О славном Затойчи слагаем мы хокку

Ермаков Алексей Яковлевич
Начитавшись разных рецензий,
Захотелось и мне почему-то
Поделиться мнением с каждым.

Выбрал фильм с легендарным героем,
Также   стиль, подходящий эпохе,
И вперёд – кинокритикам в зубы.

И сейчас  в паре слов, не стесняясь,
Расскажу понемногу о главном,
Чем же фильм мне запомнился в целом.

Режиссёр Такеши Китано,
Продолжая почин Куросавы,
СОздал мАстерски точный рисунок.

В стиле тямбара (1)нежно, изящно
Он сваял боевик самурайский
С морем крови, а как же иначе?

Не лубок с пышной вишней у моря,
И не сад из камней с Фудзиямы -
Здесь суровая истина жизни.

Нищета, скудный быт, запустенье.
Праздной роскоши нет и в помине.
Да  откуда бы ей  тут и взяться?

За кусочек лепёшки из риса
Надо очень всем постараться
Помахать как следует тяпкой.

Что и видим - на фоне природы
Под  дождём, без калош, и зонта даже,
Загибаются простолюдины.

Очень скупо, но точно, Китано
Создаёт полотно, словно мастер,
Как симфонию пишет маэстро.

Тут штришок, там нюанс, понемногу
Проникаемся к фильму доверием –
В незаметных деталях секрет весь.

Только так, по ходу просмотра
Начинаешь верить в реальность
Всей мозаики повествованья.

По ролям все расписаны ёмко –
Все герои и антигерои,
Супостаты и сзади массовка.

Вот, в деревне орудует шайка,
На якудза очень похожи.
Хари гнусные до омерзенья.

Бедный рОнин (2), с больною женою,
За лекарство от, видимо, рака
Готов убивать без разбора.

Брат с сестрой  –  оба гейши, что странно, -
Подгоняемы жаждой вендетты,
Суть которой – закон талиОна.

( Хаммурапи придумал когда-то
Кровь за кровь проливать беспощадно
Всем причастным от мал до велика.)

Есть ещё персонаж, в чём-то добрый,
Только глупый и  жадный до денег,
Просадить готов всё, что он нажил.

Не правда ль, знакомый характер?
Не ударив пальца о палец,
Всё иметь, всем владеть безраздельно.

Вокруг дома бегает парень,
Полуголый, в руках нагинАта (3),
Рубит воздух с упорством маньяка.

Он весь там, в гуще сраженья,
В тесной свалке других асигАру (4),
За плечами - флажок сасимОно (5).

Он уверен – он яростный воин,
Ему нету преград.  Он свободен
В своей твёрдой решимости к славе.

Я подумал, всё это  не просто -
Он действительно счАстлив, наверно,
Этот странный бегун за мечтою.

И вот так, постепенно, вальяжно,
Шаг за шагом рассказчик умелый
 В мир, придуманный ловко, уводит.

Там бушуют страсти-мордасти  -
Квинтэссенция  от сотворенья  –
Силы зла версус добрые силы.

Кто тут прав, кто неправ, сразу ясно,
Как и то, как бороться с врагами.
Лишь осталось дождаться героя.

И герой тут как тут, звать не надо.
Кривоногий и старый бродяга,
Да, к тому же, слепой (ходит с палкой).

Безобидный на вид, не опасный,
Даже странный, такой, нетипичный,
Чем и ввёл всех врагов в заблужденье.

Сомневаться не стОит, однако,
Он такой суперкласс всем покажет,
Что ему честь отдать нужно стоя.

Да-а. Проявил он себя нестандартно –
Вместо палки вдруг меч оказался,
А он сам – ловкий мастер иайдзЮцу (6).

Живописно и скоротечно,
Как полёт белокрылой голубки,
Он провёл все свои поединки.

И воздал, так сказать, по заслугам,
Показал, так сказать, кто тут главный,
Уж узнали, где раки зимуют.

