице ночь. Полярку ждать недолго осталось. Но погодка хорошая. Морозит не шибко. Да и ветерок щёки свои раздувает не весьма. Так что и оделись мы лёгонько. Точнее - обулись. Куртка, шапка, шубенки (рукавицы меховые) - само собой. А на ноги - сапоги резиновые. Болотники.
 Коля всё устроил по-хозяйски. Сетки в куле (в мешке) привязаны к детским санкам. Чего их на горбушке тащить? Пусть себе едут! А из меня рыбачок, надо сказать, тот ещё был! Подо льдом сети ставить никогда не приходилось. Вот Коля по дороге на берег и обсказал всё. Ну и мою задачу разъяснил. Всё путём.
  Вот и речка. Здравствуй, Индигирка! Коля вперёд попёр. Ноги у него длинные! Он раз шагнёт, я - два шажочка сделаю. Пешонка у него в руках. Санки с сетями везу я. И жерди у меня. Сходить на лёд надо. А уровень воды в реке, как обычно при ледоставе, упал. Лёд с рекой просел немного. И у самого берега получился пузырь воздушный подо льдом. Я-то, ваня,  как шёл, санки за верёвку за собой, так и сошёл на лёд. И санки тяну. Они - скок с берега на лёд. Лёд возьми да провались! И я под лёд - уух! Мама дорогая! Ладно, у берега не глубоко! Воды - по грудь. Санки с сетями где-то там, на дне, около меня... Ядрёна кочерыжка... Тащило течение или нет - не помню уже. Врать не буду. Разворачиваюсь лицом от берега и зычно-жалобно ору: "Кооля-а!" А он уже достаточно далеко ушагал, длинноногий! Но услышал, вернулся. Пыхчу, карабкаюсь на берег... И сети не бросить! Выталкиваю их перед собой. Коля подошёл:
  -Лёня! Ну как ты так?
Помог мне выбраться. Выливаю из сапог воду - полнёхоньки! Весь по грудь мокрый! Рыбачишко, сукно дешёвое!
  -Колька... Я домой... Пока не околел...
  -Да давай по-бырому воткнём сетки и тогда уж домой!
 Какое тут! Дай Бог ноги! До общаги хоть и не далеко, но минут двадцать шустрым шагом всё же выйдет. Вода в сапогах сначала хлюпала, потом хрустеть начала... И на улице уже не так тепло, вроде бы... И ветерок злее кажется. Дошёл. В комнату вваливаюсь:
  -Вовка... У нас водка есть?- зуб на зуб не попадает...
 А Володька спит ещё, разбудил я его. И водки нет. Скорее чаю горячего. Мокрое всё с себя долой. И под одеяло. До выхода на работу ещё часа полтора осталось. Вроде бы отогрелся, ихтиандр.
 И хоть раз чихнул бы после этого!

 Долго потом вспоминали с улыбкой!
А я с тех пор на тонкий лёд с большой опаской выхожу. Умом понимаю, что бояться нечего, а вот ведь...