Гл. 21 продолжение

А.Назаренко
«Много полицейских, множество молодых людей, полных смеха и шуток, так же множество недовольных женщин и девушек, одетых ярко, объединённых употреблением грубой речи, все они являли собой массу, прилично одетых, но развязно говоривших, что доказывало острую нужду в том, чтобы их посетили Американские евангелисты. Водители автобусов, такси, трамваев, водного транспорта и бездельники всех сортов имели участие в этом всеобщем карнавале.
Клятвы, шутки, сленг и оскорбления  - всё было спущено с тормозов;  ни одного серьёзного лица, ни одного разумного содержания, никакой идеи о Божием суде или Вечности – во всей огромной толпе снаружи.
«После того, как служение внутри закончилось и частично во время него, участники хоров собрались возле здания и начали петь их книги «Песни и Соло», и раздавать маленькие трактаты. Но всё казалось напрасным, казалось, что дух безбожных насмешек овладел большинством.
И поющие, и говорящие выглядели дружелюбными энтузиастами,  добровольно принесшими себя под насмешки этой безжалостной, грубой лондонской толпы. Толпа была не только формой оппозиции. Газета «Воскресное обозрение» описывает сюрприз, что много народу пришло послушать американцев. Что касается мистера Муди – он просто наёмник, и ничего в нём особенного. Его миссия опустить религию до уровня копеечной наживы.
 Газета  «Нью - Йорк Тайм»  в то время была почти  так же сильна в оппозиции к евангелистам. В своём номере за 22 июля 1875 года, в колонке редактора сообщала: Мы широко информированы о том, что Мисс и Мистер Муди, а так же мистер Сэнки, были направлены в Англию мистером Барнум в качестве спекулянта (торговца).
Общественные газеты Лондона уделяли много  внимания визиту  мистера Муди. Карикатуры на него и мистера Сэнки появлялись на страницах газеты «Мир роскоши». Тон их статей,  описывающих собрания, был принижающий, но  когда на эти собрания начали приходить лидеры из высших кругов общества, статьи стали писаться более уважительные и с симпатией.
«Мистер Муди», - говорил один писатель, - «выглядит несколько анекдотично, как тяжеловес с широким носом и большими ушами Англичанина.»
Забавный отчёт о провинциальном туре мистера Муди вышел перед этим в Лондоне.  Газета  «Мир» говорила: «Во многих больших английских городах, они (евангелисты) имели удовольствие от того, что женщины падали в конвульсиях и были вполне счастливы послать несколько безобидных  идиотов  в состояние лунатизма»  Те, кто посещал эти собрания, свидетельствовали, что эти сочинения были полностью ложными.
Биография мистера Муди, стоимостью в одно пенни, широко распространялась по Лондону в эту весну. Всё. Что могло противодействовать его влиянию и публичное предосуждение о нём. Предпринимало своё действие во многих газетах. Лондонцы говорили так: « Низко ценимый по американским стандартам наёмник, мистер Муди, являемся звездой третьей величины»
Его чтение Писаний было жестоко осмеяно. Насмехались и над его речью и над его интерпретацией Священного Писания.  Однако,  несмотря на все эти враждебные заявления, в скором времени начали провозглашать то, что не только простые люди слушали его с радостью но и высшее общество  было приведено в движение и глубоко впечатлено его проповедями.
Одним из первых, кто посетил его собрание, был Лорд Кэирне, потом Лорд Чанселор, из правительства мистера Дизраэли. Он занял главное место в Агрикультурном Холее, Айлингтона.
В скором времени почти все лидеры общества последовали его примеру. Неуважительные эпитеты, которыми награждали антихристианские газеты американских евангелистов , как -  «огородный вредитель», «янки – треснутые мозги», «мебельный точильщик»,  «бессмысленный аббаты», уступили дорогу более приветливому языку, с тех пор,  как высочайшие люди страны появились между его слушателями.
Лондонские газеты настаивали на том, что миссис и мистер Муди и мистер Сэнки были финансово заинтересованы в продаже их дешевых фотографий на улицах, тем не менее, это тоже было очередной карикатурой.