Бедокурить теперь побояться -
Как ни прячься, злое не скроешь.
Это видно даже слепому.

Наведя кругом строгий порядок,
Он пошёл себе по дороге.
Без медалей пошёл и без славы.

Вот так тихо, почти незаметно
Нужно делать доброе дело,
А, доделав, идти восвояси.

Очень, вам доложу, это круто -
Философия жизни реальной -
Каждый день ТАК прожить, чтоб не стыдно.

Видишь зло? Без затей - сразу в рыло,
Ведь добру нужно быть с кулаками.
Нету зла - помогай просто так, без награды.

В соответствии с жизненным кредо,
Ну, и по сюжету, понятно,
Наш герой колобродит по миру.

Показал всем Затойчи наглядно
Образец благородства и чести,
Таким и следует быть самураю.

Безнаказанность – страшная сила,
Развращает умы и калечит.
И плодятся ворЫ и убийцы.

Но на каждую силу найдётся,
Как на каждую бочку – затычка,
Свой Затойчи, уж будьте спокойны.

Может, так и исчезнет разруха?
Если все будут делать, что дОлжно,
Равнодушных не будет, забитых?

Вот и сдвинется мёртвая точка,
В душах мир воцарится, наверно,
И на каждой улице – праздник.

И, услышав как будто те мысли,
Режиссёр учинил танцы с бубном
Под осенним пологом неба.

Пусть не степ, но всё же похоже,
По-ирландски так, залихватски,
Отдубасили землю ногами.

Барабаны ритм отбивают,
Все танцуют, на лицах – улыбки,
И наступает миг просветленья.

В этом танце и есть упоенье
Жаждой жизнью и верой в святое,
Бодрость духа, его очищенье.

Всё, что лучшее есть, то и будет,
Прорастёт, только было б желанье.
Мы и есть кузнецы благодати.

Поводя  картине итоги,
Констатировать можно, что лента
Добралась до ума и до сердца.

Всё, что было задумано, сбылось –
Без провисов сюжет интересный,
Снято мАстерски, кадр отменный.

И со звуком всё тоже в порядке,
Не Бетховен, конечно, но всё же
Динамично и очень приятно.

Все актёры сыграли, как надо,
Сам КитАно  тому подтвержденье.
Поучиться бы нам не мешало.

Лично мне от просмотра отрадно.
Было даже желанье шальное
Побежать доплатить денег в кассу

За настрой, позитив и за правду,
За душевный подъём и, конечно,
За Японию взглядом Китано.

Покорил моё сердце Такеши.
Режиссурой, игрой и сюжетом –
Всё, буквально, чертовски умело.

Теперь  стоИт он на полке средь равных,
Таких же славных фильмов-героев,
Этот близкий сердцу Затойчи.

P.S.Спасибо всем за вниманье.
Пожелать также стОит вдобавок
Всяких благ и, конечно, здоровья.

А за строки с дефектом в размере
Прошу извинить благодушно –
Лучше писать не обучен.

1.Тямбара – характерный для Японии жанр кино, в приключенческом ключе повествующий о жизни самураев. Наиболее всего напоминает вестерны.
2.Ронин – самурай, потерявший своего господина. Иногда, просто странник, воин, не имеющий над собой никакой власти.
3.Нагината – холодное оружие, напоминающее копьё, но, в отличие от копья, имеющее не древко, а рукоять длиной до 2м и 30-ти см изогнутый клинок вместо наконечника.
4.Асигару – лёгкий пехотинец, не самурай, вооружённый, как правило, пикой или копьём.
5.Сасимоно – флажки, прикрепляемые к спине воина, носящие несколько функций  - от родовых знаков и имени владельца до элементарного облегчения распознавания воинов по принципу «свой-чужой» в гуще сражения.
6.Иайдзюцу - искусство внезапного и мгновенного обнажения меча с одновременной атакой на поражение. Иными словами, удар и убийство прямо из ножен.