О грехе самоубийства

Екатерина Грузкова
               

 Не найдется ни одного человека на земле, который бы прожил свою жизнь без печалей, бед и скорбей. Люди, живущие с Богом в сердце, несут терпеливо свой крест.  И даже если так складываются обстоятельства,  что нет уже сил жить дальше, что дошёл до последней черты – нельзя предаваться безмерной печали и доводить себя до отчаяния, надо уповать на милость Божию,  Его беспредельную к нам любовь, Его промысел о нас, грешных. Ведь по слову Самого Господа, волос с нашей головы не упадёт без Его ведома. Он знает о каждом из нас, знает  всякую мысль, обращённую к Нему, помнит всякую слезу, пролитую ради Него. Господь дал нам жизнь, это Его величайший дар. Человек не по своей воле приходит в этот мир и не по своей воле должен уйти из него. Только Бог назначает предел земной жизни человека. Во время Богослужения Церковь просит для христиан «кончины живота» (конца жизни) безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на Страшном суде Христовом.  Вся наша земная жизнь – это только подготовка к вечности.
     Самоубийство – это тяжкий грех и большая беда и для погибшего, и для родных, что остались жить. В самоубийстве, кроме греха против шестой заповеди Закона Божия «не убий», заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против  Промысла Божьего. И ужаснее всего то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться, потому что после смерти покаяние невозможно. И молиться за самоубийц нельзя. Святая церковь, согласно Апостольским правилам, их не отпевает, за них не молится и не благословляет хоронить их на общем кладбище. Крестов на их могиле не ставят, а ставят кол, так как они сознательно отказались нести свой крест по жизни. Самоубийцы накладывают на себя руки, чтобы «покончить со всем», но напротив, попав в тот мир, будут ещё больше мучиться.
     Первым самоубийцей был предатель Иуда Искариот, который вместо того, чтобы покаяться и попросить прощения у всемилостивого Бога, в порыве отчаяния повесился.
     Некоторые возращенные к жизни самоубийцы описывали, что после смерти они попадали в какую-то темницу и чувствовали, что здесь они останутся на очень долгий срок. Они осознавали, что это им наказание за нарушение установленного закона, согласно которому каждому человеку надлежит претерпеть определенную долю скорбей. Самовольно свергнув с себя возложенное на них бремя, они должны в потустороннем мире нести ещё большее.  Общее впечатление врачей-реаниматоров, обстоятельно изучивших этот вопрос, таково:  самоубийство очень сурово наказывается. И, как правило,  никто из переживших временную смерть ни за что не хочет ускорять конец своей жизни.
     Один мужчина, горячо любивший свою жену, покончил с собой, когда она умерла. Он  надеялся так соединиться с ней навсегда. Но когда врачу удалось его реанимировать, он рассказал: «Я попал совсем не туда, где находилась она… То было какое-то ужасное место… И я сразу понял, что сделал огромную ошибку» (Из книги «Жизнь после жизни» Р. Моуди).
     Правда есть одна оговорка в Апостольских правилах, что, если человек психически больной, находящийся на клиническом учёте, покончил с собой, будучи невменяемым, то за такого человека молиться можно.  И  можно его отпевать.
     Потому на богослужении очень часто звучит прошение к Богу: «Христианские кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на страшном судище Христове  просим».