Один фотограф из большого провинциального города, видя этот критицизм, написал в газету «Тайм» статью, в которой сообщил, как он предлагал мистеру Муди и мистеру Сэнки 1000лир (5000 долларов), если они сядут перед ним для фото и дадут ему право их распространять, но они отказались.
Публикация этого письма имела замечательный  успех в  установлении справедливости.
В противовес этому разгулу, напоследок, газета «Тайм» опубликовала приятные отзывы о пении мистера Сэнки и затем добавила:  «Но люди каждую неделю не просто собираются чтобы послушать выразительное пение или импульсивно поддаться ассоциации,  они приходят послушать мистера Муди и главным вопросом есть:»Что он скажет?»
Есть ли в нашей метрополии какая-нибудь церковь, где бы можно было увидеть настоящую жизнь? Общество разбито на множество приходов, но жизнь их едва можно назвать христианской. Что-то чуть-чуть выше животного существования. Можно ли было предположить, чтобы кто-то стремился стать на ступень выше? По крайней мере мистер Муди всколыхнул этот застойный мир и дал направление в работе по оздоровлению общества.
Потом появилось письмо некоего епископа, где он рассматривает движение, как нечто уникальное и радуется, что общество проснулось для принятия Благой вести.
Собрания, проводимые в Холле Св.Марии были спланированы отдельно для мужчин и для женщин. Можно было видеть в разных углах группы. Разбирающие трудные места Писания или читающие друг другу отрывки из Библии, или молящиеся друг о друге и о себе, не обращающие внимания на  всё окружение.
Холл на Изгибе Дорог был местом для второго собрания. Здание было похоже по конструкции на Бингл  Холл в Бирменгеме и американцы провели здесь несколько недель. Домой они выслали такое письмо: «Холл на Изгибе Дорог – это выносливое  железное строение, покрытое листами металла, специально для этих собраний, в восточной части Лондона, куда легко добираться. Район – бедный, как предполагает мистер Муди, более других похожий на ад на земле.  Пол засыпан опилками, для сидения я приобрёл более 9 тысяч стульев на железных ножках. На стенах развешены тексты из Библии белыми буквами высотой в 60 сантиметров, на красной фланели. Хор состоит из сотни молодых юношей и девушек, стоящих на сцене.
«Проповедь началась в восемь часов. В 7-30 каждый стул в холле был уже занят. Те, кто пришел позже и не мог найти места на платформе  или стоячего места между рядами, были возвращены назад, дежурившими у входа полицейскими.
Хор имел время для исполнения гимнов, популярных в Американских воскресных школах и на молитвенных собраниях:
«Сладкий час мольбы»
«Когда Он придёт»
«Приди ко Спасителю»,
Но, в большинстве своём, незнакомых здесь, до тех пор, пока ни спел их мистер Сэнки, по просьбе или как подарок.
Притихшая 8-ми или 10-ти тысячная аудитория не могла не вызвать глубокой мысли, обращенной к цели этого собрания.
Большинство из присутствовавших были явно не из богатых слоёв населения. Это выдавала их одежда. Но время от времени, свет вырывал сияние дорогих украшений, принадлежащих людям богатым. Сотни и тысячи присутствовавших преодолевали 5-10 миль дороги, стекаясь сюда из других кварталов города. Все сидели так тесно, что мужчины вынуждены были надеть шляпы. Дежурные ходили между рядами, держа в руках длинные трости. В конце зала, под тентом, проходило молитвенное собрание, взывающее о Божием благословении на это собрание.
Ровно в восемь мистер Муди вышел на платформу, положив обе руки на перила, бегущие вдоль сцены и выполняющие для него роль пюпитра.
С тех пор, как он покинул Америку, он поправился и отпустил разлетающуюся бороду, но как только он начинал говорить, не было никаких проблем. Он видел очень много людей, и сейчас заговаривал с теми, кто был уже знаком по встречам, проходившим ранее. Он говорил: «Наступило время, чтобы христиане больше не приходили сюда и не занимали лучшие места. Они должны выйти отсюда и пригласить  моряков и пьяниц, привести их сюда  и дать им эти лучшие места.
Мистер Сэнки сидел рядом, за своим органом, который иногда издавал скрип и свист, чем раздражал последнее время некоторых хороших братьев Скотланда. Мистер Муди попросил его спеть «Иисус из Назарета проходит мимо». Он начал петь, сначала тихо. Но уже к концу первого куплета, его необыкновенно сильный и чистый голос зазвучал, как труба. Все глаза обратились на него. Это пение было намного выше и сильнее, чем простой артисцизм. Мистер Муди произнёс короткую пламенную молитву и мистер Сэнки опять запел:  «Было их девяносто девять». Мистер Муди для проповеди взял отрывок из послания Петра, связал это с пятидесятницей и очень картинно рассказало последней встрече 12-ти учеников со Христом.
Рассказ  был настолько живым, что казалось, ни одна деталь не ускользнула от взора проповедника. Чувствовалось его глубокое понимание вопроса. Это назвали как прикосновение Миди к  картине (Moodysh touch), которое было весьма характерным и эффективным.
«Иуда приобрёл великую профессию. Он подошел достаточно близко к Сыну Божию, чтобы поцеловать Его, но провалился в ад  Его слова отталкивались или цеплялись друг за друга, он делал много грамматических ошибок, но эти шероховатости тонули в его проповеди, полной искренности.
Такова предварительная характеристика его выступлений. Но замечательно то, что огромная аудитория слушателей внезапно замолкала, сотни  присутствовавших были в слезах.
«Среди проповеди, в самой интересной её точке, из середины аудитории, с громким криком , повторившимся 2-3 раза, вышла женщина. Мистер Муди мгновенно остановился, как будто это было для него сигналом,  и сразу объявил: «Давайте встанем и споём: «Скала веков расколота пред мной», а дежурные , пожалуйста, пусть помогут этой женщине выйти из зала. У неё истерика.»
Далее всё продолжалось в обычном порядке, хотя собравшиеся побаивались, чтобы случай с истерикой не повторился.
В конце проповеди, которая длилась немногим меньше часа, тем, кто решили стать христианами, предложено было встать. Несколько сотен поднялось. Пока они стояли, было предложено встать и тем. Кто уже был христианином. Менее десятой части аудитории осталось сидеть после этих двух предложений. Собрание было распущено, но последовало приглашение для всех желающих остаться на вторую часть для разговора и молитвы. Многие остались… от 1200 до 1500 человек. Но большая из них часть – были христианами. Используя эту возможность, они разошлись по залу, собираясь в группы, чтобы помолиться с теми, кто в этом нуждался. Интерес ко второй части не был таким, как к первой. Но будет не справедливо судить по этому о влиянии проведенной работы. Однако, это стало как бы сигналом для христиан, чтобы пробудиться к труду здесь, в Холле на Изгибе Дорог и в других местах города. Об этом говорилось и на следующий день, во время полуденного молитвенного собрания, проходившего в Лондоне.
« Было очевидно, что эти двое евангелистов, буквально всколыхнули Лондон. На окнах книжных магазинов висели их портреты, издатели печатали песни мистера Сэнки на буклетах в одно пенни и широко распространяли на улицах. На станциях железной дороги вывешивались плакаты, приглашающие проезжих посетить собрания мистера Муди , газеты так же. Без всяких шуток. Рассказывали о прохождении собраний.
Раньше об этом можно было только мечтать, чтоб о религии говорили серьёзно и без насмешек.
Без сомнения можно сказать, что собрания проходили почти каждый день. Начиная с первого марта. Пять за цент даю, что не найти человека в этом огромном городе, который бы не слышал о них,  и даже – 15 за цент!
Пока мистер Муди трудился в густозаселённой восточной части Лондона, где обитали не богатые слои общества, были моменты провести собрания и в богатом районе западной части города.
Дом Королевской Оперы предоставил  свой зал для проведения собраний, а так же и для проведения послеполуденных молитв и библейских лекций по вечерам. Он проповедовал два раза каждый вечер, за исключением субботы, потому что его позвали опять в Холл на Изгибе Дорог.
В одно из воскресений, он наметил проповедовать четыре раза. Так как мистер муди не использовал общественный транспорт по воскресеньям, то ему на этот раз пришлось преодолеть 16 миль пешком, не считая самого проведения собраний.
« Я прошел это», - рассказывал он позже в церкви «Четвёртая Заповедь», - и я спал в эту ночь с чистой совестью. Я взял себе за правило никогда не использовать машин. И если я нанимал частного извозчика, то я настаивал на том, чтобы и лошадь, и извозчик отдохнули в понедельник. Я хочу, чтобы ни один извозчик не поднялся и не осудил меня.»
Позже, в один из визитов Скотланда, организатор встречи, без ведома мистера Муди, пошел на конюшню и хотел взять дилижанс,  для проезда на собрание, которое должно было проходить в  четырёх милях  отсюда. Но  владелец 1000 лошадей сказал, что такой поступок огорчит мистера Муди больше, чем бы он прошел  пешком, т.к все эти четыре мили он бы ощущал, что и лошадь, и карета нарушают Декалог. Мистеру Муди очень понравился такой ответ и часто приводил этот случай, напоминая, что он хотел бы, чтобы хозяева более внимательно относились к своим рабочим и так же и к бессловесным животным.
Между посетителями Лондонских собраний был мистер Гладсон, кто сердечно вошел в служение. Перед заключением собрания, ему представили мистера Муди. Разговор был коротким, что характерно мистеру Гладсону, и позже, в ответ на вопрос: о чём вы беседовали? – Муди, с присущей ему манерой, ответил:  « О!  Он сказал, что хотел бы иметь мои плечи и я ответил, что хотел бы иметь его голову на них»
В то время, как мистер Муди был всегда равнодушен к чинам и титулам, его влияние было не менее эффективным на людей образованных  и занимающих высокие должности в обществе.
Лорд Шафтесбури публично благодарил Бога за то, что мистер Муди не получил образования в Оксфорде, потому что он имеет чудесную силу достигать сердец людей; и в то время, как простые люди слушают его с радостью, многие из высшего общества пленены трогательной простотой и силой его проповеди.»
Лорд Шафтесбури добавил, что английский Канслер недавно перед этим говорил  ему: « Простота, с которой этот человек проповедует, чистота его манеры, с которой он преподносит спасение через Христа, для меня являются самыми восхитительными вещами, которых доселе я в своей жизни не встречал»
Никто так сердечно не поддержал мистера Муди в Лондоне, как сделал это почтенный Чарльз Х. Сперджен. Обращаясь к свои слушателям, мистер Сперджен сказал, что кто-нибудь из моих слушателей вероятно был обращен под влиянием собраний мистера Муди и мистера Сэнки в Агрикультурном Холле.
 Он говорил, что провозглашение Христа своим спасителем не должно вызывать стыда. Так же обращал внимание на то, что спасение, если оно чего-то стоит, должно быть спасением от греха. Спасение из ада это не то, о чём можно кричать потом, но спасение от греха принесёт и спасение от ада.
Вор хочет иметь спасение от тюрьмы, но настоящим спасением для него будет только спасение от воровства.
Одно из выдающихся по энтузиазму собраний, было в Скинии Сперждена по случаю Апрельской годовщины, где присутствовали студенты из колледжа Сперджена, а так же все посетители воскресных собраний. Билеты были распроданы в Воскресной общине. Мистер Муди говорил проповедь на тему: «Ко всякому доброму делу приготовлен»
«Я бы рад был, если бы вы встали на мой вопрос: Кто готов идти и говорить кому-то из озабоченных душ. Я не знаю, сколько из вас может встать и сказать: Я готов для этого! Он сделал паузу:
Кто-то за мной сказал: Попробуй, но другой ответил: Я побаиваюсь.
Он опять остановился. Хорошо, мы можем попробовать.
Сколько из вас готовы пойти и говорить с такой душой?
Студенты и слушатели с обеих сторон встали, как один и их примеру последовали многие из зала.
По такому случаю, мистер Муди сказал: Хорошо. Вы сейчас встали. Я хочу сказать вам, что Бог готов послать вас. Ничто так не повлияет на пробуждение Лондона, как христиане, вышедшие на улицы и говорящие к народу. Пришло время, чтобы это совершилось. Мы слишком долго были в ненадлежащей форме.

Следующая глава - http://www.stihi.ru/2016/06/18/3439